Тема 2. История развития социологии
Омский государственный технический университет
СОЦИОЛОГИЯ
КУРС ЛЕКЦИЙ
Омск 2004
УДК 301
ББК 60.5
Рецензенты: О.М. Рой, д-р социол.наук, профессор
И.А. Маврина, д-р пед.наук, профессор
Социология: Курс лекций. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2004.
УДК 301
ББК 60.5
Печатается по решению редакционного совета Омского государственного технического университета.
© Авторы, 2004
© Омский государственный
технический университет
Группа авторов: Филатов Василий Афанасьевич, Салохин Николай Павлович,
Буторина Екатерина Владимировна, Малеева Галина Михайловна
Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей заочного обучения. В нем излагается курс социологии, раскрывающий основные закономерности социального прогресса человечества.
Предназначены для студентов 3-5 курсов заочной формы обучения всех специальностей.
ВВЕДЕНИЕ
Качественная подготовка инженеров, специалистов по социальной работе и связи с общественностью, экономистов и др., соответствующая современным профессиональным требованиям, диктует необходимость изучения комплекса социально-гуманитарных дисциплин.
Одной из них является социология, знание которой поможет специалисту соединить общечеловеческие ценности и коллективные устремления с личностными ориентирами, сформировать базисную культуру, гражданственность и социальную коммуникабельность.
Современный специалист не состоится, если он не будет понимать основные закономерности социальных процессов, видеть в них место и значение мотивов, ценностных установок, норм и стандартов поведения участников.
Сложное экономическое, социальное и политическое положение в России сегодня во многом усугубляется обществоведческим или социологическим невежеством многих лидеров нашего государства. Это усиливает социальное отчуждение на разных уровнях социума, приводит к социальной дезинтеграции, индифферентности членов общества, их негативной социализации.
Знание социологии нужно каждой личности независимо от ее профессиональной деятельности как часть общей культуры человечества. Это знание – важное слагаемое успеха молодого специалиста, вступающего в активную общественно значимую жизнь – профессиональную деятельность.
Цели и задачи курса:
- сформировать знания о социальных явлениях и процессах;
- научить и познакомить оперировать фундаментальными понятиями и категориями социальной теории;
- дать представления о способах формирования социологической информации и умение ею пользоваться;
- способствовать приобретению навыков самостоятельной ориентации в социальной реальности.
Предлагаемый материал соответствует федеральному стандарту по дисциплине «Социология» и поможет студентам сформировать социологические знания, сориентирует их в потоке социальной литературы.
В целях рациональной организации изучения предмета и его глубокого усвоения рекомендуется:
- изучать материал курса в предложенной последовательности;
- по каждой теме курса обязательно ознакомиться с одним–двумя первоисточниками (обозначены в списке литературы).
содержание курса
Раздел I. Социология как наука
Тема 1. Предмет социологии
Объект и предмет социологии. Предпосылки возникновения социологии. Структура социологического знания. Метод, функции социологии.
Тема 2. История развития социологии
Становление социологии в Европе в XIX в. Основные направления зарубежной социологии. Развитие социологии в России. Направления отечественной социологии, трудности, успехи.
Тема 3. Методика и техника прикладного социологического
исследования
Развитие прикладной социологии. Основные разновидности КСИ. Выборки и инструментарий КСИ. Роль КСИ в социальном управлении.
Тема 4. Культура: система ценностей, стандартов, поведения
Сущность культуры и ее место в системе социологического знания. Типология культуры. Элементы и функции культуры.