Личность творит сама себя, поэтому то, что она представляет собой, есть результат ее самовоспитания;

2) личность формируется общественными отношениями, поэтому процесс ее становления определяется ими.

8.Используя историческую, философскую, художественную литературу подготовьте эссе на тему: Социальный тип личности, соответствующий различным периодам развития общества.

Дополнительная литература к основному списку:

  1. Березовая Л.Г. Нетипичная личность в историческом пространстве, или эффект «белой вороны» // ОНС. – 1998. – №6.
  2. Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // Социс. 2004. - №7.
  3. Лисовский В.Т. «Отцы» и «дети»: за диалог в отношениях // Социс. – 2002. - №7.
  4. Матвеева Н.Ю. С.Н. Булгаков о характере русской нации // Вест. МГУ. – Сер. 18. Социология и политология. – 2002. - №4.
  5. Муздыбаев К. Оптимизм и пессимизм личности // Социс. – 2003. - №12.
  6. Осинский И.И., Добрынина М.И. Интеллигенция в судьбах России на рубеже XX XXI веков // Социс. – 2002. - №1.
  7. Скиннер Б. Технология поведения / Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И. Добренькова. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 496с.
  8. Солодникова И.В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни // Социс. – 2007. - №2.

Темы докладов и рефератов:

  1. Проблемы социализации личности в современном обществе.
  2. Проблемы самореализации личности в современных условиях.
  3. Юность и проблемы самоопределения.
  4. Э. Берн о механизмах социальной регуляции поведения человека.

СЕМИНАР №7 Социология конфликта (2 час.)

Вопросы для обсуждения:

1. Современная конфликтология. Подходы к объяснению социальных конфликтов в современной науке.

2. Конфликт как социальное явление: понятие, типы, функции. Структурная характеристика конфликта.

3. Причины и условия возникновения конфликтов. Их динамика: сигналы конфликта, социальная напряженность, конфликтная ситуация, латентная стадия, начало конфликта, его разрешение и завершение.

4. Роль управления в предупреждении и предотвращении социального конфликта. Способы разрешения социального конфликта. Стратегии в конфликте.

Работа со словарем. Основные понятия.

Социальный конфликт, институциализация конфликта, функции конфликта, межличностные стили разрешения конфликтов: уклонение, приспособление, компромисс, соперничество, сотрудничество.

Творческие задания:

1. Назовите основные подходы и концепции современной конфликтологической парадигмы, сформулируйте основные положения.

2. Сделайте схему динамики социального конфликта, определите его латентную стадию, начало взаимодействия, разрешение, завершение.

3. Составьте письмо другой стороне в конфликте с предложением провести переговоры, заключить соглашение, договор об услугах посредника.

4. В процессе конфликтного взаимодействия стороны могут избирать различные формы тактического поведения. Раскройте содержание и приведите примеры перечисленных ниже форм:

· запугивание;

· принуждение;

· блеф;

· прессинг.

5. Тестирование: оценка уровня конфликтности личности, конфликтная ли Вы личность?

Дополнительная литература к основному списку:

1. Вдовина М.В. Межпоколенные конфликты в современной российской семье // Социс. – 2005. - №1.

2. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2003. – 320с.

3. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 286с.

4. Данакин Н.С., Дятченко Л.Я., Сперанский В.И. Механизмы социальной регуляции в технологии управления конфликтом // Социально-политический журнал. – 1998. - №3.

5. Конфликты в современной России (проблемы анализа и регулирования) / Под ред. Е.И. Степанова. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 344с.

6. Социальные конфликты в современном обществе / Под ред. С.В. Пронина, А.Г. Давыдова и др. – М.: Наука, 1993. – 160с.

7. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.: Мысль, 1989. – 173с.

8. Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты. – М.: Юрист, 1997. – 338с.

Темы докладов и рефератов:

1. Источники и причины социальных конфликтов.

2. Характеристика (социально-экономического, социально-политического, религиозного, межнационального, семейного и др.) конфликта. Причины появления, формы проявления, способы разрешения.

3. Регулирование и разрешение социального конфликта.

СЕМИНАР №8 Социология культуры (2час.)

Вопросы для обсуждения:

1. Культура: сущность, структура. Предмет «социологии культуры».

2. Основные элементы культуры: язык, ценности, образцы поведения. Ценности и их место в социологии культуры.

3. Массовая культура: ее «плюсы» и «минусы».

4. Понятие и виды субкультуры. Молодежная субкультура: современное звучание.

5. Нравственная культура и ее потенциал в современных условиях.

6. Мода и ее место в культуре.

Работа со словарем. Основные понятия.

Нормы, ценности, традиции, обычаи, субкультура, контркультура, культурная статика, культурная динамика, культурная диффузия, артефакты.

Творческие задания:

1. Раскройте содержание понятия «молодежная культура». Сформулируйте отличия контркультуры от культуры.

2. Что включает понятие «молодежная субкультура»? Приведите примеры молодежных субкультур. Покажите их специфические черты.

3. Корректны ли следующие суждения:

А) субкультура отличается от доминирующей культуры языком, одеждой, прической, стилем жизни;

Б) субкультура не противостоит доминирующей культуре?

4. Английский философ и историк А. Тойнби писал: «Ценность, подобно времени, относительна». Как вы думаете, что имел в виду мыслитель. Напишите эссе.

5. Напишите рецензию на статью, используя список дополнительной литературы.

6. Классифицируйте указанные элементы культуры, приведите примеры, заполните таблицу

  Материальная культура Духовная культура Культурный комплекс Примеры
1. фабрика        
2. глобус        
3.диспут        
4.медаль        
5.погоны        
6.школа        
7.карнавал        
8.книга        
9.танец        
10.кукла        
11.джинсы        
12.часы        
13.дом        
14.лекция        
15.церковь        

Дополнительная литература к основному списку:

1. Андреева И. Мода и культура одежды – М.: Центр, 1987. – 238с.

2. Бобахо В.А., Левикова С.И. Современные тенденции молодежной культуры: конфликт или преемственность поколений? // ОНС. – 1996. - №3.

3. Гофман А.Б. Мода и люди: Новая теория моды и модного поведения. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2000. – 222с.

4. Захаров А.В. Традиционная культура в современном обществе // Социс. – 2004. - №7.

5. Ионин Л.Г. Социология культуры: путь в новое тысячелетие. – М.: Логос, 2000. – 431с.

6. Культура досуга / В.М. Пича, И.В. Бестужев-Лада и др.). - Изд-во Киевского ун-та, 1990. – 240с.

7. Левикова С.И. Молодежная субкультура. – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2004. – 608с.

8. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социс. – 2002. - №10.

9. Минюшев Ф.И. Социология культуры. – М.: Академический проект, 2004. – 272с.

10. Цивилизация, культура, личность / (О.В. Гашан – Голутвина, Н.С. Злобин, В.К. Капюр, В.Ж. Келле); Отв. Ред. В.Ж. Келле. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 222с.

11. Шмидт В.Р., Шуршин К.В. Массовая и элитарная культуры в зеркале гендерного подхода // Социс. – 2000. - №7

Темы докладов и рефератов:

1. Кризис культуры в современном обществе и его социальные последствия.

2. Взаимосвязь культурных традиций и процессов модернизации общества.

3. Культура как фактор социальных изменений.

4. Социально-исторические типы культур (Восток-Запад).

5. Причины появления и развития субкультур.

СЕМИНАР №9 Социология образа жизни: уровень, качество, стиль жизни (2 час.)

Вопросы для обсуждения:

1. Уровень, качество, стиль – образ жизни, его измерение. Показатели уровня жизни: размер и форма дохода; структура потребления; обеспеченность жильем, его качество; условия труда и отдыха; состояние окружающей среды; образовательный и культурный уровень; здоровье и продолжительность жизни.

2. Социально-экономическая дифференциация населения: богатые, средний класс, бедные. Социальное неравенство в современной России, Архангельской области.

3. Дестабилизирующие, конфликтогенные факторы в развитии Архангельской области.

4. Менталитет северян, особенности характера и социального поведения, ценностные ориентации.

Работа со словарем. Основные понятия.

Образ жизни, уровень жизни, стиль жизни, качество жизни, показатели уровня жизни, социальная защита.

Творческие задания:

1. Напишите рецензию на статью,используя список дополнительной литературы.

2.Дайте возможные определения понятий: «качество жизни», «образ жизни», «стиль жизни» (5-8 определений). Составьте сравнительную таблицу и сделайте вывод:

Источник / автор определения Определение Зона согласия (сравнение определений между собой: выделить общее содержание)

Дополнительная литература к основному списку:

1. Беляева Л.А. Уровень и качество жизни. Проблемы измерения и интерпретации // Социс. – 2009. - №1.

2. Возьмитель А.А., Осадчая Г.И. Образ жизни: теоретико-методологические основы анализа // Социс. – 2009. - №8.

3. Возьмитель А.А., Осадчая Г.И. Образ жизни в России: динамика изменений // Социс. – 2010. - № 1.

4. Жеребин В.М. Уровень жизни населения: Основные категории, характеристики и методы оценки. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

5. Михайлова Л. И. Социальное самочувствие и восприятие будущего россиянами // Социс. – 2010. - № 3.

6. Нугаев Р.М. Качество жизни в трудах социологов США // Социс. – 2003. - №6.

7. Рывкина Р.В. Образ жизни населения России: социальные последствия реформ 90-х годов // Социс. – 2001. - №4.

Темы докладов и рефератов:

1. Качество жизни как социологическая категория.

2. Основные направления социологического изучения образа жизни в России и за рубежом.

3. Образ жизни, воспитание и организация свободного времени северной семьи.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №10 Методика и техника социологического исследования (работа в малых группах) (4час.)

Учебная группа разбивается на малые группы (2-4 человека). Каждая из групп самостоятельно, консультируясь с преподавателем:

1. разрабатывает программу социологического исследования (темы для исследования студенты выбирают самостоятельно);

2. обосновывает выборку, тип исследования;

3. разрабатывает инструментарий для сбора информации (бланк интервью, анкету);

4. собирает первичную информацию (проводит анкетирование);

5. обрабатывает и интерпретирует полученную информацию (EXCEL);

6. анализирует результаты, делает выводы;

7. готовит отчет о проделанной работе.

Итогом практических занятий являетсятворческий отчет о проделанной работе (при этом учитывается творческий подход в разработке программы исследования, методы обработки результатов исследования, наличие презентации, представление результатов на заключительном занятии, качество отчетной документации).

Работа со словарем. Основные понятия.

Программа социологического исследования, репрезентативность, выборка, интерпретация основных понятий, инструмент социологического исследования, методы сбора информации, методы анализа информации, количественные и качественные методы, измерительная шкала, ранжирование.

Дополнительная литература к основному списку:

  1. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. – М.: КДУ, 2003. – 296с.
  2. Морено Я.Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. – М.: Академический проект, 2001. – 384с.
  3. Зборовский Г.Е. Прикладная социология. – М.: Гардарики, 2004. – 176с.

Тематика вопросов к экзамену по курсу «Социология» (направление: «организация работы с молодежью»)

1. Социология как наука. Её место в структуре современного научного знания.

2. Объект, предмет, функции социологии.

3. Структура и уровни социологического знания.

4. Возникновение социологии как самостоятельной науки. Теория позитивизма О. Конта.

5. Натуралистическое направление в социологии (Г. Спенсер, Л. Гумплович).

6. Классический период в развитии мировой социологии. Теория социального реализма Э. Дюркгейма.

7. Понимающая социология (М. Вебер, Г. Зиммель).

8. Русская социологическая мысль XIX - начала XX века. Основные направления.

9. Современная социология XX века: основные парадигмы и направления.

10. Социологическое исследование - как источник сбора достоверной информации. Этапы, виды социологического исследования.

11. Программа социологического исследования, методологический раздел.

12. Программа социологического исследования, методический раздел. Выборочный метод в социологическом исследовании.

13. Методы социологического исследования: типология, классификация.

14. Личность как объект и субъект общественных отношений. Социальные качества личности.

15. Социальный статус личности, социальные роли, ролевой набор. Социальные типы личности в современной социологии.

16. Социализация личности, этапы, агенты, институты социализации.

17. Социальные общности, особенности, виды.

18. Социальные группы: сущность и виды. Социальные организации, типология.

19. Социальные институты: признаки, типология, функции. Процесс институционализации.

20. Культура: ее содержание, основные элементы, формы, особенности социологического анализа.

21. Структура и исторические типы общества. Формационный, цивилизационный и системный подходы к анализу общества.

22. Концепции прогресса и регресса. Сущность, критерии определения уровня прогрессивности общества в социологии.

23. Социальные изменения и социальные процессы в обществе. Виды, сущность.

24. Социальная структура общества, основные элементы.

25. Сущность и функциональная природа социальной стратификации, основные измерения. Особенности стратификационных процессов российского общества.

26. Социальная мобильность, типы, виды.

27. Причины и условия возникновения конфликтов в обществе, динамика. Управление конфликтами. Способы разрешения социальных конфликтов. Стратегии в конфликте.

28. Мировая система и процессы глобализации. Глобализация социальных и культурных процессов в современном российском обществе.

Наши рекомендации