Вопрос. История развития социологической мысли от античности до середины 19 века.

5.1. Античность

Исторические процессы, происходившие в Античности, нашли свое отражение в соц.мысли. Складываются 2 традиции в объяснении возникновения общества: 1)общество естественное образование, человек существо социальное (Аристотель), 2)общество - искусственное образование, человек – антисоциальное существо. Общество = Государство (до Шефтсбери и Мандевиля), т.к. общество – гражданская община (полис).

Платон («Государство», «Законы»). Его мировоззрение - соц.зооморфизм (общественный инстинкт присущ не только людям, но и животным, но люди его извращают). Человек – общественное животное, главный идеал-идеал свободного человека. В структуре общества – 3 сословия: философы(правители), стражи(войны), народные массы(трудящиеся). Они равны между собой, свободны, но не взаимосвязаны, служат идеи справедливости. Причина возникновения государства – потребности людей и защита от внешних притязаний. Государство носит военный характер. Идеальное государство создается не ради индивида, а ради целого, самого государства, во главе – философ. Формы государственного устройства: аристократия (правление лучших граждан), тимократия(власть военной элиты), олигархия(основана на имущественном цензе), тирания, демократия. Происходит их последовательная смена. Этический рационализм Платона: главное в создании идеального государства- это воспитание (стражей). Отношения только политического характера.

Аристотель («Полития», «Этика»). Человек – существо общественное, политическое. Общество - любое объединение людей, чем-то связанных между собой. В структуре общества 3 элемента: аристократический, олигархический, демократический. Классы: землевладельцы, ремесленники, торговцы, наемные рабочие, военные. А выделяет формы общежития: семья, селение, государство (высшая форма соц.существования). Государство – разновидность общества, поэтому оно является естественным образованием. Существуют правильные (демократия, аристократия, полития) и неправильные (олигархия, тирания) формы государственного устройства. Государственной деятельностью должны заниматься ведущие люди – аристократы, крупные собственники. Народная масса должна ощущать себя носителем верховной власти, она- фундамент полиса. Основная соц. связь- общение – дружба (филия и кайнония- полит. характера). Свобода не мыслится вне закона.

Стоики. 3 направления античной философии: стоицизм (мир-живой организм, пронизанный творческим первоогнем); кинизм (идеал безграничной духовной свободы человека); пикуризм. Стоицизм - филос. направление, развивающееся в эпоху Эллинизма (период в развитии Др. Греции, характеризующийся образованием больших монархий (Птолемеев в Египте, Селевкидов в Сирии), в которых власть и культурная политика были сосредоточены в руках грекоязычной верхушки и ее окружения). Завоевания А. Македонского (разрушение полиса), экстенсивный тип развития экономики (рабы) привели к образованию эллинистических государств, в которых была неограниченная монархия, граждане не участвуют в общественной жизни. С изменением формы государственного устройства меняется человек – понятие космополита (человек мира). Возникает понятие естественного права (законы, по которым живет человек и общество); вечный закон бытия, общество и природа развиваются по единым законам, поэтому человек должен жить по законам природы. Государство – это государство государств (весь мир).

Цицерон (Др. Рим). Понятие естественного права –это природный, неписанный закон, закон самосохранения. Понятие порядка – размещение всего на своем месте, поддерживается благодаря справедливости. Государство –соединение множества людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов. Типы государственной власти: власть царя, власть лучших людей, власть народа. Все граждане равны перед законом, независимы.

Выводы. Философы Античности рассматривали понятие общества, его структуру, формы государственного устройства. Античное понятие общества имело определенное, узкое, конкретное значение, базировалось на конкретных формах взаимоотношений людей, в которых присутствовали общность, совместная деятельность. Понятие об обществе как таковом, обществе людей, еще не утвердилось. У стоиков и киников – представление об обществе как договорной сущности. Идея единства чел. рода была продолжена в средневековье.

5.2. Средние века. Эпоха Возрождения.

Средние века. Западноевропейское средневековье связано с развитием христианства (в Палестине, 1 в. н.э.), упор на нравственность, внутреннюю жизнь души. Понятие общества носит религиозный характер, обществом считалась сельская община, гор. коммуна, корпорация. Учение о божественном всемогуществе, непостижимость законов природы. Бог предопределил развитие общества. Соц. мысль носит религиозный характер (религиозная философия). Выделяют 2 этапа в религ. фил-и: патристика (сочинения христ. Авторов, разработка догматов хр. учений, борьба с язычниками) и схоластика (ранняя, расцвет, поздняя; систематиз-т хр. учение, спор об универсалиях, док-во бытия бога, разум для отстаивания хр. идей). Основные представители: А. Августин, Ф. Аквинский.

А.Августин (патристика). Бог –причина существования всякого сущего и всякого блага. Душа превосходит над телом, основой духовной жизни явл-ся воля. Неравенство людей –необходимое явление в соц. жизни. Природа человека: добрая, общительная, но ему свойственна любовь к раздору. Представление о граде земном (основанном на грехе) и граде божьем(на правде и добре). В изложении плана божьего А. дает периодизацию истории земных градов-об-в, кот основана на аналогии с 6 днями творения-эсхатологич-я концепция, идея прогресса –религиозно-теолигич-я. Государство - часть универсального порядка, создателем и правителем кот-го явл-ся бог. Цель гос-ва-сохранение порядка и мира.

Ф.Аквинский (расцвет схоластики) «Сумма теологии», «Декрет». Выделяет виды законов: вечный, естественный, человеческий (право народов и цивильное), божественный, закон грехов, побуждения. Об-во-естественное образование. Государство - это часть вселенной империи, связанная с богом, оно возникает как разумное сообщество людей, заботится об общем благе. Правильные формы гос. устройства – монархия, аристократия. Роль церкви выше, чем государства.

Эпоха Возрождения.Относится к 15-16 вв. (в Зап. и Центр. Европе). Отличит. чертами явл-ся гуманистическое мировоззрение, обращение к культурному наследию античности. Гуманизм-признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки человеч-х отношений. Центром культуры была Италия. Идеи В. способствовали разрушению феодально-религиозных представлений и во многом объективно отвечали потребностям зарождающегося буржуазного об-ва. Антропоцентризм (19в.) -филос. термин, созданный для обозначения учений, видящих в человеке центр и высшую цель мироздания.

Н.Макиавелли («Государь»). Центр. идея – отношение между правителями и массами (подчиненными).

Считал гос-во высшим проявлением чел. духа, а служение ему целью, смыслом жизни. Главная цель государства – обуздание эгоистических интересов людей. Формы правления – от монархии к республиканизму. М. сосредоточил свое внимание на законах поведения людей в обществе и методах правления. Три закона: людьми правят честолюбие и стремление к власти, умный правитель не должен выполнять свои обещания, творить зло сразу, добро-постепенно.

Утопические идеи Т. Мора и Ф. Бэкона.Родоначальником утопии является Т. Мор («Утопия»), кот-й пытался создать общество, в котором люди равны, отсутствует частная и даже личная собственность, труд-обязанность всех, обществ. отношения явл-ся следствием полупатриарх-го устройства их семей. Ф. Бэкон «Технологическая утопия»- «Новая Атлантида»: цель об-ва – познание причин и скрытых сил всех вещей и расширение власти человека над природой. «Соломонов дом» (мастерские и лаб-рии), все соц. процессы-в сост-и стагнации. Решение соц. проблем в науке. Общие черты: возникают на островах, изолированные, замкнутые об-ва, не имеющие связи с внешним миром; не показано развитие этого об-ва. Тип отношений-патриархальный, все люди равны между собой. Примитивное преставление о человеке.

5.3. Новое время. Просвещение.

Предпосылки перехода от средневековья к Новому времени: 1-е буржуазные революции, развитие теории познания в фил-фии; эмпиризм Бекона и рационализм Декарта, развитие науки (естественные), математика, механика, физика - в основе представление об обществе. Выделение областей знания в 17в. (не существовало дробления на естественные и гуманитарные науки). В 17в. общество нач. ассоциироваться с нацией; разрабатываются теории естественного состояния человека и общественного договора. Идеология либерализма (основатель – Д.Локк) и консерватизм.

Натурализм- один из ведущих принципов европейской просветительской мысли 17-18 вв.; в фил-фии – это взгляд на мир, согласно кот-му природа выступает как единый, универсальный принцип объяснения всего сущего, исключающий все вне природное, сверхъестественное.

Т.Гоббс («Теория общественного договора», «Левиафан»). Естественное состояние человека –стремление к войне (война всех против всех). Человек по природу эгоистичен, недоверчив. В основе общественных отношений – принцип самосохранения и равенства. Выход из войны – заключение договора (люди поступаются частью своих прав монарху, в рез-те возникает гос-во). Общественный договор – условие безопасности. Монарх обладает неогранич-й властью распоряжаться подданными. Гос-во=гражд. общество, основанное на законах и общественном договоре. Соц. жизнь не связывает с политикой. Существуют упорядоченные(независ-е и завис-е) и неупорядоченные (политич-е и частные) группы. Критерии их существования – законность и организованность. Значение теории Гоббса: самоорганизация гражд. об-ва в границах государства; возможность соц. порядка.

Д.Локк («Трактат о государстве»). Идеи либерализма. Основные положения либерализма: свобода эконом. деят-ти; свобода част. собственности и ее приоритет; свобода человека выше свободы группы; гос-во не должно вмешиваться в эконом. Жизнь, ему отводится роль «ночного сторожа». Под естественной свободой человека Локк понимает естественное рав-во с соблюдением закона. Война всех против всех – причина распада (в отличие от Гоббса). Причина образования об-ва – стремление избежать войны. Причины завершения естеств. состояния: рост народонас-я; ограничение размеров земли; возникнов-е денег. Появление собственности требовало заключ-я договора, начало кот-му положил труд. Желание сохранить свободу и собственность побуждает к заключ. Договора. Переход от естественного состояния в гос-ве – это не потеря прав, а обретение прав людьми. Локк классифиц-ет формы правления, считает, что она зависит от того, у кого находится верховная власть. Выделяет демократию, олигархию, монархию(наслед-ю и выборную).

Шефтсбери и Мандевиль.Осн. отличие их представлений: естественное состояние не явл-ся антиобщественным, война всех против всех – противоестественное состояние. Человек–существо общественное, привязан к об-ву и себе подобным. Ш.: чел-ку присущи моральные чувства. М.: возникновение об-ва из эгоистических потребностей; основным механизмом целостности об-ва явл-ся корыстные цели каждого, а также торговля и промыш-ть, след-но, основной соц. связью явл-ся хоз. связь. Идеи Ш.и М. дали 2 осн. направления в рассмотрении об-ва: 1.общество выводится из соц-х, моральных чувств, заключенных в человеческой природе, это не только разумное, но и общественное по природе существо, 2.человек не обладает этими чувствами, а общество возникает из объективной материальной необходимости взаимод-я людей.

Юм и Смит.Не отождествляют общество и гос-во. Об-во(Юм) существует до государства, гос-во возникает из внешних потреб-тей, из необх-ти защитить себя от других об-в. Зачатки гос. власти имеют источник в спорах между людьми разных об-в. Самым естественным состоянием явл-ся общественный строй без гос. власти. Для возникновения государства не нужен общ. Договор. Естественное состояние – удовлетворение насущных потребностей и стремление к самосохранению. Основным элементом, связывающим человека и общество явл-ся взаимность интересов. Общественный закон –этический и моральный. Люди действуют сами, подчиняясь законам естественной свободы (Смит). Государство возникает как инструмент об-ва, как его средство, служит для обеспечения стабильности в обществе, возникает по мере накопления общественного богатства. Смит выделяет 2 типа об-в: варварское (не допускает неравенства) и цивилизованное. Основная идея Юма и Смита – экономические интересы отвечают изначальным потребностям человека, поэтому выгодно людям.

Французское просвещение.Просвещение-идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму; основными идеями П. явл-ся: установление «царства разума», основанного на естественном равенстве», полит. свободы и гражд. рав-ва. Представители: Локк (Англия), Вольтер, Руссо, Монтескье (Франция), Лессинг, Гете, Шиллер (Германия). Одним из философ. источников идеологии П. явл-ся Рационализм- философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Соц. модели 17-18вв: стремление спроецировать на общество св-во природы; целостность, послед-ть моделей. Процесс секуляризации (отделение светской жизни от церкви), зарождение теорий либерализма, естественного права, гражд-го об-ва, географич-го детерминизма.

Монтескье («Дух законов»). Принцип разделения властей (демократия, аристократия, деспотия). Понятие географич-го детерминизма (климат-основа формир-я гос. устройства). Об-во-исскуств. изобретение чел. разума, об-во-союз людей, а не сами люди. Законы есть необх-е отношения, кот вытекают из природы вещей. Выд-л 4 основных естеств-х закона (стремление жить в мире с др-ми, желание жить в обществе, добывать пищу).

Руссо («Рассуждение о происхождении неравенства», «Об общественном договоре»). Естественное состояние человека –гармония с природой, стремление к самосохранению. Возникает неравенство, следовательно, борьба между могущественными и обездоленными. Основой соц. неравенства явл-ся частная собственность. Признавал теорию общественного договора, в рез-те которого происходит потеря естественной свободы. Формы правления- республика, аристократия. Полит. устройство не вечно, народ имеет право поменять правительство.

Тюрго и Кондорсе.Характеристика прогресса: В сер-не 18 в.- рационалистич. идея прогресса, согласно кот-й челов-во, общество постепенно развиваются, совершенствуются. В основе этого лежат успехи человеч. разума (наука, техника, ис-во). Основатель этой теории – Тюрго. Он утверждал, что мир людей –это мир изменчивости и новизны; все эпохи связаны между собой цепью причин и следствий. Скорость прогресса зависит от сочетания обстоятельств и талантов людей. 2 формы прогресса: цивилизаций(технич.) и культуры. 3 стадии в культурном развитии чел-ва: религиозная, спекулятивная (философ.) и научная. Кондорсе исходил из положения о безграничности возможностей чел разума и способностей человека к совершенству. В основе –прогресс разума, кот. заключ-ся в борьбе с различными заблуждениями. Для получения картины прогресса необходимо изучить порядок изменения влияния предшествующих периодов и этапы развития человека.

Сен-Семон.Прогресс-универсальный закон, кот управляет людьми независимо от их воли. Основа его-в разуме в людях, кот. его осущ-ют. Об-во в своем развитии проходит от военного типа к промышленному. Его деят-ть положила начало 2-м формам мироздания-социалистич-й и социологич-й. Об-во понимает в духе соц. реализма, как особого рода механизм, все части которого способствуют движению в целом.

И.Кант.В его концепции дается синтетич-й анализ человека и об-ва, в единстве рассматр-ся культура, цивилизация, нравственность и право. По его мнению, чел. род существует как целостность, подчин. законам природы, эти законы – цели природы. Цель прогресса-цель самой природы, не зависит от индивидов. Правовое гражд. об-во-особая соц. сис-ма, кот. на основе разума формирует законы и механизмы их реализ-и. Кант дает анализ существующего буржуазного об-ва.

В 18в. обществ. мысль все больше переводится с общефилософских категорий на язык конкретных соц. программ, предвосхищая тем самым появление социологии как конкретной науки. Реакция против соц. номинализма, против представлений об обществе как искусственном порождении интеллекта и воли человека.

Наши рекомендации