Кластерная (многоступенчатая) выборка
Описание: в отборе участвуют не отдельные респонденты, а целые группы (кластеры). Отбор проходит в несколько этапов.
Пример: четыре района в городе. Каждый район - кластер. В каждом кластере отбираем кинотеатры.
I - 15 | II – 25 |
III - 35 | IV - 40 |
Отбор кинотеатров от каждого района.
Отбор кластеров осуществляется с вероятностью, пропорциональной его размеру, что позволяет отбирать одинаковое количество объектов из каждого кластера, не взирая на его объем.
Систематический отбор - использует определенный шаг. Например, из 2000 респондентов необходимо отобрать 50 человек. Таким образом, будет отобран каждый сороковой. Таким образом, обеспечивается равная вероятность отбора.
В настоящее время в странах осуществляется контроль над домохозяйствами.
В нашей стране ежегодно проводится наблюдение над домохозяйствами, выбор которых осуществляется по территориальному признаку. При помощи специальных документов отображаются такие характеристики домохозяйств, как ежедневный/ ежемесячный уровень доходов, обеспеченность телефоном, интернетом, размер жил. площади и др.
Неслучайные выборки
Типы выборок:
• Доступная - посетители торговых центров, мигранты
• Отбор типичных случаев
• Метод "снежного кома" - респондентов просят передавать анкеты друзьям, а те - своим друзьям
• Маршрутный метод. По базам данных ЖКО
• По дню рождения - среди небольшой группы респондентов выбирают того, у кого день рождения раньше
Доверительный интервал
Кривая нормального распределения
Каждая точка под кривой - это средний уровень дохода, соответствующий i-той выборке.
Смещение - разность между всеми выборками и между средней y.
- доверительный интервал - величина, на которой отличается значение средней по выборке, от значения средней по всей генеральной совокупности в целом.
Величина может быть рассчитана по формуле с определённой вероятностью в 93%, 95%, 99%.
Говорят, что с вероятностью в 95% следующий по выборке отличится по генеральной совокупности на величину доверительного интервала.
n – размер выборки
N – генеральная совокупность
P – доля (%) группы респондентов в выборке
1,96 – константа для стандартного уровня доверия 95%
Пример вычисления доверительного интервала:
Лекция 4 (20.09)
Анализ данных
Анализ - проверка соответствия между эмпирическими данными и моделью исследования
Модель социального явления - теоретическое предположение исследователя об элементах изучаемого явления, а также о причинах, влияющих на изменение состояния этого явления.
Социальная реальность |
Априорная социальная модель |
Концептуальная модель |
Формальная модель |
Содержательная модель |
Социальная реальность. Переход от реальности к априорной модели - формирование мнения исследователя об объекте, предмете, а также о связи между ними.
Априорная социальная модель.Выделение основных понятий.
Например, подразумеваем связь между Воспитанием молодёжи и Социально- экономическим положением в стране.
Мы как исследователи полагаем, что чем лучше положение в стране, тем лучше воспитание.
Концептуальная модель. Операционализация понятий Определение объектов и их показателей:
Связь между Эффективностью работы учителя и Материальной обеспеченность учителя - причинно-следственная связь
Выбор индикаторов и метод анализа:
Связь между Успеваемости учеников и Оплаты труда учителя - статистическая связь
Операционализация понятий - переход от предположений к определённым исследованиям
Формальная модель.Выборка и измерения в ней Результаты исследования
Содержательная модель. Формулировка выводов, разработка рекомендаций.
Социологическая информация - данные о соц. явлениях, процессах, общностях, социальных институтах, соц. системах и соц. групп.
Методология анализа может включать в себя такую стратегию данных, как восходящая и нисходящая.
Восходящая стратегия используется в случае сформулированных предварительно описательных гипотез.
Например: гипотеза: политические пристрастия населения в основном определяются возрастом и происхождением.
В случае использования восходящей стратегии источником информации является индивид, обобщение фактов происходит от частностей к общему.
Нисходящая стратегия используется в случае отсутствия описательных гипотез. В случае выявления сложных закономерностей осуществляется переход от общего к частному.
Например: в случае выявления общественного мнения целью нисходящей стратегии является разрешение вопроса "почему", то есть выявление причин.
Модель - разбиение социальной реальности на составляющие на составляющие на качественном уровне. (Дедукция)
Интерпретация данных (индукция) - объединение от частного к общему.
Анализ собранных эмпирических данных может представлять собой статистическую интерпретацию в виде рядов распределения.
Выявление причин (факторный анализ), выявление сравнительных характеристик, выявление типов, классов объектов и т. д.
Ошибочные постановки задач:
1. На развитие социального явления влияет множество причин, поэтому желательно выявить не одну, а хотя бы несколько.
2. Данные исследования являются частностями, они характеризуют малые общности (студенты, жители города и т. д.)
3. Используют средние величины для характеристики выборки и генеральные совокупности в целом
Предмет изучения - явления, общности, процессы, факты, нормы, ценности, установки, потребности, поведение, идентичности и т. д.
Упрощённая схема исследования
● Концептуальная схема исследования. Предмет и объект исследования, цель, задачи, гипотезы, понятийный аппарат.
● Методика сбора эмпирических данных. Эмпирическая интерпретация задач, гипотез, понятий, инструментарий исследования.
● Методика обработки и анализа данных. Формы представления информации, методы первичного анализа данных, применение математических методов.
Логика построения исследования:
1. Что изучать?
2. Зачем и для достижения каких целей изучать?
3. С помощью каких средств изучать?
Объектами для сравнения могут быть такие объекты, как студенческие семьи, возрастные, этнические группы, курсы, специальность.
Пример: у объекта A таких-то свойств больше, чем у объекта B; объекты неразличимы.
Выявление различных аспектов поведения:
• Когнитивный подход (Насколько вы осведомлены о такой проблеме, как…)
• Аффективный подход (Насколько вы оцениваете (высоко, недостаточно)…)
• Конативный подход (Как бы вы повели себя в ситуации…)
Предложить несколько своих вариантов и один от респондента.
Лекция 5 (27.09)