Диалектическое единство гражданского общества и государства
В роли демократического компенсаторного механизма выступает гражданское общество как общность людей, где достигнуто оптимальное соотношение всех сфер жизни, где обеспечено поступательное движение общества вперед. Обеспечение права личности на самореализацию является основополагающим условием существования как гражданского общества, так и государства. Личность, общество и государство – вот три основных начала гражданского общества с того момента, когда личность становится свободной, может самостоятельно распоряжаться своими жизненными силами, своими возможностями в совершенствовании каких-либо действий, опосредованных соответствующими правами и идет речь о гражданском обществе.
Именно гражданское общество выполняет сложные задачи соединения личных, коллективных и общественных интересов, объединяет социум с помощью многообразных горизонтальных и вертикальных связей между его элементами в относительно целостный организм. Совокупность между его элементами в относительно целостный организм. Совокупность самостоятельных независимых от государства институтов и отношений как бы окружает политическую систему, являясь своеобразной промежуточной структурой между личностью и государством, выразителем общественного мнения. В обществе всегда есть зоны, свободные от политической и государственной власти, где люди сами решают проблемы, где они чувствуют себя уверенно. Для решения определенного круга вопросов создаются добровольные ассоциации граждан, творческие и корпоративные объединения, религиозные и общественные организации, где существует собственный нормативный порядок, собственные механизмы саморегулирования и самоуправления, позволяющие им функционировать без вмешательства государства.
Данная форма общности людей обеспечивает совместную материальную и духовную жизнь граждан, удовлетворение потребностей и интересов различных слоёв населения. Государство как официальный институт общества выражает и защищает общие интересы. Потребности гражданского общества неизбежно проходят через волю государства, чтобы в форме законов получить всеобщее значение. Гражданское общество и государство соединены друг с другом, так как характеризуют различные, но внутренне взаимосвязанные, взаимополагающие стороны общества как единого целого. Гражданская жизнь пронизана в той или иной степени феноменом политического, а политическая не изолирована от гражданского.
Гражданское общество и государство являются взаимодействующими институтами. Чем менее гражданское общество испытывает на себе регламентирующее влияние государства и чем более контролирует государство правовыми способами, тем общество является более демократическим, а государство правовым. Конструктивное сотрудничество делает обе стороны сильнее, так как сбалансированный взаимоконтроль и взаимоограничение государственных и негосударственных органов и движений находятся всегда в поле зрения негосударственных объединений, а последние в свою очередь сообразуют свою деятельность с законом и учитывают объективные потребности государства.
Контроль за деятельностью политической и государственной власти составляет одну из важнейших функций гражданского общества. Это в полной мере реализуется только в правовом государстве, когда оно основано на верховестве права, гражданственности и незыблемости прав и свобод гражданина, взаимной ответственности гражданина и государства. Члены общества добровольно принимают на себя определённые ограничения. В правовом государстве источником законов выступает гражданское общество, которое добивается децентрализации власти за счет передачи её самоуправления, взаимодействию большинства и меньшинства на основе согласования позиций государственных институтов и общества. Достигается идентичность гражданских и профессиональных качеств человека, входящего как в то, так и в другое сообщество.
Жизнеспособность гражданского общества в значительной степени зависит от уровня социального и интеллектуального развития общества, способности людей к самостоятельным действиям при включении в тот или иной институт общественной жизни. Гражданское общество генерирует развитие самосознание, способность к самоанализу и самоотчету. Через этику деятельности и тип личности создаются и материально воплощаются новые знания. Именно в гражданском обществе, по мере его становления формировались и этика труда, и нравственность, заданные типом личности работающего человека.
Признаки высокоразвитого гражданского общества:
1. Наличие собственности в распоряжении людей
(индивидуальное или коллективное владение). Обладание собственностью делает человека ответственным за ее сохранение и умножение. Это базисное условие свободы личности. Государство со своей стороны обеспечивает безопасность своих граждан и достояние всего общества.
2. Наличие в обществе развитой многообразной структуры
отражающей все богатство и многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвлённой демократии. Чем больше проявляются самостоятельность людей, их участие в различного рода объединениях, выражающих индивидуальные и групповые интересы, тем больше создается простор для развития демократии. Вместе с тем, чем демократичнее политическое устройство государства, тем полнее возможности для свободной индивидуальной инициативы и коллективной жизнедеятельности.
3. Высокий уровень интеллектуального, психологического
развития членов общества, их способность к самостоятельности, включённости в тот или иной институт гражданского общества. Независимо от государства гражданское общество располагает средствами и санкциями, с помощью которых оно застовляет человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивает социализацию и воспитание граждан. Социальную гармонию призваны обеспечивать не только сами граждане, а главным образом государство, являющееся верховным арбитром.
Диалектика взаимодействия гражданского общества и государства находит выражение в свободных прогрессивных изменениях, результатом которых стало формирование правового социального государства. Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению достойных условий существования своих граждан, качественному удовлетворению их материальных и духовных потребностей, социальной защищенности. Оно оказывает непосредственное воздействие на осуществление всего единого комплекса прав и свобод человека.
Усложнение своевременного общества требует социальной консолидации граждан и правительства, всех институтов общества для создания условий одинаковых (в идеале) жизненных шансов, возможностей для самореализации личности. Для этого требуется привитие культуры взаимодействия людей в сфере производства и гражданской жизни. Организующая, координирующая деятельность государства, определенное его вмешательство в экономику с целью смягчения отрицательных последствий для общества рыночной стихии предопределяет реализацию прав и свобод граждан. Центральным элементом в этом процессе является социальный стимул, позволяющий максимально мобилизовать свободный потенциал конкретного человека. Ведь рынок – это не только экономическая, а более всего социальная конкуренция. В ней побеждает нестандартный творческий подход, стремление выиграть, заинтересовать. Сегодня это перемещается в сферу конкуренции знаний, интеллекта.
Задача социальной политики состоит в том, чтобы внедрить в обществе оптимальный механизм максимального согласования интересов различных социальных групп и слоев общества, создать комфортные условия их жизнедеятельности при соблюдении принципа социальной справедливости. Достигается это с помощью сглаживания социального неравенства в обществе, перераспределения доходов в пользу менее обеспеченных слоев, проведения политики занятости, охраны труда, организации доступного всем здравоохранения, образования, жилья, качественного питания.
Социальное государство осуществляет свои цели в форме правовой государственности и стремится при этом к расширению прав граждан, их соучастия в деятельности институтов общества. Обеспеченность социальной стороны жизнедеятельности граждан, достойного уровня жизни достигается политической направленной на:
- развитие системы гражданского, трудового и других законодательств, поддержание на определенном уровне оплаты труда и уровня жизни различных слоёв и групп общества;
- защита недостаточного уровня доходов населения, поддержку
наиболее уязвленных и бедных слоев;
- снижение уровня инфляции;
- повышение расходов, направленных на страхование, пенсионное
обеспечение, медицинское страхование с учетом соотношения доли негосударственных ассигнований с официальными выплатами из бюджета.
Разрабатываемые социальные программы предусматривают борьбу с бедностью, безработицей, регулирование рынка труда, обеспечение полной занятости населения. «Вложения» в человека, осуществляемые через развитие тех отраслей социальной инфраструктуры, которые формируют его как носители определенного уровня знаний, культуры, профессиональной квалификации, воспроизводят его рабочую силу путем поддерживания здоровья и своевременного обновления знаний.
В социальных программах предусматривается обеспечение рациональных потребительских бюджетов как личных, так и семейных, расходов и дотации на различного рода услуги. Социальное состояние общества постоянно анализируется с помощью социальных индикаторов, включающих здоровье, образование, занятость, «качество рабочей жизни», свободное время и досуг, пользование товарами и услугами, жилищное пространство, социальное окружение, индивидуальная безопасность. Мониторинговый анализ потенциала социальной сферы позволяет оперативно упреждать, локализовать и разрешать назревающие в обществе конфликты.
Для проведения интегрирующей социальной политики государства требуется мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно свободы и автономии собственников.
В демократических странах найдены конкретные формы взаимодействия гражданского общества и социального государства, делающие его плодотворными, полезными для общества в целом.
В системе властных структур функционируют специальные органы для связи с организациями гражданского общества, которые оказывает помощь при регистрации добровольных объединений, проводят консультации занимаются созданием благотворительных условий для их финансирования, привлекаются благотворительные фонды.
Представители организаций гражданского общества входят в различного рода советы и комиссии, работающих при парламенте и правительстве. Здесь они выступают как эксперты и профессионалы, владеющие информацией, касающейся конкретных проблем развития гражданского общества и состояния общественного мнения.
Созданные социально-экономические советы, в которых входят как представители государственных так и негосударственных организаций экономической и социальной сферы высказывает свое мнение о проектах законов, обращают внимание правительства на важность и необходимость скорейшего решения тех или иных конкретных проблем.
Высоким авторитетом в странах пользуются служба парламентских уполномоченных, контролирующая соблюдение прав и свобод граждан. Уполномоченный получает жалобы недовольных граждан действиями должностных лиц, изучает полученные материалы и докладывает парламенту результаты расследования с соответствующими рекомендациями. Это независимое должностное лицо, ответственное перед законодательной властью.
Представительства организаций гражданского общества в различного рода властных структурах, создание совместных органов, включающих представителей государства и общественных объединений придают политической системе легитимный характер, обеспечивают открытость проведения политического курса, являясь незаменимым источником информации о состоянии общества, его интересах и настроениях.
Российское общество находится в поиске оптимальной меры сочетания правового и социального принципов в деятельности государства. Процесс становления гражданского общества носит нередко зигзагообразный и противоречивый характер, развиваются параллельно с формированием правового государства и демократической культурой. Гражданское общество представляет собой своеобразное сочетание государственной власти и органов самоуправления, учитывая исторический опыт и особенности развития государственности. В социальной сфере предстоит преодолеть глубокое отчуждение работников, создать условия, повышающие заинтересованность в развитии и эффективном функционировании всех форм собственности. Чтобы основная часть населения оказалась способной воспринимать ценности гражданского общества, важно формирование навыков социально-политической деятельности в демократических условиях жизни.
Таким образом, гражданским обществом обуславливается и определяется государство. В свою очередь государство как система учреждений и норм обеспечивает функционирование гражданского общества. Наиболее развитой формой государственности является правовое государство, которое наилучшим образом регулирует взаимоотношения власти и гражданского общества. Установление гармонических отношений между всеми социальными институтами позволяет каждому человеку реализовать свои способности в соответствии с собственными желаниями, получать доступ к культуре в соответствии с собственными гражданским потенциалом, на соответствующими уровне осуществлять свое социокультурное воспроизводство, участвовать в социокультурном процессе при гарантированности и защите его прав и свобод.