Тесты промежуточного контроля по теме 3.
1. В Новое время философы понимали общество как:
а) совокупность людей на планете Земля
б) совокупность европейцев
в) христианский и мусульманский мир
г) совокупность городских жителей
2. Какого типа общества нет в типологии Т. Парсонса?
а) сложносоставного общества
б) примитивного общества
в) промежуточного общества
г) современного общества
3. Целостность, иерархичность, устойчивость, открытость, способность к саморазвитию – это признаки общества:
а) как совокупности сфер
б) как совокупности социальных институтов
в) как системы
г) как единства всех групп населения, входящих в него
4. Какого типа общества не существует?
а) традиционного
б) нетрадиционного
в) письменного
г) дописьменного
5. Укажите неверный ответ.
Процесс деятельности включает в себя:
а) цель
б) средство
в) результат
г) выводы
6. Совокупность объективных фактов, условий, определяющих совместную деятельность людей в конкретное время для достижения тех или иных целей, – это:
а) социальное действие
б) социальная связь
в) социальное взаимодействие
г) социальный институт
7. Система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других людей, называется:
а) социальным отношением
б) социальным взаимодействием
в) социальным фактом
г) социальной деятельностью
1. Какого типа социального действия нет в классификации М. Вебера?
а) целерационального
б) ценностно-рационального
в) эффективного
г) традиционного
9. Какого типа социального действия нет в типологии Ю. Хабермаса?
а) тактического
б) нормативного
в) драматургического
г) коммуникативного
10. Отношения, возникающие из взаимодействий, направленных на достижение разного рода ценностей, считаются
а) социальными отношениями
б) духовными отношениями
в) политическими отношениями
г) трудовыми отношениями
ТЕМА 4. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СТРАТИФИКАЦИЯ
1. Социальные общности и группы
2. Понятие социальной структуры
3. Основные стратификационные теории и критерии стратификации
4. Перемещения в социальной структуре и социальная мобильность
1.
Под социальными общностями можно понимать различные по масштабам, устойчивости и сплоченности совокупности людей, которые связаны процессом взаимодействия и общностью интересов. Общности могут выступать в виде агрегаций (имеют массовидный характер), реальных общностей (могут фиксироваться и не фиксироваться в социальной структуре), категорий (носят статистический, номинальный характер), когорт (группы индивидов в рамках одного поколения, объединенных общими характеристиками), различного вида групп.
Важное место в ряду социальных общностей отводится социально-территориальным общностям, так как они являются одним из основных компонентов социальной структуры. Социально-территориальные общности–это совокупность людей, обладающих единством отношения к определенной хозяйственно освоенной территории. Они отличаются устойчивыми экономическими, социальными, духовными и экологическими связями и отношениями.
Типы социально-территориальных общностей определяются соответствующими формами расселения людей (город, село, регион). Территориальные общности представляют собой совокупность людей, которые объединены проживанием на одной территории (поселении), единством территориальных условий жизнедеятельности, сходством образа жизни.
Формы расселения (город, деревня (село), регион) различаются демографическим и социальным составом населения, природными особенностями, уровнем развития хозяйственной среды.
Город – тип поселения, характеризующийся:
- наличием единого замкнутого пространства, в котором находится совокупность жилищ (в древности границей такого пространства служили городские стены, ров, оборонительные сооружения);
- большой численностью и высокой плотностью населения;
- значительным разнообразием профессиональной деятельности жителей;
- преимущественно анонимным характером их контактов между собой.
Принято различать малые города (с населением от 50 тыс. до 250 тыс. человек), средние города (с населением от 250 тыс. до 500 тыс. чел.), большие города (с населением от 500 тыс. до 2 млн. чел.) и мегаполисы (с населением свыше 2 млн. чел). Социальные проблемы городов тесно связаны с представленной типологией. Например, в малых городах проблемы связаны с трудоустройством, невозможностью реализации творческого потенциала, в мегаполисах – проблема номер один в мире – «пробки» на дорогах (один из вариантов решения проблемы: в Японии на улицах Токио появились автомобили со встроенными туалетами), отсутствие жилья, ослабленные родственные связи и система социального контроля.
Большие города локализуются в пространстве в соответствии с некоторыми теоретическими схемами, среди которых наиболее значимыми представляются следующие:
1) гипотеза концентрических зон, согласно которой в крупных городах выделяют пять зон: центральный деловой район (здесь мало жилых домов, в основном располагаются офисы, отели, большие магазины, редакции газет, театры, в течение рабочего дня в этой зоне высокая концентрация людей), смешанная зона (заполнена дешевыми магазинами, дешевыми жилыми домами, увеселительными заведениями; здесь высокий уровень преступности, низкий уровень жизни, наиболее интенсивны процессы пространственной и социальной мобильности), рабочий район и жилая зона среднего класса (заселен постоянным рабочим населением, служащими, мелкими собственниками, имеющими невысокие, но стабильные доходы), привилегированная зона в черте города (заселен высшими слоями средних классов и представителями высших слоев, это роскошные апартаменты и резиденции), районы, удаленные от города (пригородный пояс, заселенный людьми, работающими в городе, либо удовлетворяющие в нем свои потребности);
2) теория централизации, согласно которой городское поселение окружает торговый, промышленный или административный центр;
3) теория секторов, согласно которой расширение городских территорий происходит вдоль транспортных магистралей и уже построенных районов;
4) теория многоядерности, согласно которой в городе существует несколько деловых центров и примыкающих к ним промышленных районов.
Названные схемы можно считать определенными конструкциями пространственной структуры городов, учитывающие экономические, социальные, экологические факторы (например, на принцип расселения может повлиять развитие средств транспорта и коммуникаций, рост цен на землю, жилье, развитие тяжелой промышленности, формирование экологически неблагоприятных районов). Представленные схемы строго не соблюдаются, особенно под действием сил, спонтанно развивающихся в капиталистическом обществе (конкуренции, классового деления и т. п.).
Деревня (село)– тип поселения, характеризующийся:
- низкой плотностью домохозяйств в пределах данной территории;
- немногочисленным населением (не более нескольких тысяч человек), занятым преимущественно сельскохозяйственным трудом;
- возможностью многосторонних и регулярных личных контактов жителей друг с другом;
- высоким уровнем социального контроля.
Важнейшими функциями социально-территориальных общностей являются социальное воспроизводство объединяемого ими населения, а также экономические функции (хозяйственное освоение территории, обеспечение жизнедеятельности поселенческих групп).
Территориально-поселенческая структура является объектом изучения ряда отраслей социологического знания: социологии города, социологии села, социологии региона.
Социальная структура современного общества значительно усложнилась. Появляется большое количество массовидных общностей, возникающих и формирующихся в процессе массовизации основных условий и форм жизнедеятельности людей, порождающей одинаковые или подобные устремления, интересы, потребности и т. д. Действие этих непосредственных условий и форм бытия закрепляется и получает развитие в производстве, а также распространении соответствующих видов массовой культуры, прежде всего связанных с функционированием средств массовой информации. С их помощью эти интересы, потребности широких социальных слоев оформляются в виде серий одних и тех же образов действительности, способов познавательной деятельности и моделей поведения.
К числу наиболее существенных особенностей всякой массы, по мнению Б.А. Грушина [1], следует отнести:
1) статистический характер образующего ее множества индивидов (состоящее из дискретных единиц, это множество не представляет собой какого-либо самостоятельного, целостного образования, отличного от составляющих его элементов);
2) стохастическую (вероятностную) природу данного множества, находящую выражение в том, что «вхождение» в него индивидов носит неупорядоченный, «случайный» характер, осуществляется по принципу «может быть, а может и не быть» (в результате такое множество всегда отличается размытыми, открытыми границами, неопределенным количественным и качественным составом);
3) ситуативный характер данного множества, связанный с тем, что оно образуется и существует исключительно на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможно вне ее (что делает такое множество относительно неустойчивым, временным образованием, меняющимся от случая к случаю);
4) откровенно внегрупповую (или межгрупповую) природу данного множества, проявляющуюся в том, что оно «разрушает» границы между всеми существующими в обществе социальными группами, социальным составом (включая в себя представителей различных классов и профессий, лиц с неодинаковым имущественным положением, образованием, уровнем культурного развития и т. д.);
5) неспособность данного множества выступать структурным элементом более широкого социального целого (общества в целом), описывать его сколько-нибудь строгим и исчерпывающим образом (в т. ч. в силу неизбежного «пересечения» подобных множеств друг с другом).
К массовидным общностям относят толпу, аудиторию, публику, социальные движения. Я. Щепаньский относит их к общностям, основанным на сходстве поведения.
Французский социолог Г. Тард определил толпу как «случайный коллективный организм низшего порядка», возникающий в результате скопления людей и наличия у них общей цели, веры, чувств, страсти. Людям дано свойство подражания. Это и есть основа образования толпы. Тардом были выделены основные характеристики толпы и составляющих ее членов:
· нетерпимость,
· необузданность,
· подозрительность,
· вера в свою непогрешимость и собственное могущество,
· тщеславие, эгоизм, отсутствие рациональной оценки своих действий,
· чувство безнаказанности.
Толпа не обладает установленными ни организационными, ни моральными нормами, она, по сути, обезличена, а потому человек, попавший в толпу демонстрирует порой примитивные эмоции, агрессию, жестокость, чувствуя свою безнаказанность, возможность спрятаться за чужую спину. Принято различать толпу агрессивную (например, толпа футбольных фанатов), убегающую (например, во время стихийных бедствий), алчущую (толпа, штурмующая магазины), экспрессивную (например, толпа людей на митинге протеста или одобрения чего-либо). Психологи говорят, что члены толпы действуют как люди, находящиеся под гипнозом. Сила действия гипноза зависит от характера стимулов, вызвавших реакцию толпы, от конкретной обстановки, от индивидуальных характеристик ее членов: возраста, уровня образования, отсутствия социального опыта, уровня умственного развития, наличия твердых принципов, воли, умения анализировать собственное поведение.
Можно ли управлять толпой? Связь, объединяющая людей в толпе, может разрушиться, если новые стимулы создадут другие эмоции. Так, например, если толпу забросать камнями или облить водой, может начаться паника, в результате чего под действием страха толпа разойдется. Следует отметить, что толпа может рассеяться и под влиянием других чувств. Порой для решения политических проблем манипулированием толпы пользуются политики-профессионалы. Если толпой овладеют организованные группы, последствия действий толпы могут быть значительными, причем необязательно негативными. Истории известны факты, когда толпа послужила выразителем народного протеста и обусловила проявление героических качеств отдельных личностей (например, во время войн или революций).
В отличие от временного стихийного объединения людей – толпы, публика является формой коллективной жизни несколько иного рода. Хотя во время спортивных состязаний, зрелищных мероприятий людей могут охватить единые эмоциональные порывы, аморфная публика может превратиться в агрессивную или демонстрирующую толпу. Публика бывает ждущей развлечений (отдыхающая) или ждущая информацию (собравшаяся на лекциях, информационных собраниях). В основе такого рода общности лежит сходство мнений и интересов. Если в толпе личность теряет, по сути, индивидуальность, то в публике есть возможность для самовыражения личности.
Публика может быть специально собранной* (зрители на спектакле или в кино, на концерте) или рассеянной (читатели газеты, слушатели радио- или телепередачи). Благодаря средствам массовой информации сотни, тысячи людей, не выходя из собственного дома, могут превратиться в зрителей (стать публикой) и участников каких-либо культурных событий. Однако радио- или телепередача может быть очень возбуждающей, посеять панику среди людей, тем самым спровоцировав появление толпы или формирование социальных движений.
Я.Щепаньский называет социальным движением совместные стремления людей к реализации общей цели. Термин «социальное движение» иногда употребляют взамен термина «социальные процессы». Социальные движения возникают, как правило, на основе экономических или культурных изменений. Сами по себе они не являются основным фактором общественного развития, однако, в некоторые периоды времени и при определенных обстоятельствах могут представлять собой довольно весомую силу, способную спровоцировать изменения в обществе. Обычно социальные движения возникают вследствие недовольства какой-то части людей своим положением, отсутствием чего-либо или просто невозможностью удовлетворения каких-либо потребностей. В этом случае психическая энергия переключается со средств для удовлетворения потребностей на борьбу против существующих реально или мнимых (воображаемых) препятствий на этом пути. Осознание большинством людей общности своего положения превращается в состояние социального беспокойства, что, в свою очередь, проявляется в поисках контактов, разговоров, способов разрешения проблемы совместными усилиями многих людей, охваченных чувством все того же социального беспокойства.
Таким образом, проявление социального беспокойства и есть первооснова возникновения социальных движений. В зависимости от того, сколько людей, какие группы, слои они представляют, какие потребности стремятся удовлетворить, возникают различные социальные движения. Подобную природу могут иметь и массовые явления, которые, в отличие от социальных движений, кратковременны. Если, например, инженерно-технические работники недовольны размерами заработной платы, то одним из вариантов решения проблемы может быть сбор подписей под воззванием к депутатам Государственной Думы. Такие действия можно отнести к массовым явлениям. Если же инженерно-технические работники будут периодически собираться и обсуждать свои проблемы на митингах, привлекут, например, профсоюзы, начнут создавать клубы инженеров-изобретателей и рационализаторов, искать единомышленников в других городах, странах, с целью выяснить, как решаются подобные проблемы у них и т. д., то это уже можно назвать социальным движением.
Принято различать три рода социальных движений:
· реформаторские (когда действия участников движения допустимы, не требуют изменения законов, режима, формы правления),
· революционные (затрагивают существенные жизненные потребности и интересы широких масс, есть угроза репрессий с самого начала движения),
· экспрессивные (возникают, как правило, под влиянием какой-либо выдающейся личности, распространяются на основе «эмоционального заражения», но при этом их влияние на общественную жизнь не затрагивает структуры и формальной организации).
Стремление общности к солидарности, объединению усилий ведет к появлению ее основной разновидности, называемой социальной группой. Социальная группа -это совокупность индивидов, взаимодействие которых регламентируется общими нормами, ценностями, интересами, и на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Так, Г.С. Антипина считает, что социальная группа – это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющая общественно – необходимую функцию в структуре общественного разделения труда и деятельности [2].
В современном обществе существуют многообразные социальные группы. По размерам выделяют большие, средние и малые группы.
Малой является группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов, например, рабочая группа, семья.
Большие социальные группы отличаются не только значительной численностью и территориальным охватом, но и наличием опосредованного солидарного взаимодействия. Ими могут выступать классовые, профессиональные, этнические, территориальные общности.
Социальные группы могут быть формальными (преобладает безличностная связь) и неформальными (преобладает личностная связь).
Группы также делят на первичные и вторичные (Ч. Кули). Первичные – это малые группы, которые характеризуются тесными связями между членами, оказывающими большое влияние на человека. Вторичные – это средние и большие группы, в которых отсутствуют тесные взаимоотношения между людьми, а их целостность обеспечивается общностью целей и интересов.
Американский исследователь М. Шериф выделил референтные группы, под которыми он понимал реальные или условные (воображаемые) социальные общности, с которыми человек соотносит себя, как с эталоном, и на нормы, мнения, ценности которых он ориентируется в своем поведении и самооценке.
Особое место в общественной системе занимают маргинальные группы и слои. Маргинальность определяют как промежуточное, переходное, структурно неопределенное состояние индивидов по отношению к фиксированным в социальной структуре общностям. Отечественный социолог И.П. Попова определяет маргинальность как «состояние групп и индивидов в ситуации, которая вынуждает их под влиянием внешних факторов, связанных с резким социально-экономическим и социокультурным реструктурированием общества в целом, изменять свое социальное положение и приводит к существенному изменению или утрате прежнего социального статуса, социальных связей, социальной среды, а также системы ценностных ориентаций» [3]. В настоящее время, характеризующееся переходным, стохастическим состоянием социальной структуры российского общества, можно констатировать неустойчивое состояние маргинальности значительного числа социальных слоев и групп.
2.
При рассмотрении общества как системы, мы подчеркивали, что общество структурировано. Социальная структура – это оформленная система различий в положении, условиях жизни и способах существования людей. Это также совокупность относительно устойчивых социальных общностей людей, определенного порядка их взаимодействия и отношений.
Необходимо подходить к идее понимания структуры не как статического образования, а как динамического целого. Такой подход способствует созданию теорий структурной организации общества по самым разным критериям. Описание населения как субъекта социологического анализа предполагает его группировку по каким-либо признакам. Проблема выбора этих признаков является очень важной в социальной теории. В социологии существуют различные школы со своими подходами к решению этой проблемы. Для структурирования населения используется метод социальной стратификации.
Необходимость и актуальность анализа проблем социальной структуры населения обусловлена тем, что, во-первых, в ней сфокусированы основные социальные противоречия, присущие обществу на каждом конкретном этапе развития; во-вторых, социальная структура тесно связана с демографической структурой; хотя в науке традиционно социально-классовые и демографические процессы исследуются обособленно, однако в реальной действительности здесь существует самая тесная взаимосвязь: изменения социальной структуры общества оказывают огромное влияние на характер демографических процессов; демографические изменения, в свою очередь, являются природной базой социальной структуры.
Итак, подсоциальной структурой в основном понимается система социальных групп населения, слоев и классов и их отношения по поводу положения в обществе.
В основе деления населения на классы и социальные группы лежит закон разделения труда. Труд представляет собой сложно организованный общественный процесс, первое и необходимое условие человеческой жизни, является фундаментальной и основной формой человеческой деятельности. Лишь в труде человек раскрывает законы природы и общества, выступает подлинным творцом своих форм общения, создает разнообразный мир культуры.
К. Маркс выделял двойственную природу труда. Конкретная трудовая деятельность есть одновременно и деятельность, в ходе которой люди вступают в определенные связи и отношения друг с другом. Труд приобретает человеческую характеристику, становясь целесообразной деятельностью. Труд также выступает как всеобщее условие обмена веществ между человеком и природой. Труд есть не только средство удовлетворения потребностей, но и сам по себе является одной из ключевых общественных потребностей, поскольку ни одно общество не может существовать без труда.
Общественный характер труда выражается в том, что он выступает как форма кооперации людей и представляет собой единство живого и прошлого труда, а значит и реализацию способностей к труду не только конкретного человека, но и других людей, которые принимали участие в освоении им способов труда. Труд не следует связывать только с материальным производством. К. Маркс в «Философско-экономических рукописях 1861 – 1863 годов» рассматривает духовный и материальный труд как две сферы единого материального производства, целью которого является создание материальных и духовных благ, общественного богатства и развитие личности.
На ранних этапах жизни общества труд представлял нерасчлененный, синкретичный процесс, но постепенно по мере развития общества он становится все более разнообразным, сложным, многосторонним, совершенным. Происходит так называемое разделение труда,под которым понимается дифференциация и сосуществование различных и вместе с тем связанных между собой видов и форм трудовой деятельности, разделение занятий.
Разделение труда включает два типа разделения форм и видов деятельности: собственно социальное разделение труда и специализацию, которая связана с профессиональным разделением общества, самого труда. В процессе специализации человек имеет дело с различными предметами, применяет разные орудия и приемы труда, что придает его деятельности специфический характер, вызывает разделение общества на профессиональные группы.
Профессиональное разделение труда показывает, что в обществе существуют разные виды труда, которые определили деление людей на различные профессиональные группы, каждая из которых занята постоянно своим видом деятельности. Профессиональное разделение труда является показателем того, что в обществе профессиональное деление закрепляется и социально-экономическими отношениями (например, отношениями собственности, распределения). Разделение труда по профессиям, по роду занятий образует устойчивые общности людей, которые оформляются в профессиональные группы под воздействием ряда факторов: трудового опыта, навыков, определенного круга знаний, использования сходных методов.
Общность трудовых функций, основных принципов, норм профессиональной этики и трудовой деятельности характеризует профессиональные группы в обществе.
Трудовая деятельность включена в определенные социально-экономические условия, связана с той или иной социально-профессиональной группой, локализована, ограничена во времени и пространстве (рабочим местом). Однако само общественное и профессиональное разделение труда – это объективный процесс, который имеет свою логику и свои законы, он не может быть ограничен временными рамками. Профессиональное разделение труда одновременно разделяет и сплачивает людей, изменяет их жизненный мир. Статусы отдельных профессий изменяются под влиянием информационной и технологической революции, социально-экономических условий и зависят как от степени квалификации, так и от общественного мнения. Характер профессии определяется ее содержанием, что связано со спецификой предмета труда, средств, целей труда и конкретных профессиональных требований.
Итак, возникнув на основе разделения труда, социально-классовое деление приобретает известную относительную самостоятельность. Наиболее значимым и распространенным понятием здесь выступает понятие «класс», которое в социологии употребляется для обозначения совокупности людей, обладающих определенными существенными, общественно-значимыми чертами. В Древнем Риме, например, классом называли людей, которые облагались налогом.
В наше время можно встретить самые разные подходы к определению классов. В отечественной социологии до недавнего времени общепринятым было следующее определение классов (на основе марксистской методологии): классы -это большие группы людей, различающихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают [4].
Активизация социальных сил, обусловленная потребностями модернизации общества, сегодня вывела на первый план такие противоречия, которые далеко не совпадают с нашими традиционными представлениями о социальной действительности, требуют поиска новых подходов к анализу социальной структуры населения и системы неравенства.
Классы – сложные общественные образования. Но выделение их – это только часть проблемы, если даже верно их охарактеризовать. Кроме них в социальной структуре общества выделяется множество социальных слоев и групп, часть которых находится на границе между классами. Именно этой сложностью социальной структуры общества и объясняется введение в научный обиход понятия социальной дифференциации.
Люди в обществе могут быть дифференцированы на основе различных качественных особенностей, например, биологических, интеллектуальных и т. д.. Люди могут отличаться друг от друга ростом или цветом волос, но нет в цивилизованном мире установленной и урегулированной системы неравенства, определяющей, что толстые лучше тонких, и что высокие ростом могут пользоваться большими общественными привилегиями, чем те, кто не очень «вышел ростом».
Социальная дифференциация в отличие, например, от биологической, создает систему социальной иерархии.
Некоторые социальные характеристики могут быть не очень значимыми, а некоторые, например, владение средствами производства, политической властью и т. д. могут быть настолько значимыми, что создают возможность воздействия на других членов общества, на массовое поведение людей.
Система оценок, значимости и возможности действия создает иерархию ценностей и неравенства социальных ролей и позиций. Социальные группы, слои, классы располагаются друг относительно друга выше или ниже в признанной в обществе иерархии.
Если посмотреть на то, как расположены различные социальные группы в нашем обществе, то нетрудно увидеть своеобразную социальную пирамиду, где общественные блага распределяются в зависимости от позиции социальной группы по этой пирамиде.
На рисунке сплошной линией обозначено расположение различных групп населения по социальной иерархической лестнице, а пунктирной – распределение общественных благ.
Даже такой далекий от совершенства рисунок позволяет увидеть существенную особенность строения социальной пирамиды общества:
1. Чем ниже группа населения по социальной иерархии, тем больше ее численность, и наоборот.
2. Чем выше группа населения по социальной иерархии, тем больше часть общественного богатства, которая приходится на ее долю.
Как видим, социальная пирамида устроена таким образом, что большая часть населения пользуется меньшим количеством благ и, наоборот, той небольшой группе, которая находится на верхушке пирамиды, доступны практически все общественные блага.
Необходимо отметить, что такая социальная пирамида – это далеко не изобретение нашего общества. Страны мира тоже расположены пирамидально: наверху пирамиды находятся экономически развитые страны, внизу – развивающиеся. Население США, например, составляет всего лишь чуть больше 4% от населения земли, но находится на верхних этажах этой пирамиды: оно пользуется примерно 40% богатства мира.
Так же пирамидально располагаются «бедные» и «богатые» территории (районы) в пределах отдельных стран, республик.
Основной проблемой социальной структуры, тем не менее, является не то, что она устроена пирамидально, где одни группы населения занимают более высокое положение, чем другие. Главное заключается в принципе устройства пирамиды: в силу каких обстоятельств, причин и условий та или иная социальная группа занимает именно эту позицию на этой пирамиде, которую она занимает, насколько эта позиция соответствует ее вкладу в дело создания общественного богатства, которая в каждый конкретный исторический момент распределяется между представителями этих социальных групп; и, наконец, как организовать общественную систему таким образом, чтобы каждая социальная группа занимала то место на иерархической лестнице, которое она заслужила своим вкладом в общественное развитие.
На основе общественного разделения труда и образа жизни можно выделить территориально-поселенческую структуру общества,которая представляет собойсовокупность устойчивых общностей людей, формирующихся на основе социальной неоднородности условий жизнедеятельности в разных территориальных образованиях, и отношений между этими общностями.
3.
Термин «стратификация» происходит от «stratum» (лат.) – слой и «facio» (лат.) – делаю. Стратификация – это не просто дифференциация, перечисление различий между отдельными слоями, стратами в обществе. Задачей стратификации является выявление вертикальной последовательности положений социальных слоев, их иерархии.
Теория социальной стратификации представляет собой одну из наиболее развитых частей социальной теории. Основы ее были заложены М. Вебером, К. Марксом, П. Сорокиным, Т. Парсонсом. Основой стратификационной структуры является естественное и социальное неравенство людей.
В английском «Словаре социальных наук» стратификация понимается как процесс, в результате которого семьи и индивиды оказываются не равными друг другу и группируются в иерархически расположенные страты с различным престижем, собственностью и властью.
Все критерии социального расслоения должны соответствовать следующим принципам (по М. Веберу и Э. Дюркгейму):
1) следует изучать все без исключения социальные слои данного общества;
2) необходимо соизмерять и сравнивать группы с помощью одних и тех же критериев;
3) критериев должно быть не меньше, чем требуется для доста-
точно полного описания каждого слоя.
П.Сорокин определял социальную стратификацию как «дифференциацию некой данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества» [5]. Стратификационная модель общества (пирамида, разделенная на слои-страты) была позаимствована П. Сорокиным из геологии. Однако, в отличие от строения горных пород, в обществе:
· низшие слои всегда намного шире высших,
· количество слоев жестко не определяется: все зависит от того, сколько критериев стратификации принято во внимание,
· толщина слоя непостоянна, так как люди могут перемещаться из одного слоя в другой (процессы социальной мобильности).
Существуют два основных способа стратификации общества в зависимости от количества лежащих в ее основе признаков:
1. Одномерная стратификация. В ее основе лежат одномерные страты, т. е. страты, выделяемые по какому-либо одному социальному признаку. Этот подход предполагает расслоение общества по следующим группам признаков:
1) половозрастные;
2) национально-языковые ;
3) профессиональные;
4) образовательные;
5) религиозные;
6) по поселению.
Некоторые исследователи в основу классификации закладывают и другие признаки.
2. Многомерная стратификация. При этом в основе стратификации лежат несколько признаков.
Ко второму способу стратификации относится деление общества на:
1) социально-территориальные общности (население города, села, региона);
2) этнические общности (племя, народность, нация);
3) система рабства (экономическая, социальная и юридическая форма закрепления людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства);
4) касты (социальные группы, членством в которых человек обязан рождением);
5) сословия (социальные группы, поддерживающиеся сложившимися обычаями или законами, и в которых права и обязанности передаются по наследству);
6) общественные классы.
Современный английский исследователь Э. Гидденс предлагает ряд отличий классовой системы от рабской, кастовой и сословной:
1. Классы не образуются на основе религиозных убеждений. Принадлежность к классу не определяется приверженностью к тем или иным обычаям, традициям и нравам. Классовая система более подвижна, чем другие типы стратификации. Основой классового деления выступает труд.
2. Принадлежность человека к тому или иному классу достигается зачастую им самим, а не дается от рождения.
3. Экономический признак является основой для отнесения индивида к тому или иному классу.
4. В других типах социальной структуры неравенство выражает, главным образом, личную зависимость одного индивида от другого. Классовая структура общества, наоборот, характеризуется личной независимостью индивидов друг от друга [6].
В социологии существует несколько основных подходов к стратификационной структуре.
1. Экономический подход, сторонники которого (К. Маркс, Э. Дюркгейм и др.) рассматривали разделение труда в качестве главной причины социальной дифференциации. К. Маркс первым разработал теорию экономической основы классов. Он связывал существование классов лишь с определенными историческими формами развития производства, где собственность на средства производства распределена равномерно между различными слоями населения, в результате чего одни эксплуатируют других, и между ними неизбежна борьба.
2. Политический подход к стратификации. Его основателями являются Л. Гумплович, Г. Моска, В. Парето, М. Вебер. Политическая стратификация – это различия между политически господствующими группами и массами, при которых сама вертикаль политической иерархии выстраивается сквозь призму принадлежности к определенным политическим силам, а основным критерием выделения той или иной политической страты служит уровень обладания политической властью. Л. Гумплович считал, что характер классовых различий является отражением различий во власти, которые также определяют последующее разделение труда и распределение социальных обязанностей. Г. Моска и В. Парето рассматривали неравенство и мобильность как связанные аспекты одного и того же явления, перемещения людей между правящим классом, элитой и низшим классом - пассивными подчиненными.
3. Функционалистская концепция социальной стратификации, которая основывается на идеях Т. Парсонса, К. Дэвиса, У. Мура. Т. Парсонс считает стратификацию аспектом любой социальной системы. Он исходит из того, что любое действие неизбежно связано с выбором и оценкой. Общепринятые стандарты оценок позволяют ранжировать позиции как выше- и нижерасположенные. Так как желаемых позиций недостаточно, то для сохранения системы необходима институализация неравенства, позволяющая взаимодействиям протекать без конфликтов. Обобщенность и общепринятость оценочной шкалы предполагает охват всех типов вознаграждений, из которых самым важным считается «уважение».
Каждое данное лицо, по Парсонсу, фактически пользуется уважением, соотнесенным с градуированной иерархией, его относительное уважение в упорядоченной тотальной системе дифференцированной оценки – это престиж, что означает сравнительную оценку. В свою очередь, дифференцированный престиж является основой стратификации.
Дэвис и Мур справедливо полагают, что некоторые позиции в социальной системе важнее в функциональном отношении, чем другие, и требуют для своей реализации специальных умений. Однако количество индивидуумов, обладающих этими способностями, ограничено. Следовательно, этим позициям должен придаваться стимулв виде дифференцированного доступа к ограниченным по количеству и желаемым вознаграждениям общества, для того, чтобы заставить талантливых лиц принести жертву и приобрести необходимую подготовку. Эти дифференцированные вознаграждения ведут к дифференциации престижа слоев и, следовательно, к социальной стратификации.
Современные исследования социальной стратификации используют теоретическую базу указанных выше подходов, а также исходят из принципа многомерности стратификационных измерений. Основы такого подхода были заложены уже в работах М. Вебера, который исследовал взаимозависимость между различными критериями стратификации. Вебер считал, что классовая принадлежность определяется не только характером отношения к средствам производства, но и экономическими различиями, не имеющими прямого отношения к собственности: например, квалификация, умения и навыки, образование.
Другими критериями стратификации, по Веберу, являются статус и партийная принадлежность (группы индивидов, имеющие общее происхождение, цели, интересы).
Американский социолог Б. Барбер, исходя из многомерности и взаимосвязанности измерений, предложил следующую концепцию структуры социальной стратификации.
1. Престиж профессии, занятия, должности, оцениваемый по функциональному вкладу в общественное развитие.
2. Власть, рассматриваемая как институционально определенное право влиять на действия других людей, вопреки или независимо от их желания.
3. Доход или богатство. Различные профессиональные статусы в обществе обладают разной способностью к получению дохода и к накоплению богатства в виде капитала; имеются различные шансы на получение богатства в наследство.
4. Образование. Неодинаковый доступ к образованию предопределяет возможности индивидов занять то или иное положение в обществе.
5. Религиозная или ритуальная чистота. В некоторых обществах решающее значение имеет принадлежность к определенному вероисповеданию.
6. Ранжирование по родственным и этническим группам.
Таким образом, доход, власть, престиж и образование определяют совокупный социально-экономический статус, т. е. положение и место человека в обществе.
В современной социологической науке сосуществуют различные подходы к анализу социального расслоения (деятельностный, концепция «эмерджентности» возникновения неожиданных критериев социального неравенства и др.).
С точки зрения деятельностно-активистского подхода к анализу социальных неравенств (Т.И. Заславская) социальная иерархия современного российского общества может быть представлена следующим образом [7]:
- элита – правящая политическая и экономическая – до 0,5%;
- верхний слой – крупные и средние предприниматели, директора крупных и средних приватизированных предприятий, другие субэлитные группы – 6,5%;
- средний слой – представители мелкого бизнеса, квалифицированные профессионалы, среднее звено управления, офицеры – 20%;
- базовый слой – рядовые специалисты, помощники специалистов, рабочие, крестьяне, работники торговли и сервиса – 60%;
- нижний слой – малоквалифицированные и неквалифицированные работники, временно безработные – 7%;
- социальное дно – до 5%.
4.
Социальная структура общества отличается динамикой (подвижностью), которая связана с социальной активностью индивидов. «Социальная активность – общая интегративная характеристика внутренних возможностей субъекта в осуществлении деятельности, направленной на поддержание и развитие социальной целостности» [8]. Результатом активности, направленной на движение, развитие индивида в структуре общественной организации является социальная мобильность.
П. Сорокин процесс социальной мобильности определял как переход индивида, социального объекта, ценности, созданной или модифицированной благодаря человеческой деятельности, от одной позиции к другой [9].
«Социальная мобильность – это изменение человеком (группой) своего статуса в социальной структуре общества в связи с переходом из одного класса (слоя) в другой или перемещением внутри него» [10].
Понятие социальной мобильности не тождественно понятию «социальные перемещения». Если последние характеризуют во всей совокупности социальные изменения в связи с миграцией, движением и текучестью кадров, то социальная мобильность учитывает их лишь в разрезе изменения статуса, позиции, занимаемой индивидом (группой) в социальной структуре общества. При этом основное внимание акцентируется на характеристике частоты и скорости протекания этих изменений, т. е. рассматриваются прежде всего мобильные возможности социальных перемещений и, в целом, степень готовности к изменениям.
Мобильность бывает двух разновидностей: индивидуальной и групповой. Различают мобильность экономическую, политическую, профессиональную. Профессиональная мобильность – это форма социальной мобильности, изменение трудовой позиции или роли работника, обусловленное переменой места работы или профессии. Профессионально-квалификационное продвижение представляет перемещения работника от простого к сложному, содержательному труду, от низших к высшим ступеням профессионального мастерства с учетом интересов работника и потребностей производства. Служебно–квалификационное продвижение является составной частью перемещения кадров в организации, под которым понимается движение кадров относительно должности или повышения квалификации в пределах занимаемой должности.
С социальным продвижением человека связано понятие «карьера». В широком смысле карьера – общая последовательность этапов развития человека в основных сферах жизни (семейной, трудовой, досуговой). В узком смысле карьеру связывают с динамикой положения и активности личности в трудовой деятельности.
Мобильность осуществляется в двух формах: горизонтальной и вертикальной.
· Вертикальная мобильность может быть связана с продвижением индивидов, социальных групп к более высоким позициям (социальное восхождение) или к более низким иерархическим позициям (социальное нисхождение) в социальной структуре.
· Горизонтальная мобильность - перемещение без изменения социального статуса (например, женитьба (замужество) или переезд в другой город, но в «рамках» одного социального статуса).
Мобильность бывает внутригенерационной или межпоколенной, которая заключается в том, что продвижение вверх осуществляется поколениями.
Большое влияние на социальную мобильность оказывают механизмы отбора и распределения индивидов по социальным стратам, которые П. Сорокин назвал «сито». Функции основных каналов вертикальной циркуляции, а также селективную роль выполняют различные социальные институты (семья, школа, церковь, профессиональные организации, партии и др.). Важнейшим фактором вертикальной восходящей мобильности являются изменения, вызываемые в обществе научно-техническим прогрессом.
Перемещения в социальной структуре выступают не только в форме социальной и трудовой мобильности, но также и в форме территориального движения населения – миграции. В социологии существует ряд различных подходов к определению миграции.
Миграция –это такой социально-экономический и демографический процесс пространственного движения населения, который в конечном счете ведет к его территориальному перераспределению.
Территориальная подвижность играет важную роль для демографической структуры в отдельных регионах: за счет миграционной подвижности происходит обновление населения городов, территориальных единиц, что играет важную роль в социальном воспроизводстве населения.
Свобода передвижения граждан, как известно, закреплена во Всеобщей Декларации Прав Человека. Однако нерегулируемая миграция вызывает отток трудовых ресурсов, разрыв экономических и социальных контактов.
Социологические исследования территориальной подвижности населения дали возможность выявить существующие здесь объективные, существенные, повторяющиеся связи между явлениями:
- высокий удельный вес молодых мужчин среди иммигрантов омолаживает возрастную структуру населения той территории, куда мигранты приезжают;
- вследствие притока молодого населения увеличивается коэффициент рождаемости, а коэффициент смертности уменьшается;
- в районах, куда население приезжает, количество необходимых рабочих мест увеличивается непропорционально;
- в районах, откуда люди выезжают, происходит старение населения и т. д.
Обычно выделяют четыре вида миграции:
1) эпизодическую (не только возвратный, но и краткосрочный вид территориального перемещения);
2) маятниковую (систематические трудовые или учебные поездки, т.н. челночного характера);
3) сезонную (временное территориальное перемещение, имеющее экономические и социально-культурные причины);
4) безвозвратную (со сменой постоянного места жительства).
Различают также межгосударственную (внешнюю) и внутригосударственную (внутреннюю) миграции. Основные направления миграции: «село – город», «город – село», «город – город», «село – село».
Западными исследователями принята классификация побудительных мотивов переселения: физические, экономические, социальные, психосоциальные, религиозные, политические, профессиональные.
Эта классификация действует при анализе межрегиональной и внутрирегиональной миграции.
Таким образом, отметим, что миграция – сложное явление и ее последствия невозможно оценить однозначно.
С одной стороны, например, миграция выступает инструментом перераспределения рабочей силы; за счет миграционных процессов происходит обновление населения городов; она способствует снятию социальной напряженности за счет удовлетворения каких-то потребностей людей в результате переезда и т. д.
С другой стороны, миграция способна привести к диспропорциям в демографической структуре; к неоправданным издержкам в обеспечении рабочей силы, в изменении национальной структуры населения и т. д. Опыт западно-европейских стран показывает, что мигранты – очаг социальной напряженности (в качестве примера можно рассмотреть ситуацию в современной Франции: в Париже коренные французы занимают один квартал, остальное – мигранты из стран «третьего мира» с низким уровнем образования, большим количеством детей, при этом могут прилично существовать за счет социальной поддержки государства. Из-за наличия дешевой рабочей силы «страдают» образованные, квалифицированные французы, претендующие на более высокую заработную плату, чем мигранты. В результате на парламентских выборах 2000 года большинство французов поддержало крайне правых националистов, выступивших с призывом «Францию – для французов!»).
Примечания
1. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. – М., 1987. – С. 211.
2. Антипина Г.С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп. – Л., 1982.
3. Попова И.П. Маргинальность: социологический анализ. – М.: МГСУ, 1996. – С. 31.
4. Ленин В.И. Полн. собр. соч. – Т. 39. – С. 15.
5. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – Гл. «Социальная стратификация и мобильность».
6. Гидденс Э. Социология. – М., 1999.
7. См.: Заславская Т.И. Социальная структура современного российского общества // Общественные науки и современность. – 1997. - № 2. – С. 104-122.
8. Социологический словарь. – Минск, 1991. – С. 220.
9. См.: Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.
10. Социологический словарь. – Минск, 1991. – С. 233.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4.
1. Социальные общности и группы
2. Малые группы и их динамические характеристики.
3.Социальные движения (классификация, структура).
4. Социальная структура общества. Социологические подходы к структурированию общества
5. Основные стратификационные теории и критерии стратификации
6. Исторические модели стратификации
7. Социальная мобильность (механизмы, каналы)
8. Виды социальной мобильности
Основной категориальный аппарат,