Две эпохи в развитии социологии
ИСТОРИЯ ЗАПАДНОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ
КАК «ДРАМА ИДЕЙ»
С |
тановление и эволюция западной социологии непосредственно связаны с общей динамикой изменений социальной реальности и ее цивилизаци-онного контекста. Социальная мысль, двигаясь «по стопам» развивающейся европейской цивилизации, стремилась в своих концептуальных построениях, объяснительных теоретических моделях раскрывать смыслы и суть происходящего в обществе. Ее развитие совершалось волнообразно, с чередованием подъемов и спадов. Так, в античном мире социально-философская рефлексия, заявив о себе поначалу в виде отдельных суждений софистов и киников, обретает вид полномасштабных концепций в фундаментальных сочинениях Платона и Аристотеля. После этого ее активность начинает постепенно угасать.
Познавательное отношение теоретического сознания к социальной реальности, имеющее вид накопления фактов и идей, может быть рассмотрено как приобретение все более адекватных представлений о ценностях, потребностях, интересах, которыми руководствуются люди в практике социальных отношений.
В социальных идеях и учениях воплотилась конструктивная роль общественного сознания по упорядочению и логическому оформлению стихийного социального опыта в концептуальные, внутренне организованные целостности теоретических построений.
Социальная реальность логически реконструировалась в них средствами теоретической рефлексии. Историческое накопление мыслительного материала, расширение арсенала идей, развитие категориального аппарата позволяло с течением времени осуществлять все более глубокий философский анализ социальных проблем.
Социальная мысль, несмотря на периодические затухания своей поисковой активности, постепенно приобретала опыт и силу, глубину и основательность суждений. Этот процесс совершался, как правило, не посредством монологов мыслителей-одиночек; чаще всего это были диалоги и даже «триалоги» и «полилоги» исследователей с их идейными контрагентами, с авторитетами прошлого и настоящего. При этом сталкивались различные подходы к одним и тем же проблемам, соперничали непохожие друг на друга методы, конкурировали системы аргументации, состязались мировоззренческие и нравственные принципы, индивидуальные интересы и пристрастия.
Л. Толстой высказал в своей «Исповеди» мысль о том, что когда обращаешься к наукам, которые пытаются давать ответы на вопросы, связанные с наиболее сложными проблемами бытия человека в социальном мире, то встречаешь «беспрестанные противоречия одного мыслителя с другими и даже с самим собою». Это весьма характерно для истории социальной мысли, которую можно рассматривать не только как историю социологических идей, но и как историю социологических проблем.
Внутри внешне плавной динамики исторического развития социальной мысли и социальных учений обнаруживаются резкие контрасты и поляризации, глубокие расхождения позиций, которые превращают весь исторический процесс в многоактную интеллектуальную драму погони человеческого разума за ускользающей истиной. Таким образом, предложенное А. Эйнштейном определение истории науки как «драмы идей» в полной мере может быть отнесено к истории социальной мысли в целом и социологической теории в частности.
•34'
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫ
И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ
СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ
Основные коллизии «драмы социологических идей» могут быть рассмотрены в контекстах действия двух ведущих социокультурных парадигм1 — классики и модерна. Как рациональные методологические модели высокой степени обобщенности, обладающие императивной силой для исследователей, эти парадигмы предписывали или продолжают предписывать разработку конкретных проблем социальной теории в русле определенных исходных мировоззренческих и познавательных принципов.
Функциональное своеобразие парадигм заключается в их способности к параллельному сосуществованию в социокультурном времени-пространстве с попеременным доминированием какой-либо одной из них. Так, социокультурная триада парадигм классики, модерна и постмодерна подчинена историческому ритму маятниковых колебаний. Если первые две парадигмы обозначить двумя крайними точками, то между ними обнаруживается амплитуда колебаний исторического маятника. Эта амплитуда, если ее брать в тот момент, когда маятник двигался от «пункта» классики к «пункту» модерна, служит графическим обозначением маргинальной стилевой формы, обозначаемой понятием протомодерна. Когда же маятник устремился в противоположном направлении от модерна к классике (неоклассике), то он оказался в социокультурном пространстве постмодерна.
Каждая парадигма обладает свойством доводить до логического конца все имеющиеся в ее распоряжении творческие ресурсы и потенциалы. Так, классика довела до конечного пункта логику нормативности, пафос дисциплинарности. Модерн выявил все доступные созерцанию и пониманию творческие резервы анорматив-ности.
1 Парадигма (греч. paradeigma — образец, пример) — система мировоззренческих, методологических, нормативно-ценностных установок, предписывающих теоретическому сознанию решать научные проблемы строго определенным образом.
Некогда, на исходе средневековья Фома Аквинский создал трактат «Сумма теологии», в котором попытался дать завершающую, «суммарную» формулу социокультурного, духовного опыта, накопленного европейской христианской цивилизацией за предыдущее тысячелетие. Аналогичным образом на историческом излете эпохи классики должны были появиться подобные «Суммы». И они действительно возникли. Самым характерным оказалось то, что их возникновение имело авторскую мотивацию именно такого же рода, как и в «Сумме теологии» Аквината. В философии XIX в. на роль подобной «суммы» могла бы претендовать грандиозная гегелевская система. В европейской литературе — это масштабные эпопеи Бальзака и Золя. В русской литературе — это начатый, но не завершенный Достоевским проект многотомного сверхромана «Житие великого грешника» и т. д.
ПАРАДИГМА КЛАССИКИ.
ОСОБЕННОСТИ
КЛАССИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ И КУЛЬТУРЫ
Обозначим наиболее характерные особенности классической эпохи, ее цивилизации и культуры, имеющие определяющее влияние на формирование методологического инструментария социальных исследований.
Парадигма классики:
1) совпала в своем развэртывании и в логике самооб
наружения своих духовных возможностей с историей
доиндустриального общества и длилась в Европе, начи
ная с «осевого времени» (VIII—II вв. до н. э.) до середи
ны XIX в.;
2) не культивировала тоталитарных форм социаль
ности, относилась к ним как к чему-то экзотическому в
теории (жанр утопии) и эпизодическому, периферий
ному в политической практике (например, империя
инков);
3) имела разработанную, дифференцированную, по
лиморфную систему устойчивых стилевых качеств и при
знаков, отчетливо обозначившихся в содержании ряда
■36
гаких «больших» стилей, как ренессанс, барокко, классицизм, рококо, романтизм и т. д.;
4) вектор классических культуротворческих интен
ций был устремлен в направлении от хаоса к порядку;
в классическом сознании доминировала уверенность в
продуктивности порядка и гибельности хаоса, который
рассматривался как начало, враждебное человеку, куль
туре, цивилизации;
5) классический культурный космос — мир строгой
нормативности запретительного характера; царящему в
нем духу дисциплинарности соответствовал политико-
юридический тезис «запрещено все, что не разрешено»;
доминирующими парадигмами, при помощи которых в
западном культурном сознании строились картины мира,
выступали теодицея и антроподицея;
6) логика теоретической изобразительности была ус
тремлена по направлению к симфонизму, позволявшему
упорядочивать материал, подчинять его строгим компо
зиционным нормам;
7) социальное знание стремилось к системности;
8) всякая мысль, в каком бы тексте — философском,
юридическом, педагогическом или художественном —
она ни присутствовала, никогда не представала в своей
изначальной, вненормативной «наготе», а непременно
была облачена в социокультурные «одеяния» из множе
ства нормативных условностей;
9) господствовала вера во всесилие рационального
мышления, переходящая в устойчивый эпистемологи
ческий оптимизм, рассчитывающий в любом фрагменте
реальности непременно обнаружить либо типовые зна
чения, либо эксклюзивные смыслы и при этом приори
тетное место отводилось первым;
10) была привязана к традициям;
11) характеризовалась общей конструктивной устрем
ленностью к культуротворческой деятельности; на про
тяжении всей классической эпохи, от Платона до Геге
ля, социологическое знание развивалось в единстве с
метафизикой; плоды метафизического воображения пре
обладали над результатами эмпирического познания, а
метафизическая дедукция довлела над практикой ин
дуктивных обобщений.
• 37 •
ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
КАК СОЦИАЛЬНАЯ ОСНОВА
КЛАССИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Традиционное общество — это исторически первая форма цивилизованного социума, пришедшая на смену патриархально-родовому, догосударственнному, доправовому, естественному состоянию и отличающаяся абсолютным доминированием аграрной экономики. По отношению к нему используется также определение «доиндустриальное общество», поскольку традиционное общество имеет свойство трансформироваться в общество индустриальное.
В марксизме концептуальный аналог традиционного общества именуется докапиталистическим обществом, включающим две исторические ступени — рабовладельческую (античный социум) и феодальную (средневековый социум).
Сущностные признаки традиционного общества:
1) преобладание натурального хозяйства, слабая раз
витость рыночных отношений;
2) устойчивость социальных структур, институтов,
типовых моделей межсубъектных отношений;
3) господство традиционных форм социального пове
дения и культурных образцов нормативно-ценностного
характера; консервативность общественной психологии
и индивидуального мышления, негативное отношение
субъектов к большей части социальных инноваций;
4) доминирование в ранних его фазах духа патриар
хальной общинности, предполагающей слабую развитость
личностного начала, отсутствие в нем ярко выраженно
го трансгрессивного духа и стремления к противопо
ставлению индивидуального «я» общинному «мы»;
5) высокий социокультурный статус ценностей и норм
корпоративной морали и, соответственно, низкая социаль
ная оценка попыток к обретению личностной автономии;
6) отсутствие специальных общественных механиз
мов по культивированию пространства социальной и ду
ховной свободы;
7) жесткая иерархическая поляризованность струк
туры социума, состоящего не из равноправных граждан,
а из вертикально ориентированных социальных диад
противоположных сословий и слоев — землевладельцев
и крестьян, сеньоров и вассалов; существование правовых ограничений (чаще всего на базе норм обычного права), препятствующих переходам индивидов с одного уровня на другой;
8) преимущественная опора институтов государствен
ной власти на механизмы внеэкономического принуж
дения; активное использование авторитета религии для
укрепления политического господства властвующих
субъектов;
9) сакрализованный характер абсолютного большин
ства политико-правовых акций, осуществляемых госу
дарственными институтами;
10) единство политических стратегий светской и цер
ковной власти, чьи институты увенчивают социальную
пирамиду;
11) высокий авторитет духовенства и важная роль
института церковного суда в социальной жизни;
12) преобладание монархического типа властвования
над всеми остальными в силу его близости стереотипам
патриархального мировосприятия и мироотношения.
РЕНЕССАНС — ПЕРВЫЙ КРИЗИС
ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА И КЛАССИЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
j" Ренессансом (от франц. renaissance, итал. rinasci-I mento — возрождение) именуется эпоха с XIV по XVI в. * в истории европейской цивилизации и культуры. Тер-| мин «возрождение» был введен в середине XVII в. итальянским художником и историком искусства Джорджо < Вазари. В своем фундаментальном труде «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» он противопоставил два стиля — средневековый, «варварский», не имевший представлений об истинной красоте, и новый, возникший на основе обращения к античным образцам художественного совершенства и фактически возродивший их.
В середине XIX в. швейцарский историк искусства Я. Буркхардт, автор известного исследования «Культура Возрождения в Италии» отделил Ренессанс не только от предшествовавшей ему средневековой культуры, но и от пришедшего ему на смену стиля барокко. Таким образом,
ренессансная культура обрела достаточно определенную ] локализованность в социальном пространстве и времени. Она предстала как исторический симбиоз трех начал — античного, средневеково-христианского и собственно ре-нессансного. Слившись воедино, они породили удивительный по своей выразительности и одухотворенности культурный стиль. Греко-римский натурализм вместе с христианским спиритуализмом оказались подчинены стремлению искать высшую красоту не на небесах, а на земле.
В Италии, на своей родине, Возрождение прошло несколько этапов. Первый период — XIII век («треченто») или Проторенессанс (букв, «предренессанс»). Второй период — XIV век («кватроченто») или раннее Возрождение. Третий период — XV век («чинквеченто») вобрал в себя фактически два этапа — высокое и позднее Возрождение, когда создавали свои шедевры крупнейшие итальянские мастера Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Джорджоне.
На протяжении Ренессанса совершался переход от феодального средневековья к современному типу западной цивилизации, происходила смена типов культуры, систем ценностей и форм миросозерцания. Это была переходная и потому чрезвычайно противоречивая эпоха, когда совершался целый ряд радикальных социокультурных метаморфоз в европейском нормативно-ценностном сознании. И хотя К. Ясперс утверждал, что сущность Ренессанса, где бы он ни заявлял о себе, состоит в том, что в культуре возникает воспоминание о возможностях и ценностях «осевого времени» и желание возродить их, все же инновационное начало в нем доминирует над традиционным, консервативно-ретроспективист-ским. Новообразующаяся цивилизация, пытающаяся припасть к своим истокам, приобщиться к ценностям «осевого времени», в итоге получает мощный творческий импульс для своего дальнейшего развития и энергично устремляется вперед.
Основные социокультурные метаморфозы, сопутствовавшие Ренессансу:
1) изменилась модель мироздания — средневековая картина конечной Вселенной сменяется умозрительной
•40«
моделью бесконечного Космоса, возникла идея самодвижения космической материи, в результате которой исчезает необходимость в Боге как перводвигателе и первоисточнике миропорядка;
2) произошла смена моделей культуры — человек
поставил себя в центр мироздания, теоцентризм начал
уступать место антропоцентризму;
3) заявил о себе новый социокультурный тип лично
сти с явно выраженными трансгрессивными наклоннос
тями, рвущийся к неизведанному и запретному, страст
но жаждущий самореализации и самоутверждения;
4) раздвинулось пространство социальной свободы.
Ренессансная и постренессансная мысль обнаружила
острый интерес к тому, что находится «под» структурами человеческого сознания, т. е. имеет субструктурный характер. Это перемещение поиска происходило вместе с утверждением в европейской культуре новой, антропо-центристской модели мировосприятия. Индивидуальное «я» становится главным предметом внимания для мыслителей, писателей, поэтов, художников. Открыв новую главу, западная культура как бы «проваливается» в человека, в глубины разверзшейся перед ее испытующим взором субъективной реальности. Мысль о том, что человеческое сознание представляет собой абсолютную реальность, пребывающую в основании всего сущего, все прочнее утверждается в европейской философии. У Р. Декарта, а затем И. Канта она предстала в виде стремления рассматривать любую предметность не саму по себе, а как данную человеку через сознание и его формообразующие усилия. В XX в. она оформилась в самостоятельный феноменологический метод, который оказался нацелен на отыскание безусловных первоначал всякого знания в глубинах трансцендентального «эго».