Социально-критическая перспектива

Чтобы прояснить смысл теории конфликтов, необходимо рассмот­реть ее в функциональной перспективе. В рамках функционального под­хода принято считать, что общество отличает стабильность и консенсус, конфликты можно разрешить путем взаимодействия между различными группами, когда акцент делается на достижении наивысшего блага для ^всего общества. Примером того, как общество работает на благо всех .его членов, может служить система законодательства. Как законодатель-^ство, так и общество можно описать при помощи понятий, подчеркиваю­щих общность между людьми и отсутствие глубоких социальных проти­воречий: «общественные интересы», «социально продуктивный» и др. Функциональное описание общества представляет проблемы на индиви-.дуальном и общесоциальном уровнях как последствие неполноценного интегрирования норм. Большую роль в развитии теории и моделей этого Типа сыграло введенное Дюркгеймом понятие аномии1. Постепенно по-

, ' Понятие аномии было введено Дюркгеймом разработано им в известной работе «Самоубийство», 1897. Понятие базируется на теории отношений между индивидом и обществом. Необходимо, чтобы потребности и возможности их удовлетворения нахо­дились в равновесии. Общество регулирует удовлетворение потребностей. Аномию можно перевести как отсутствие норм и отражение неструктурированности обще­ства, которая, в свою очередь, влияет на индивида. В анемичном обществе человек становится также аномичным, то есть в каком-то смысле теряет «форму и основу».

лучила развитие общая теория отклонений. Функционалистов не заним; ли вопросы классового характера норм, равноправия между полами ил социальными группами, они не задавались вопросами о том, кто устана! ливает нормы, цели и ограничения. Функциональный подход предполг гает наличие определенных различий, когда каждый играет свою роль обществе, так чтобы в целом оно могло функционировать гармонично. Существует и другое понимание функционирования общества, согла* но которому в обществе преобладает неравноправие, конфликты, наси лие и оно сильно подвержено изменениям. Конфликты разрешаются чере борьбу между социальными классами и заинтересованными группами где одни побеждают, а другие проигрывают. Иногда отношения во влас ти настолько искажают реальную картину, что невозможно разгляде-п идущую борьбу за власть. «Господствующий класс» побеждает почти в< всех областях, в то время как подчиненные группы почти всегда терпя1 поражение. Законодательство не всегда отражает волю общества; и счи­тается, что его формируют те, кто обладает достаточной властью для защиты своих интересов.

В конфликтных моделях отклонение не всегда оценивается как ре­зультат психоинтегрированной системы норм. Гораздо важнее знать, кто обладает достаточной властью, чтобы устанавливать нормы, и какие интересы принимались во внимание.

Конфликтологи рассматривают нормы как установление властной элиты. Марксистская теория устанавливает очень тесную зависимость социального статуса от общественных процессов и структур- «Слабые» группы и индивиды являются таковыми в силу их классовой принадлеж­ности. В конфликтологическом смысле эти группы попали в угнетенное состояние и надолго укрепились в нем. Центральными понятиями такого подхода являются «власть» и «бесправие», «контроль» и «властные сан­кции».

Маркс и Вебер разделяют мнение о более высоком статусе собствен­ников. Они также были едины в том, что надстройка создается с целью укрепления социального статуса (Wallace and Wolf, 199 (). Маркс связы­вал классовый статус со средствами производства, а Вебер — с рыноч­ной конкурентоспособностью человека. Он подробно описывает множе­ство ухищрений, на которые пускаются люди ради того, чтобы оградить себя от отношений соперничества и рыночной борьбы — различные при­вилегии, соглашения, объединения, всевозможные ограничения, профес­сиональные союзы и др. В отличие от Маркса, полагавшего, что классо­вая борьба неизбежно приведет к смене общественного строя и всеобщему 126

.равенству, Вебер не видел возможности прекращения борьбы за власть в человеческом обществе.

Уоллес и Вольф (Wallace and Wolf, 1991) называют три основных положения конфликтологии: первое основывается на допущении того, ,что людям неотъемлемо присуще стремление обладать вещами, которые они считают важными. Второе положение придает большую значимость чвласти в использовании идей и ценностей в качестве «орудия управле­ния» различными группами для своих интересов.

_,, К примеру, в Норвегии период после Второй мировой войны был от­мечен экономическим ростом и началом в 1945 году строительства «госу­дарства благоденствия», создавшего стране атмосферу сплоченности всех политических сил. Страну надо было восстанавливать из руин. Наблю­дался рост занятости населения и экономический подъем. Повысился уро­вень образования, и теперь дети рабочих получили возможность полу­чать образование. Все большее число норвежцев стали проявлять интерес к политике и общественным проблемам.

<; С начала 70-х годов внимание общества было обращено на так назы-•ваемых «незнакомых норвежцев» — людей, тем или иным образом «вы­спавшим» из общественной жизни. Сюда относились главным образом те, чьим основным источником дохода являлась социальная помощь или -Выплаты социального страхования, а также люди, содержащиеся в раз­ного рода социальных учреждениях.

Стационарные учреждения работали в соответствии с принципами

нкособой опеки»2, и, по мнению большинства, содержавшиеся там люди

оказались «оторванными от общества». Предание огласке деятельности

••тих учреждений повлекло за собой отрицательную ее оценку со стороны

-общественности.

Большинство исследователей отмечает, что эти социальные группы неимели возможности участвовать в улучшении благосостояния страны наравне с остальными учреждениями (Mathisen, 1971; Korpi, 1971; -Aubert, 1972;Kolberg, 1974;Lechen, 1976 и др.). Основываясь на матери­алах ряда исследований Лингос в своей работе «Мифы о государстве

" Признаком «особой опеки» являлась ее закрытость для большинства населения и направленность на строго определенные социальные группы. Для направления в 'УчРежДения HVPU требовалось медицинское заключение о наличии у клиента откло­нений в психическом развитии. При отсутствии такого диагноза клиенту не была бы оказана такого рода помощь. Другим ее признаком являлось наличие специальных административных органов или особых отделов и штатов сотрудников, ответствен­ных за выполнение этих обязанностей в отношении определенных слоев населения.

Социально-критическая перспектива - student2.ru благосостояния» (Linges, 1970:216-218) выдвинул пять тезисов, касаю­щихся социальной политики Норвегии:

Тезис 1. Непризнание обществом значительных групп пациентов и клиентов, например, путем помещения их в закрытые учреждения, выпол­няет вполне определенную социальную и экономическую функцию. Пря­ча и уводя из света общественного внимания «неудобных» или «слабых» людей, мы даем всем остальным возможность действовать более эффек­тивно, продуктивно — так, что они становятся способны отвечать требо­ваниям производственной системы и хозяйственной жизни. В таком слу­чае Норвегия — эффективный производитель — может уверенно развиваться, не беспокоясь о своих более слабых гражданах...

Тезис 2. Сотворение мифов о государстве и обществе благосостояния лишь затруднило их достижение...

а) Увеличение объемов финансирования социального сектора и улуч­
шение методов реализации сделало положение «потерянной Норвегии» бо­
лее благоприягным, по сравнению с другими странами мира. Стоящие перед !
нами цели настолько высоки и труднодостижимы, что приводят к апатии и
пассивности в поиске новых путей развития социальной политики.

б) Основанная на капитализме социальная система Норвегии закры­
вает для нас возможности достижения общества благосостояния. Совре­
менный миф о достижении государства и общества благосостояния в ка­
питалистической Норвегии значительно усложняет задачи изменения
старой системы...

Пока люди считают, что у них все хорошо, но не относят это ко всем общественным классам, они не будут стремиться к слому структур, сто­ящих на пути к обществу благосостояния.

Тезис 3. В широком смысле наша система производства формирует все новые и новые группы клиентов и пациентов. Это происходит вслед­ствие возросшей рационализации структур и возросшим «давлением ра­боты», а также косвенным образом усиливающейся урбанизации.

Тезис 4, Сегодняшняя социальная политика Норвегии является по большому счету тупиковой, а работа в социальном направлении скорее представляет собой сизифов труд. Социально-политические меры направ­лены на поддержку капиталистической системы, а огромные ассигнова­ния на социальный сектор можно считать признаком болезни общества. 128

Тезис 5. Все возражения против сегодняшней социальной политики могут быть сняты только в случае, если социальные реформы будут яв-/;дяться частью стратегии и борьбы за достижение такой общественной системы, которая не создавала бы ни клиентов, ни пациентов.

„и Эти тезисы сформулированы исходя их конфликтологической кон-тщелции общества, когда индивидуальные проблемы тесно связаны с соци--яяльными структурами и процессами.

гт В 60-х годах в социальной работе доминировали психодинамическая -■■традиция и мышление. Социальную работу критиковали за чрезмерное увлечение внутренними процессами отдельных людей, когда связь меж-э,^гу обществом и социальными проблемами затушевывалась. В70-хго-"рдах конфликтологический подход начал укрепляться и в социальной ра-к боте (Payne, 1991:201). С начала 70-х годов в профессиональных и высших учебных заведениях социального профиля стал преподаваться "''предмет «работа с обществом». Дисциплина основывалась на конфлик-"'тологии и политической идеологии и в конечном счете стала частью пред-" мета «социальная работа».

Норвежские обществоведы-конфликтологи пытались придать сво­им исследованиям практическую направленность. Термин «деятель­ные исследования» в 60-е годы уже использовался в сфере рыночных отношений, а с 70-х годов такие исследования проводились и в соци­альной сфере. Вдохновителем этого направления являлся Ауберт, а р наиболее известным исследовательским проектом этого типа в социо-, логии явился проект Норд — Одал под руководством Лё'кхена. Клю­чевой фигурой социологической традиции деятельных исследований был Матисен, представивший предложения по реформе системы ис­правительных учреждений (Kalleberg, 1992). Цель деятельных иссле-1 дований — ускорить процессы изменения на локальном уровне и в пла-п не подготовки. Заинтересованные стороны сами избирают цели изменения и активно участвуют в нем. В ходе работы накапливается ,; практическое знание локального характера, которое стороны могут использовать, а также формируется общетеоретическое понимание (Engelstad, 1987).

Деятельные исследован и ясделал и работу с обществом более пригод-у нойдля образовательных целей, позволили отделить действия отполити-■ ки, поскольку исследования могут дать объективную оценку проводи-Мой работе.

Социально-критическая перспектива - student2.ru Центральные понятия марксизма

Марксизм является философией, политической идеологией и науч­ным знанием и известен во всем мире. Работы Карла Маркса (1818-1883) посвящены философии, истории, политике, экономике.

Сам Маркс называет красной нитью своих исследований следующее (Marx, 1859:13-14): «В ходе своей жизни люди вступают в производствен­ные отношения — строго определенные, необходимые и независимые от их воли, соответствующие ступени развития материального производ­ства. Эти отношения образуют экономическую структуру общества, тот реальный базис, над которым надстраивается право и политика и кото­рый соответствует определенной форме общественного сознания.

Способ производства материальных благ определяет все остальные социальные, политические и духовные процессы. Не человеческое созна­ние определяет среду своего существования, а, наоборот, общественная ситуация определяет сознание людей».

Эта идея является ядром марксистской теории. Движущей силой об­щества Маркс признавал базис, то есть экономические отношения (субъек­ты собственности на средства производства, способы использования пос­ледних и продукты производства). Политические институты, право, религия, искусство, наука являются, по Марксу, «надстройкой».

Маркс утверждал, что общество развивается через противоречия материального характера, приводящие к смене общественных систем.

В рабовладельческом обществе противостоящими классами являлись свободные граждане и рабы, в средневековом феодальном обществе — феодалы и зависимые крестьяне, впоследствии — дворяне и буржуазия, в капиталистическом обществе — между рабочими, предлагающими свою рабочую силу на рынке труда, и капиталистами, владеющими средства­ми производства и покупающими рабочую силу.

Маркс полагал, что человек и природа также находятся в отноше­ниях диалектической взаимосвязи, и то, как мы работаем, определяет наше сознание; наше сознание и понимание вещей определяют характер наших действий. Индивид находится в диалектическом взаимоотно­шении с обществом. Человек делает историю, и в то же время история создает его.

В своих работах Маркс использует понятие «отчуждение» — бесче­ловечное последствие капитализма, вынуждающее человека восприни­мать мир как нечто совершенно чуждое для себя, считать самого себя чужим в своей жизни. Система производства отчуждает всех участников производственных отношений от продуктов производства: рабочих — от

того, что они произвели, и владельца продукта, «присваивающего» его себе. Рабочий не может решать, что, как и зачем производить, он лишь обменивает свою работу на деньги, а сам процесс производства ему без­различен. Капиталист лишь хранит у себя продукт какое-то время, и пос­ледний еМу также безразличен. ,4. Маркс сформулировал четыре тезиса, касающихся отчуждающего

_^рУДа(Магх, 1844:24):

9}г 1. Отчуждающий труд отделяет человека от природы.

2. Отчуждающий труд делает жизнь других людей средством к суще­ствованию отдельного человека. Человек продает свой труд, чтобы вы­жить физически, хотя сущность человека заключается в свободном осоз-

^^анном действии.

т 3. Это приводит к тому, что тело человека, окружающая природа, ее

.духовность, другие люди становятся чуждыми ему.

4. Непосредственным следствием отчуждения человека от его труда, человеческого рода является отчуждение от других людей. _^г Точно так же и другие люди отчуждаются от самих себя и от челове-

й^еского рода (там же).

Все это, по мнению Маркса, — признаки экономического уклада ка­питализма. Разделение труда также оказывает на человека отчуждаю-, j^ee воздействие, на макро— и микроуровнях. На макро уровне это об­щественное разделение труда—на различные отрасли, с одной стороны, чи на «умы» и «руки» — с другой, что отражает и одновременно подкреп­ляет властно-классовые отношения.

Марксистский подход в социально-политическом анализе в Норве­гии начал использоваться лишь в 1970-х годах. В социальной работе .{также отмечались попытки использования марксистской теории. В бро-•»<шюре Союза Социалистического Просвещения 1979 года под заголов­ком «Какая социальная работа нам нужна?» был поставлен вопрос: «Ка-

-кой должна быть социалистическая практика социальной работы, и как

-.мы должны способствовать профессионализации и организации с социа­листических позиций?». Стьёрне, один из авторов брошюры, сформуди-> ровал 11 положений, касающихся марксистской практики социальной

работы (Stjerno, 1979:61-63).

Социальная работа должна быть:

1. Ориентированной на коллектив и не допускающей обособления.

Необходимо разрабатывать коллективные формы социальной работы,

г • необходимо познакомить клиента с общественным опытом и проблемами

в обществе, объяснив при этом, что социальные проблемы людей не явля-

Социально-критическая перспектива - student2.ru Социально-критическая перспектива - student2.ru готся их личными проблемами, касаются многих людей и вызваны обще­ственными отношениями.

2. Классово ориентированной.

Социальная работа должна формировать у социального работника и клиента представление о классах и классовых интересах, о сходствах и различиях классов. Это часто означает тесное сотрудничество с профсо­юзом. При работе с клиентами предлагается собирать информацию о ра­бочем классе и других угнетенных и оценивать социально-политические реформыпо тем последствиям, которые они будут иметь для различных классов и групп.

3. Антирепрессивной и отрицающей насильственные меры.
Взгляды радикальных социальных работников на сущность и роль

государства заставляют их сомневаться в эффективности использования аппарата принуждения в отношении общества, так как это для них озна­чает насилие в отношении клиентов.

4. Оперирующей небуржуазным понятием прав человека..

В буржуазной идеологии права человека связываются, прежде все­го, со свободой слова, свободой объединения и законностью. Эти права несомненно важны, неотъемлемы, и их легко защитить. Социалисты счи­тают, что не менее важно иметь право на труд, достойное жилище, свобо­ду от материальной нужды и возможность совместно решать проблемы отдельных людей. Какой смысл иметь свободу прессы в стране, где боль­шая часть населения неграмотна? Насколько эти люди счастливы от сво­боды слова, не имея ни работы, ни жилья?

5. Гуманистической.

Ценности этого ряда присутствуют и в буржуазных, и в социал-де­мократических программах (буржуазный гуманизм устанавливает зап­реты лишь на непосредственное угнетение индивида, но не на косвенное или структурное — через коллектив).

Стьёрне отмечает, что этот взгляд разделяют не все направления мар­ксизма-ленинизма. Кроме того, достаточно размытыми являются грани­цы воздействия государства на социально или политически «отклоняю­щихся» индивидов и группы (например, гомосексуалистов, политических оппозиционеров и др.).

6. Социальной и действенной.

Взаимодействие с клиентами должно быть направлено на повышение сознательности восприятия клиентом своей ситуации и общества. Социа­листические социальные работники не должны манипулировать людьми и использовать соответствующие методы работы.

7. Трезво оценивающей практику.

Действия социалистов должны быть не спонтанными и не продуман-' .ными, но стратегически спланированными с учетом противостоящих сил. Однако компромиссы и тактические ходы не должны становиться моде-.-.лью работы. .8. Обобщающей.

Социальные работники должны делать выводы из теоретического 0!осмысления проблем практики, делать индивидуальный опыт коллектив­ным достоянием, переносить коллективный опыт на индивидуальные си-.туации, корректировать их.

¥1 9. Использующей социально-политические стратегии. _," Мерам общего характера отдается предпочтение перед мерами осо­бенными, индивидуальными, например, повышение минимальной зара­ботной платы вместо выплат, снижение рабочего времени для всех, а не „для отдельных групп.

d 10. Не допускающей изоляции социальных работников от общества. , f j, Социальные работники должны разрушить изоляцию своей профес-. ■$иональной группы,

,fe 11. Использующей решительные действия. . Б1 Изменение возможно даже и в том случае, когда противоборствую­щие силы сильны, мы можем сделать больше, чем думаем. Чтобы добить-й gfl чего-то, нужно отважиться и действовать решительно.

а? Нам представляется очевидным, что положения Стьёрне, касающие-«jvi социальной работы по-социалистически, основываются не только на определенной теоретической базе, но и на идеологии, что и послужило .^основой для резкой критики в адрес соответствующих моделей социаль­ной работы. Возражение к этому замечанию формулируется достаточно просто: все прочие теории также основываются на идеологиях и опреде-й ленной системе ценностей, хотя эта связь может быть выражена не столь .j-явно, как здесь.

4f

_у Освобождающая педагогика

«Освобождающая педагогика» ассоциируется с именем педагога ПаулоФрейра, министра образования Бразилии до 1964 года. Сформу­лированные в его докторской диссертации 1959 года идеи были исполь-и зованы в национальной кампании по ликвидации безграмотности в Бра-оЗилии. Находясь в ссылке в Чили, он написал книгу «Педагогика ^угнетенных», не утратившей своей значимости и в 1970-х годах.

Социально-критическая перспектива - student2.ru Социально-критическая перспектива - student2.ru Социально-критическая перспектива - student2.ru Обучаясь чтению и письму, человек начинает по-новому воспри­нимать себя, критически оценивать социальную ситуацию. Вышедший из обедневшей семьи, Фрейр хорошо знал проблемы бедных, их вос­приятие мира, их культуру, которую впоследствии называл «молчали­вой культурой», отмеченной апатией и незнанием, которые он объяс­нял тем, что бедные слои населения являются жертвами экономического, социального и политического угнетения и предрас­судков. Бедные удерживались в таком состоянии, когда невозможно развить критическое сознание и реагировать на угнетение, причем важнейшим средством угнетения являлась система образования, под­держивавшая «молчаливую культуру». Он ввел понятие «диалога» как формы общения людей и выяснения «сути вещей» в целях создания желаемого миропорядка. Противоположностью диалога является анти­диалог, или угнетение (Freire, 1974). Для этого господствующая элита создает и распространяет мифы о том, что является благом для поко­ренных (например, римское «хлеба и зрелищ»), старается размежевать угнетенные массы, изолировать их, руководствуясь принципом «раз­деляй и властвуй», манипулировать людьми в целях удержания влас­ти, используя методы «культурной интервенции», состоящие в навязы­вании угнетенным слоям представлений о мире и контроле за выражением ими своего мнения.

Угнетенные могут поверить в свои силы, лишь видя суть угнетения и участвуя в организованной борьбе за свое освобождение. В теории диа­логического действия Фрейра знаменателем диалога индивидов, то есть тщательного обдумывания и осмысления социальной ситуации, является их совместное действие по изменению мира. Индивид превращается из объекта в субъекта в собственной жизни и начинает действовать в соци­уме, преодолевая страх перед свободой, главным образом в процессе обу­чения в критическом диалоге.

Идеи Фрейра оказали большое влияние на социальную работу в Латинской Америке в 60—70-х годах, где важнейшей задачей являлось удовлетворение элементарных потребностей людей. Социальные работ­ники были вовлечены в политический процесс и выражали свою соли­дарность с угнетенными (Payne, 1991).

Феминистическая перспектива

Волна радикального движения, прокатившаяся по странам Запада в 60-70-х годах, не обошла стороной и социальную работу и терапию (DominelH and McLeod, 1989), способствуя критическому пересмотру

методов социальной работы и психотерапии, использовавшиеся в отно­шении женщин и ставившие их в неравное с мужчинами положение.

С позиций феминизма психоаналитическая теория во многом основы­вается на различиях между мужчинами и женщинами, связываемые Фрей­дом с физиологическими различиями (опыт родов и первых лет жизни).

Женщины, в частности, должны постоянно находится в подчиненном положении, чтобы чувствовать себя нормальными женщинами (Freud, 1916).

Положение о биологически детерминированной неполноценности женщин далее не разрабатывалось, хотя и было, наряду с теорией биоло-' гических инстинктов Фрейда, эффективно использовано феминистичес­ким движением в борьбе за равные права мужчин и женщин. В 70-х годах социальную работу критиковали за чрезмерное увлечение позитивным знанием, использование «мужских» понятий и ценностей, делавших мо­дели работы чуждыми для женщин (Collins, 1986).

Теория социального научения так и не была использована для изуче­ния зависимости группового поведения отусловий среды и былаподвер-гнута критике за ее приверженность мужскому образу мысли и методам. С начала 70-х годов в социальную работу были привнесены «женские» ценности и видение мира. Вопросы тендера, или социального пола, ста­ли учитываться при рассмотрении важнейших социальных проблем. Ран­ний, марксистский феминизм, видел причину угнетения женщин в патри­архальном укладе, капитализме и праве собственности. Феминисток интересовало разделение труда как дома, так и на рабочем рынке, укреп­лявшем капитализм и патриархальный уклад. Феминистов не устраива­ла модель социализации женщин: «Сначала дом, а потом — работа», оправдывавшая низкий уровень оплаты труда женщин и их занятость в самых низкооплачиваемых отраслях хозяйства. Женщины, таким обра­зом, выполняют в обществе тройственную функцию, воспроизводя рабо­чую силу, обеспечивая работоспособность мужчин и являясь резервом трудовых ресурсов.

Методы работы, предложенные в феминистских моделях, использо­вались в отношении различных целевых групп — престарелых, инвали­дов, безработных, жертв сексуального насилия, цветных., беженцев и др. (см., например, Bricker-Jenkins, 1991). За последние десятилетия в разряд социальных проблем перешли такие явления, как насилие в отношении женщин, инцест, жестокое обращение с женщинами.

В феминистической перспективе дальнейшее развитие государства благосостояния видится как переход от частного к государственному

Социально-критическая перспектива - student2.ru патриархату. В Норвегии, начиная с 70-х годов, государство взяло на себя функцию содействия воспроизводству рабочей силы (Hemes, 1986), а женщины получили больше возможностей на рынке труда. Таким обра­зом, движение за равноправие женщин способствовало формированию сферы социальной защиты населения (Waernes, 1982), повысило влияние государства на частную сферу.

В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ Общественная работа

Общественная работа (community work) с начала 70-х годов стала преподаваться как учебный предмет в учебных заведениях социального профиля в Норвегии. Общественную работу можно определить как груп­пу подготовительных методов, где сторона, которой оказывается помощь, также участвует в формировании целей работы и ее осуществлении. К общественной работе относятся: «развитие общества» (community development) — социальная работа, исходящая от развитых стран и на­правленная на развитие отсталых стран (метод связан с административ­ным планированием, активным вовлечение в работу местного населения, сотрудничеством с властями и имеет целью удовлетворение насущных потребностей населения; метод был успешно осуществлен британским правительством в Индии в 70-х годах), «общественное действие» (community action) — метод, раздвинувший рамки, заданные «развитием общества» и переместивший проблемы «трудных» районов в центр обще­ственного внимания. «Общественное действие» основано на признании отсутствия власти у ряда социальных групп и необходимости властного воздействия для достижения целей работы.

Общественная работа отличается от политической деятельности тем, что проводится в неполитических интересах и направлена на укрепление и развитие угнетенных групп и социальных меньшинств. (Ronnby, \ 977:135).

С 80-х годов норвежские власти стали уделять большое внимание так называемой «работес непосредственной средой», преследовавшей две цели:

— высвобождение инициативы и ресурсов населения;

— поиск совместных решений социальных проблем органами власти, гражданами и общественными организациями (Carlson, 1992:2-3).

Целью работы являлось предотвращение социальных проблем, что должно привести к снижению уровня потребления услуг, предоставляе­мых учреждениями социальной помощи населению.

Маргинальные группы и радикальная социальная работа

В круг проблем, освещаемых конфликтологией, одним из ответвлений в социальной работе, входит положение этнических меньшинств, инвалидов, -умственно отсталых людей, беженцев, женщин и многих других групп, меха­низмы установления «неполноценности» той или иной группы в языке, соци­альном символизме и т.д. В Норвегии эти проблемы получили сильный обще­ственный резонанс во многом благодаря работеТомаса Матиесена, в частности, его попыткам смягчить линию политики уголовного наказания. Одновремен-. но заключенные норвежских тюрем объединились в организацию за уголов­ную реформу в Норвегии (KROM). Понятие «усиление» (англ. empowerment) в отношении женщин разрабатывалось в исследованиях Карны Л инден (1991), видевшей одну возможность «выравнивания» социального статуса женщин, именно «усиление», или «мобилизацию власти» (там же:76).

Процесс формирования маргинальных групп и присвоения им этого статуса подробно описан в работах Вольфенсберга (1972,1983); подход Фрейра получил дальнейшую разработку в совместной работе Блэка и Роуза (Black and Rose, 1985), посвященной лечению больных с душевны­ми расстройствами.

Соломон (Solomon, 1976) выдвигает идею институциональных инте­ресов, из которых исходятв своей деятельности социальные учреждения.

Леонард (Leonard, 1977), представитель радикальной социальной работы, пытался объединить ее в целостную модель. Он называет следу­ющие цели радикальной практики:

1. Просвещение.

Повысить уровень общественного сознания и самосознания граждан необходимо для того, чтобы сформировать способность критически оце­нивать социальную обстановку.

2. Связать человека и систему.

Укреплять и поддерживать взаимодействие человека и системы пу­тем содействия деятельности групп, проведению общественных акций, помощь в «подключении» инвалидов к группам.

3. Сформировать системы противодействия, способные положить ко­нец несправедливой социальной практике на уровне семьи, организации и всего общества.

4. Реакции индивидов и структур.

Парадокс радикальной социальной работы заключается в том, что соци­альный работник изначально принадлежит к системе и является органом по­давления. Работая в системе, он способствует установлению новых центров власти, которые сами могут оказывать на систему изменяющее воздействие.

Социально-критическая перспектива - student2.ru Социально-критическая перспектива - student2.ru Социально-критическая перспектива - student2.ru Социально-критическая перспектива - student2.ru К основным методам радикальной социальной работы Леонард отно­сит участие в диалоге с группами, способствование групповому осозна­нию ситуации, организацию и планирование социальных акций. В Сканди­навских странах конфликтологическую практику социальной работы исследовали Линден и Роннбю. Роннбю (Ronnby, I992) пытался создать модель действия, основанную на праксиологии. С целью устранения отно­шений подавления, выступая против моделей «социальной инженерии», излишне технократичных и управленческих по своей сути, Роннбю наста­ивает на том, что социальный работник должен выполнять роль «социаль­ного катализатора», поддерживать социально-педагогическую линию ра­боты, инициируя социальные процессы, делающие возможным социальное изменение. Предложенная им модель основывается на семи принципах:

1. Принцип участия.

Человек должен глубоко проникнуться проблематикой и «пережить» ситуацию.

2. Принцип соответствия.

Решения проблем и любая другая активность должны быть необходи­мы народу (то есть конкретной общности людей, имеющей определенную проблему).

3. Принцип соответствующего места действия.

Работа должна проводиться не только с теми, для кого она актуаль­на, но и в их среде.

4. Принцип мобилизации.

Работа предполагает высвобождение, задействование и развитие не­используемых ресурсов и возможностей социальных групп.

5. Принцип действия.

Человек должен стремиться самостоятельно изменить свою жизнен­ную ситуацию путем активных действий.

6. Принцип понимания.

Через свои действия человек должен научиться осознавать реальность, ее социальный, экономический и политический аспекты, свои возможно­сти и направления деятельности.

7. Принцип самоопределения.

Работа должна совершаться в интересах людей, с их согласия и по их воле.

Названные принципы могут использоваться в работе с индивидом, группами и социальной средой в целом.

Довольно трудно оценить вклад, внесенный конфликтологией в раз­витие социальной работы. Несомненно одно: этот вклад является очень

ценным, хотя бы потому, что позволил социальным работникам крити­чески оценить суть той системы, в которой они работают, пересмотреть свои функции в работе с клиентами, по-новому посмотреть на уже извес­тные явления, выявить новые связи и зависимости в своей работе.

Ценностные ориентации

Конфликтологические модели социальной работы основываются на следующем представлении о человеке. В мире уже существуют определен­ные ограничения и возможности для человеческого развития. С другой стороны, человек своими действиями участвует в «сотворении мира». В обществе существуют конфликты интересов. Власть связана с социальным статусом, а следовательно, и с социальными структурами. Исследователи по-разному определяют характер этой зависимости. Марксистская теория видит в любых отношениях экономическую основу. Понимание человеком мира и его деятельность находятся в диалогическом единстве.

Фрейр (Freire, 1974) видит «онтологическую задачу» человека в ста­новлении его как действующего субъекта и изменении своего окружения, обеспечивающем его продвижение к новому, более удовлетворительно­му качеству жизни на индивидуальном и коллективном уровнях.

«Освобождающая педагогика» Фрейра исходит из положения о воз­можности каждого человека критически оценивать свое бытие в диалоге с другими людьми, утверждая свое право свободно высказывать свое мнение.

Общество состоит из классов и групп, имеющих противоборствую­щие интересы, которые они, придя к власти, закрепляют. Властные груп­пы формируют социальные структуры, принуждая общество к принятию и соблюдению своих интересов. Право закрепляет господство одних ин­тересов за счет других. Непрекращающаяся борьба интересов придает обществу динамический характер.

Критики конфликтологических моделей социальной работы отмеча­ют, что основной акцент в них нередко делается на формировании кол­лективного сознания вместо удовлетворения насущных потребностей клиента.

Практикуется также излишняя политизированность и недостаточная социальная направленность такого рода социальной работы, патернали­стский характер моделей и принятие решений «за» социальные группы, «поглощение» личности коллективом и коллективными интересами, ог­раниченность направленности моделей — на женщин и «цветных», ис­пользование в них подавляющих механизмов.

Социально-критическая перспектива - student2.ru «Освобождающие» отношения «социальный работник — клиент»

Пассивность клиентов из «непривилегированных» социальных групп объясняется, прежде всего, низким уровнем их контроля над собственной жизнью, существованием ряда социальных норм, призванных поддержи­вать их подчиненное положение.

Пассивность и разочарование инвалидов объясняется их неспособ­ностью участвовать в процессе производства, — обстоятельство, кото­рое невозможно изменить. Центры дневного пребывания для инвалидов, где они выполняют однородные действия, получая за это не заработную плату, но лишь небольшое вознаграждение, уже сами по себе способству­ют формированию их низкой самооценки. Протест инвалидов против бес­смысленности выполняемой ими работы нередко воспринимается как не­благодарное отношение к обществу, предоставившему им работу.

Психические расстройства матери-одиночки следует рассматривать в контексте властных отношений. Труд женщин оплачивается ниже, чем труд мужчин, в силу того, что женщины находятся на периферии социаль­ной власти. На женщин ложится двойная нагрузка — уход за детьми и выполнение низкооплачиваемой работы. Одинокая мать не может дать своему ребенку столько же благ, сколько это может позволить себе пол­ная семья, считающаяся наиболее ценным социальным институтом по вос­производству рабочей силы. Это приводит к ее низкой самооценке, появ­лению чувства вины и неполноценности.

Ощущение того, что «теперь все дороги закрыты», нехватка материаль­ных благ, давление на работе являются результатом действия механизма подавления и вызывают душевные страдания клиента. Задачей социально­го работника в таком случае является стимулирование клиента к осознава-нию механизмов подавления, с которыми сталкиваются, например, инвали­ды и одинокие матери. Первым шагом в этой работе является осознавание клиентом собственных эмоциональных реакций, связанных с принадлежно­стью к определенной социальной группе или нахождением в определенной ситуации, что получило в литературе название «процесса освобождения», призванного повысить осознание клиентом своей ценности. Процесс реше­ния проблем предполагает принятие мер противодействия низкой оценке.

Роль социального работника осложняется тем, что, оказывая помощь, он представляет систему подавления, тем самым вызывает у клиента и окружающих людей представления о неполноценности человеке. Соци­альный работник должен помочь клиенту осознать угнетенность своего положения и мобилизовать все доступные индивидуальные и групповые ресурсы, таким образом «освобождая» клиента.

РЕЗЮМЕ

Конфликтные модели в социальной работе уходят корнями в социо логию и философию. Дальнейшее формирование понятий шло путем фи лософского и социологического анализа. Мы выделяем в этой групш моделей два направления — «радикальный структурализм» и «праксио­логию». Этим мы подчеркиваем, что конфликтные модели включают е себя и структурно-детерминистское понимание человека и предполагаю! взаимовлияние человека и структур, создаваемых коллективными дей­ствиями людей.

Конфликтные модели социальной работы принадлежат скорее ко вто­рому направлению. Жесткое структурно-детерминистское понимание проблем лишает всякого шанса на успех любые попытки социальных работников, направленные на изменение социальных структур. Конфлик­тология рассматривает конфликт как динамическое начало в обществе, как «двигатель развития» Различные общественные классы или группы ведут борьбу друг с другом, отстаивая свои интересы. Власть непосред­ственно связана с социальным статусом. В конфликтологии существует несколько теорий, объясняющих, как складывается положение того или иного общественного класса. Маркс связывает последнее с отношения­ми собственности, в то время как Вебер объясняет это положением каждо­го отдельно взятого человека на рынке. При этом он переносит центр тяжести с процессов товаропроизводства и использования ресурсов на более или менее уверенное положение человека среди своих собратьев. Феминизм связывает социальный статус с полом.

Маркс является главным теоретиком конфликтологии, и нами были рассмотрены основные введенные им понятия. Конфликтология носит практический характер, связана с решением социальных проблем и мо­жет быть успешно применена в социальной работе. Конфликтология при­шла в социальную работу в конце 1960-х годов, в период, когда ради­кальная критика общества достигла своего апогея и психодинамические модели попали под сильнейшее давление критики.

Конфликтологи предлагали рассматривать общественные проблемы в контексте социальных процессов и созданных ими структур, которые имели значение для отдельных индивидов и групп. Именно социальная работа с начала 70-х годов стала путем практического применения этого подхода.

«Освобождающая педагогика» Фрейра представляет собой пример этого взаимодействия. Он создал социально-педагогическую модель, ос­нованную на праксиологии, которая имеет для социальной работы нема-

I4J

Социально-критическая перспектива - student2.ru ловажное значение. Феминистические теории также пользовались в свое время достаточной популярностью. Радикальные реформы практики со­циальной работы, направленной на различные маргинальные группы, особенно развивались в 1970-х годах. Было предложено понятие «импау-эрмента» («усиление») — это английский термин, связанный с социаль­ной работой, который переводится как «мобилизация сил» «ущемленны-ми социальными группами». Понятие «усиления» связано не исключительно, хоть и преимущественно, с конфликтологией. Усилению подлежат социально ущемленные группы, что повлечет за собой измене­ние проблемных общественных отношений. Проводимые исследования общественных проблем и проблемных областей в социальной структуре могут иметь различную глубину. Роль социального работника в конф­ликтологических моделях можно сравнить с ролью катализатора хими­ческой реакции. Социально-педагогический подход и свободный диалог будут содействовать общественному признанию проблемных отноше­ний. Частью процесса осознания клиентом своего места в обществе в кон­тексте всех его связей и отношений и последующего их улучшения явля­ется оказание материальной помощи. Освобождение от «подавляющих» механизмов, составляет, наряду с практическими шагами, основу отно­шений между социальным работником и клиентом.

Радикальный структурализм Праксиология
• Критический взгляд на общество. • Марксистская теория занимает центральное место, хотя другие теории также используются. • Исследует поступки, имеющие отношение к анализу. * Сюда можно отнести освобождающую педагогику Фрейра и феминистические
  подходы.
Основны р черты
• Причины проблем отдельных людей и групп следует искать в социальных структурах • В обществе господствуют конфликты и неравенство. • Конфликты создают динамику. • Социальные структуры можно изменить целенаправленными коллективными действиями, хотя нормально существует обратное влияние. • (<Дух» и «тело», «теория и практика» должны быть вместе, чтобы индивид не чувствовал
  отчужденность от среды и самого себя.

Радикальный структурализм   Праксиология
Модель действия
* Привлечь внимание к проблемным Скрытые механизмы раскрываются
областям и подавляемым   в ходе диалога.
отношениям в обществе. Используются социально-
* Социальная работа должны быть   педагогические методы в процессе
направлена на изменение этих   «осознавания» этих механизмов.
структур. Работа проводится с
• Трудно отграничить от   маргинальными группами.
политической деятельности, Цель - улучшить состояние
следовательно, сужаются   второстепенных проблем и
возможности осуществления   совместно коллективными
социальной работы.   действиями работать над решением скоытых пйоблем.
Ценностные ориентаиии
* Основываются на позиции т Человек испытывает влияние
структурного детерминизма в   структур, но также сам может
отношении человека.   участвовать в изменении общества.
* Уже существующий мир Человек должен стремиться к тому,
определяет возможности и   чтобы стать субъектом в своей
ограничения человека.   собственной жизни.
• Общество рассматривается как Это происходит с осознанием,
состоящее из классов и гр>пп с   которое следует за поступками.
противоборствующими    
интересами.    
Ориентация отношений
* Социальный работник должен Социальный работник должен
оказывать пациентам поддержку,   вести с пациентом диалог, целью
чтобы оказать влияние на   которого является освобождение
подавляемые структуры.   сначала от ощущения бессилия, а затем от подавляемых ctdvktvd.
Критика
* Слишком мало внимания уделяется Модели действия плохо
потребностям пациента.   разработаны.
• Теории присущ излишний Предлагаемые модели работы
патернализм, участие пациента   нацелены на отдельные
минимально.   маргинальные группы, что признается как ограничение теории, что, следовательно, не позволяет эксплицировать
    механизмы подавления.

Социально-критическая перспектива - student2.ru Социально-критическая перспектива - student2.ru Социально-критическая перспектива - student2.ru Социально-критическая перспектива - student2.ru Глава 6. МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ТЕОРИЕЙ СИСТЕМ

Теория систем и идеи системности в социальной работе своими кор­нями уходят к общей теории систем Р. Берталанфи, основа которой была разработана на биологическом материале: доказывалось, что все живые организмы являются системами, составленными из подсистем, а они, в свою очередь, есть часть сверхсистем.

Социальная работа представляет собой целостную систему, эле­менты которой, функционируя автономно, образуют некоторое целос­тное единство, однако это целое, состоя из частей, всегда является от­личным от простой суммы.

Главным элементом социальных систем является человек, со своими потребностями и интересами, своей культурой и мировоззрением, бы­товым, экономическим положением и социальным статусом. Системы, созданные человеком, состоят из более или менее мелких подсистем, ко­торые воздействуют друг на друга.

Специфичными элементами социальной системы являются люди, по­павшие в трудную жизненную ситуацию и нуждающиеся в социальной поддержке и защите.

Авторами данной книги выделены два направления в теории систем: функционализм, ориентированный на предоставление помощи клиенту, является начальным развитием теории систем в социальной работе; и конструктивизм — более позднее течение, охватывающее как оказание помощи клиенту, так и позитивный диалог между социальным работни­ком и клиентом с целью личностного роста клиента.

ВВЕДЕНИЕ

Теория систем в последние 10-20 лет является доминирующей теоре­тической и практической моделью в социальной работе в учебных заве­дениях Норвегии. За рубежом она оказывала сильное влияние на соци­альную работу с 1970-х годов и почти все это время являлась предметом оживленных дебатов (Payne, 1991:134).

Во введении мы назовем общее для всех направлений теории систем, а далее глава будет разделена на два основных блока. В разделе «Исто­ки и линии развития» мы рассмотрим теорию систем в ее социологичес­ком понимании в рамках функционализма1 и конструктивизма2.

Мы подробно проиллюстрируем функционализм, рассказывая в де­талях о ролевом конфликте между пациентом и социальным работником в учреждении социальной защиты.

Затем мы остановимся на системной работе с семьей, рассматри­вая основные черты конструктивизма. Это, безусловно, междисцип­линарная область, на формирование теории и практики которой по­влияла профессиональная деятельность психиатров и служащих -учреждений по защите семьи. Здесь мы покажем, как с позиций нового «общего» мышления можно «конструировать» систему через диалог, передавая ей все новые и новые идеи, и объясним, почему невозможно достичь своих целей, «инструктируя» семью и рассказывая, как люди должны поступать.

Социальная работа должны быть целостной, то есть проходить на всех уровнях — индивидуальном, групповом и всего общества. В теории систем можно выделить два больших направления—функционализм, име­ющий характерную административную окраску, то есть ориентирован­ный в основном на предоставление помощи клиенту, и конструктивизм, в котором ключевая роль отводится позитивным отношениям, складываю­щимся между социальным работником и клиентом и способствующим лич­ностному росту последнего (см. статьи Ustvedt Christiansen в журнале Sosionomen, № 9,1977).

Модели этой группы, иначе именуемые моделями гомеостаза систе­мы, основаны на понятиях саморегуляции, устойчивости и развития в сре­де, обратной связи и несколько консервативном представлении о том, что «то, что хорошо для общества, хорошо и для отдельного индивида».

Конструктивизм, или, как его еще называют, «кибернетика второго порядка», изучает, как системы внутренне структурируются, с акцентом

1 Функционализм определяется как «теоретическая перспектива, основанная на том, что социальные явления легче всего объяснить через функции, которые они вы­полняют, то есть тот вклад, который они вносят в общество (Giddens, 1993:754). Здесь акцент делается на то, как общественная практика или институты упорядочивают социальную систему. Социальная функция может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для какого-либо элемента социальной системы.

~ «Новые» направления в теории систем также называют «кибернетикой второго порядка», где сам наблюдатель должен быть включен в наблюдаемое.

Социально-критическая перспектива - student2.ru Социально-критическая перспектива - student2.ru на использование языка, причем наблюдающий также является частью наблюдаемого: «Мир многомерен и состоит из систем, рождающегося в глазах смотрящего», то есть субъект сам принимает участие в «констру­ировании» мира. Конструктивизм изучает изменение систем с использо­ванием обратной связи, то есть видит в них более глубокие проблемы, по сравнению с функионализмом образования. Функционализм соответству­ет управляющим моделям социальной работы, а конструктивизм — моде­лям, ориентированным на реабилитацию клиента.

Основоположниками кибернетического направления в социологии явились Дюркгейм и Парсонс. В семейной терапии кибернетика появи­лась после Второй мировой войны с работами Бэйтсона по теории комму­никации. Понятие системного мышления получило разработку в моно­графии Бронфенбреннера (Bronfenbrenner, 1979), а в социальной работе — в трудах Пинкуса и Минахана (Pincus and Minahan, 1973). Кибернети­ка, по утверждению Пэйна (Payne, 1991:35) уходит корнями в общее уче­ние о системах (Bertalanffy): «Это биологическая теория, предполагаю­щая, что все организмы являются системами, состоящими из подсистем, и сами, в свою очередь, являющихся частью более сложных систем» (Payne, 1991:34). Кроме того, кибернетика и экологические модели в социаль­ной работе связаны с социологической теорией Парсонса и социал-дар­винизмом чикагской школы, к которой можно отнести и Джейн Аддамс («выживает сильнейший»). В социальной работе кибернетика находит более частое применение при анализе ситуаций, до совершения каких-либо действий. Исходя из имеющегося у нас понимания, мы совершаем действия, которые в свою очередь, влияют на все наши последующие действия.

Наши рекомендации