Занятие 3. Организационные аспекты маркетинговых исследований
Институт управления и безопасности предпринимательства
МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Рабочая тетрадь
Студента (ки) группы __________________
Направления подготовки _____________________
_______________________________________
(Ф. И. О.)
Уфа - 2014
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
а) основная:
1. Березин И.С. Маркетинговые исследования. – М.: Юрайт, 2012. – 384 с.
2. Галицкая Е.Г., Галицкий Е.Б. Маркетинговые исследования. – М.:Юрайт, 2012 – 544 с
- Просветов Г.И. Маркетинговые исследования. Задачи и решения. М: Альфа-Пресс, 2008 - 240 с.
б) дополнительная:
1. Овечкина О.М. Основы маркетинга: Учеб. Пособие – М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2007. – 288 с.
2. Ляпоров В. «Маркетинговая информационная система» // www.md-menegement.ru/menegement/crm.html
В) периодические издания
· http://www.mavriz.ru - журнал «Маркетинг в России и зарубежом»;
· http://www.marketingandresearch.ru - журнал «Маркетинг и маркетинговые исследования»;
· http://www.marketing-magazine.ru - журнал «Маркетинг Менеджмент»
· http://www.advi.ru – журнал «Рекламные идеи»
· http://www.advlab.ru – журнал «Лаборатория рекламы»
· http://ecsocman.hse.ru/ons/ - журнал «Общественные науки и современность»;
· http://www.isras.ru/socis.html - журнал «Социологические исследования» (СОЦИС);
· www.grebennikoff.ru/product/8/ - журнал «Реклама: Теория и практика».
Г) интернет-ресурсы
- www.akarussia.ru - Интернет-портал «Ассоциация Коммуникационных Агентств России – АКАР»
· www.advertology.ru - информационный сайт «advertology. наука о рекламе»;
· www.sostav.ru - информационный сайт о маркетинге, рекламе и ПР в России;
· www.rufa.ru - информационный сайт Рекламного сообщества г. Уфы
· www.rastudent.ru - информационно-образовательный портал кафедры маркетинга и рекламы ИУБП БашГУ
· http://vk.com/mir_bgu - группа в социальной сети кафедры маркетинга и рекламы ИУБП БашГУ для студентов, преподавателей, специалистов.
МОДУЛЬ 1. ПРОЦЕСС МАРКЕТИНГОВОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ОСНОВЫ, МЕТОДЫ, ВИДЫ
Занятие 1. Сущность и содержание маркетинговой информационной системы
План:
1.Маркетинговая среда: внешняя и внутренняя – как источник информации
2.Основные характеристики и требования маркетинговой информации
3.Понятие и назначение маркетинговой информационной системы.
Задание 1.
Дан перечень источников информации, на основе которого необходимо сгруппировать источники внешней и внутренней информации:
Публикации государственных органов, министерств, муниципальных комитетов и организаций | Отчеты и издания отраслевых фирм и совместных предприятий |
Бюджет фирмы и данные по достижению бюджетных целей | Публикации торгово-промышленных палат и объединений |
Данные о запасах готовой продукции | Уровень цен |
Прайс-листы, каталоги, проспекты, фирменные публикации | Счета клиентов, объем и периодичность их закупок |
Данные о прибылях и убытках по фирме в целом и детализированные по отдельным подразделениям и товарам | Уровень рекламных расходов по товара, отраслям и конкретным участникам рынка |
Беседа с бывшими и нынешними служащими конкурирующих организаций, их дилерами, поставщиками, агентами и др. | Данные сбыта по ассортиментным группам, отдельным продуктам, географическим регионам, сезонам или дням недели |
Решение:
Источники внешней информации | Источники внутренней информации |
Задание 2.
Прочитайте вопросы и дайте свои ответы на них, обоснуйте ваше мнение:
Источники информации: их характеристики и особенности | |
Какого рода исходные сведения необходимы для выбора источников информации? | |
В чем состоит правильность постановки целей исследования? Как это влияет на выбор источников информации? | |
Можно ли осуществлять контроль источников информации? Каким образом? | |
Какого рода решения необходимо принимать при отсутствии источников информации? | |
Как можно использовать источники информации для формирования МИС предприятия? | |
Существует ли необходимость пересмотра и обновления источников информации? В каких случаях? |
Занятие 2. Методические основы маркетинговых исследований
1. Содержание понятия маркетингового исследования и их классификация
2. Этапы проведения маркетингового исследования
3. Процедура маркетингового исследования
4. Виды маркетингового исследования
Задание 1.
Определите вид маркетингового исследования согласно поставленным маркетинговым задачам
Решение:
Маркетинговая задача | Вид маркетингового исследования |
Выявить влияние тенденций изменения половозрастного состава населения на состояние спроса по товарам детского ассортимента | |
Составить прогноз распространения нового стиля жизни (например, приверженность идее здорового образа жизни | |
Исследовать мотивацию и предпочтения потребителей при выборе спортивных тренажеров | |
Выбор наиболее надежного оптового торгового посредника | |
Оценить технические возможности производства нового товара | |
Выяснить в среде персонала уровень понимания их собственной роли в формировании положительного имиджа фирмы | |
Исследовать эффективность проведенной рекламной кампании; определить сильные и слабые стороны рекламного видеоматериала | |
Изучить текущий уровень цен на товар; изыскать возможности снижения затрат на единицу | |
Найти идею нового товара или протестировать товар, упаковку, исследовать потребительские характеристики товара |
Задание 2.
Может ли конкурентная ситуация повлиять на разработку плана маркетингового исследования. Укажите, в чем проявится такое влияние для: музея, авиакомпании, поставщика телефонной продукции.
Решение:
Маркетинговая задача | Вид маркетингового исследования |
МУЗЕЙ | |
АВИАКОМПАНИЯ | |
ПОСТАВЩИК ТЕЛЕФОННОЙ ПРОДУКЦИИ |
Занятие 3. Организационные аспекты маркетинговых исследований
План:
1. Определение потребности в необходимой информации.
2. Определение состава необходимых управленческих решений, принимаемых на основе результатов исследований.
3. Определение потребности во временных и финансовых ресурсах