Структурный функционализм

Период-1973-1990 гг.-настоящее время

Первые междисциплинарные исследов конф-гия выделяется в самостоятельную науку публ. От 60 до 250 и т.д.Центры,школы конфликтологии.

Западная социология конфликта:

Герберт Спенсер (1820-1903) «Основы социологии»- тезис о всеобщности и универсальности конфликта – борьба за выживание обеспечивает процесс общественного развития.

Марксисткая теория: Весьма детальная концепция социального конфликта была предложена экономистом и социологом Карлом Марксом (1818-1883). По Марксу, конфликты свойственны всем уровням социальной жизни: политике, экономике, культуре. Вся история до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Ее главной причиной было господство частной собственности, на которой основываются все так называемые “антагонистические общественно-экономические формации.

Функциональная теория конфликта - немецкий социолог Георг Зиммель (1858-1918) «Социология» по праву считают основоположником функциональной теории конфликта. Идея конфликт - универсальное явление. Обратился к мысли о воздействии конфликта на внутреннюю структуру, в экстремальной ситуации усиливается тенденция к централизации власти, вплоть до деспотизма, включение третьей стороны- формирование каолиций, становление групповой солидарности и тд.

Для социологического подхода в отличие от философского, предельно обобщенного, характерно исследование конфликта на основе таких специфических методов, как анкетирование, статистический анализ массовых данных, интервьюирование и др. В результате, в рамках социологического подхода представления о конфликтах стали более детальными, конкретными, “живыми”. Хотя взгляды на природу и роль конфликтов в жизни общества у разных социологов были неодинаковыми, все они тем не менее признавали их важную роль в общественной жизни и необходимость их конкретно-социологического анализа.

Структурный функционализм.

Толкот Парсонс (1902-1979) гг. « Структура социального действия», рассматривает конфликт как причину дезорганизации общественной жизни, идея- о поддержании бесконфликтных отношений между различными элементами общества, что обеспечивало бы социальное равновесие. Идея подвергалась критике за её нежизнеспособность.

Теория «Позитивно-функционального конфликта» Льюис Козер,1956 г. «Функции социального конфликта» идея, Георг Зиммель –утверждали, что нет и не может быть общества , социальных групп без конфликта. Борьба между социальными группами за перераспределение материальных ценностей выполняет позитивные функции:

- разряжает напряженные отношения между участниками,

-люди больше узнают друг друга (тестирующая функция),

-роль внешнего конфликта для сплочения группы.

«Конфликтная модель общества» Ральф Дарендорф (1929).– общество подвержено изменениям, перспектива не революционные перевороты, а эволюционные изменения.

Общая теория конфликта- 60-е г. 20 века Кеннет Боулдинг – амер. Социолог – попытка создать общую теорию конфликта». Идея в природе человека лежит стремление к постоянной борьбе с себе подобными, к эскалации наслия, но конфликты нужно преодолевать, существенно ограничивать. Статическая модель рассматривает конфликт как специфическую систему, первым элементом которой являются стороны (люди, животные, объекты, теории), а вторым — отношения между этими сторонами. Конфликт определяется Боулдингом как конкурентная ситуация, в которой стороны стремятся занять позицию, не совместимую с желаниями другой стороны.

Динамическая модель строится на известной современной психологической концепции бихевиоризма, или поведенческой психологии, согласно которой человек ведет себя по принципу “стимул — реакция”, постоянно реагируя на импульсы окружающей среды. Динамика конфликта и есть одно из проявлений общих поведенческих реакций человека в условиях противоборства.

Л.Козером. Под конфликтом,он понимает - борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника.

А.В. Дмитриев: Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Сущность социального конфликта.

2. Конфликт как объект научного анализа и управления.

3. Конфликт как социально-психологическое явление.

4. Понятие и классификация конфликтов.

5. Современные социальные конфликты и их классификация.

6. Детерминация социальных конфликтов и ее структурные компоненты.

7. Сущность и природа социального конфликта в социологических и конфликтологических концепциях.

8. Диалектическая модель конфликта: К.Маркс и Р.Дарендорф.

9. Функционалистская модель конфликта.

10. Поведенческая модель конфликта: К. Боулдинг.

11. Теоретико-методологические основы анализа социального конфликта.

12. Содержание и динамика развития социального конфликта.

13. Структура и стадии развития конфликта.

14. Общие и специальные методы исследования конфликта.

15. Комплексная диагностика и экспертиза социального конфликта.

16. Основные подходы и стили разрешения конфликта.

17. Управление социальными конфликтами - условие жизнедеятельности общества.

18. Технология разрешения конфликта в организации.

19. Социальные технологии в разрешении социальных конфликтов.

20. Переговоры в конфликте.

21. Посредничество в конфликте.

22. Переговорный метод управления конфликтом.

23. Технология переговорного процесса.

24. Механизмы и формы социокультурного влияния на конфликты.

25. Способы и перспективы разрешения социальных конфликтов.

26. Социальная база конфликтов в российском обществе

27. Системный конфликт как показатель трансформации российского общества.

28. Методы изучения социальных конфликтов.

29. Носители конфликта, их количественная характеристика.

30. Стадии конфликта. Стадия возникновения конфликта.

31. Коммуникации как источник конфликта.

32. Основные функции коммуникаций.

33. Предотвращение конфликтов: этапы, условия, процедуры.

34. Предупреждение и предотвращение конфликтов, их соотношение.

35. Механизмы возникновения конфликта и проблема управления.

36. Классификация конфликтов по различным основаниям.

37. Характеристика межличностных конфликтов и конфликтов между личностью и группой.

38. Специфика межгрупповых конфликтов.

39. Организационно-управленческий конфликт.

40. Прогнозирование социальных конфликтов.

41. Стратегии предотвращения конфликтов.

42. Условия и принципы предотвращения конфликтов.

43. Условия эффективного разрешения конфликтов.

44. Тактика воздействия на конфликтующие стороны.

45. Правила разрешения социальных конфликтов.

46. Методы нейтрализации лидеров.

47. Конфликт. Стадии конфликта.

48. Структура и содержание социального конфликта.

49. Функции социального конфликта.

50. Социальные последствия конфликтов.

51. Закономерности возникновения конфликта.

52. Механизмы возникновения конфликта и проблема управления.

53. Прогнозирование социальных конфликтов.

54. Стратегии предотвращения конфликтов.

55. Условия и принципы предотвращения конфликтов.

56. Информационный способ предотвращения конфликтов.

57. Коммуникативный способ предотвращения конфликтов.

58. Социально-психологический способ предотвращения конфликтов.

59. Организационно-управленческий способ предотвращения конфликтов.

60. Информационный способ предотвращения конфликтов.

61. Коммуникативный способ предотвращения конфликтов.

62. Социально-психологический способ предотвращения конфликтов.

63. Организационно-управленческий способ предотвращения конфликтов

64. Посредник как организатор процесса разрешения конфликта.

65. Анализ конфликтной ситуации посредником: определение типа конфликта.

66. Проблемы эффективной организации переговоров.

67. Управление переговорным процессом.

68. Консультирование как частный вид посредничества.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основная:

1. Волкогонова, О. Д. Управленческая психология : учебник / О. Д. Волкогонова, А. Т. Зуб. - М. : Форум;Инфра-М, 2009.

2. Конфликтология : учебник / А. Я. Кибанов, И. Е. Ворожейкин, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова.- 2-е изд-е,перераб. и доп. - М. : Инфра-М, 2009.

3. Мананикова, Е. Н. Психология управления : учеб. пособие / Е. Н. Мананикова. - 2-е изд-е. - М. : Дашков и К, 2009.

Дополнительная:

1. Дмитриева, А. В. Конфликтология : учеб. пособие / А. В. Дмитриева. – М. : Альфа-М, 2003.

2. Емельянов, С. М. Практикум по конфликтологии : учеб. пособие / С. М. Емельянов. – 2-е изд-е, доп. и перераб. – СПб. : Питер, 2004.

3. Дмитриева, А. В. Конфликтология : учеб. пособие / А. В. Дмитриева. – М. : Альфа-М, 2003.

4. Конфликтология : учебник / Под ред. В. П. Ратникова. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Наши рекомендации