Социально-критическая перспектива
Чтобы прояснить смысл теории конфликтов, необходимо рассмотреть ее в функциональной перспективе. В рамках функционального подхода принято считать, что общество отличает стабильность и консенсус, конфликты можно разрешить путем взаимодействия между различными группами, когда акцент делается на достижении наивысшего блага для ^всего общества. Примером того, как общество работает на благо всех .его членов, может служить система законодательства. Как законодатель-^ство, так и общество можно описать при помощи понятий, подчеркивающих общность между людьми и отсутствие глубоких социальных противоречий: «общественные интересы», «социально продуктивный» и др. Функциональное описание общества представляет проблемы на индиви-.дуальном и общесоциальном уровнях как последствие неполноценного интегрирования норм. Большую роль в развитии теории и моделей этого Типа сыграло введенное Дюркгеймом понятие аномии1. Постепенно по-
, ' Понятие аномии было введено Дюркгеймом разработано им в известной работе «Самоубийство», 1897. Понятие базируется на теории отношений между индивидом и обществом. Необходимо, чтобы потребности и возможности их удовлетворения находились в равновесии. Общество регулирует удовлетворение потребностей. Аномию можно перевести как отсутствие норм и отражение неструктурированности общества, которая, в свою очередь, влияет на индивида. В анемичном обществе человек становится также аномичным, то есть в каком-то смысле теряет «форму и основу».
лучила развитие общая теория отклонений. Функционалистов не заним; ли вопросы классового характера норм, равноправия между полами ил социальными группами, они не задавались вопросами о том, кто устана! ливает нормы, цели и ограничения. Функциональный подход предполг гает наличие определенных различий, когда каждый играет свою роль обществе, так чтобы в целом оно могло функционировать гармонично. Существует и другое понимание функционирования общества, согла* но которому в обществе преобладает неравноправие, конфликты, наси лие и оно сильно подвержено изменениям. Конфликты разрешаются чере борьбу между социальными классами и заинтересованными группами где одни побеждают, а другие проигрывают. Иногда отношения во влас ти настолько искажают реальную картину, что невозможно разгляде-п идущую борьбу за власть. «Господствующий класс» побеждает почти в< всех областях, в то время как подчиненные группы почти всегда терпя1 поражение. Законодательство не всегда отражает волю общества; и считается, что его формируют те, кто обладает достаточной властью для защиты своих интересов.
В конфликтных моделях отклонение не всегда оценивается как результат психоинтегрированной системы норм. Гораздо важнее знать, кто обладает достаточной властью, чтобы устанавливать нормы, и какие интересы принимались во внимание.
Конфликтологи рассматривают нормы как установление властной элиты. Марксистская теория устанавливает очень тесную зависимость социального статуса от общественных процессов и структур- «Слабые» группы и индивиды являются таковыми в силу их классовой принадлежности. В конфликтологическом смысле эти группы попали в угнетенное состояние и надолго укрепились в нем. Центральными понятиями такого подхода являются «власть» и «бесправие», «контроль» и «властные санкции».
Маркс и Вебер разделяют мнение о более высоком статусе собственников. Они также были едины в том, что надстройка создается с целью укрепления социального статуса (Wallace and Wolf, 199 (). Маркс связывал классовый статус со средствами производства, а Вебер — с рыночной конкурентоспособностью человека. Он подробно описывает множество ухищрений, на которые пускаются люди ради того, чтобы оградить себя от отношений соперничества и рыночной борьбы — различные привилегии, соглашения, объединения, всевозможные ограничения, профессиональные союзы и др. В отличие от Маркса, полагавшего, что классовая борьба неизбежно приведет к смене общественного строя и всеобщему 126
.равенству, Вебер не видел возможности прекращения борьбы за власть в человеческом обществе.
Уоллес и Вольф (Wallace and Wolf, 1991) называют три основных положения конфликтологии: первое основывается на допущении того, ,что людям неотъемлемо присуще стремление обладать вещами, которые они считают важными. Второе положение придает большую значимость чвласти в использовании идей и ценностей в качестве «орудия управления» различными группами для своих интересов.
_,, К примеру, в Норвегии период после Второй мировой войны был отмечен экономическим ростом и началом в 1945 году строительства «государства благоденствия», создавшего стране атмосферу сплоченности всех политических сил. Страну надо было восстанавливать из руин. Наблюдался рост занятости населения и экономический подъем. Повысился уровень образования, и теперь дети рабочих получили возможность получать образование. Все большее число норвежцев стали проявлять интерес к политике и общественным проблемам.
<; С начала 70-х годов внимание общества было обращено на так назы-•ваемых «незнакомых норвежцев» — людей, тем или иным образом «выспавшим» из общественной жизни. Сюда относились главным образом те, чьим основным источником дохода являлась социальная помощь или -Выплаты социального страхования, а также люди, содержащиеся в разного рода социальных учреждениях.
Стационарные учреждения работали в соответствии с принципами
нкособой опеки»2, и, по мнению большинства, содержавшиеся там люди
оказались «оторванными от общества». Предание огласке деятельности
••тих учреждений повлекло за собой отрицательную ее оценку со стороны
-общественности.
Большинство исследователей отмечает, что эти социальные группы неимели возможности участвовать в улучшении благосостояния страны наравне с остальными учреждениями (Mathisen, 1971; Korpi, 1971; -Aubert, 1972;Kolberg, 1974;Lechen, 1976 и др.). Основываясь на материалах ряда исследований Лингос в своей работе «Мифы о государстве
" Признаком «особой опеки» являлась ее закрытость для большинства населения и направленность на строго определенные социальные группы. Для направления в 'УчРежДения HVPU требовалось медицинское заключение о наличии у клиента отклонений в психическом развитии. При отсутствии такого диагноза клиенту не была бы оказана такого рода помощь. Другим ее признаком являлось наличие специальных административных органов или особых отделов и штатов сотрудников, ответственных за выполнение этих обязанностей в отношении определенных слоев населения.
благосостояния» (Linges, 1970:216-218) выдвинул пять тезисов, касающихся социальной политики Норвегии:
Тезис 1. Непризнание обществом значительных групп пациентов и клиентов, например, путем помещения их в закрытые учреждения, выполняет вполне определенную социальную и экономическую функцию. Пряча и уводя из света общественного внимания «неудобных» или «слабых» людей, мы даем всем остальным возможность действовать более эффективно, продуктивно — так, что они становятся способны отвечать требованиям производственной системы и хозяйственной жизни. В таком случае Норвегия — эффективный производитель — может уверенно развиваться, не беспокоясь о своих более слабых гражданах...
Тезис 2. Сотворение мифов о государстве и обществе благосостояния лишь затруднило их достижение...
а) Увеличение объемов финансирования социального сектора и улуч
шение методов реализации сделало положение «потерянной Норвегии» бо
лее благоприягным, по сравнению с другими странами мира. Стоящие перед !
нами цели настолько высоки и труднодостижимы, что приводят к апатии и
пассивности в поиске новых путей развития социальной политики.
б) Основанная на капитализме социальная система Норвегии закры
вает для нас возможности достижения общества благосостояния. Совре
менный миф о достижении государства и общества благосостояния в ка
питалистической Норвегии значительно усложняет задачи изменения
старой системы...
Пока люди считают, что у них все хорошо, но не относят это ко всем общественным классам, они не будут стремиться к слому структур, стоящих на пути к обществу благосостояния.
Тезис 3. В широком смысле наша система производства формирует все новые и новые группы клиентов и пациентов. Это происходит вследствие возросшей рационализации структур и возросшим «давлением работы», а также косвенным образом усиливающейся урбанизации.
Тезис 4, Сегодняшняя социальная политика Норвегии является по большому счету тупиковой, а работа в социальном направлении скорее представляет собой сизифов труд. Социально-политические меры направлены на поддержку капиталистической системы, а огромные ассигнования на социальный сектор можно считать признаком болезни общества. 128
Тезис 5. Все возражения против сегодняшней социальной политики могут быть сняты только в случае, если социальные реформы будут яв-/;дяться частью стратегии и борьбы за достижение такой общественной системы, которая не создавала бы ни клиентов, ни пациентов.
„и Эти тезисы сформулированы исходя их конфликтологической кон-тщелции общества, когда индивидуальные проблемы тесно связаны с соци--яяльными структурами и процессами.
гт В 60-х годах в социальной работе доминировали психодинамическая -■■традиция и мышление. Социальную работу критиковали за чрезмерное увлечение внутренними процессами отдельных людей, когда связь меж-э,^гу обществом и социальными проблемами затушевывалась. В70-хго-"рдах конфликтологический подход начал укрепляться и в социальной ра-к боте (Payne, 1991:201). С начала 70-х годов в профессиональных и высших учебных заведениях социального профиля стал преподаваться "''предмет «работа с обществом». Дисциплина основывалась на конфлик-"'тологии и политической идеологии и в конечном счете стала частью пред-" мета «социальная работа».
Норвежские обществоведы-конфликтологи пытались придать своим исследованиям практическую направленность. Термин «деятельные исследования» в 60-е годы уже использовался в сфере рыночных отношений, а с 70-х годов такие исследования проводились и в социальной сфере. Вдохновителем этого направления являлся Ауберт, а р наиболее известным исследовательским проектом этого типа в социо-, логии явился проект Норд — Одал под руководством Лё'кхена. Ключевой фигурой социологической традиции деятельных исследований был Матисен, представивший предложения по реформе системы исправительных учреждений (Kalleberg, 1992). Цель деятельных иссле-1 дований — ускорить процессы изменения на локальном уровне и в пла-п не подготовки. Заинтересованные стороны сами избирают цели изменения и активно участвуют в нем. В ходе работы накапливается ,; практическое знание локального характера, которое стороны могут использовать, а также формируется общетеоретическое понимание (Engelstad, 1987).
Деятельные исследован и ясделал и работу с обществом более пригод-у нойдля образовательных целей, позволили отделить действия отполити-■ ки, поскольку исследования могут дать объективную оценку проводи-Мой работе.
Центральные понятия марксизма
Марксизм является философией, политической идеологией и научным знанием и известен во всем мире. Работы Карла Маркса (1818-1883) посвящены философии, истории, политике, экономике.
Сам Маркс называет красной нитью своих исследований следующее (Marx, 1859:13-14): «В ходе своей жизни люди вступают в производственные отношения — строго определенные, необходимые и независимые от их воли, соответствующие ступени развития материального производства. Эти отношения образуют экономическую структуру общества, тот реальный базис, над которым надстраивается право и политика и который соответствует определенной форме общественного сознания.
Способ производства материальных благ определяет все остальные социальные, политические и духовные процессы. Не человеческое сознание определяет среду своего существования, а, наоборот, общественная ситуация определяет сознание людей».
Эта идея является ядром марксистской теории. Движущей силой общества Маркс признавал базис, то есть экономические отношения (субъекты собственности на средства производства, способы использования последних и продукты производства). Политические институты, право, религия, искусство, наука являются, по Марксу, «надстройкой».
Маркс утверждал, что общество развивается через противоречия материального характера, приводящие к смене общественных систем.
В рабовладельческом обществе противостоящими классами являлись свободные граждане и рабы, в средневековом феодальном обществе — феодалы и зависимые крестьяне, впоследствии — дворяне и буржуазия, в капиталистическом обществе — между рабочими, предлагающими свою рабочую силу на рынке труда, и капиталистами, владеющими средствами производства и покупающими рабочую силу.
Маркс полагал, что человек и природа также находятся в отношениях диалектической взаимосвязи, и то, как мы работаем, определяет наше сознание; наше сознание и понимание вещей определяют характер наших действий. Индивид находится в диалектическом взаимоотношении с обществом. Человек делает историю, и в то же время история создает его.
В своих работах Маркс использует понятие «отчуждение» — бесчеловечное последствие капитализма, вынуждающее человека воспринимать мир как нечто совершенно чуждое для себя, считать самого себя чужим в своей жизни. Система производства отчуждает всех участников производственных отношений от продуктов производства: рабочих — от
того, что они произвели, и владельца продукта, «присваивающего» его себе. Рабочий не может решать, что, как и зачем производить, он лишь обменивает свою работу на деньги, а сам процесс производства ему безразличен. Капиталист лишь хранит у себя продукт какое-то время, и последний еМу также безразличен. ,4. Маркс сформулировал четыре тезиса, касающихся отчуждающего
_^рУДа(Магх, 1844:24):
9}г 1. Отчуждающий труд отделяет человека от природы.
2. Отчуждающий труд делает жизнь других людей средством к существованию отдельного человека. Человек продает свой труд, чтобы выжить физически, хотя сущность человека заключается в свободном осоз-
^^анном действии.
т 3. Это приводит к тому, что тело человека, окружающая природа, ее
.духовность, другие люди становятся чуждыми ему.
4. Непосредственным следствием отчуждения человека от его труда, человеческого рода является отчуждение от других людей. _^г Точно так же и другие люди отчуждаются от самих себя и от челове-
й^еского рода (там же).
Все это, по мнению Маркса, — признаки экономического уклада капитализма. Разделение труда также оказывает на человека отчуждаю-, j^ee воздействие, на макро— и микроуровнях. На макро уровне это общественное разделение труда—на различные отрасли, с одной стороны, чи на «умы» и «руки» — с другой, что отражает и одновременно подкрепляет властно-классовые отношения.
Марксистский подход в социально-политическом анализе в Норвегии начал использоваться лишь в 1970-х годах. В социальной работе .{также отмечались попытки использования марксистской теории. В бро-•»<шюре Союза Социалистического Просвещения 1979 года под заголовком «Какая социальная работа нам нужна?» был поставлен вопрос: «Ка-
-кой должна быть социалистическая практика социальной работы, и как
-.мы должны способствовать профессионализации и организации с социалистических позиций?». Стьёрне, один из авторов брошюры, сформуди-> ровал 11 положений, касающихся марксистской практики социальной
работы (Stjerno, 1979:61-63).
Социальная работа должна быть:
1. Ориентированной на коллектив и не допускающей обособления.
Необходимо разрабатывать коллективные формы социальной работы,
г • необходимо познакомить клиента с общественным опытом и проблемами
в обществе, объяснив при этом, что социальные проблемы людей не явля-
готся их личными проблемами, касаются многих людей и вызваны общественными отношениями.
2. Классово ориентированной.
Социальная работа должна формировать у социального работника и клиента представление о классах и классовых интересах, о сходствах и различиях классов. Это часто означает тесное сотрудничество с профсоюзом. При работе с клиентами предлагается собирать информацию о рабочем классе и других угнетенных и оценивать социально-политические реформыпо тем последствиям, которые они будут иметь для различных классов и групп.
3. Антирепрессивной и отрицающей насильственные меры.
Взгляды радикальных социальных работников на сущность и роль
государства заставляют их сомневаться в эффективности использования аппарата принуждения в отношении общества, так как это для них означает насилие в отношении клиентов.
4. Оперирующей небуржуазным понятием прав человека..
В буржуазной идеологии права человека связываются, прежде всего, со свободой слова, свободой объединения и законностью. Эти права несомненно важны, неотъемлемы, и их легко защитить. Социалисты считают, что не менее важно иметь право на труд, достойное жилище, свободу от материальной нужды и возможность совместно решать проблемы отдельных людей. Какой смысл иметь свободу прессы в стране, где большая часть населения неграмотна? Насколько эти люди счастливы от свободы слова, не имея ни работы, ни жилья?
5. Гуманистической.
Ценности этого ряда присутствуют и в буржуазных, и в социал-демократических программах (буржуазный гуманизм устанавливает запреты лишь на непосредственное угнетение индивида, но не на косвенное или структурное — через коллектив).
Стьёрне отмечает, что этот взгляд разделяют не все направления марксизма-ленинизма. Кроме того, достаточно размытыми являются границы воздействия государства на социально или политически «отклоняющихся» индивидов и группы (например, гомосексуалистов, политических оппозиционеров и др.).
6. Социальной и действенной.
Взаимодействие с клиентами должно быть направлено на повышение сознательности восприятия клиентом своей ситуации и общества. Социалистические социальные работники не должны манипулировать людьми и использовать соответствующие методы работы.
7. Трезво оценивающей практику.
Действия социалистов должны быть не спонтанными и не продуман-' .ными, но стратегически спланированными с учетом противостоящих сил. Однако компромиссы и тактические ходы не должны становиться моде-.-.лью работы. .8. Обобщающей.
Социальные работники должны делать выводы из теоретического 0!осмысления проблем практики, делать индивидуальный опыт коллективным достоянием, переносить коллективный опыт на индивидуальные си-.туации, корректировать их.
¥1 9. Использующей социально-политические стратегии. _," Мерам общего характера отдается предпочтение перед мерами особенными, индивидуальными, например, повышение минимальной заработной платы вместо выплат, снижение рабочего времени для всех, а не „для отдельных групп.
d 10. Не допускающей изоляции социальных работников от общества. , f j, Социальные работники должны разрушить изоляцию своей профес-. ■$иональной группы,
,fe 11. Использующей решительные действия. . Б1 Изменение возможно даже и в том случае, когда противоборствующие силы сильны, мы можем сделать больше, чем думаем. Чтобы добить-й gfl чего-то, нужно отважиться и действовать решительно.
а? Нам представляется очевидным, что положения Стьёрне, касающие-«jvi социальной работы по-социалистически, основываются не только на определенной теоретической базе, но и на идеологии, что и послужило .^основой для резкой критики в адрес соответствующих моделей социальной работы. Возражение к этому замечанию формулируется достаточно просто: все прочие теории также основываются на идеологиях и опреде-й ленной системе ценностей, хотя эта связь может быть выражена не столь .j-явно, как здесь.
4f
_у Освобождающая педагогика
«Освобождающая педагогика» ассоциируется с именем педагога ПаулоФрейра, министра образования Бразилии до 1964 года. Сформулированные в его докторской диссертации 1959 года идеи были исполь-и зованы в национальной кампании по ликвидации безграмотности в Бра-оЗилии. Находясь в ссылке в Чили, он написал книгу «Педагогика ^угнетенных», не утратившей своей значимости и в 1970-х годах.
Обучаясь чтению и письму, человек начинает по-новому воспринимать себя, критически оценивать социальную ситуацию. Вышедший из обедневшей семьи, Фрейр хорошо знал проблемы бедных, их восприятие мира, их культуру, которую впоследствии называл «молчаливой культурой», отмеченной апатией и незнанием, которые он объяснял тем, что бедные слои населения являются жертвами экономического, социального и политического угнетения и предрассудков. Бедные удерживались в таком состоянии, когда невозможно развить критическое сознание и реагировать на угнетение, причем важнейшим средством угнетения являлась система образования, поддерживавшая «молчаливую культуру». Он ввел понятие «диалога» как формы общения людей и выяснения «сути вещей» в целях создания желаемого миропорядка. Противоположностью диалога является антидиалог, или угнетение (Freire, 1974). Для этого господствующая элита создает и распространяет мифы о том, что является благом для покоренных (например, римское «хлеба и зрелищ»), старается размежевать угнетенные массы, изолировать их, руководствуясь принципом «разделяй и властвуй», манипулировать людьми в целях удержания власти, используя методы «культурной интервенции», состоящие в навязывании угнетенным слоям представлений о мире и контроле за выражением ими своего мнения.
Угнетенные могут поверить в свои силы, лишь видя суть угнетения и участвуя в организованной борьбе за свое освобождение. В теории диалогического действия Фрейра знаменателем диалога индивидов, то есть тщательного обдумывания и осмысления социальной ситуации, является их совместное действие по изменению мира. Индивид превращается из объекта в субъекта в собственной жизни и начинает действовать в социуме, преодолевая страх перед свободой, главным образом в процессе обучения в критическом диалоге.
Идеи Фрейра оказали большое влияние на социальную работу в Латинской Америке в 60—70-х годах, где важнейшей задачей являлось удовлетворение элементарных потребностей людей. Социальные работники были вовлечены в политический процесс и выражали свою солидарность с угнетенными (Payne, 1991).
Феминистическая перспектива
Волна радикального движения, прокатившаяся по странам Запада в 60-70-х годах, не обошла стороной и социальную работу и терапию (DominelH and McLeod, 1989), способствуя критическому пересмотру
методов социальной работы и психотерапии, использовавшиеся в отношении женщин и ставившие их в неравное с мужчинами положение.
С позиций феминизма психоаналитическая теория во многом основывается на различиях между мужчинами и женщинами, связываемые Фрейдом с физиологическими различиями (опыт родов и первых лет жизни).
Женщины, в частности, должны постоянно находится в подчиненном положении, чтобы чувствовать себя нормальными женщинами (Freud, 1916).
Положение о биологически детерминированной неполноценности женщин далее не разрабатывалось, хотя и было, наряду с теорией биоло-' гических инстинктов Фрейда, эффективно использовано феминистическим движением в борьбе за равные права мужчин и женщин. В 70-х годах социальную работу критиковали за чрезмерное увлечение позитивным знанием, использование «мужских» понятий и ценностей, делавших модели работы чуждыми для женщин (Collins, 1986).
Теория социального научения так и не была использована для изучения зависимости группового поведения отусловий среды и былаподвер-гнута критике за ее приверженность мужскому образу мысли и методам. С начала 70-х годов в социальную работу были привнесены «женские» ценности и видение мира. Вопросы тендера, или социального пола, стали учитываться при рассмотрении важнейших социальных проблем. Ранний, марксистский феминизм, видел причину угнетения женщин в патриархальном укладе, капитализме и праве собственности. Феминисток интересовало разделение труда как дома, так и на рабочем рынке, укреплявшем капитализм и патриархальный уклад. Феминистов не устраивала модель социализации женщин: «Сначала дом, а потом — работа», оправдывавшая низкий уровень оплаты труда женщин и их занятость в самых низкооплачиваемых отраслях хозяйства. Женщины, таким образом, выполняют в обществе тройственную функцию, воспроизводя рабочую силу, обеспечивая работоспособность мужчин и являясь резервом трудовых ресурсов.
Методы работы, предложенные в феминистских моделях, использовались в отношении различных целевых групп — престарелых, инвалидов, безработных, жертв сексуального насилия, цветных., беженцев и др. (см., например, Bricker-Jenkins, 1991). За последние десятилетия в разряд социальных проблем перешли такие явления, как насилие в отношении женщин, инцест, жестокое обращение с женщинами.
В феминистической перспективе дальнейшее развитие государства благосостояния видится как переход от частного к государственному
патриархату. В Норвегии, начиная с 70-х годов, государство взяло на себя функцию содействия воспроизводству рабочей силы (Hemes, 1986), а женщины получили больше возможностей на рынке труда. Таким образом, движение за равноправие женщин способствовало формированию сферы социальной защиты населения (Waernes, 1982), повысило влияние государства на частную сферу.
В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Общественная работа
Общественная работа (community work) с начала 70-х годов стала преподаваться как учебный предмет в учебных заведениях социального профиля в Норвегии. Общественную работу можно определить как группу подготовительных методов, где сторона, которой оказывается помощь, также участвует в формировании целей работы и ее осуществлении. К общественной работе относятся: «развитие общества» (community development) — социальная работа, исходящая от развитых стран и направленная на развитие отсталых стран (метод связан с административным планированием, активным вовлечение в работу местного населения, сотрудничеством с властями и имеет целью удовлетворение насущных потребностей населения; метод был успешно осуществлен британским правительством в Индии в 70-х годах), «общественное действие» (community action) — метод, раздвинувший рамки, заданные «развитием общества» и переместивший проблемы «трудных» районов в центр общественного внимания. «Общественное действие» основано на признании отсутствия власти у ряда социальных групп и необходимости властного воздействия для достижения целей работы.
Общественная работа отличается от политической деятельности тем, что проводится в неполитических интересах и направлена на укрепление и развитие угнетенных групп и социальных меньшинств. (Ronnby, \ 977:135).
С 80-х годов норвежские власти стали уделять большое внимание так называемой «работес непосредственной средой», преследовавшей две цели:
— высвобождение инициативы и ресурсов населения;
— поиск совместных решений социальных проблем органами власти, гражданами и общественными организациями (Carlson, 1992:2-3).
Целью работы являлось предотвращение социальных проблем, что должно привести к снижению уровня потребления услуг, предоставляемых учреждениями социальной помощи населению.
Маргинальные группы и радикальная социальная работа
В круг проблем, освещаемых конфликтологией, одним из ответвлений в социальной работе, входит положение этнических меньшинств, инвалидов, -умственно отсталых людей, беженцев, женщин и многих других групп, механизмы установления «неполноценности» той или иной группы в языке, социальном символизме и т.д. В Норвегии эти проблемы получили сильный общественный резонанс во многом благодаря работеТомаса Матиесена, в частности, его попыткам смягчить линию политики уголовного наказания. Одновремен-. но заключенные норвежских тюрем объединились в организацию за уголовную реформу в Норвегии (KROM). Понятие «усиление» (англ. empowerment) в отношении женщин разрабатывалось в исследованиях Карны Л инден (1991), видевшей одну возможность «выравнивания» социального статуса женщин, именно «усиление», или «мобилизацию власти» (там же:76).
Процесс формирования маргинальных групп и присвоения им этого статуса подробно описан в работах Вольфенсберга (1972,1983); подход Фрейра получил дальнейшую разработку в совместной работе Блэка и Роуза (Black and Rose, 1985), посвященной лечению больных с душевными расстройствами.
Соломон (Solomon, 1976) выдвигает идею институциональных интересов, из которых исходятв своей деятельности социальные учреждения.
Леонард (Leonard, 1977), представитель радикальной социальной работы, пытался объединить ее в целостную модель. Он называет следующие цели радикальной практики:
1. Просвещение.
Повысить уровень общественного сознания и самосознания граждан необходимо для того, чтобы сформировать способность критически оценивать социальную обстановку.
2. Связать человека и систему.
Укреплять и поддерживать взаимодействие человека и системы путем содействия деятельности групп, проведению общественных акций, помощь в «подключении» инвалидов к группам.
3. Сформировать системы противодействия, способные положить конец несправедливой социальной практике на уровне семьи, организации и всего общества.
4. Реакции индивидов и структур.
Парадокс радикальной социальной работы заключается в том, что социальный работник изначально принадлежит к системе и является органом подавления. Работая в системе, он способствует установлению новых центров власти, которые сами могут оказывать на систему изменяющее воздействие.
К основным методам радикальной социальной работы Леонард относит участие в диалоге с группами, способствование групповому осознанию ситуации, организацию и планирование социальных акций. В Скандинавских странах конфликтологическую практику социальной работы исследовали Линден и Роннбю. Роннбю (Ronnby, I992) пытался создать модель действия, основанную на праксиологии. С целью устранения отношений подавления, выступая против моделей «социальной инженерии», излишне технократичных и управленческих по своей сути, Роннбю настаивает на том, что социальный работник должен выполнять роль «социального катализатора», поддерживать социально-педагогическую линию работы, инициируя социальные процессы, делающие возможным социальное изменение. Предложенная им модель основывается на семи принципах:
1. Принцип участия.
Человек должен глубоко проникнуться проблематикой и «пережить» ситуацию.
2. Принцип соответствия.
Решения проблем и любая другая активность должны быть необходимы народу (то есть конкретной общности людей, имеющей определенную проблему).
3. Принцип соответствующего места действия.
Работа должна проводиться не только с теми, для кого она актуальна, но и в их среде.
4. Принцип мобилизации.
Работа предполагает высвобождение, задействование и развитие неиспользуемых ресурсов и возможностей социальных групп.
5. Принцип действия.
Человек должен стремиться самостоятельно изменить свою жизненную ситуацию путем активных действий.
6. Принцип понимания.
Через свои действия человек должен научиться осознавать реальность, ее социальный, экономический и политический аспекты, свои возможности и направления деятельности.
7. Принцип самоопределения.
Работа должна совершаться в интересах людей, с их согласия и по их воле.
Названные принципы могут использоваться в работе с индивидом, группами и социальной средой в целом.
Довольно трудно оценить вклад, внесенный конфликтологией в развитие социальной работы. Несомненно одно: этот вклад является очень
ценным, хотя бы потому, что позволил социальным работникам критически оценить суть той системы, в которой они работают, пересмотреть свои функции в работе с клиентами, по-новому посмотреть на уже известные явления, выявить новые связи и зависимости в своей работе.
Ценностные ориентации
Конфликтологические модели социальной работы основываются на следующем представлении о человеке. В мире уже существуют определенные ограничения и возможности для человеческого развития. С другой стороны, человек своими действиями участвует в «сотворении мира». В обществе существуют конфликты интересов. Власть связана с социальным статусом, а следовательно, и с социальными структурами. Исследователи по-разному определяют характер этой зависимости. Марксистская теория видит в любых отношениях экономическую основу. Понимание человеком мира и его деятельность находятся в диалогическом единстве.
Фрейр (Freire, 1974) видит «онтологическую задачу» человека в становлении его как действующего субъекта и изменении своего окружения, обеспечивающем его продвижение к новому, более удовлетворительному качеству жизни на индивидуальном и коллективном уровнях.
«Освобождающая педагогика» Фрейра исходит из положения о возможности каждого человека критически оценивать свое бытие в диалоге с другими людьми, утверждая свое право свободно высказывать свое мнение.
Общество состоит из классов и групп, имеющих противоборствующие интересы, которые они, придя к власти, закрепляют. Властные группы формируют социальные структуры, принуждая общество к принятию и соблюдению своих интересов. Право закрепляет господство одних интересов за счет других. Непрекращающаяся борьба интересов придает обществу динамический характер.
Критики конфликтологических моделей социальной работы отмечают, что основной акцент в них нередко делается на формировании коллективного сознания вместо удовлетворения насущных потребностей клиента.
Практикуется также излишняя политизированность и недостаточная социальная направленность такого рода социальной работы, патерналистский характер моделей и принятие решений «за» социальные группы, «поглощение» личности коллективом и коллективными интересами, ограниченность направленности моделей — на женщин и «цветных», использование в них подавляющих механизмов.
«Освобождающие» отношения «социальный работник — клиент»
Пассивность клиентов из «непривилегированных» социальных групп объясняется, прежде всего, низким уровнем их контроля над собственной жизнью, существованием ряда социальных норм, призванных поддерживать их подчиненное положение.
Пассивность и разочарование инвалидов объясняется их неспособностью участвовать в процессе производства, — обстоятельство, которое невозможно изменить. Центры дневного пребывания для инвалидов, где они выполняют однородные действия, получая за это не заработную плату, но лишь небольшое вознаграждение, уже сами по себе способствуют формированию их низкой самооценки. Протест инвалидов против бессмысленности выполняемой ими работы нередко воспринимается как неблагодарное отношение к обществу, предоставившему им работу.
Психические расстройства матери-одиночки следует рассматривать в контексте властных отношений. Труд женщин оплачивается ниже, чем труд мужчин, в силу того, что женщины находятся на периферии социальной власти. На женщин ложится двойная нагрузка — уход за детьми и выполнение низкооплачиваемой работы. Одинокая мать не может дать своему ребенку столько же благ, сколько это может позволить себе полная семья, считающаяся наиболее ценным социальным институтом по воспроизводству рабочей силы. Это приводит к ее низкой самооценке, появлению чувства вины и неполноценности.
Ощущение того, что «теперь все дороги закрыты», нехватка материальных благ, давление на работе являются результатом действия механизма подавления и вызывают душевные страдания клиента. Задачей социального работника в таком случае является стимулирование клиента к осознава-нию механизмов подавления, с которыми сталкиваются, например, инвалиды и одинокие матери. Первым шагом в этой работе является осознавание клиентом собственных эмоциональных реакций, связанных с принадлежностью к определенной социальной группе или нахождением в определенной ситуации, что получило в литературе название «процесса освобождения», призванного повысить осознание клиентом своей ценности. Процесс решения проблем предполагает принятие мер противодействия низкой оценке.
Роль социального работника осложняется тем, что, оказывая помощь, он представляет систему подавления, тем самым вызывает у клиента и окружающих людей представления о неполноценности человеке. Социальный работник должен помочь клиенту осознать угнетенность своего положения и мобилизовать все доступные индивидуальные и групповые ресурсы, таким образом «освобождая» клиента.
РЕЗЮМЕ
Конфликтные модели в социальной работе уходят корнями в социо логию и философию. Дальнейшее формирование понятий шло путем фи лософского и социологического анализа. Мы выделяем в этой групш моделей два направления — «радикальный структурализм» и «праксиологию». Этим мы подчеркиваем, что конфликтные модели включают е себя и структурно-детерминистское понимание человека и предполагаю! взаимовлияние человека и структур, создаваемых коллективными действиями людей.
Конфликтные модели социальной работы принадлежат скорее ко второму направлению. Жесткое структурно-детерминистское понимание проблем лишает всякого шанса на успех любые попытки социальных работников, направленные на изменение социальных структур. Конфликтология рассматривает конфликт как динамическое начало в обществе, как «двигатель развития» Различные общественные классы или группы ведут борьбу друг с другом, отстаивая свои интересы. Власть непосредственно связана с социальным статусом. В конфликтологии существует несколько теорий, объясняющих, как складывается положение того или иного общественного класса. Маркс связывает последнее с отношениями собственности, в то время как Вебер объясняет это положением каждого отдельно взятого человека на рынке. При этом он переносит центр тяжести с процессов товаропроизводства и использования ресурсов на более или менее уверенное положение человека среди своих собратьев. Феминизм связывает социальный статус с полом.
Маркс является главным теоретиком конфликтологии, и нами были рассмотрены основные введенные им понятия. Конфликтология носит практический характер, связана с решением социальных проблем и может быть успешно применена в социальной работе. Конфликтология пришла в социальную работу в конце 1960-х годов, в период, когда радикальная критика общества достигла своего апогея и психодинамические модели попали под сильнейшее давление критики.
Конфликтологи предлагали рассматривать общественные проблемы в контексте социальных процессов и созданных ими структур, которые имели значение для отдельных индивидов и групп. Именно социальная работа с начала 70-х годов стала путем практического применения этого подхода.
«Освобождающая педагогика» Фрейра представляет собой пример этого взаимодействия. Он создал социально-педагогическую модель, основанную на праксиологии, которая имеет для социальной работы нема-
I4J
ловажное значение. Феминистические теории также пользовались в свое время достаточной популярностью. Радикальные реформы практики социальной работы, направленной на различные маргинальные группы, особенно развивались в 1970-х годах. Было предложено понятие «импау-эрмента» («усиление») — это английский термин, связанный с социальной работой, который переводится как «мобилизация сил» «ущемленны-ми социальными группами». Понятие «усиления» связано не исключительно, хоть и преимущественно, с конфликтологией. Усилению подлежат социально ущемленные группы, что повлечет за собой изменение проблемных общественных отношений. Проводимые исследования общественных проблем и проблемных областей в социальной структуре могут иметь различную глубину. Роль социального работника в конфликтологических моделях можно сравнить с ролью катализатора химической реакции. Социально-педагогический подход и свободный диалог будут содействовать общественному признанию проблемных отношений. Частью процесса осознания клиентом своего места в обществе в контексте всех его связей и отношений и последующего их улучшения является оказание материальной помощи. Освобождение от «подавляющих» механизмов, составляет, наряду с практическими шагами, основу отношений между социальным работником и клиентом.
Радикальный структурализм | Праксиология |
• Критический взгляд на общество. • Марксистская теория занимает центральное место, хотя другие теории также используются. | • Исследует поступки, имеющие отношение к анализу. * Сюда можно отнести освобождающую педагогику Фрейра и феминистические |
подходы. | |
Основны | р черты |
• Причины проблем отдельных людей и групп следует искать в социальных структурах • В обществе господствуют конфликты и неравенство. • Конфликты создают динамику. | • Социальные структуры можно изменить целенаправленными коллективными действиями, хотя нормально существует обратное влияние. • (<Дух» и «тело», «теория и практика» должны быть вместе, чтобы индивид не чувствовал |
отчужденность от среды и самого себя. |
Радикальный структурализм | Праксиология | |
Модель действия | ||
* Привлечь внимание к проблемным | • | Скрытые механизмы раскрываются |
областям и подавляемым | в ходе диалога. | |
отношениям в обществе. | • | Используются социально- |
* Социальная работа должны быть | педагогические методы в процессе | |
направлена на изменение этих | «осознавания» этих механизмов. | |
структур. | • | Работа проводится с |
• Трудно отграничить от | маргинальными группами. | |
политической деятельности, | • | Цель - улучшить состояние |
следовательно, сужаются | второстепенных проблем и | |
возможности осуществления | совместно коллективными | |
социальной работы. | действиями работать над решением скоытых пйоблем. | |
Ценностные | ориентаиии | |
* Основываются на позиции | т | Человек испытывает влияние |
структурного детерминизма в | структур, но также сам может | |
отношении человека. | участвовать в изменении общества. | |
* Уже существующий мир | • | Человек должен стремиться к тому, |
определяет возможности и | чтобы стать субъектом в своей | |
ограничения человека. | собственной жизни. | |
• Общество рассматривается как | • | Это происходит с осознанием, |
состоящее из классов и гр>пп с | которое следует за поступками. | |
противоборствующими | ||
интересами. | ||
Ориентация | отношений | |
* Социальный работник должен | • | Социальный работник должен |
оказывать пациентам поддержку, | вести с пациентом диалог, целью | |
чтобы оказать влияние на | которого является освобождение | |
подавляемые структуры. | сначала от ощущения бессилия, а затем от подавляемых ctdvktvd. | |
Критика | ||
* Слишком мало внимания уделяется | • | Модели действия плохо |
потребностям пациента. | разработаны. | |
• Теории присущ излишний | • | Предлагаемые модели работы |
патернализм, участие пациента | нацелены на отдельные | |
минимально. | маргинальные группы, что признается как ограничение теории, что, следовательно, не позволяет эксплицировать | |
механизмы подавления. |
Глава 6. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ТЕОРИЕЙ СИСТЕМ
Теория систем и идеи системности в социальной работе своими корнями уходят к общей теории систем Р. Берталанфи, основа которой была разработана на биологическом материале: доказывалось, что все живые организмы являются системами, составленными из подсистем, а они, в свою очередь, есть часть сверхсистем.
Социальная работа представляет собой целостную систему, элементы которой, функционируя автономно, образуют некоторое целостное единство, однако это целое, состоя из частей, всегда является отличным от простой суммы.
Главным элементом социальных систем является человек, со своими потребностями и интересами, своей культурой и мировоззрением, бытовым, экономическим положением и социальным статусом. Системы, созданные человеком, состоят из более или менее мелких подсистем, которые воздействуют друг на друга.
Специфичными элементами социальной системы являются люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию и нуждающиеся в социальной поддержке и защите.
Авторами данной книги выделены два направления в теории систем: функционализм, ориентированный на предоставление помощи клиенту, является начальным развитием теории систем в социальной работе; и конструктивизм — более позднее течение, охватывающее как оказание помощи клиенту, так и позитивный диалог между социальным работником и клиентом с целью личностного роста клиента.
ВВЕДЕНИЕ
Теория систем в последние 10-20 лет является доминирующей теоретической и практической моделью в социальной работе в учебных заведениях Норвегии. За рубежом она оказывала сильное влияние на социальную работу с 1970-х годов и почти все это время являлась предметом оживленных дебатов (Payne, 1991:134).
Во введении мы назовем общее для всех направлений теории систем, а далее глава будет разделена на два основных блока. В разделе «Истоки и линии развития» мы рассмотрим теорию систем в ее социологическом понимании в рамках функционализма1 и конструктивизма2.
Мы подробно проиллюстрируем функционализм, рассказывая в деталях о ролевом конфликте между пациентом и социальным работником в учреждении социальной защиты.
Затем мы остановимся на системной работе с семьей, рассматривая основные черты конструктивизма. Это, безусловно, междисциплинарная область, на формирование теории и практики которой повлияла профессиональная деятельность психиатров и служащих -учреждений по защите семьи. Здесь мы покажем, как с позиций нового «общего» мышления можно «конструировать» систему через диалог, передавая ей все новые и новые идеи, и объясним, почему невозможно достичь своих целей, «инструктируя» семью и рассказывая, как люди должны поступать.
Социальная работа должны быть целостной, то есть проходить на всех уровнях — индивидуальном, групповом и всего общества. В теории систем можно выделить два больших направления—функционализм, имеющий характерную административную окраску, то есть ориентированный в основном на предоставление помощи клиенту, и конструктивизм, в котором ключевая роль отводится позитивным отношениям, складывающимся между социальным работником и клиентом и способствующим личностному росту последнего (см. статьи Ustvedt Christiansen в журнале Sosionomen, № 9,1977).
Модели этой группы, иначе именуемые моделями гомеостаза системы, основаны на понятиях саморегуляции, устойчивости и развития в среде, обратной связи и несколько консервативном представлении о том, что «то, что хорошо для общества, хорошо и для отдельного индивида».
Конструктивизм, или, как его еще называют, «кибернетика второго порядка», изучает, как системы внутренне структурируются, с акцентом
1 Функционализм определяется как «теоретическая перспектива, основанная на том, что социальные явления легче всего объяснить через функции, которые они выполняют, то есть тот вклад, который они вносят в общество (Giddens, 1993:754). Здесь акцент делается на то, как общественная практика или институты упорядочивают социальную систему. Социальная функция может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для какого-либо элемента социальной системы.
~ «Новые» направления в теории систем также называют «кибернетикой второго порядка», где сам наблюдатель должен быть включен в наблюдаемое.
на использование языка, причем наблюдающий также является частью наблюдаемого: «Мир многомерен и состоит из систем, рождающегося в глазах смотрящего», то есть субъект сам принимает участие в «конструировании» мира. Конструктивизм изучает изменение систем с использованием обратной связи, то есть видит в них более глубокие проблемы, по сравнению с функионализмом образования. Функционализм соответствует управляющим моделям социальной работы, а конструктивизм — моделям, ориентированным на реабилитацию клиента.
Основоположниками кибернетического направления в социологии явились Дюркгейм и Парсонс. В семейной терапии кибернетика появилась после Второй мировой войны с работами Бэйтсона по теории коммуникации. Понятие системного мышления получило разработку в монографии Бронфенбреннера (Bronfenbrenner, 1979), а в социальной работе — в трудах Пинкуса и Минахана (Pincus and Minahan, 1973). Кибернетика, по утверждению Пэйна (Payne, 1991:35) уходит корнями в общее учение о системах (Bertalanffy): «Это биологическая теория, предполагающая, что все организмы являются системами, состоящими из подсистем, и сами, в свою очередь, являющихся частью более сложных систем» (Payne, 1991:34). Кроме того, кибернетика и экологические модели в социальной работе связаны с социологической теорией Парсонса и социал-дарвинизмом чикагской школы, к которой можно отнести и Джейн Аддамс («выживает сильнейший»). В социальной работе кибернетика находит более частое применение при анализе ситуаций, до совершения каких-либо действий. Исходя из имеющегося у нас понимания, мы совершаем действия, которые в свою очередь, влияют на все наши последующие действия.