V. социальные проблемы общения
1. Понятие общения и его функции.
2. Структура общения.
3. Способы организации групповой деятельности и общения.
1. Понятие общения это сложный и многообразный процесс, включающий взаимодействие индивидов, обеспечивающий их информационное обеспечение, это отношение и взаимовлияние людей, сопереживания, взаимопонимания друг друга и т.д. Общение может носить позитивный и негативный характер, то есть приносить людям пользу и вред. Перечисленные аспекты общения относительно самостоятельны и не сводятся один к другому.
Предпосылкой общения выступает общность людей, которые испытывают потребность в совместной деятельности и общении друг с другом. Процесс общения предполагает не только элемент общности, но и обособления, не только общность интересов и деятельности общающихся, но и взаимную оппозицию и борьбу. В акте обособления проявляются индивидуальные особенности личности, за которой стоит её принадлежность ко многим другим социальным общностям, многообразие социальных отношений и социальных ролей личности.
Общение нельзя сводить как межсубъектное взаимодействие лишь к индивидуальным контактам. Оно должно быть рассмотрено во всём многообразии связей всех модификаций субъекта. Общение лежит в пределах понятия деятельности, являясь одним из четырёх её основных видов, наряду с познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной.
Если деятельность человека не сводить только к его предметной деятельности, тогда общение вписывается в разностороннее проявление человеческой активности. Общение может быть и аспектом и типом и видом деятельности, в зависимости от характера деятельности. Например: в трудовом процессе, в дружеской беседе, в научном диспуте и т.д. Постоянной же остаётся сама деятельная природа человеческого общения, проявляющаяся в направленности воздействий одного субъекта на другого.
Общение и социальные отношения тесно связаны. Но в отличие от тех аспектов общения, которые связаны с межиндивидуальными контактами, понятие социальных отношений фиксирует факт связи и взаимодействия не между отдельными индивидами, а между представителями различных социальных групп и общностей, между различными социальными типами, являющимися представителями этих общностей и классов.
Общественные (социальные) отношения будь то экономические, политические, правовые и т.п. складываются в процессе практического общения людей и сразу же приобретают независимое от сознания индивидов существование. Эти отношения характеризуют тип связи её участников (который становится структурой общества) и, формируясь в процессе практического общения людей, его же и обусловливает. Общение же есть реальная деятельность, разворачивающаяся процессуально.
Функции общения. Если использовать системный анализ и выделить в структуре общения все возможные функциональные ситуации, то их окажется четыре:
- цель общения находится вне самого взаимодействия субъектов;
- цель общения заключена в нём самом;
- цель общения состоит в приобщении партнёра к опыту и ценностям инициатора общения;
- целью общения является приобщение самого его инициатора к ценностям партнёра.
Перечисленные ситуации исчерпывают заключённые в общении функциональные возможности. Раскроем содержание этих ситуаций:
Обслуживание предметной деятельности. Общение, имеющее цель вне себя, является способом организации определённого вида предметной коллективной деятельности – производственной, научной, военной, в сфере искусства и т.д. В этой практической деятельности общение выступает как необходимое средство обеспечения его эффективности.
Следует отметить, что существуют некоторые формы практической деятельности, которые организуются иными типами взаимодействия людей. Первым таким типом является управление, а вторым способом организации материальной практики служит разделение труда.
В сфере духовного производства, например, в науке, для научных сотрудников характерны в большей степени равенство, свободная инициатива, хотя там есть и управление, и субординация, и лидерство и т.д.
Служебная функция общения характерна в религиозных обрядах, ритуалах. Общение с богом или духом имеет прямую цель вне себя: спасение души, заклинание, покаяние, отпущение грехов.
В игровом общении господствует самоцельное общение. Оно используется в учебных, тренировочных целях (военных играх, манёврах, деловых играх).
Искусство занимает промежуточное положение между ритуально-обрядовым и игровым поведением или общением. Здесь происходит постоянная борьба между тяготением искусства к самоцельности (т.е. к игровому принципу – «искусство для искусства») и стремлением подчинить художественное творчество внешним для него целям (идеологии, политике, религии и т.д.).
Общение ради общения. Такое общение может проявляться лишь в духовной деятельности. По основным параметрам оно может характеризоваться как симметричное, равноправное, свободное общение. Оно может осуществляться в форме дружеских контактов для достижения духовной общности людей, которая ценна сама по себе, как проявление свойственного человеку родового качества социальности. Друзья встречаются, чтобы просто пообщаться, потолковать, т.к. давно не виделись, а не для «обмена» информацией или решения проблем, хотя и такое не исключено.
Потребность в общении имеет столь существенное социальное значение, что её удовлетворение выходит далеко за пределы бытовых, интимных контактов, становясь одним из важных стимулов духовного производства. Именно через «памятники культуры» сохраняется в истории и передаётся последующим поколениям опредмеченная духовная жизнь художника, поэта, музыканта и т.д. Восприятие их трудов может быть не только учебным процессом, но и самоцелью духовно обогащённого человека.
Трудно переоценить потребность человека в эмоциональном общении. И, хотя роль искусства в жизни не сводится к общению, а общение людей не ограничивается рамками искусства, оно должно быть признано единственным в своём роде явлением духовной жизни общества, благодаря которому как бы безгранично расширяются возможности человеческого общения на индивидуальном, личностном уровне.
Наиболее последовательно самоцельное общение проявляется в игре. Поэтому именно с ней обычно связывается понятие свободы. Игра происходит по известным правилам, но в их пределах поведение игрока всецело зависит от его умения, инициативы, одарённости, обеспечивающих удачный выбор каждого хода. Конечно, многое в игре зависит и от везенья, от игры случая, но и она ведь может рассматриваться как проявление его случая-свободы, когда человек вызывает его как партнёра на игровой поединок.
Приобщение другого к своим ценностям. Это общение не является симметричным, хотя и может осуществляться в пределах принципиального равенства сторон. Так, в общении родителей и ребёнка, или учителя и ученика, или художника и зрителя очевидно «неравновесие» партнёров – как бы ни были демократичны их отношения, всё же различие в возрасте, опыте, знаниях, социальном положении не может не сказываться на их позиции. Поэтому общение учителя и ученика лишь относительно симметрично с функциональной точки зрения – цель первого приобщить ученика к своим ценностям, а цель второго – приобщиться к ценностям учителя: познавательным, нравственным, гражданским, эстетическим. Решение этой задачи начинается в материальной практике, но самое широкое своё развитие оно должно получать в духовной жизни людей. Речь идёт о той осознанной и направленной деятельности, которую называют воспитанием. Оно осуществляется в форме усвоения человеком ценностей и овладения им умений и знаний через научение и образование. Все эти три формы овладения человеком окружающего мира имеют свою главную особенность – они происходят в общении. В общении же ключевым моментом выступает духовное общение. Оно является тем инструментом культуры, который служит для воспитания человека, т.е. для формирования его ценностного сознания, его мироощущения и мировоззрения, его отношения к другим людям и к самому себе. И поскольку личностные смыслы и системы ценностей индивида именно личностные, они должны быть выработаны самостоятельно, а не приняты готовыми, через переживания, а не чисто рациональным путём. Духовное общение ребёнка первоначально осуществляется со взрослыми, для приобщения его к их ценностям, затем со сверстниками для приобщения к групповым ценностям и, наконец, на том этапе жизни, на котором собственный практический опыт человека вносит решающие коррективы в уже выработанную систему ценностей.
Приобщение к ценностям другого. Данная функциональная ситуация выражает стремление инициатора общения приобщиться к ценностям другого. Этим другим может быть отец, учитель, друг, возлюбленный, политический вождь и т.д. в межличностном общении.
Если приобщение другого к моим ценностям есть воспитание, то моё стремление приобщиться к ценностям другого есть самовоспитание, самоформирование инициатора общения. В реальной жизни личности этот процесс созидания собственного «Я» проходит через всю её биографию в той мере, в какой индивид может сам искать своих друзей, воспитателей, руководствуясь потребностью сблизиться с человеком, который умнее, «тоньше», богаче.
Проблема самовоспитания личности слабо изучена и объясняется это неразработанностью теории общения, которая только и может быть научной основой для понимания специфической природы и воспитания и самовоспитания. Значение теории общения для понимания сущности самовоспитания состоит в том, что она позволяет осмыслить этот процесс как форму самообщения, поскольку он предполагает внутренний диалог между разными «Я» личности – воспитуемой и воспитывающей. Вместе с тем, с этих позиций обосновывается и связь воспитания и самовоспитания, превращения первого во второе, которое может быть обеспечено лишь определённой установкой воспитателя. Такая установка в высшей степени важна в наше время. Свою воспитательную работу мы должны оценивать не только по тому, как нам удаётся передать молодым свои знания и убеждения, сколько по тому, сумели ли мы подготовить их самостоятельно действовать и принимать решения в новых условиях.
2.Если общение рассматривать как межсубъектное взаимодействие, то в его структуре необходимо выделить, прежде всего, взаимодействующих субъектов в лице индивидов, социальных групп, классов и других социальных общностей. Затем следуют средства, с помощью которых осуществляется общение – его языки, механизмы и способы его реализации. Далее в структурной модели должна быть выделена социокультурная среда в её прямых и обратных связях с самим процессом общения. Такая модель общения ориентирована на комплексное, междисциплинарное его изучение с помощью наук, участвующих в изучении общения. Мы же по данному вопросу в структуру общения включаем: содержание общения и его формы.
Содержание общения. Существуют три основных типа общения: материально-практическое, духовно-информационное и практически-духовное.
- Содержание практического общения кажется чисто материальным, поскольку оно охватывает те реальные действия его участников, которые в совокупности реализуют общую цель деятельности, скажем, действия хирургов в ходе операции, сталеваров у доменной печи и т.д. Однако содержание такого общения непременно имеет и свой духовный слой, образующийся вследствие того, что совместное действие людей требует сознательного целеполагания, выбора оптимальных средств, постоянного слежения за действиями партнёра и внесения каждым необходимых коррективов в собственное поведение. К тому же непредвиденность развития событий требует от каждого дополнительной коррекции и регуляции их взаимодействия. Этот духовный слой содержания материального общения является сознанием необходимости взаимодействия с другим человеком, а значит, и необходимости в нём самом как партнёре при достижении общей цели. Потребность эта превращается в специфическую установку, то есть в готовность согласования своего поведения с поведением партнёра, в стремление к содружеству, сотрудничеству. Представления о цели совместных действий есть именно представление результата общего действия. Наконец, решающую роль здесь играет способность взаимопонимания, позволяющая предугадать поведение партнёра, и готовность к взаимопомощи, к взаимной выручке в критических ситуациях, основанной на сознании того, что общие интересы выше частных интересов.
Содержание духовного общения также двухслойно, только психологический слой сочетается здесь с информационным, так как целью является в данном случае достижение духовной общности. Циркулирующая в общении информация отличается тем, что обобщает два духовных потока, исходящих от участников общения, порождая уникальный эффект возрастания информации в данном процессе; качественное же её своеобразие состоит в том, что духовность человека предстаёт здесь в своей реальной, живой целостности, нерасчленимости духовного потока, ибо таково условие достижения действительной духовной общности людей.
В качестве непосредственной духовной связи человека с человеком как субъекта с субъектом выступает любовь, как первейшая и острейшая потребность. Такое чувство духовно и доступно лишь человеку в качестве реакции на связь с другим человеком как с уникальным, никем не заменимым для любящего, именно и только этим существом. Любовь есть эмоциональная реакция на человека, который способен «принять» от тебя и «дать» тебе не любую информацию, а информацию о себе как субъекте, а если она включает и информацию об объектах, то только в той мере, в какой они затрагивают субъекта, волнуют его, входят в его внутренний мир, - не случайно в быту говорят, что к любимому, близкому человеку, другу идут с «открытой душой». В таком встречном «раскрытии душ» и состоит психологическое содержание духовного общения. Безотносительно к тому, кто является здесь субъектом – личности, группы, социумы, типы культуры, - информация, рождающаяся в процессе их общения, является информацией о духовных мирах данных субъектов, в которых так или иначе преломляется мир объектов, то есть информацией о ценностях, которые кристаллизируются на уровнях социально – психологическом и идеологическом.
Было бы односторонним сводить духовное содержание общения только к эмоциональной силе любви, симпатии, влечению человека к человеку, ибо так или иначе эти эмоции сопрягаются в процессе общения с интеллектуальными, рациональными, осознаваемыми стимулами – с пониманием человека человеком. Проблема понимания опирается на психологическую структуру понимания, свойственного обыденному сознанию и реализующегося в общении людей: ведь другой ожидает, чтобы я ему ответил, а для этого – чтобы я его понял. Счастье – это когда тебя понимают. Этим дополнением определение душевного состояния человека и исчерпывается.
- Обращаясь к анализу содержания практически–духовных форм общения, отметим, что и в художественном, и в религиозном отношении содержание столь же духовно, как и в формах реального духовного общения: иллюзорный характер общения человека с художественным образом или образом божества не меняет уже известного нам информационно – психологического двуединства межсубъектного отношения, не меняет и содержащейся в нём связи любви к образу и его понимания.
На том же механизме преобразующего реальность её идеального отражения основано и обрядово – ритуальное поведение человека, которое широко используется и религиозным и художественным способом освоения мира, но выходит за пределы того и другого и обслуживает сферы нравственных и политических отношений (например, свадебный обряд или ритуал судебного заседания). Данный тип поведения является символическим, то есть по формам своим практическим, а по сути чисто иллюзорным, имеющим не материальный, а духовный, идейно-психологический смысл. Он отсылает нас к какой-то реальной форме практики – к земледельческим работам, к военному делу, к брачным отношениям, к сношениям государств и др.
Другая форма практически – духовной деятельности – игра, тесно переплетающаяся и с искусством, и с обрядом, и с ритуальными церемониями. Игра есть также иллюзорное моделирование тех или иных практических действий – иногда достаточно конкретных (скажем, игра в дочки – матери, в войну и т.д.), иногда лишь общих принципов практической деятельности, таких, как противоборство и сотрудничество, состязание и взаимодействие. Уже отсюда явствует, что поскольку общение является необходимой стороной всей практической деятельности человека, оно не может не воспроизводиться в символическом поведении, так или иначе моделирующем практику. Так, действительно, и возникают практически – духовные формы человеческого общения.
Независимо от того, какова идеологическая подоснова обряда – культовая, нравственная или политическая, - он является своего рода «ролевой игрой», в которую взрослые вкладывают отнюдь не игровой, а вполне серьёзный смысл – магический, ритуальный, идеологический. Игра же в чистом виде – так называемая «игра с правилами» – есть опять-таки форма общения игроков, выраженная практически – действенно, но практика эта мнима, ибо на самом деле здесь происходит лишь «игра в практику» и общение людей разворачивается здесь как игра в общение, как моделирование реальных жизненных процессов, как символически преображенная практика, - это и придаёт обряду часто художественно-образную структуру, делает его формой самодеятельной театрализации жизни.
В содержании этих практически–духовных форм общения мы обнаруживаем снова два слоя. Первый – психологический. Его строение в принципе то же, что и в других формах общения, хотя соотношение эмоционального и интеллектуального факторов здесь обратное тому, которое характерно для художественного общения, - в обряде, в символическом действе, в игре партнёры могут не испытывать друг к другу эмоционального влечения, как в материально – практическом общении, тогда как взаимопонимание им совершенно необходимо. Оно выражается в понимании общих правил и действий партнёра в данной ситуации.
Наиболее существенны, однако, отличия в другом слое содержания практически – духовных форм общения. Слой этот информационен по своей природе, но тут информация не вырабатывается как в художественном общении, а воспроизводится. Смысл действия в том и состоит, чтобы воспроизвести сложившийся и всем известный порядок действий. Только в игре результат неизвестен, и весь её смысл в этой неизвестности, однако никакой качественно новой информации при этом не возникает тогда как в духовном общении возникает всякий раз качественно новая информация – плод слияния информационных потоков, идущих от уникальных духовных миров партнёров.