Методы получения эмпирической информации
Эмпирические методы— это способы и средства сбора фактической информации всех этих типов, необходимой как эмпирический базис разработки поставленной проблемы, выдвижения гипотез и обобщающего понимания предмета. Значение эмпирического базиса (если иметь в виду «научные факты») столь велико, что сложилось присловие: концепции приходят и уходят, а факты остаются. Однако поскольку эмпирический этап исследования проходит «под присмотром» других сторон научной парадигмы исследователя — концептуально-журналистской, социально-философской, теоретико-методологической — «факты остаются» тоже относительно, особенно почерпнутые в «литературе вопроса». Одни принимаются как действительно прочная база исследования. Вторые видятся с принятой исследователем позиции иначе, чем другим ученым, приобретают в его представлениях иное место в исследуемой предметной сфере и значение для ее понимания. Третьи, оказавшись для исследователя незначащими «фактиками» или даже неподтвержденными «фактоидами», уходят из центральной зоны разработки. Четвертые, благодаря новым разысканиям и находкам исследователя в предметной сфере, занимают особое место в поле его внимания (и, возможно, приобретают первенствующее значение).
Чем шире и разнообразнее эмпирическая база исследования, тем лучше. На этапе анализа эмпирических данных «фактики» и «фактоиды» будут вероятнее всего обнаружены и получат соответствующие их природе характеристики, а то и вовсе не будут рассматриваться. Пока же надобно собирать всё относящееся к предметной области исследования (правда, при фиксации могут и должны бы появляться маргиналии — замечания «на полях» с вопросами и замечаниями по поводу меры значимости/незначимости собранных сведений).
Для сбора эмпирической информации разработана и широко применяется целая система методов.
Опросучастников журналистской деятельности, а также тех, кто способен воздействовать и реально влияет на нее. Опрос проходит в разных формах — это может быть стандартизированное и нестандартизированное (свободное) интервью, анкета, дневник, глубинное интервью, беседа в фокус-группах, «интервью с номером (каким-то другим текстом) в руках» и др. Опросу «подлежат», в зависимости от задач исследования, аудитория, журналисты, руководители и владельцы СМИ, политические и общественные деятели, эксперты разных специальностей и др.
Наблюдение— специально организованное и спланированное в соответствии с поставленной задачей непосредственное ознакомление с важным для исследования объектом. Чаще всего это журналисты (и связанные с ни-ми лица) в процессе профессиональной деятельности — при сборе матери-ала и подготовке на его основе произведения, в отношениях с коллегами
о
в официальной (скажем, на редакционном совещании) и неофициальной обстановке, при контактах с аудиторией (допустим, в ток-шоу). Наблюдение может протекать в двух форма — включенной (когда исследователь выступает как журналист-профессионал или представитель аудитории, например, участник ток-шоу) и невключенной (исследователь в ситуации наблюдения представляется ее участникам именно как исследователь). При этом обязательно точное фиксирование результатов наблюдения (включая дату, название СМИ, участников и характера передачи и т.д.)
Анализ текстов— изучение публикаций СМИ, официальных документов (например, законодательных актов, уставов редакций), личных дневников, записок, писем и др. произведений, зафиксированных на бумажных, электронных и иных носителях (рекламные щиты, стенды и т.д.), относящейся к теме «литературы вопроса». При этом «текст» — любая фиксированная на каком-то носителе информация: буквенная, фото, аудио, видео, рисованная, представленная в виде графика, таблицы, карикатуры и т.д.
Эксперимент— это воздействие на изучаемый объект в тех или иных его сторонах (на информационную политику, редакционный коллектив, проблемно-тематическую структуру СМИ, название, время выхода в свет/эфир, облик и манеру поведения ведущего и т.д.), чтобы обнаружить, как и в какую сторону эти воздействия влияют на функционирование изучаемого объекта, его отношения с аудиторией и проч. В конечном счете выбор изменяемых параметров, их комбинирование и варьирование должно служить определению путей повышения эффективности и действенности журналистской деятельности. При этом вторгаться в ситуацию важно без создания «шума», а уж тем более «шумихи» по поводу эксперимента, что может только повредить его «чистоте».
Проводить в исследовательских целях «реальный» эксперимент в журналистике чаще всего нереально (хотя владельцы и редакторы нередко прибегают к таким переменам в деятельности СМИ, которые можно назвать «внутренними» реальными экспериментами; это, конечно, требует исследовательского внимания). Поэтому исследователю важно владеть приемами «мысленного эксперимента». Первый шаг: изучив свой объект, исследователь создает полную модель изучаемой системы (концептуально-теоретическую, динамическую ситуативно-историческую) или моделирует важную для изучения подсистему (свойств, структуры, функции, отношения и т.д.) или даже отдельный элемент системы. Второй шаг: мысленное введение в модель новых элементов или трансформация, даже элиминация имеющихся. Третий шаг: определение «в уме» того, что в результате изменений происходит в модели — улучшится или ухудшится с точки зрения оптимума ситуация внутри объекта и в его отношениях с другими объектами. И четвертый: если мысленный эксперимент привел к положительным результатам, необходимо формирование предложений для тех конкретных институций, которым важно
жать, что может произойти, если результаты мысленного эксперимента экс-фаполировать и перенести на реальный объект. При этом надо помнить, что результаты мысленного эксперимента^осят «чистый» характер, не учитывают возможные в реальности неожиданные результаты. Кажется, например, что мысленный эксперимент привел к доказанной идее необходимости со-(дания еженедельного дайджеста или организации типа национального совета по СМИ. Но только реальный эксперимент может подтвердить/опро-нергнуть действительность положительных результатов такого «вмешательства» в функционирующую систему.
Выбор того или иного подхода к сбору эмпирической информации (как и вообще обращение к тому или иному «набору» методов, их и использования в конкретном исследовании) зависит от решаемых исследователем задач. Но к любому подходу предъявляются общие требования — обоснованность, полнота, достоверность, системность, валидность.
Сбор эмпирической информациипроходит в двух формах.
Первая— так называемые «качественные методы» (в отличие от «количественных»). Суть их — в изучении индивидуальных объектов из всех трех областей получения эмпирических данных, в ходе которого происходит феноменологический (греч. phainomenon — особое и необычное явление) анализ этих конкретных «социальных объектов». При феноменологическом («качественном») анализе в поле внимания попадают индивидуальные свойства конкретного текста СМИ, программного документа редакции, структуры номера или программы, журналиста (редактора, дизайнера, других творческих работников) в личностной и творческой особости как «элемента» совокупности сотрудников коллектива, внутри(около)журналистского дружеского круга, опубликованных или хранящихся в архивах воспоминаний, дневников, писем, др. материалов и т.д.
Феноменологический анализ — это своего рода case study, исследования случая, отдельного явления, состояния, поступка, мотива. Характерность явления и, соответственно, мера научной значимости проявится позднее, в ходе исследования. Но и по ходу сбора сведений надо хотя бы предварительно обдумывать возможную «концептуализацию» случая, чему помогает так называемая «теория случая» (grounded theory).
Феноменологический («качественный») анализ требует использования разработанных и применяемых специалистами различных наук методов и методик изучения отдельных явлений, в частности, текстов (литературная, политическая, философская критика, юридический, экономический анализ и т.д.). Например, публицистические тексты в рамках медиакритики рассматриваются со стороны содержания (тема-проблема-идея) и формы (жанр-композиция-стиль) при учете особенностей функций, предмета, метода этого типа творчества. При обращении к отдельным личностям применяется биографический подход, социально- и общепсихологические методы,
оо о
характерология, социально-мировоззренческий анализ и т.д. В результате феноменологического анализа выявляются важные для исследования особенности отдельного явления в его общих-особенных-единичных свойствах.
Вторая форма сбора эмпирической информации — так называемые «количественные методы». Своеобразие их — в изучении более или менее значимой совокупности явлений, результатом которого становится количественная характеристика. При этом почти теряется «вкус и запах» индивидуального, но зато, особенно при репрезентативном (представительном) подходе, выявляется картина свойств всей совокупности, распределенная по количественным шкалам разного типа.
К количественным методам при изучении той или иной совокупности прибегают, обобщенно говоря, когда необходим «статистический» подход (при строгой классификации элементов изучаемой совокупности), который дает сводную характеристику множеству явлений, «снимая» индивидуальные особенности отдельных. При этом принципиально важно, чтобы выбранная для обработки совокупность явлений была репрезентативной (представляющей с определенным малым допуском генеральную совокупность). Например, рейтинги тех или иных программ «выстраивают» по популярности в репрезентативно отобранной аудитории те или иные типы передач за определенный период. Характеризуется интерес не к отдельной передаче, а «среднее» внимание к однородным передачам вообще. Контент-анализ также дает обобщенную характеристику текстов по тем или иным выбранным исследователем параметрам. И массовый опрос аудитории, журналистов или экспертов приводит к демонстрации изучаемых их мнений и взглядов в сводных таблицах.
Методы эмпирического исследования применимы как для «качественного», так и «количественного» изучения явлений журналистики. Притом если опрос, наблюдение, анализ документов широко и без труда используются в обоих случаях, то реальный эксперимент на больших массивах СМИ (например, на районных газетах или на творческих группах, обслуживающих ток-шоу) проводить крайне сложно. Хотя в ограниченных масштабах реальный эксперимент провести не очень трудно, если есть соответствующая договоренность с руководством СМИ. А мысленный эксперимент всегда проводится как единичный (хотя его выводы и рекомендации могут быть распространены на множество журналистских объектов).
Увлеченность эмпирической информацией, сосредоточение внимания на соответствующих методах и получении сводных данных и неумение, нежелание или боязнь вести концептуальную обработку эмпирических данных приводит к эмпиризму. Ведь эмпирические данные можно назвать фактами науки лишь предположительно. Действительно научный подход исследователя предполагает поиск эмпирической информации для формирования
необходимой системы научных фактов как базы последующих концептуальных разработок.
Сформированность цельной научной парадигмы, владение всем многообразием методологических средств — важнейшее предварительное условие успешной исследовательской деятельности. Конечно, в ходе работы часто нозникает необходимость «поправок и дополнений» в свою научную парадигму. Так общая «предварительная» подготовленность исследователя сопровождается необходимостью дополнительной «специальной» подготовки (и переподготовки) применительно к работе над конкретным исследователь-(ким проектом.
И тут возникают новые методологические проблемы.