Эффективность средств массовой информации
Эффективность средств массовой информации в широком смысле может быть определена как степень их влияния на политическую, экономическую, социальную, культурную сферы жизни общества, а в узком – как соотношение между целью их пропагандистской программы, отдельной пропагандистской кампании или частных выступлений и фактическим ее достижением.
На уровне личности выделяются следующие критерии интеллектуально-психологической эффективности средств массовой информации: познавательная активность – полученные знания – сложившиеся убеждения.
На уровне общества таким критерием служит направленность общественного сознания, включающая общественное мнение. В качестве основных критериев эффективности средств массовой информации выступают трудовая и общественная - политическая активность, нравственность, поведение в трудовом коллективе, семье, общественных местах.
Существуют общие и специфические критерии эффективности пропаганды средств массовой информации в частности. Общие критерии выражают; преимущественно совокупные результаты пропаганды в целом, специфические — результаты действия отдельных идеологических средств, разовых идейно-воспитательных мероприятий или результаты усилий по отдельным направлениям идеологической работы.
Аудитория есть устойчивая совокупность людей; возникающая на основе общности их информационных потребностей, интересов, а также форм, способов и каналов удовлетворения этих потребностей.
Система социальных связей аудитории проявляется и может быть эмпирически зафиксирована в двух специфических рядах признаков. Первый характеризует внутреннюю структуру аудитории, относительно независимую от конкретного средства массовой информации. Это социально-демографические характеристики (возрастная, половая, социально-профессиональная и другие структуры), социально-политические признаки (типы восприятия, уровень семантической подготовки и др.), структура духовных потребностей: и интересов. Все указанные признаки существуют по отношению к источнику информации как объективная реальность, ориентируясь на которую средства массовой информации выбирают способы решения стоящих перед ними задач.
Второй ряд признаков характеризует субъективное отношение аудитории к отдельным средствам массовой информации и их системе в целом, что проявляется в оценке их деятельности.
В деятельности средств массовой информации находят отражение связи и взаимозависимости не только системы массового общения, но у всего общества в целом. Указанное положение особенна важно для всестороннего исследования содержания материалов печати, радио, кино, телевидения и т. д.
Общественное мнение
Общественное мнение—это отношение населения к тому или иному явлению, объекту или ситуации, имеющим место, как в данной стране, так и в международной жизни. По своей сущности общественное мнение всегда связано с оценкой людьми того или иного процесса, явления. В формировании общественного мнения ведущую-роль играет классовая позиция слоев и групп насёления, выражающих данное мнение.
В теории общественного мнения одним из важнейших моментов является выделение субъекта и объекта. Под объектом обычно подразумевается конкретная часть окружающей действительности, по поводу которой возникают коллективные оценочные суждения людей. Под субъектом — общественная группа, которая порождает коллективные оценочные суждения па определенной проблеме,
В социалистическом обществе, включающем в себя только дружественные классы, объединенные единством целей и задач, общественное мнение формируется, прежде всего, на базе интересов рабочего класса, которые наиболее глубоко и полно отражают интересы всего общества в целом.
Общественное мнение представляет собой такое проявление общественного сознания (в форме суждений или актов поведения), в котором отражается оценка большими социальными группами» народом в целом актуальных явлений действительности, представляющих общественный интерес, через призму господствующих производственных отношений.
Предметом социологии общественного мнения является исследование закономерностей формирования общественного мнения под, воздействием субъективных различных и объективных факторов общественного развития, его воздействия на жизнь общества на различных уровнях.