Основные методы социологического исследования 1 страница

1.

Социология (от греч. socio - общество, лат. logos - слово, наука) - наука об обществе. Социология изначально была выделена как самостоятельная научная дисциплина, ставящая своей целью дать ответ на вопрос "что такое общество и как оно возможно?" через познание социума и механизмов действия социальности (с французского социальность, переводится как общественность, общежительность, гражданственность, взаимные отношенья и обязанности гражданского быта, жизни). Впервые термин «социология» был использован Огюстом Контом.

Социология (от греч. socio - общество, лат. logos - слово, наука) - наука об обществе. Социология изначально была выделена как самостоятельная научная дисциплина, ставящая своей целью дать ответ на вопрос "что такое общество и как оно возможно?" через познание социума и механизмов действия социальности (с французского социальность, переводится как общественность, общежительность, гражданственность, взаимные отношенья и обязанности гражданского быта, жизни). Впервые термин «социология» был использован Огюстом Контом. Конт предположил, что изучение общества должно соотноситься с принципами изучения природы. На возникновение этой идеи повлияло достаточно бурное развитие естествознания как науки: если люди научились понимать законы природы, значит подобным образом можно изучить законы развития общества. Конт подразумевал, что общество - особая сущность, отличная от государства и индивидов и подчиненная собственным внутренним законам. Практическая суть социологии - участие в совершенствовании общества, которое в принципе поддается такому изменению и реформированию. Конт предположил, что могут быть найдены познавательные инструменты, позволяющие выявить законы развития общества.

Функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные. Познавательные функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы опти­мизации тех областей социальной реальности, которые требуют изменений и реформации. Возможно только комплексное действие функций.

Были выявлены основные функции социологии:

1. Теоретико-познавательная функция подразумевает отличность социологии как науки от системы обыденных знаний и представляет собой специализированные, объективные, доказательные знания об основных социальных проблемах развития современного общества.

2. Практически-преобразовательная функция предполагает использование социологического знания в различных сферах практики: понятно, что рекомендации и выводы социологического исследования являются основанием для принятия неких инновационных решений в области исследования.

3. Мировоззренческая функция формирует систему представлений человека о протекающих социальных процессах и ориентации человека в системе социальных отношений.

Особенность социологии в том, что она изучает общество как целостность. Макс Вебер немецкий социолог, сказал, что главная задача социологии - отыскание смысла человеческих действий. Вебер стал основоположником "понимающей социологии". Задача социологии, в его понимании – анализ и интерпретация действий людей в социологическом контексте.

Основные методы социологического исследования 1 страница - student2.ru Социология в системе общественных наук занимает значительное место - методика и техника изучения человека и его деятельности, методы социального измерения, разрабатываемые социологией, используются всеми гуманитарными науками. Кроме того, существует система междисциплинарных исследований, проводимых на стыке социологии и других отраслей научного познания. При определении места социологии в системе общественных наук необходимо учесть ее деление на теоретическую и прикладную (эмпирическую). Теоретическая социология изучает структуру общества, его основные социальные институты, социальные общности. Она связана с прикладной социологией через посредство частных социологических дисциплин (социология труда, политическая социология, социология семьи, быта, науки, искусства и т. д.). В рамках этих частных социологических дисциплин и ведутся прикладные исследования, объединенные прикладной социологией, разрабатывающей мето­дологию, методику, технику и процедуры социологических исследований. Несмотря на то, что традиционно гуманитарные дисциплины противопоставляются «точным», современная социология тесно связанна с математикой, поскольку математическая статистика является базовой для анализа проводимых исследований и, по всей видимости, процесс математизации социологии будет продолжаться. Так же оченьтесно с социологией связана экономика. Сближение этих наук произошло в 50-е годы прошлого века, когда в США появилась специальная научная дисциплина – экономическая социология. Экономическая социология изучает всю совокупность социально-экономических процессов, касаются ли они рынков, государства, домохозяйств или же отдельных людей. На стыке социологии и психологии возникла социальная психология – «мостик» соединяющий эти две науки. Социально-психологические исследования дополняют социологические и помогают конкретизировать некоторые, актуальные для этих областей научного знания, факты и закономерности.

Информацию о популярности тех или иных политических кандидатов, партий, или массовых акций дает нам следующая наука, образовавшаяся на стыке политики и социологии - политическая социология.

Социология тесно переплетается с историей – поскольку дает представление о массовых институтах, о массовых настроениях данной эпохи, (естественно, речь идет о XX век, когда социология уже существовала).

Существует также социальная философия и социология культуры, первая рассматривает общество с точки зрения общественного бытия человека, соотношения в нем индивидуального и социального, а в области социологии культуры – социологический взгляд не ограничивается исключительно духовными явлениями, и тем более проблемами художественной культуры, а проникает в культурный подтекст и смысл процессов и событий, происходящих в обществе. Социология как наука необычайно многогранна и все благодаря хорошо сформированному теоретическому базису и развитому методологическому аппарату, позволяющему исследовать механизмы существования социума.

2.

Основные методы социологического исследования

3.5.1. Наблюдение

3.5.2. Опрос

3.5.3. Анализ документов

3.5.4. Методы социометрии

3.5.5. Эксперимент в социологии

Наблюдение

Наблюдение - это метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в направленности, систематическом восприятии и регистрации значимых с точки зрения целей и задач исследования социальных процессов, явлений, ситуаций, фактов, подвергающихся контролю и проверке.

В зависимости от степени стандартизации техники наблюдения можно выделить две основные разновидности этого метода.

Стандартизированная техника наблюдения предполагает:

наличие предварительно детально раз­работанного списка событий, признаков, которые предстоит наблюдать;

определение условий и ситуаций наблюдения; наличие инструкции для наблюдателей;

единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых явлений.

Вторая разновидность методики наблюдения - неструктурированное, или не стандартизированное наблюдение. В этом случае исследователь определяет лишь общие направления наблюдения, согласно которым результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.

Сбор данных в неструктурированном наблюдении не исключает при их обработке систематизацию с помощью формализованных методов, предполагающих получение некоторых количественных характеристик. Часто результатом неструктурированного наблюдения становится разработка стандартных, формализованных процедур наблюдения.

Социологические школы, ориентированные на качественные методы изучения общества, используют метод наблюдения как один из центральных самостоятельных методов. Социально не одобряемое, отклоняющееся поведение, религиозное поведение и т.п. требуют активного привлечения метода наблюдения. Одним из классических, примеров является изучение методом включенного наблюдения жизни бродяг Чикаго Н. Андерсеном. Одним из недавних примеров подобного подхода служит исследование профессора социологии университета Калифорнии в Беркли М.Борового, который в течение нескольких лет работал в разных странах (в том числе в России) рабочим на различных заводах.

Самостоятельную роль метод наблюдения играет при изучении уникальных и быстротечных явлений общественной жизни и при монографичес­ком исследовании отдельных локальных объектов. В некоторых ситуациях, таких как катастрофы (например, землетрясение), сильное нагнетание страстей в обществе (например, межнациональные конфликты), наблюдение становится чуть ли не единственно возможным подходом к изучению социальной реальности.

Схематично можно выделить несколько типов социальных явлений, могущих стать объектами наблюдения: отдельные действия индивидов и групп, деятельность в целом, значение действий, участники, зависимости между индивидами и группами, окружение (обстановка).

Виды наблюдения. В зависимости от роли наблюдателя в изучаемой ситуации различают четыре вида наблюдения: полное участие наблюдателя в ситуации; участник ситуации как наблюдатель; наблюдатель как участник; полностью наблюдатель.

Полное участие в ситуации предполагает включение наблюдателя в изучаемую группу как полноправного ее члена. Роль наблюдателя неизвестна членам группы. Примером этой разновидности наблюдения может служить работа исследователя в изучаемом коллективе рабочих без раскрытия им своего действительного положения.

Ситуация “участник как наблюдатель” характеризуется включенностью наблюдателя в группу, однако подразумевается, что всем участникам ясна его роль как исследователя.

Программа наблюдения предполагает в данном случае не регистрацию частоты проявления отдельных событий, а экспертный анализ наблюдаемой целостной ситуации, интуитивное обобщение и формирование оценок и выводов. Ситуация открытого наблюдения по сравнению с методикой скрытого наблюдения имеет свои преимущества: наблюдатель легче входит в исследовательскую ситуацию, поскольку ему не нужно осваивать новую, непривычную ролевую позицию; наблюдаемый коллектив адаптируется к присутствию наблюдателя и при положительном отношении к целям исследователя начинает активно помогать ему в сборе материала, т.е. устанавливаются отношения делового сотрудничества. В то же время и этот вид включенного наблюдения сохраняет в себе конфликт между задачами исследовательской деятельности наблюдателя и задачами непосредственной производственной деятельности, в которую включен социолог. Эта особенность проявляется, например, тогда, когда наблюдатель вынужден отвлекаться от своих рабочих занятий для сбора данных в управленческих организациях.

Кроме того, включенное наблюдение ставит серьезные проблемы, связанные с воздействием включенности наблюдателя в изучаемую ситуацию на его восприятие и анализ этой ситуации. Будучи участником той или иной ситуации, исследователь серьезно рискует утратить необходимую нейтраль­ность, объективность при отборе, оценке и интерпретации фактов. Наконец, включенное наблюдение - очень трудоемкий и организационно сложный метод, требующий значительных затрат времени по сравнению с другими методами сбора данных. Этими особенностями и объясняется его сравнительно небольшая распространенность.

Ситуация “наблюдатель как участник” означает, что наблюдатель -прежде всего исследователь и, взаимодействуя с участниками социального процесса, не претендует быть действительным его участником. Примерами этой разновидности метода наблюдения могут служить хронометраж затрат времени, моментные наблюдения.

И, наконец, в позиции полного наблюдения исследователь выполняет лишь функцию наблюдателя, не взаимодействуя с участниками ситуации, оставаясь вне их поля зрения. Здесь возможна ситуация с использованием скрытой камеры либо социально-психологический эксперимент со скрытым наблюдателем.

Процедура наблюдения. Процесс исследования социального явления методом наблюдения условно можно представить в виде следующей последовательности шагов: формулировка проблемы, описание объекта наблюдения, определение задач; определение единиц наблюдения и индика­торов изучаемых аспектов поведения; разработка языка и системы понятий, в терминах которых будут описываться результаты наблюдения; определение выборочных процедур в ситуациях, когда имеется возможность сделать отбор из множества наблюдений; подготовка технических документов для фиксации наблюдаемого явления (карточки, бланки протоколов; кодировочные бланки и т. п.); запись результатов наблюдений; анализ и интерпретация данных; подготовка отчета и выводов по итогам исследования.

Основные достоинства и недостатки метода наблюдения. Главное достоинство этого метода состоит в том, что он дает возможность уловить детали данного явления, его многогранность. Гибкость метода - еще одно качество, имеющее немаловажное значение при изучении социальных явлений. И, наконец, дешевизна - обычный атрибут, присущий этому методу.

Среди недостатков, прежде всего, следует отметить качественный (не количественный) характер выводов, которые, в основном, можно получить в результате наблюдения. Метод редко может быть применен к наблюдению больших совокупностей. Однако наиболее крупный недостаток, очевидно, связан с возможностью привнесения определенной доли субъективности в существо метода и меньшими, чем в других случаях, возможностями широкого обобщения результатов исследования.

Опрос

Опрос - метод получения первичной социологической информации, осно­ванный на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых представляет проблему исследования.

Особенность этого общения состоит в том, что оно, с одной стороны, должно отвечать строгим требованиям научной процедуры, а с другой -исходить из того, что источником информации выступают рядовые участники изучаемых процессов, осознающие эти процессы в рамках повседневного житейского опыта.

Таким образом, в опросе реализуется познавательное взаимодействие двух различных уровней общественного сознания: научного, носителем которого выступает исследователь, и обыденного, практического, носителем которого выступает опрашиваемый респондент.

Методические принципы конструирования вопросника. Содержание вопросов, их формулировка, последовательность и взаимосвязь в структуре вопросника должны отвечать двум требованиям.

Первое требование: вопросы должны быть необходимыми и достаточны­ми для обеспечения эмпирической проверки гипотез исследования, для решения его познавательных задач. Это требование обеспечивается на стадии эмпирической интерпретации понятий посредством выработки набора индикаторов и соответствующего ему списка единиц искомой информации. Каждый вопрос рассматривается при этом как специфический измерительный инструмент для получения необходимой (искомой) информации. Иначе говоря, для каждого вопроса анкеты должна быть определена его познавательная задача, его искомая информация.

Второе требование: необходимо учитывать социально-психологические особенности опрашиваемых, выступающих источником информации. Это означает, что автор анкеты должен учитывать информированность опрашиваемых о предмете опроса, специфику их языка, традиций общения, представлений о престиже и чувстве собственного достоинства и др. С учетом данных требований связаны такие факторы качества результатов опроса, как искренность и достоверность ответов респондентов, их установка на сотрудничество с анкетерами или интервьюерами.

В практической работе при конструировании вопросника оба требования часто пересекаются и должны учитываться комплексно во взаимосвязи. Приступая к разработке вопросника, социолог решает задачу другого уровня - как сформулировать вопрос, чтобы получить искомую информацию. Как показы­вает практика, расхождение познавательной задачи вопроса со смысловым содержанием его формулировки для анкеты - главная ошибка, с которой приходится сталкиваться. Это обстоятельство свидетельствует о не разработанности методической операции “перевода” общих исследовательских задач сначала на уровень частных, формируемых в виде единиц искомой информа­ции, а затем их “перевод” на уровень обыденных представлений опрашиваемых. Операция эта тем более важна и необходима, что эмпирические данные многозначны по своей природе и могут быть по-разному интерпретированы в различных контекстах в связи с различными познавательными задачами.

Соответствие формулировки вопроса возможностям респондента как источника информации обеспечивается не только “переводом” его познавательной задачи на уровень житейского опыта опрашиваемых.

Другими направлениями решения этой проблемы выступают такие требования, как учет компетентности, информированности респондента о предмете опроса; учет особенностей языка и культуры опрашиваемых, их аналитических возможностей. Ясно, что для обеспечения таких условий необходимы предварительная информация о состоянии сознания членов исследуемой группы относительно предмета исследования, а также данные об уровне информированности и компетентности соответствующих социальных групп. Подобные данные можно найти, обратившись в первую очередь к результатам предшествующих исследований.

Более конкретной и точной “привязке” методики опроса к особенностям “поля” будущего исследования способствует проведение пилотажных (предварительных) исследований.

Виды вопросов.

По отношению к цели исследования они классифицируются - программно-тематические (из ответов строятся выводы об изучаемом явлении)и процедурные(предназначенные для оптимизации хода опроса) вопросы. В зависимости от целей, с которыми задаются вопросы, они подразделяются на содержательные и функциональные. По содержанию различают вопросы о знаниях, поведении, мнениях, установках, мотивах, а в зависимости от предметной специфики изучаемых переменных - вопросы о труде, досуге, политике, семье, спорте и т.д.

По отношению к личности респондента различают - прямые (например, “Что Вы думаете о событии Х?”, “Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?” и т.д.),косвенные (например, “Здесь приведены три различных мнения о событии Х. Какое из них Вы считаете наиболее справедливым?” и т.д.), нейтральные, не нарушающие психологического комфорта респондента при формировании ответа.

Прямые (личные) и косвенные формулировки вопросов используются в зависимости от отношения искомой информации к личности респондента. Если исследователю нужна психологически нейтральная или положительная информация, или информация нейтральная или положительная по отношению к чувству собственного достоинства респондента, то прямые вопросы дают достаточно достоверную информацию. Если вопрос требует от респондента критического отношения к себе и окружающим его людям, то для получения достоверной информации его необходимо задать в косвенной форме. При конструировании таких вопросов мы исходим из того, что, отвечая на них, респонденты используют собственный опыт, но сообщают о нем в безличной форме.

По предметному содержанию различают - вопросы, касающиеся предметной специфики изучаемого явления и собирающие сведения о респонденте.

Вопросы о фактах сознания направлены на выявление мнений, ожиданий людей, их планов на будущее. Они могут касаться как объектов, связанных с личностью респондента, так и объектов совершенно не имеющих к нему непосредственного отношения. Такие вопросы представляют собой оценочное суждение, основанное на индивидуальных представлениях, и носят субъективный характер.

Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты действия людей. Вопросы о личности респондента, входят во все социологические анкеты, выявляют пол, возраст, образование, профессию и другие характеристики респондента.

По степени стандартизации ответов - различают закрытые (предполагающие выбор респондентом необходимого ответа среди предложенных вариантов),полузакрытые (дающие возможность респонденту либо выбрать ответ среди предложенного набора ответов, либо дополнить его своим вариантом ответа), открытые(респондент должен дать ответ самостоятельно).

По конструктивным особенностям различают - дихотомические (несущие взаимоисключающий характер ответов), поливариантные (набор вариантов предполагает любое их сочетание в ответе), шкальные вопросы.

По функциональному назначению различают - вопросы-фильтры (позволяющие выделить часть респондентов по определенному признаку), контрольные и наводящие(вспомогательные) вопросы.

Функциональные вопросы решают различные задачи по управлению ходом опроса, его психологической атмосферой, логической строгостью.Необходимость в вопросах-фильтрах возникает тогда, когда искомая информация может быть получена не от всей совокупности опрашиваемых, а только от некоторой ее части. Для того чтобы отделить носителей информации, т.е. тех, кому следует задать отдельные специализированные вопросы, и задается вопрос-фильтр.

Каждый такой специализированный блок вопросов открывается вопросом-фильтром, имеющим отсылку, указывающую на то, к заполнению какого вопроса следует переходить интервьюеру, чтобы выделить носителей необходимой информации.

Цель контрольных вопросов - выявить устойчивость или непротиворе­чивость ответов респондента. Например, задается общий вопрос об удовлетво­ренностью учебой, а затем полученный ответ контролируется вопросами о некоторых частных аспектах удовлетворенности учебой (в частности, о жела­нии сменить институт или специальность). Совокупность полученных частных ответов рассматривается как контроль за непротиворечивостью общей оценки. Возможно применение специальных психологических тестов, с помощью которых можно проверить искренность ответов. Для установление контакта с респондентом применяются контактные вопросы. Они позволяют отвечаю­щему высказаться на наиболее близкую для него тему, показывают его информированность и компетентность. Это простые вопросы по смыслу и технике заполнения, но они дают необходимую информацию исследователю.

Для респондента вопросы могут быть сложными и простыми. Сложные вопросы, требующие концентрированного внимания респондента, помещаются в начале анкеты, простые, к которым можно отнести дихотомические типа “да-нет” или вопросы, собирающие сведения о респонденте, помещают в конце анкеты. Построение вопросника представляет собой построение своеобразного “сценария” ситуации опроса, логики общения исследователя с респондентом как объектом необходимой информации. Поэтому вопросник (анкета, план интервью) есть не просто совокупность вопросов, а определенным образом организованная исследовательская ситуация.

Наиболее популярная композиция вопросника связана с выделением трех фаз в ситуации опроса: вступительной, основной и заключительный.

В начале опроса респондент может испытывать некоторый дискомфорт и даже острую настороженность в связи с непонятными целями опроса и самим фактом выбора для опроса именно его. Эти задачи решаются кратким вступлением к вопроснику, вводящим опрашиваемого в ситуацию опроса и стимулирующим его интерес к общению. Первые вопросы анкеты - наиболее простые и доступные по смыслу и технике заполнения,

От начала к середине опроса. Вместе с активизацией внимания и интереса респондента могут увеличиваться сложность и острота вопросов, которые запланированы в исследовании. Вторую половину опроса рекомендуется посвящать более простым вопросам, использовать психологические приемы, активизирующие внимание респондента.

Выбор вида опроса определяется целями исследования, его организа­ционно-экономическими возможностями, а также требованиями к достовер­ности и надежности искомой информации. В зависимости от того, какие условия и формы общения опосредуют связь исследователя с совокупностью опрашиваемых, различаются две основных формы опроса: анкетирование и интервьюирование. При анкетировании опрашиваемый самостоятельно воспринимает текст вопросника н сам его заполняет. В случае интервьюиро­вания в роли посредника между текстом вопросника и респондентом выступает интервьюер, который представляет авторов исследования и реализует цели исследования в ситуации опроса. Интервьюер задает вопросы, выслушивает ответы респондента и фиксирует их содержание в соответствии с процедурой, предусмотренной инструкциями.

Анкетирование. Анкета (от франц. enguete - расследование) это упорядоченный по содержанию и форме набор вопросов и высказываний в виде опросного листа, вопросника. Первоначально в период становления так называемой политической арифметики, разрабатываемой в XYII в. англичанином У. Петти и его сторонниками, анкетой называли процесс систематического сбора эмпирических данных с помощью формуляров (наборов вопросов).

При разработке анкеты необходимо соблюдать следующие правила:

Содержание анкеты должно быть подчинено теме и задачам исследования. Для этого каждый из вопросов нужно соотнести с исследовательскими задачами.

Язык анкеты должен быть освобожден от распространенных клише, газетных штампов и стереотипных оборотов. Он должен быть близок к разговорной речи обследуемой совокупности лиц и оперировать ситуациями, достаточно близкими и понятными респондентам. Последовательность вопросов следует строить таким образом, чтобы в течение всего процесса заполнения анкеты, опроса у отвечающего сохранялся интерес к ней и стимулировалось желание отвечать на вопросы.

При формулировках “подсказок” - избираемых вариантов ответа - нужно избегать психологического давления на респондента, навязывания ему точки зрения, наиболее удобной для исследователя. Необходимо соблюдать пропорции в подборе “положительных” и “отрицательных” суждений, обращать внимание на их расположение в самой анкете.

Респондент не должен решать в ходе опроса сложных задач, отнимающих у него много времени.

Анкета должна быть выверена во времени и построена с учетом обстоятельств, проистекающих из места проведения опроса.

Анкету необходимо оформлять аккуратно, в ее полиграфическом оформлении рекомендуется использовать разные шрифты, отделяющие формулировки вопросов ответов, пояснения респондентам относительно способа ее заполнения.

Основные виды анкетирования:

По числу опрашиваемых различают групповое и индивидуальное анкетирование.

По месту проведения выделяют анкетирование дома, на работе и в целевых аудиториях (посетители магазинов, выставок и т.п.).

По способу распространения анкет различают: раздаточную анкету (раздается респондентам самим анкетером); почтовую (рассылается по почте) и прессовую (публикуется в газете или журнале).

Различные сочетания названных признаков могут образовывать множество разновидностей анкетного опроса.

Примером группового анкетирования могут служить опросы школьников в классах. Основное достоинство группового анкетирования связано с организационной доступностью и оперативностью опроса. Анкетер, работающий с группой опрашиваемых из 20-30 человек, объясняет цели исследования, правила заполнения анкеты и в случае неясностей при заполнении анкеты индивидуально консультирует респондентов. Анкеты заполняются в присутствии анкетера и возвращаются ему сразу после заполнения. Эта форма опроса обеспечивает почти стопроцентный возврат и краткие сроки сбора данных.

При использовании индивидуального анкетирования с помощью раздаточной анкеты анкетер либо вручает анкету респонденту, договариваясь о сроке возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цели опроса, ожидает заполнения анкеты. Ясно, что при первом варианте респондент получает больше времени на заполнение анкеты, обдумывание ответов, но при этом осложняются проблемы возврата и появляются возможности для обсуждения темы опроса с посторонними людьми, для замены респондента.

Почтовый опрос также достаточно популярный метод опроса больших совокупностей людей. Его слабые стороны - низкий процент возврата без применения специальных приемов (около 30%). Не поддающаяся контролю ситуация заполнения анкет (кто и в каких условиях заполнял анкету) и связанные с этими особенностями трудности обоснования репрезентативности выборки целевой совокупности.

Публикация анкеты в газетах или журналах активно используется в журналистской практике, однако познавательные возможности этого вида опроса ограничены в связи с проблемой возврата заполненных анкет. Среди других существенных недостатков раздаточного анкетирования следует указать на необходимость использования в этом случае очень простых по структуре анкет.

Интервью. Интервьюирование - способ проведения социологических опросов как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого.

Интервью как метод сбора социологической информации во многом лишено перечисленных выше недостатков, но платой за это является сравнительно высокая стоимость. Привлечение интервьюеров увеличивает затраты времени и средств на их обучение, отбор, контроль качества их работы. Однако хорошо обученный интервьюер обеспечивает точность реализации процедуры отбора респондентов для опроса, опытный интервьюер - благоприятную ситуацию опроса, контроль влияния третьих лиц на формирование ответов респондента. Он способен также адаптировать текст анкеты к индивидуальным психологическим особенностям опрашиваемого: снять психологические барьеры или предубежденность, вызывающие нежелание участвовать в опросе, или уклонение от ответов на отдельные вопросы. Влияние интервьюера на качество получаемых данных значительно выше, чем анкетера. Поэтому при использовании интервью особое внимание уделяется изучению влияния (эффекта) интервьюера, которое может быть как положительным, так и отрицательным в зависимости от подготовки, строгости отбора интервьюеров и проверки качества их работы.

Наши рекомендации