Архивы эмпирических данных в машиночитаемой форме

Зна­чительный объем, данных, собираемых в результате различного рода статистических обследований, массовых выборочных опросов населения стимулировал развитие все более эффективных средств их накопления и хранения. С развитием вычислительной техники возникла- новая форма хранения данных — хранение в машиночи­таемой форме на перфокартах, перфолентах, магнитных лентах и магнитных дисках. Хранение данных в таком виде непосредствен­но направлено на возможность их обработки на ЭВМ.

Совокупность различных массивов данных (или иной информаций) в машиночитаемой форме и соответствующей им документа­ции называют Архивами данных (иногда Базами данных, Банками данных).

Можно выделить три главные функции, которые играют Архивы данных в социологической науке: сохранение и запоминание дан­ных; распространение данных среди различных центров; развитие методов и процедур для стимулирования более широкого и эффек­тивного использования полученных данных (для сравнительного и вторичного анализа).

В настоящее время практически каждый социологический центр имеет Архив данных. Наиболее крупные архивы имеются в Инсти­туте социологических исследований АН СССР (ведет архив Отдел методики социологических исследований), Институте социально-экон0мическ их -проблем АН СССР, Институте экономики и организации промышленного производства СО АН СССР и других центрах9.

Иконографические документы.

Кино-, видео- и фотодокументы. Иконографическая документация — это произведения изобразительного искусства: картины, гравюры, скульптуры и т. д. Они могут быть проанализированы в трех направлениях:

1) как документы прошлых эпох, позволяющие делать заключения о тех или иных сторонах и деталях духовной или материаль­ной жизни этих эпох, о тех или иных деталях быта;

2) как документация по изобразительному искусству в том слу­чае, если само это искусство как социальное явление становится предметом исследования;

3) как «человеческие документы», т. е. документы, позволяю­щие судить о личностях их авторов. Это тем более важно, что ав­торами произведений искусства, как правило, бывают чрезвычайно духовно богатые люди, оставляющие после себя заметный след а истории культуры.

В похожих, хотя и несколько отличающихся направлениях, мо­гут анализироваться кино- и фотодокументы.

Как документальные свидетельства о событиях, социальных яв­лениях» фактах документальные кинофильмы и фотографии являют­ся особенно ценным материалом, необходимым источником инфор­мации при исследовании кино и телевидения как социальных явле­ний. Эти исследования чрезвычайно актуальны, так как кино и те­левидение превратилось в одно из важнейших средств массовой пропаганды.

Как «человеческие документы» фильмы и фотографии так­же представляют собой определенную ценность. Но здесь сле­дует помнить, что кино- и фотоискусство еще чрезвычайно молодо и что кино с самого его зарождения слишком тесно бы­ло связано с коммерцией, с определенной идеологической обработкой масс.

Фонетические документы.

Фонетические документы также инте­ресны как репродукции прошедших событий. Например, фонети­ческая запись какого-либо собрания, митинга интересна звучанием выступлений (в отличие от текста или стенографической записи и т. п.), непосредственной реакцией слушателей.

Однако наибольший интерес для социолога фонетические до­кументы представляют как источник информации лингвистической. Исследователя, может интересовать структура языка, изучение ко­торой во многом способствует изучению структуры и культуры мышления, сопоставление различных языковых особенностей; ха­рактерных для тех или иных социальных групп и т. п.

Наши рекомендации