Стратегия, программа и методы социологического исследования 3 страница
Наряду с названными документами в процедуре подсчета единиц контент-анализа применяются специальные формулы, в частности, формула коэффициента Яниса Она предназначена для исчисления соотношения между благоприятными и неблагоприят-ными оценками, позициями, суждениями по интересующему ис-следователя вопросу Например, при исследовании отношения на-селения Беларуси к возможности развития атомной энергетики выявились существенные расхождения как в позициях между экспертами и большинством населения по этой проблеме, так в оценках и в единицах возможных последствий принятия решения сооружения ядерных энергетических установок Когда в подобных случаях общее количество благоприятных оценок (единиц анали-
правленном изучении. Чаще всего он используется при изучении сообщений, транслируемых на массовую аудиторию газетами, радио, телевидением.
Анализ больших текстовых массивов ставит перед исследователем проблему обеспечения репрезентативности результатов при отборе текстов, поэтому и при проведении этой процедуры осуществляется метод выборки, во многом аналогичный тому, который обстоятельно изложен в сороковй главе. Отметим только, что в каждом конкретном социологическом исследовании, в котором применяется контент-анализ, вопрос о построении выборки (т.е. отбора источников информации и отбора необходимых для исследования документов) решается по-своему, в зависимости oi особенностей объекта и целей исследования.
Важную роль при использовании контент-анализа играет установление адекватности документов. Она определяется как степень, в которой в изучаемом документе отражаются интересующие исследователя характеристики объекта, т.е. степень, в какой документ соответствует предмету исследования. Контент-анализ в процессе социологического исследования целесообразно дополнять другими методами исследования или же использовать его в качестве дополнительного метода, если основным методом исследования выступает какой-либо иной из социологических методов. Например, при проведении массовых опросов в некоторых случаях очень важно использовать контент-анализ открытых вопросов анкет и бланков интервью.
Как и всякое иное методическое средство, контент-аналитические приемы и процедуры социологического исследования могут дать ожидаемый эффект только если они, во-первых, соответствуют целям и задачам изучения определенного социального процесса или явления и употребляются в свойственных им пределах, и, во-вторых, когда они проводятся квалифицированно, с соблюдением всех правил соответствующей процедуры, дополняясь в случае необходимости применением других методов конкретного социологического исследования.
Вопросы для самоконтроля и повторения
1. Что представляет собой анализ документов как метод социологиче
ского исследования?
2. Какие основания классификации документов Вы знаете?
3. Какие виды документов используются в социологических исследова
ниях?
4. В чем заключается традиционный анализ документов?
5. В чем состоит своеобразие и сущность формализованного анализа
(контент-анализа) документов?
6. Что представляет из себя категориальная модель предмета контент-
анализа?
7. Что такое система единиц контент-анализа и каковы ее компоненты?
8. Какие существуют меры (единицы) измерения в процедуре контент-
анализа?
9. Какие документы используются в процедуре контент-анализа?
Литература
1. Андреенков В.Г. Анализ существующих данных. Контент-анализ
//Социология /Под ред. Г.В. Осипова. М., 1996.
2. Гречихин В.Г. Анализ документов //Лекции по методике и технике
социологических исследований. М., 1988.
3. Методы анализа документальных источников //Методы сбора инфор
мации в социологических исследованиях. Кн. 2. М., 1990.
4. Орлова Э.А. Анализ документов //Рабочая книга социолога /Ред.
Г.В. Осипова и др. М., 1983.
5. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа,
методы. М., 1996.
Глава 37. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
Каждому из нас осознанно, целенаправленно или неосознанно, случайно приходится ежедневно совершать процесс наблюдения - следить за восходом или заходом солнца, присматривать за детьми, наблюдать за различными событиями, происходящими на улице, на экране телевизора и т.п. В отличие от обыденного наблюдения, позволяющего человеку получать информацию о различных явлениях и процессах внешнего мира, существует и широко применяется в различных науках специализированное, произвольное наблюдение, которое называется научным. Научное наблюдение характеризуется прежде всего тем, что оно направлено на достижение определенной научной цели - преднамеренное получение специфической информации, необходимой для решения задач научного исследования, а также тем, что оно носит систематический и планомерный характер, подвергаясь в связи с этим анализу и контролю.
\)
В общественных науках метод систематического и целенаправленного наблюдения одним из первых применил Ф. Энгельс в своей широко известной работе «Положение рабочего класса в Англии» (1845 г.), в которой записано: «По собственным наблюдениям и достоверным источникам». Спустя несколько лет французский социолог Ф.Ле Пле опубликовал результаты своих наблюдений за жизнью 36 рабочих семей в книге «Европейские рабочие». В начале 30-х годов XX столетия американские социологи, супруги Линди, обобщили результаты своих наблюдений за жизнью типичного американского среднего города в книге «Средний город». В те же годы российские исследователи М.Я. Басов, П.П. Блонский и др. опубликовали результаты своих наблюдений за поведением детей, причем М.Я. Басов сформулировал вывод о том, что единицей наблюдения должен быть «акт» поведения. Широкое применение метод наблюдения нашел в различных разделах социологии в 60-90-е годы XX столетия.
Что же представляет собой социологический метод наблюдения?
В социологии под наблюдением понимается метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем направленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия (отслеживания) и регистрации значимых с точки зрения целей и шдач исследования социальных явлений, процессов, ситуаций, подвергающихся контролю и проверке.
В процессе применения наблюдения в социологии необходимо иметь в виду и учитывать следующие его особенности.
Во-первых, для социологического наблюдения характерна связь наблюдателя с изучаемым объектом. Ни в одной другой науке, кроме социологии, исследователю не приходится осуществлять наблюдение за совокупностью, к которой он сам принадлежит или которая на него оказывает сильное воздействие. Дело в том, что социолог изучает общество, ту или иную его совокупность -территориальную, этническую и др., сам являясь членом данного общества, а иногда и членом изучаемой социальной совокупности. И эта принадлежность к обществу или какой-то его части накладывает существенный отпечаток на восприятие наблюдателем социальной действительности, на ее понимание, истолкование и оценку.
Во-вторых, наблюдатель воспринимает изучаемый социальный объект через призму своих интересов, привязанностей, эмо-
ций, симпатий, антипатий и т.п., а все это не может не накладывать определенный отпечаток как на сам процесс наблюдения (выбор его объекта, точки зрения на объект и т.п.), так и на его оценку и интерпретацию.
В-третьих, в процессе социологического исследования наблюдение всегда является сечективиым, т.е. изобразительным, направленным на совершенно определенные объекты, которые подлежат наблюдательным операциям, и не принимающим во внимание все остальные. Направленность селективности определяется целями и задачами проводимого исследования.
В-четвертых, в социологии, в отличие от других наук, обычно сложно провести повторное наблюдение. Такое наблюдение чрезвычайно затруднительно, так как социальные явления и процессы подвергаются воздействию огромного количества факторов, под влиянием которых постоянно видоизменяются, даже если объектом наблюдения являются так называемые циклические события, например, движение людей на работу и с работы, их участие в избирательных кампаниях и т.п. Поэтому только хорошо организованное, тщательно проведенное и неоднократное наблюдение может обеспечить исследователя достоверной информацией. По той же причине наблюдение как метод сбора первичной социоло-
■ гической информации редко выступает в качестве основного инструмента социологического исследования. Чаще всего оно исполь-
* зуется в совокупности с другими методами.
Хорошо известно, что в научных исследованиях, проводимых в области микрофизических явлений, существует определенное взаимодействие между наблюдателем-исследователем, применяемым им в процессе исследования прибором и изучаемым микрообъектом, поведение которое существенно зависит от особенностей данного взаимодействия. В еще большей степени является значимым взаимодействие между наблюдателем и наблюдаемым объектом в сфере социальных явлений и процессов. Исследуя социальный процесс или ситуацию, необходимо всегда иметь в виду возможности искажения результатов наблюдения, определяемые, с одной стороны, фактом присутствия наблюдателя в определенной социальной ситуации, где действуют различные личности и их общности, а с другой - самими особенностями наблюдения: интересами, предпочтениями, жизненными позициями наблюдателя, его профессиональной компетентностью и др. Необходимо иметь в виду, что само присутствие наблюдателя может вызывать у на-
55J
блюдаемых индивидов застенчивость, нервозность, неуверенность в своих действиях, особенно когда эти действия расходятся с действующими в обществе нормами и стандартами поведения или не соответствуют переживаемой ситуации.
Поэтому применение метода наблюдения в прикладном социологическом исследовании осуществляется с учетом:
1) особенностей социологического наблюдения как специ
фического процесса;
2) особенностей взаимодействия между наблюдателем и на
блюдаемым социальным объектом - индивидами, их группами,
действиями и т.д. В связи с этим возникает вопрос: когда, при ка
ких обстоятельствах желательно или необходимо применение ме
тода наблюдения.
Чаще всего наблюдение в социологии применяется тогда, когда информация, необходимая исследователю, не может быть получена никакими иными способами, например, при изучении поведения людей на митингах или во время массовых зрелищ — футбольного матча, выступления рок-группы, экстремальной ситуации — дорожного происшествия, пожара и т.д. Кроме того, наблюдение целесообразно использовать при изучении поведения людей в привычных, часто повторяющихся ситуациях (перемещение на работу и с работы, осуществление покупок в продовольственных магазинах и т.п.), когда действия индивидов и их групп приобретают «автоматизированный» характер, а человеку становится трудно объяснить, почему он осуществил именно данное действие из привычных ему в соответствующей ситуации. С другой стороны, попадая в экстремальную ситуацию и испытывая в связи с этим чрезмерное эмоциональное напряжение, человек чаще всего действует как бы не рассуждая, по первому побуждению, а поэтому впоследствии оказывается не в состоянии объяснить, почему он совершил один поступок, а не другой; наблюдение же в таком случае позволяет выявить типичные реакции людей в чрезвычайных ситуациях и в шоковых состояниях.
Наблюдение следует также применять при исследованиях разведывательного характера, когда еще не выработано четкое представление о проблеме и объекте исследования, а предварительные гипотезы еще не сформулированы.
Из сказанного вытекает вывод, что наблюдение в социологическом исследовании может служить для достижения различных целей. Во-первых, оно может быть использовано в качестве источ-
ника информации об исследуемом социальном объекте. Во-вторых, с его помощью можно получить дополнительные сведения об изучаемом объекте. В-третьих, наблюдение способно служить в качестве средства проверки данных, полученных другими методами.
Для того, чтобы наблюдение достигло намеченных целей, необходимо разработать программу и план его осуществления. В программе выявляется проблемная ситуация, подлежащая наблюдению, определяются цели и задачи, объект и предмет наблюдения, способы осуществления и регистрации полученной информации. Она определяет следующие основные этапы научного наблюдения.
1. Выявление цели и задач наблюдения. Цель определяет на
правленность наблюдения. В зависимости от цели исследования
задачами наблюдения могут быть: предварительная ориентировка
в объекте наблюдения (в составе исследуемой совокупности, в
специфике ее деятельности, в существующей социальной ситуа
ции и т.п.); получение интересующей наблюдателя информации;
уточнение и проверка результатов, полученных при помощи дру
гих методов; выдвижение предварительных гипотез и их проверка.
2. Выявление объекта и предмета наблюдения. В качестве
объекта наблюдения могут выступать отдельные индивиды, их
различные общности и группы, способы их деятельности. Предме
тами наблюдения могут стать вербальные и невербальные акты
поведения отдельных индивидов, их групп (семейных, профессио
нальных и др.), а также более обширных общностей (этносов, тер
риториальных структур - городов, регионов и т.п.); определенные
ситуации, в которых оказываются изучаемые индивиды и соци
альные общности.
3. Выбор способа наблюдения, более эффективно обеспечи
вающего сбор необходимой информации - включенное, не вклю
ченное и иные виды наблюдения.
4. Определение способов регистрации наблюдаемого объек
та, его действий и изменений. Регистрация результатов наблюде
ния может осуществляться в специально разработанных карточках
и протоколах наблюдений, в блокнотах, в звуко- и видеозаписях, в
кино- и фотодокументах.
5. Осуществление контроля наблюдения. Оно может быть
реализовано путем обращения к документам, связанным с иссле
дуемыми событиями и ситуациями, верификации (проверки) ре
зультатов собственных наблюдений с наблюдениями, выполнен
ными другими квалифицированными наблюдателями и т.п.
6. Обработка и интерпретация полученной информации мо
жет осуществляться как традиционными методами - логическое
обобщение полученных эмпирических данных, построение выводов
и т.п., так и методами обработки массивов полученной информации
посредством компьютеров. Во втором случае необходимо примене
ние стандартизированных карточек регистрации наблюдений.
7. Составление отчета о результатах наблюдения и полу
ченных выводах. Такой отчет должен содержать документацию об
объекте, предмете, времени, месте и обстоятельствах произведен
ного наблюдения; информацию о способе наблюдения и роли на
блюдателя; характеристику наблюдаемых индивидов, социальных
групп, способов их общения и деятельности в определенных си
туациях; рекомендации по практической реализации полученной в
процессе наблюдения социологической информации.
В плане организации и проведения социологического наблюдения определяются сроки проведения наблюдения и его основные этапы, устанавливаются средства сбора информации, сроки и типы подготовки необходимой документации (тиражирование карточек, инструкций, бланков протоколов, подготовка технического оборудования — диктофонов, видеоаппаратуры и т.п.), виды отчетности и сроки ее представления заинтересованным организациям.
В зависимости от целей и задач осуществляемого социологического наблюдения положения и роли наблюдателя в изучаемой ситуации, по степени формализации исследовательской процедуры, условиям ее организации выделяется несколько видов наблюдения. Основные из них сводятся к следующему.
1. Нестандартизированное (неструктурализованное) наблю
дение- это такой способ изучения социальных явлений и процес
сов, при котором определен только объект наблюдения, но иссле
дователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемо
го процесса, события, ситуации и т.п. он будет наблюдать. Этот
вид наблюдения чаще всего применяется на начальной стадии со
циологического исследования с целью определения проблемной
ситуации.
2. Стандартизированное (структурализованиое) наблюде
ние - такой способ сбора эмпирической социологической инфор
мации, при котором заранее определен не только объект и предмет
исследования, но и состав элементов изучаемого процесса, кото
рые имеют наиболее существенное значение для достижения на
меченных целей и решения задач, стоящих перед исследователем
(исследовательским коллективом). Оно может быть использовано как основной метод сбора информации для точного описания предмета исследования и в качестве способа проверки результатов, полученных другими методами, уточнения и их корректировки. Его применение требует хорошего предварительного знания предмета исследования и предварительной стандартизации категорий, применяемых в процессе наблюдения; определения подлежащих наблюдению факторов и отражения их в виде таблиц, протоколов, карточек, технических средств, применяемых в процессе осуществления социологического наблюдения. Только соблюдение всех этих условий делает стандартизированное наблюдение контролируемым и результативным.
3. Невключепное (внешнее) наблюдение - это такой способ
социологического исследования, при котором исследователь нахо
дится вне изучаемого объекта, изучает его как бы со стороны. На
блюдатель в таком случае не включается в ход событий, не участ
вует в них, не задает вопросов наблюдаемым индивидам. Он как
бы отстранен от них, просто регистрируя происходящее под углом
зрения целей и задач исследования. Невключенное наблюдение
применяется для описания социальной ситуации, в условиях кото
рой происходят интересующие наблюдателя события. Примером
такого наблюдения может служить неоднократно применявшийся
автором этих строк при осуществлении исследования социально-
политической ситуации в Беларуси, способ описания поведения
отдельных индивидов и их групп во время массовых митингов и
шествий, проводимых коммунистическими организациями, Бело
русским Народным Фронтом в Минске в 1991-1998 гг.
4. Включенное наблюдение - это такой способ социологиче
ского исследования, при котором наблюдатель в той или иной сте
пени непосредственно включен в изучаемый социальный процесс,
находится в прямом контакте с изучаемыми индивидами и группа
ми и участвует вместе с ними в определенной сфере деятельности.
В зависимости от места и роли наблюдателя различаются четыре типа включенного наблюдений.
Первый из них - полное включение, когда наблюдение производится скрытно, изнутри исследуемой группы или общности, а истинное лицо и цели наблюдателя неизвестны наблюдаемым личностям. При полном включении социолог действует в исследуемой общности в качестве ее активного члена, а остальные ее члены не подозревают, что в их среде находится исследователь.
Примером такого полного включения может служить деятельность сотрудника Института социологии Национальной Академии наук Беларуси B.C. в качестве рабочего одного из цехов Минского мотовелозавода. В течение полугодовой работы там, оформленной через соответствующее оформление в отделе кадров, он сумел обстоятельно изучить отношение рабочих, служащих и специалистов к труду, заработной плате, руководящему составу предприятия, и происходящим в стране социально-экономическим и политическим изменениям.
Вторым типом включенного наблюдения исследователя, при котором последний не скрывает своей роли, наблюдает жизнь определенного коллектива в различных ситуациях. Именно таким образом ведет себя заводской социолог, который является членом того же предприятия, что и изучаемый им производственный коллектив цеха или участка, смены и т.п. В таком случае наблюдаемый коллектив довольно быстро адаптируется к присутствию наблюдателя и при положительном отношении к целям исследования начинает активно помогать ему в сборе интересующего исследователей эмпирического материала. В данном случае позиция исследователя может быть охарактеризована как «участник-наблюдатель».
Третий тип включенного наблюдения характеризуется положением и ролью исследователя в качестве «наблюдателя-участника». В таком случае контакт наблюдателя с членами коллектива минимален, исследователь не скрывает своих целей, но осуществляемое им наблюдение носит более формальный характер. Примерами такого наблюдения могут служить осуществляемые на предприятиях хронометражи затрат рабочего времени или определение роли освещенности, запыленности цеха на производительность труда работающих.
Четвертый тип включенного наблюдения характеризуется позицией исследователя как полного наблюдателя. В этой ситуации исследователь выполняет функции наблюдателя, не взаимодействуя с участниками наблюдаемой ситуации. Он выполняет свою роль образом, очень сходным с невключенным наблюдением.
5. Полевое наблюдение отличается тем, что проводится в реальной жизненной ситуации, в естественной обстановке, в непосредственном контакте исследователя с изучаемым объектом. Большинство стандартизированных, не стандартизированных, включенных наблюдений проводится именно в форме полевого наблюдения.
6. Лабораторное наблюдение - такой тип сбора эмпириче
ской социологической информации, который осуществляется в ис
кусственно созданных для наблюдаемой группы и контролируе
мых исследователями условиях. При проведении такого наблюде
ния социологи довольно часто используют различные технические
средства фиксации поведения наблюдаемых; его изменения с из
менением условий и ситуации, в которых осуществляются дейст
вия специально подобранных для лабораторного исследования
участников.
7. Систематическое наблюдение — такой тип исследования,
который проводится по четко определенному графику, с регуляр
ной фиксацией заранее обусловленных признаков, ситуаций, про
цессов и действий. Оно позволяет выявить динамику изучаемых
процессов и событий. Таковым, например, является изучение по
ведения людей на протяжении месяца или года (с определенным
интервалом) при перемещении их на работу (с целью установле
ния желательной ритмики движения транспорта) или у обменных
пунктов (для определения реагирования населения на изменение
курса валют).
8. Эпизодическое наблюдение - это фиксация изучаемых яв
лений и событий при отсутствии четкого регламента регистрации
их в определенных временных интервалах или по различным эта
пам их протекания.
9. Случайное наблюдение - это социологическое исследова
ние, при котором единицы и сроки наблюдения заранее не преду
сматриваются, а исследователь наблюдает и фиксирует интерес
ные, заслуживающие внимания, с его точки зрения, факты и собы
тия социальной жизни. Такое наблюдение возникает и в том слу
чае, когда социолог при проведении систематического наблюдения
сталкивается с интересным фактом или событием, имеющим непо
средственное отношение к изучаемому объекту, но не предусмот
ренным заранее исследовательским проектом. Например, при изу
чении влияния заработной платы на отношение людей к труду мо
жет обнаружиться и влияние содержания досуга на трудовую дея
тельность; тогда социологу полезно понаблюдать, каким образом
такое влияние осуществляется.
10. Одномоментное наблюдение - такое наблюдение, в ко
тором фиксируется одно явление или событие, происходящее в
определенном месте и в определенное время, например, осуществ
ляемое социологом невключенное наблюдение за митингом опре
деленной политической партии или движения.
Очень важно при организации и проведении социологического наблюдения учитывать его достоинства и недостатки. Самое главное достоинство этого метода - непосредственность наблюдения изучаемого объекта, что бывает иногда незаменимым на начальных этапах исследования. Это позволяет исследователю уточнить проблему, более четко определить объект и предмет исследования. Второе достоинство метода наблюдения - его гибкость и многовариантность, имеющие важное значение при изучении социальных явлений и процессов. Третье его достоинство - дешевизна, малозатратное™ проведения социологического наблюдения.
В то же время метод наблюдения обладает и рядом недостатков. Самый существенный из них — возможность неоправданного вмешатепьства исследоватечя в ход естественного процесса, гак как присутствие наблюдателя в большинстве случаев накладывает определенный, чаще всего негативный, отпечаток на поведение исследуемых индивидов и групп. Второй недостаток заключается в невозможности применения метода наблюдения к большим социальным совокупностям, таким, например, как нация. Третий недостаток состоит в том, что наблюдение дает возможность получать только качественные, а не количественные характеристики изучаемых явлений и процессов социальной действительности.
Применение метода наблюдения в социологии предъявляет высокие требования к личности наблюдателя. Важное значение имеют уровень его профессиональной компетентности и квалификации, умение входить в контакт с наблюдаемыми индивидами и группами, находить с ними общий язык; иметь высоко развитые способности концентрировать внимание на наиболее существенных особенностях и чертах наблюдаемых событий, действий и ситуаций. Наблюдатель должен быть постоянно сосредоточен, непрерывно контролировать свои действия, чтобы их влияние на наблюдаемую ситуацию было минимальным и не приводило к искажению получаемого в процессе наблюдения результата.
Существенное значение приобретает четкая и правильная фиксация наблюдаемых явлений и процессов. Поэтому перед проведением социологического наблюдения разрабатывается и доводится до сведения наблюдателей инструкция по применению данного метода, в которой определяется, по каким критериям наблюдатель должен фиксировать и подводить под заранее определенные категории те или иные явления, события и действия наблюдаемых индивидов и их общностей. Для однообразного фиксирования изучаемых событий и ситуаций различными наблюда-
Вопросы для самоконтроля и повторения
1 Что такое социологическое наблюдение17
2 Каковы основные особенности социологического наблюдения?
3. В каких случаях применяется наблюдение в эмпирических
социологических исследованиях?
4. Какие этапы исследовательской деятельности определяет программа
наблюдения1?
5. Какие типы социологического наблюдения вы знаете?
6. В чем состоят особенности стандартизированного и включенного наб
людения?
7. Каковы достоинства и недостатки метода наблюдения в социологии''
8. Что такое карточка наблюдения и какова ее структура?
Литература
1. Андреенков В.Г. Наблюдения //Социология /Под ред. Г В. Осипова.
М., 1996.
2. Гречихин В.Г. Метод наблюдения в социологии //Лекции по мето
дике и технике социологических исследований М , 1988.
3. Метод наблюдения в социологическом исследовании //Методы сбора
информации в социологических исследованиях Разд. IV. М., 1990.
4. Орлова Э.А. Наблюдение и его роль в социологии //Рабочая книга
социолога/Под ред. Г.В. Осипова. М., 1983
5. Ядов В.А. Социологическое исследование. М., 1996.
Глава 38. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Одним из широко распространенных общенаучных методов познания является эксперимент. Он начал применяться в естествознании Нового времени, в работах Г.Галилея (1564-1642). Впервые идею о возможности использования эксперимента в изучении общества высказал П.Лаплас (1749-1827), однако только в 20-х годах XX столетия он получил достаточно широкое распространение в социальных исследованиях. Необходимость применения социального эксперимента возникает в тех случаях, когда требуется решить задачи, связанные с определением того, каким образом та или иная социальная группа будет реагировать на включение в обычную для нее ситуацию тех или иных факторов, ведущих к изменению данной ситуации. Из этого следует, что задача социального эксперимента заключается в том, чтобы измерить показатели
реагирования изучаемой группы на те или иные новые для обычной ситуации ее повседневной деятельности факторы в искусственно созданных и контролируемых исследователем условиях.