Результат труда менеджера — это принятое решение и организация его выполнения другими работниками.
Следовательно, менеджер участвует в создании материальных благ опосредованно через труд своих подчиненных.
Необходимо различать понятия «менеджер»и «предприниматель».
Предприниматель -
• самостоятельный субъект рыночных отношений, действующий на свой страх и риск, под свою ответственность (материальную, социальную, уголовную) в целях получения прибыли;
• дееспособный гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью.
Предпринимателям присущ новаторский дух поведения, постоянное стремление к знаниям, которые являются базой предпринимательства. Цивилизованному предпринимателю свойственны также все черты, необходимые менеджеру.
1.2. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА
Как уже отмечалось, менеджмент — это прежде всего деятельность по управлению организацией, т.е. организация первична, следовательно, она является причиной существования менеджмента.
Менеджмент, в свою очередь, необходим для координации действий людей, повышения эффективности, конкурентоспособности и сохранения целостности организации.
Менеджмент не существует в отрыве от организации. Организация является основой менеджмента. Поэтому для более полного понимания сущности и содержания менеджмента необходимо рассмотреть, что такое организация, как она возникает, как устроена, как функционирует и развивается.
Человек на протяжении всей жизни связан с организацией (детский сад, школа, институт, предприятие, театр и т.п.). В этих организациях люди проводят большую часть своего времени (учатся, работают, отдыхают и т.п.).
Коммерческие организации (предприятия) создают продукцию (услуги), потребляя которые человек живет и развивается.
Государственные учреждения (организации) определяют нормы и правила и контролируют их соблюдение.
Общественные организации (партийные, профсоюзные и др.) являются средством выражения наших взглядов и интересов.
В конце XX в. организация стала универсальной формой общественной жизни. При этом она понимается как социально-экономическая система, как общее понятие для всех организационно-правовых форм коммерческих и некоммерческих организаций (предприятий, компаний, учреждений, фондов и т.п.).
Наиболее общее представление об организации можно составить на основе следующих определений.
ОРГАНИЗАЦИЯ -
- хорошее упорядоченное, продуманное устройство;
- систематизированное, сознательное объединение людей, преследующих достижение определенных целей;
- компания, фирма, предприятие, общественное объединение, учреждение
Первое определение относится к живой и неживой природе и характеризует организацию как систему. Например, системой является любой живой организм, техническое устройство (автомобиль и т.п.). Остальные определения относятся к общественной жизни.
В настоящее время в литературе по управлению применение термина «организация» довольно многообразно. Под понятие «организация» подпадают процессы по упорядочению элементов в целесообразное единство; по формированию и поддержанию целостности создаваемых или функционирующих объектов; по объединению людей и координации их действий для выполнения какой-нибудь задачи и т.п. В этом смысле организация— это совокупность целенаправленных процессов или действий, ведущих к образованию необходимых связей. Организация как система (упорядоченное состояние элементов целого, т.е. организация в статике) и организация как процесс по упорядочению элементов в целесообразное единство (организация в динамике) непосредственно связаны между собой. Причем организация как процесс — первична, а организация как система — вторична, так как она является результатом того или иного процесса организации. Вместе с тем система не остается неизменной, она функционирует, в ней идет процесс упорядочения элементов системы.
Организация может рассматриваться как в статике, так и в динамике. В статике — это целостное образование, имеющее вполне определенное предназначение. В динамике она представляется в виде разнообразных процессов по созданию или поддержанию целостности каких-либо объектов.
Природа всех социальных процессов и систем носит двойственный объективно-субъективный характер. Основным элементом и главным организатором этих процессов и систем является человек.Однако человек не всесилен. Его возможности ограничены объективными процессами, протекающими в природе.
Наиболее общие элементы, характерные для любой организации:
• люди, работающие в данной организации;
• цели, которые она желает достичь;
• управление, которое приводит в движение ее ресурсный потенциал для достижения целей.
Основные признаки организации:
• наличие, по крайней мере, двух человек, которые считают себя частью этой группы;
• одна цель (желаемый конечный результат, который принимают как общий все члены данной группы);
• сознательная совместная деятельность.
Основными ресурсами организации являются люди (человеческие ресурсы), капитал, материалы, технология, информация (рис. 1.2).
Рис.1.2. Основные ресурсы, используемые организацией
Организации создаются и действуют в конкретных социально-экономических, социально-культурных, исторических, производственно-технических и иных условиях. Поэтому в каждой организации проявляются специфические закономерности их формирования и развития. Эти объективные закономерности во многом предопределяют принципы и методы управления, организационные структуры, системы информационного обеспечения, стили руководства, мотивы поведения членов организации.
1.3. СУЩНОСТЬ, ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА
Эффективность управленческой деятельности менеджеров в значительной мере определяется теоретической подготовкой, в том числе знанием теории менеджмента. Она вооружает специалистов знанием организационных законов, принципов и правил, необходимых им при принятии управленческих решений.
Для более полного раскрытия сущности понятия «теория менеджмента» вначале необходимо рассмотреть такие понятия, как «теория» и «теория управления».
В самом общем виде теория— это:
• система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности развития природы, общества, мышления;
• совокупность обобщенных положений, образующих науку или раздел какой-нибудь науки, а также совокупность правил в области какого-либо мастерства;
• сложившееся у кого-нибудь мнение, суждение, взгляд на что-нибудь.
Сущность понятия «теория управления» раскрывается в следующих определениях.
ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ - система знаний о законах управления в социально-экономических и других системах; наука, изучающая закономерности, принципы, процессы и методы управления в социально-экономических и других системах.
Цель теории управления — формирование целостного представления о взаимодействии сложных систем разной природы (технических, социальных, экономических и т.п.), внешних и внутренних связей, об отношениях, складывающихся между объектом и субъектом управления в процессе их взаимодействия.
Как уже отмечалось ранее, понятие «управление» значительно шире, чем понятие «менеджмент», но применительно к организации их можно рассматривать как синонимы. Поэтому и «теория управления» как наука в самом общем виде значительно шире «теории менеджмента». Однако применительно к организации можно утверждать, что понятие «теория менеджмента» идентично понятию «теория управления организацией».
На основе вышеизложенного можно сформулировать следующие определения понятия «теория менеджмента».
ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА -
- наука изучающая процессы и систему управления в организациях;
- наука, изучающая закономерности, принципы, формы, методы, приемы и средства управления в организациях
Теория менеджмента использует знания других наук, которые можно представить как:
• управленческие аспекты таких наук, как социология, психология, математика и др.;
• конкретные науки об отдельных сторонах управления;
• теория искусства управления.
В последние годы в менеджменте широко используются социология и психология управления, социология организации и др.
Если специальные науки изучают отдельные этапы процесса управления: планирования, организации, управления персоналом, маркетинг и т.п., то теория менеджмента изучает управление как целостное явление (систему и процесс).
Теория искусства управления опирается не только на универсальные принципы и закономерности, на общие правила управления. Она в большей мере базируется на прошлом опыте и эмпирических обобщениях, на интуиции, на таланте управленцев.
Любая теория имеет свой объект и предмет исследования. Объектом изучения обычно считают то, на что направлена познавательная деятельность, а предметом — исследуемые свойства этого объекта.
Объект теории менеджмента - система и процесс управления организацией.
Предмету теории менеджмента можно дать следующее определение.
Предмет теории менеджмента - отношения управления, закономерности, принципы и методы, присущие не отдельным функциям или сторонам управления организацией, а менеджменту, рассматриваемому как целостное, комплексное социальное явление.
В предмет теории менеджмента включаются также категории, раскрывающие сущность управленческой деятельности.
Категория- научное понятие, выражающее наиболее общие свойства и связи явлений действительности.
Категории, используемые наукой, позволяют проникать в глубь экономических явлений и процессов. В экономической науке категория — это теоретическое (абстрактное) выражение основных сторон производственных отношений. Экономические категории позволяют обобщать массовые явления экономической жизни, познавать экономические законы.
Теория менеджмента использует как общие экономические категории, так и категории, присущие только ей. Все категории теории менеджмента можно разделить на три группы (рис. 1.3)
Категории теории менеджмента
Общие категории для большинства экономических наук | Категории, раскрывающие систему управления | Категории, отражающие технологию управленческой деятельности |
• Общество • Государство • Собственность • Человек • Ресурсы • Экономические отношения • Социальные институты • Эффективность | • Организация • Миссия • Цель • Структура управления • Законы организации • Поведение человека • Теории мотивации и лидерства • Модель управления • Организационная культура | • Функции • Объект управления • Субъект управления • Персонал • Полномочия • Методы управления • Приказ • Решения • Коммуникации • Контроль |
Рис. 1.3. Классификация категорий, используемых в теории менеджмента
В качестве инструмента теоретического исследования предмета теории менеджмента выступает научный метод.
Метод— это:
· способ освоения действительности, основанный на рациональном, доказательном, системном исследовании природы и общества;
· упорядоченная деятельность по достижению определенной цели;
· путь исследования.
Требования, предъявляемые к научному методу:
· строгость;
· однозначность;
· эффективность;
· простота (экономичность);
· способность приносить новые результаты.
Метод теории менеджмента - набор теоретико-познавательных и логических подходов и методов, а также научного инструментария для исследования системы управления организацией.
Метод предписывает исследователю, какие и как применять средства, чтобы получить истинные знания об объекте и предмете исследования.
Теория менеджмента как составная часть экономической науки и как учебная дисциплина использует: 1) общенаучные; 2) социологические; 3) конкретно-предметные методы исследования.
1. К общенаучным методам относятся: системный анализ, моделирование, аналогии, индукции, дедукции, статистический и др.
Системный анализ является важнейшим инструментом системного подхода. Он используется для изучения свойств и структуры организации, рассматривая ее как сложную систему.
Моделирование — особый метод изучения объектов (систем) и процессов. Модель— описание, изображение или схема какого-либо объекта, явления или процесса, отображающая их структуру и функционирование.
Существует множество вариантов создания моделей объектов. Для теории менеджмента представляют интерес экономические и математические модели. Моделирование позволяет избежать ошибок и определить перспективные направления развития систем или процессов.
Метод аналогии— метод, использующий аналог (например, аналогом может быть выбрана лучшая организация, адекватно отражающая исследуемый объект или процесс).
Вывод о состоянии тех или иных явлений и процессов при таком методе делается на основе сходства, существующего в других признаках. Это вероятностный метод. Выводы и умозаключения по аналогии в той или иной степени вероятностны.
Индуктивный метод— метод экономических исследований, основанный на переходе от частных экономических фактов к общим выводам и положениям; это рассуждение от частного к общему, выведение общих принципов из частных правил.
Дедуктивный метод— умозаключение, в котором осуществляется переход от общих фактов и положений к единичным выводам и обобщениям; это рассуждение от общего к частному, выведение частных принципов из общих правил.
Статистический метод— важнейший количественный метод экономической науки, широко используемый в различных науках, в том числе в менеджменте.
Его значение раскрывается в том, что статистический метод:
• сближает экономическую теорию и эмпирию, требует сопоставления теоретических положений с реальным практическим функционированием организации;
• позволяет формализовать управленческую науку, перевести ее на язык цифр и формул;
• выступает как эффективный способ проверки экономических теорий и гипотез;
• позволяет моделировать и прогнозировать экономические явления и процессы.
2. Теория менеджмента использует также социологические методы исследования (наблюдение, анкетирование, интервью, метод экспертных оценок и др.).
Наблюдение (применительно к объекту управления) — целенаправленное, организованное и осмысленное восприятие процессов, протекающих в организациях в естественных условиях ее существования с целью получения первичной эмпирической информации в форме эмпирических фактов.
Анкетирование— способ получения информации путем прямого или косвенного взаимодействия исследователя с опрашиваемыми респондентами в форме регистрации ответов на вопросы.
Интервью— метод устного опроса, где исследование проходит в форме особой беседы исследователя с респондентом.
Метод экспертных оценок— вид опроса (устного или письменного), при котором исследователь получает информацию от специалистов высокой квалификации в данной области знания.
Социологические методы исследования являются весьма эффективными при исследовании организации, так как позволяют получать достоверную информацию о ее состоянии и протекающих в ней процессах.
3. Конкретно-предметные методы исследования, привязанные к конкретным наукам (психологии, математике и т.п.), включают в себя способы сбора, обработки и применения научной информации для решения управленческих задач.