Структура культуры как целостной системы. Материальная и духовная культура
Структура культуры представляет собой систему, единство образующих ее элементов. Доминирующие черты каждого из элементов образуют т.н. «ядро» культуры, которое представляет собой неантагонистическую целостность ведущих ценностных ориентаций. «Ядро» культуры выступает как ее основополагающий принцип, который выражается в науке, искусстве, философии, морали, религии, праве, основных формах экономической, политической и социальной организации, в ее менталитете и образе жизни. «Ядро» культуры может меняться в зависимости от экономических условий, морально–правовых установок и эстетических идеалов того или иного общества.
Культуру как целостную систему принято делить на материальную и духовную. Материальная культура охватывает всю сферу материально–производственной деятельности человека и ее результаты: орудия труда, здания и сооружения, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи, технологии и т.п.
К духовной культуре относится сфера духовного производства и ее результаты, т.е. сфера сознания – наука, мораль, религия, право, философия, искусство, литература, фольклор, воспитание и просвещение и т.д. Сюда же следует отнести отношения людей между собой, к самим себе и к природе, которые складываются в процессе производства продуктов материальной и духовной деятельности.
Деление культуры на материальную и духовную лишь на первый взгляд кажется достаточно четким и бесспорным, поскольку многие виды деятельности (например: искусство врача, искусство педагога, искусство дизайна, шедевры архитектуры или моделирование одежды) трудно отнести строго к материальной или духовной культуре.
Поэтому возможен и другой подход к разграничению двух ипостасей культуры: материальная связана с творческим преобразованием, окружающей природы в вещественные продукты человеческого труда – «очеловеченная» часть объективного мира, (например, запах духов в отличие от запаха розы).
Духовная культура – это преобразование внутреннего мира человека, «души» человека или целого народа и его социального бытия. Иными словами, несколько упрощая, можно сказать, что духовная культура – это идея, а материальная – ее опредмеченное воплощение.
В реальной жизни духовная и материальная культура практически неразделимы. Так, например, книга, картина – с одной стороны материальны, а с другой духовны. Даже музыка материализируется в нотах.
Говоря о единстве материальной и духовной культуры и не отрицая в то же время их различной природы, следует отметить, что по мере развития общества с ростом числа культурных людей все более стирается противостояние между «жрецами» культуры и прочими смертными, духовной элитой и анонимной массой.
Результатом различных видов умственной и художественной деятельности (духовного производства) являются духовные ценности. Ценности – это материальные и идеальные объекты, способные удовлетворять те или иные потребности общества, класса, группы, отдельного человека, служить их интересам и целям. Они могут классифицироваться по содержанию на: 1) научные, 2) нравственные 3) художественные.
Научные ценности духовной культуры – это проверенные практикой человеческие знания; они объективны, устойчивы во времени и лишены национальных или классовых оценок (Истина).
Нравственные ценности воплощены в нравственных нормах, обычаях и законах, направленных на благо человека (Добро).
Художественные ценности или ценности искусства – это продукты такой области духовной деятельности, где «работают» прежде всего чувства (Красота).
Соотношение и взаимосвязь научных, нравственных и художественных ценностей, т.е. Истины, Добра и Красоты – едва ли не центральный вопрос философии культуры.