Лекция 9. Социология личности

Учебные вопросы:

1. Личность как центральный элемент социальной системы.

Структура личности.

2. Понятие личности, социальная сущность личности.

3.Личность как субъект и объект социальной жизни.

4. Процесс социализации - понятие, сущность, факторы, этапы.

Социальная адаптация и интериоризации.

5.Социальный тип личности.

Личность человека изучается разными науками. История, право, этика, психология, философия, биология и другие науки исследуют разныеаспекты функционирования личности в природной и социальной средах. В социологическом знании проблема личности занимает одно из центральных мест. Личность – центральный элемент любого общества, а отношение общество-личность является одним из главных отношений социологии.

Человек личностью не рождается, он ею становится в процессе своей жизнедеятельности. Являясь биологическим организмом, она обладает социальной сущностью, социальными качествами. Формирование социальных черт у человека начинается с момента рождения и вступления его в общение с другими людьми. Социология рассматривает человека не как биологический организм, а как социальное явление – социальную сущность.

«Человек» - понятие, обозначающее определенный вид живой природы. «Человеческий индивид» - обозначает отдельного представителя человеческого вида, определенную часть человеческого сообщества. Вместе с тем, каждый человек обладает своими особенными индивидуальными чертами, выделяющими его из человеческого сообщества. Таким образом, индивидуальность – это некая совокупность социальных и природных качеств, которые отличают конкретного человека от других людей. Вместе с этим качеством в понятие «индивидуальность» включаются также такие свойства личности человека как целостность и значимость. К настоящему времени однозначного единого определения личности нет, также как нет единого определения культуры, которое удовлетворяло бы все науки, изучающие ее.

При определении понятия личност главное внимание акцентируется на разграничении биологической и социальной составляющих этой категории.

Социология изучает личность с точки зрения ее включенности в общество, в общественные отношения и формирования у человека особенных личностных качеств под влиянием социальной среды. В то же время, биологические особенности личности человека отражаются в ее поведении и социологией не отвергаются. Человек рождается биологическим существом, и под влиянием социальных и биологических факторов, а так же их комбинации, на протяжении всей его жизни происходит становление, развитие и преобразование личности. Социализация– это процесс трансформации биологической сущности в социальную. Главным формирующим фактором этого процесса является социальный фактор, фактор включенности человека в социальные взаимодействия.Следовательно, личность – продукт социальной жизни, который активноформирует свое сознание и отношение к окружающему миру. И этот процесс осуществляется личностью на протяжении всей ее жизни. На разных этапах своей жизни личность испытывает влияние различных социализирующих (формирующих личность) факторов.

На начальных этапах своей жизни главными социализирующими факторами для человека и его личности является родители, семья, детские дошкольные учреждения, соседи и др. Затем – коллективы учебных заведений, где обучается человек, друзья, группы сверстников, знакомые. Далее– трудовой коллектив, профессиональные группы, взаимосвязи с разного рода общностями. Очевидно, что человек на протяжении всей жизни формирует и изменяет свое сознание, социализируется, приобретая все новые социальные качества, развиваясь и совершенствуясь. Выделяют следующие этапы социализации личности: социальную адаптацию и интериоризации.

Социальная адаптация представляет собой приспособление индивида к социальной среде, а интериоризации– процесс вхождения во внутренний мир человека ценностей, социальных правил, законов,норм. Люди на протяжении всей жизни включены в бесчисленное количество групп и, взаимодействуя, испытывают их социализирующее влияние и социализирующее влияние общества в целом. Вместе с тем, личность активно влияет на социальную и

природную среды своего существования, активно преобразуя их соответственно своим потребностям. Поэтому можно утверждать, что личность является не толькопродуктом общественной жизни, но и активным ее субъектом. Следовательно, социализация – процесс усвоения личностью

социальных норм, правил, законов, образцов поведения, ценностей (в широком понимании — культуры) общества, в котором личность осуществляет свою жизнедеятельность. Процесс социализации предоставляет возможность людям, осваивая культуру общества, свободно общаться через освоение ролей. В процессе функционирования в различных общностях личность приобретает множество специфических свойств и качеств, обусловленных особенностями этих общностей .

Социология не изучает все многообразие качеств личности, а рассматривает личность с позиции формирования в ней обобщенных существенных качеств, характеризующих ее с точки зрения включенности в определенные конкретные группы и общности. Эти характерные, типические качества личности отражаются в понятии «социальный тип личности». Социальный тип личности не охватывает всего разнообразия свойств личности, а фиксирует те качества и свойства личности, которые характеризуют ее с точки зрения принадлежности к конкретной общности, где люди занимаются определенными видами социальной деятельности.

Таким образом, личность наряду с индивидуальными чертами имеет типичные, характерные черты, свойственные определенным общностям, слоям и группам.

Вопросы для самопроверки:

1. Как связанны понятия «воспитание» и «социализация»?

2. Назовите примеры интериоризации.

3. Дайте определение понятия «зрелая личность».

4. На протяжении какого периода времени осуществляется процесс социализации?

5. Перечислите социализирующие факторы дотрудового, трудового и послетрудового периода социализации личности.

6. Чем отличаются понятие «человек» и «человеческий индивид»?

ГЛОССАРИЙ

Адаптация социальная– процесс приспособления индивидов к окружающей среде существования, первый этап социализации.

Социализация– процесс усвоения индивидом социальных норм, традиций, правил, обрядов, языка, культуры общества в целом.

Социальные нормы– общепринятые и обобщенные правила, влияющие на поведение индивида.

Коллектив –(от лат. слова collectifious – собирательный) - совокупность людей, объединенных общей работой, интересами и достижением цели.

Наши рекомендации