Социальные действия людей
Вопросы для Зачета по общему курсу «Методология и методика социологического исследования» - I семестр 2012/2013 уч. года
- Что такое исследовательская парадигма? Приведите примеры исследовательских парадигм.
Исследовательская парадигма – это общая мировоззренческая конструкция, которая задает нормативный способ исследовании реальности, принятый в качестве образца решения исследовательской задачи.
Позитивизм, неопозитивизм, номинализм, интерпретативизм
- Каковы принципы и исследовательская логика позитивизма?
Позитивистский подход состоит в использовании исходных понятий, являющихся обобщением частных явлений. В рамках этого подхода объяснения в социологическом исследовании должно быть формализовано в виде дедуктивной модели. Позитивизм трактует социальный мир как ряд переменных, связанных причинными законами, казуальными связями и некоторыми отношениями, имеющими более слабую форму причинности, где переменная есть измеренное понятие.
- В чем отличие парадигмы позитивизма от парадигмы неопозитивизма?
Неопозитивизм – отказ от крайностей формально-логического подхода при исследовании социальной реальности, признание её существенных отличий от природной реальности. К таким фундаментальным отличиям относится свобода воли действующего субъекта. Причинные законы социальной реальности носят не детерминистский, как в природном мире, а вероятностный характер.
- В чём заключается исследовательская логика номинализма?
Номиналистский принцип познания воплощается в индуктивно-эмпирической модели социологического исследования :
- 1 этап – проведение исследования и обобщение его результатов,
- 2 этап – формулировка утверждения о закономерной взаимосвязи наблюдаемых переменных,
- 3 этап – построение теоретической модели, в рамках которой формулируется общая закономерность, дающая описание причинной связи между явлениями.
- Чем отличается исследовательская логика интерпретивизма от исследовательской логики неопозитивизма?
Интерпретативистская парадигма реализует прямое постижение социальной реальности, в противоположность выводному знанию и объяснению, характерному для неопозитивистской и номиналистской парадигм. Данная парадигма воплощается в «понимающей» модели исследования
(Логич. Схема:
Процесс понимания:
Познающий субъект -> <- Познаваемый объект
Взаимное переживание смысла существования)
- Чем отличается исследовательская парадигма от теории? Приведите примеры одной исследовательской парадигмы и одной теории.
В отличие от парадигмы, теория – это последовательная система взаимосвязанных утверждений, направленная на объяснение определенных сторон исследуемой реальности. Исследовательская парадигма находит свое конкретное воплощение в теоретическом наполнении.
Неопозитивизм – Структурный функционализм
Номинализм – Бихевиоризм, Теория Социального обмена
Интерпретативизм – Этнометодология
- Чем отличается качественная социология от количественной социологии?
Сциентизм, или количественная методология построена на принципах математической статистики, гуманистическая, или качественная перспектива, пытается воплотить принципы человекоцентричного понимания бытия.
- Что такое принцип универсализма и как он обусловливает подход к разработке программы социологического исследования?
Универсализм – это требование рассматривать явления природы как одинаковые повсюду и понимать истинность утверждений как не зависящую от утверждающего.
В соответствии с принципов универсализма значение имеет не личный опыт распознавания и предвидения, имеющийся у исследователя, а безличная процедура распознавания общезначимых заключений, которые могут быть воспроизведены при соблюдении заданных условий.
- Что такое принцип организованного скептицизма и как он обусловливает подход к разработке программы социологического исследования?
Организованный скептицизм – это требование систематического опровержения установленных обобщений, поиск таких фактов, которые им противоречат.
Научное утверждение считается истинным до тех пора, пока не появились доказанные факты, противоречащие данному утверждению. Появление таких фактов побуждает формулировать ученых новые обобщающие утверждения, которым не противоречат как имевшиеся ранее, так и вновь полученные факты. Таким образом, наука развивается посредством опровержения своих собственных истин, однако этот процесс совершается в рамках определенной системы норм познания, регламентирующих научный вывод.
- Какая связь существует между принципами универсализма и организованного скептицизма?
Выполнения требований одного из них невозможно, если не выполняется требование другого принципа. Принцип организованного скептицизма можно реализовать в научной практике только в том случае, если научному сообществу известна последовательность процедур исследования, посредством которых получены доказательства общезначимости утверждения, т.е. признаны требования принципа универсализма. Тогда любой ученый имеет возможность воспроизвести эту процедуру и получить новые факты, которые подтверждают или опровергают данное утверждение.
В свою очередь выполнение принципа универсализма, т.е. доказательство тождественности явлений природы и независимости истинности утверждений от утверждающего, достоверно только тогда, когда реализуется принцип организованного скептицизма – научное сообщество постоянно находится в процессе постоянного поиска фактов, способных опровергнуть данное утверждение. Отсутствие таких фактов служит доказательством универсальности общезначимого утверждения.
- Что такое программа социологического исследования, и каковы её функции?
Программа социологического исследования – это совокупность действий по теоретическому обоснованию и методическому обеспечению получения и обобщения эмпирических данных об исследуемом социальном явлении.
Функции: теоретическая, методическая, аналитическая.
- Какова структура программы социологического исследования? Каково название частей и соответствующих им элементов.
ЧТО НЕОБХОДИМО УЗНАТЬ ОБ ИССЛЕДУЕМОМ ЯВЛЕНИИ? – Часть 1.Введение, или Замысел социологического исследования
НА ЧТО НЕОБХОДИМО ОПИРАТЬСЯ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ЗНАНИЕ ОБ ИССЛЕДУЕМОМ ЯВЛЕНИИ? – Часть 2.Теоретическое построение социологического исследования.
ЧТО НАДО ДЕЛАТЬТ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ЗНАНИЕ ОБ ИССЛЕДУЕМОМ ЯВЛЕНИИ? – Часть3. Методическое построение социологического исследования
ЧТО ДЕЛАТЬ С ПОЛУЧЕННЫМИ ДАННЫМИ ОБ ИССЛЕДУЕМОМ ЯВЛЕНИИ? – Часть4. Аналитическое построение социологического исследования.
- Что такое социальная проблема социологического исследования и как она выявляется?
Соц. проблема – несоответствие между желаемым и действительным состоянием соц. отношений как механизмов взаимосвязи и взаимодействия между социальными общностями, личностью и обществом, соц. действий и массового поведения, препятствующее развитию общества.
Выявить соц. Проблему - значит определить то, что лежит в ее основе, ее создает, выявить причину существующего несоответствия между действительным и желаемым состоянием социальных отношений.
Выявление социальной проблемы – значит раскрыть социальное противоречие (наличие у индивидов, социальных групп, общества в целом, находящихся во внутреннем единстве и обусловливающих существование друг друга, недостаточного и неравного доступа к объектам и способам удовлетворения своих потребностей при существовании противоположных интересов) , заключенное в рамках исследуемого явления.
Выявление социальной проблемы - установление несоответствия реального и желаемого состояния взаимодействия индивидов, групп и общества посредством анализа направленности их взаимообусловленных интересов.
- Что лежит в основе формирования социальной проблемы социологического исследования?
В основе формирования соц. проблемы лежит социальное противоречие. Это наличие недостаточного доступа к объектам и способам удовлетворения своих потребностей или противоположных, взаимоисключающих интересов у индивида, соц. групп, общностей и общества в целом, находящихся во внутреннем единстве и обуславливающих существование друг друга.
- Что такое осознание социальной проблемы?
Осознание соц. проблемы:
- соц. проблема может совсем не осознаваться обществом (противоречия слабые, неочевидные)
Задача социолога - выявить проблему до того, как она стала острой.
- соц. проблема, будучи осознанной, не всегда становится предметом исследования, т.к. нужна заинтересованность общества в ее решении.
Задача социолога- выявить значимую проблему и показать ее значимость.
- Каковы критерии отбора социальной проблемы?
Критерии выделения социальной проблемы:
- Массовый характер проблемы (социальная или психологическая проблема)- проблема явл. Социальной поскольку она затрагивает жизнедеятельность групп людей или общества в целом.
- Отклонение от социального фона (степень расхождения с естественными средними отклонениями – социальным фоном).
- Степень влияния на жизнедеятельность общества (серьезность препятствий для развития общества или социальной группы).
- Что такое проблемная ситуация и как она определяется? Какую роль играет её определение при разработке социологического исследования?
Проблемная социальная ситуация - существующая в определенных условиях система отношений в обществе, создающая противоречивость интересов и взаимодействий индивидов и социальных групп и порождающих конкретную проблему их жизнедеятельности. Любая проблема рассматривается в рамках проблемной социальной ситуации. Она должна обязательно быть представлена в рамках проблемной социальной ситуации.
- Что такое социальная значимость проблемы исследования?
Чем на большее число сфер жизнедеятельности людей, отношений между ними отрицательно воздействует социальная проблема, тем выше значимость, тем сильнее ее отрицательное воздействие на развитие об-ва. Определяем значимость с точки зрения степени влияния на жизнедеятельность об-ва.
- Что такое научная значимость проблемы исследования?
Научная значимость – степень присутствия знания о данной проблеме ( в неполной мере, устарело, существует частично).
- Каковы критерии научной состоятельности социологической проблемы?
Критерии научной состоятельности социологической проблемы:
- наличие теории или теоретической идеи, которая применима для исследования проблемы.
- научная доказанность теории или теоретической идеи.
- Что такое разработанность проблемы социологического исследования? Как она должна быть представлена в программе социологического исследования? Какие задачи она решает при его разработке?
Разработанность проблемы исследования- масштаб и глубина существующего научного знания по поводу состояния исследуемого явления и факторов его формирования.
В процессе обоснования соц. проблемы раскрываются:
а)выявление наиболее значимых социальных характеристик, характер отклонения от желаемого состояния,
б)выявляется наличие теоретических подходов к его описанию и объяснению,
в)определяются теоретические подходы.
Обоснование соц. проблемы исследования- это выявление наиболее значимых социальных характеристик исследуемого явления, отклонение которых от желаемого состояния наиболее сильное и причины которых наименее изучены.
- Что такое теоретический объект социологического исследования и его обоснование? Для чего необходимо уметь его формулировать?
Теоретический объект - конкретная область социальной действительности, имеющая характер целостного явления и включенная в процесс познания.
Социальная проблема включает множество явлений, взаимодействие которых создает противоречие и порождает данную проблему. В одном исследовании все их не охватить, поэтому надо выбрать то явление, которое будет изучаться в данном исследовании, это и будет теоретич. объект.
- Что такое предмет социологического исследования и его обоснование? Для чего необходимо уметь его формулировать?
Предмет с.и. -существенные свойства теоретического объекта, обусловливающие возникновение в его рамках соц. проблемы.
Обоснование предмета с.и.- это выделение того свойства теоретического объекта соц. исследования, которое в наибольшей степени определяет существование в его рамках соц. проблемы, или того фактора, воздействие которого влияет на ее возникновение.
- Что такое исследовательский вопрос и для чего он формулируется при разработке программы социологического исследования?
Исследовательский вопрос- вопросительное предложение, выражающее недостаток знания о том, как предмет исследования влияет на объект исследования, и требующее для получения ответа проведения с.и.
Это сформулированное на основе соц. проблемы общетеоретическое предположение о том, что между предметом и объектом исследования может существовать определенное отношение. На его основе формулируется тема исследования.
- Какова структура темы социологического исследования и как она формулируется?
Структура темы с.и. (предмет исследования, отношение между предметом и объектом, объект исследования, пробл. Ситуация)
Тема социологического исследования - это формулировка отношений между теоретическим объектом исследования, в рамках которого присутствует в явном или неявном виде социальная проблема в определенной проблемной ситуации, и предметом исследования посредством названия социологической проблемы.
Тема - формулировка отношений между предметом и объектом.
Формулировка темы социологического исследования– объект социологического исследования, социальная проблема, проблемная ситуация, предмет исследования, социологическая проблема, исследовательский вопрос, формулировка темы социологического описательно-объяснительного исследования.
Структура темы исследования позволяет признать тему:
1. Социально значимой
2. Научно значимой
3. Соотнесенной с более или менее отчетливо определенной областью знания
4. С конкретной социальной действительностью.
- Что такое цель социологического исследования? Как она формулируется? Для чего необходимо уметь её формулировать?
Цель с.и.- сформулированное в виде повелительного предложения конкретное содержание того знания, которое будет получено в результате исследования. Содержание цели определяется темой исследования.
Формулировка цели социологического исследованияпредставляет собой содержательную конкретизацию его темы.
Критерии формулировки цели исследования:
Содержание цели исследования представляет собой формулировку результата исследования в виде предполагаемого знания, а не процесса исследования.
Содержание цели исследования непосредственно определяется темой исследования через конкретизацию свойств предмета исследования, влияющих на состояние объекта исследования; через конкретизацию свойств объекта исследования, состояние которых зависит от состояния предмета исследования.
- Какие типичные ошибки встречаются при формулировке цели социологического исследования?
Типичные ошибки-
· Цель формируется в том же виде, что и тема, без конкретизации составляющих предмета и объекта исследования (отсутствует указание на те содержательные свойства предмета и объекта, которые будут анализироваться в данном исследовании)
· Цель формулируется в виде процесса исследования, а не его результата.
· В содержании цели исследования присутствуют явления, которые не имеют отношения к содержанию объекта и предмета исследования, присутствующих в теме исследования.
- Что такое задачи социологического исследования? Как они формулируются? Для чего необходимо уметь их формулировать?
Задачи с.и. - сформулированные в виде повелительных предложений названия действий, направленных на достижение частных результатов исследования, для получения которых используется теоретико-методологические, методические, аналитические средства, и достижение которых дает общий результат – цель исследования.
- Какие виды задач формулируются для проведения социологического исследования? Каково содержание и назначение различных видов задач?
Виды задач:
Теоретико-методологические- названия действий, направленных на обоснование теоретического подхода, выделение системы понятий и причинно-следственных связей, которые позволяют описать и объяснить состояние и характер взаимосвязи исследуемых явлений. (совокупность теорий, содержащихся в них понятий, сформулированных на их основе закономерностей, которые позволяют описать и объяснить исследуемое явление).
Теоретико-методические- названия действий, направленных на обоснование показателей, методов, инструментов измерения и процедур их использования, позволяющие оценить состояние и характер взаимосвязи исследуемых явлений.
Аналитические- названия действий, направленных на обоснование методов обработки и анализа, которые необходимо использовать при обобщении первичных данных для оценки состояния и характера взаимосвязи исследуемых явлений.
Содержательные- названия действий, направленных на получение знания о состоянии исследуемых явлений, и характере их взаимосвязи. (решение теоретико-методологических, теоретико-методических и аналитических задач социологического исследования позволяет решить его содержательные задачи, т.е. получить знания о состоянии исследуемых явлений и характере их взаимосвязи).
- Какие типичные ошибки встречаются при формулировке задач социологического исследования?
Совокупность задач исследования - это ряд частных результатов (подцелей), которые составляют главный результат- цель социологического исследования. Из этого можно сделать вывод об основных ошибках, допускаемых при формулировке задач исследования: в формулировках задач могут присутствовать явления, не имеющие отношения к содержанию объекта и предмета исследования, присутствующих в теме исследования. Полное сращивание задач и цели - ошибка, т.к. задачи это средства для достижения цели. Формулировка абстрактных исследовательских вопросов для постановки задач исследования – ошибка, т. к. необходимо формулировать частные исследовательские вопросы для определения способов достижения цели исследования.
- Чем цель социологического исследования отличается от задач социологического исследования? Приведите пример цели и задач социологического исследования.
Цель с.и.- сформулированное в виде повелительного предложения конкретное содержание того знания, которое будет получено в результате исследования.
Формулировка цели социологического исследованияпредставляет собой содержательную конкретизацию его темы.
Задачи с.и. - сформулированные в виде повелительных предложений названия действий, направленных на достижение частных результатов исследования, для получения которых используется теоретико-методологические, методические, аналитические средства, и достижение которых дает общий результат – цель исследования.
Пример цели и задач можно взять из своего исследования.
- Что такое теоретические основы социологического исследования, и каковы критерии их выбора?
Теоретические основы с.и.- названия тех конкретных теорий, которые будут использованы при теоретическом описании и объяснении состояния объекта и предмета исследования. Теоретические основы исследования определяются в ходе анализа социальной природы проблемы и ее научной разработанности.
Критерии выбора:
· соответствие теории природе исследуемого явления – это то, насколько используемые в рамках данной теории понятия и закономерности отвечают внутренним особенностям исследуемого явления, способны необходимым образом описать и объяснить его существование
· Описательно-объяснительный охват теории– это количество сторон явления, которые она может описать и объяснить, используя «свои» понятия и закономерности.
· Объяснительная сила теории – это количество выдвинутых ею гипотез, нашедших эмпирическое подтверждение.
· Объяснительная глубина теории – это способность теории описывать и объяснять характер связи между различными явлениями и механизмы их возникновения.
· Конкретность теории – это степень направленности понятийного аппарата на описание и объяснение непосредственно исследуемого явления.
- Какие существуют виды теорий социологического исследования с точки зрения их конкретности, и каковы особенности их использования при теоретической разработке социологического исследования?
Виды теории
· общие теории способны охватить своим описанием и объяснением самую широкую совокупность явлений социальной действительности и оперирует понятиями самого абстрактного уровня(Парсонса)
· отраслевые(семьи) охватывают своим описанием сферы общественной жизни или социальные институты, общности, группы.
· специальные или теории среднего уровня(малых групп) могут объяснить только отдельные социальные процессы, формы взаимосвязей или другие социальные феномены.
- Какова логика выбора теоретических основ социологического исследования?
Логика выбора основы с.и.- поиск частых теорий, которые могут объяснить данное исследуемое явление
отраслевых теорий, охватывающих своим описанием и объяснением широкий круг явлений в рамках отдельных сфер общественной жизни.
общих. Теорий, которые охватывают своим описанием и объяснением самую широкую совокупность явлений социальной действительности.
Продолжение поиска теоретических основ исследования среди эмпирических понятий, фактов, гипотез, относящихся к исследуемым явлениям, которые предшествуют теории, но также являются формами научного знания и присутствуют в научной литературе
- Что такое эмпирические основы социологического исследования, и какова их структура?
Эмпирические основы исследования- источники, методы получения и обобщения эмпирических данных, посредством которых обеспечивается достижение цели и задач исследования.
- Каковы источники получения эмпирических данных и их разновидности?
Источники получения эмп. данных:
эмп. данные-форма знаний, которые получаются через оценку доступного для наблюдения состояния соц. явления .
Источник получения основных эмпирических данных – проводимое социологическое исследование
Источник получения вспомогательных эмпирических данных – результаты уже проведенных социологических, социально – психологических и других исследований, а также данные статистических обследований, которые опубликованы в монографиях, научных статьях и статистических сборниках.
- Что такое первичные и вторичные, основные и вспомогательные эмпирические данные?
Первичные данные-результаты измерения, характеризующие состояние отдельных единиц исследования, которые получены в ходе проведения полевого исследования. Появляются после проведения полевого исследования и фиксируются в анкетах, бланках интервью и тд. Нельзя непосредственно использовать для достижения цели и решения задач исследования.
Вторичные- результаты обобщения первичных данных, характеризующие состояние исследуемого явления в целом, его свойства и их взаимосвязи. Представляют результаты соц исследования, а их содержание – его достигнутые цели и решенные задачи.
Основные - получение этого вида данных осуществляется для достижения цели и решения задач с.и. Вспомогательные - получение которых осуществляется применительно к другим по отношению к проводимому исследованию целям и задачам, но которые м.б использованы для достижения цели и задач проводимого исследования.
- Что такое эмпирический объект социологического исследования? Как он определяется?
Эмпирический объект-это те конкретные индивиды, наблюдаемые в действительности и выступающие в виде массовых форм их существования – общностей, организаций. Для проведения чувственного опыта необходимо определить явления, существующие в соц действительности, которые поддаются чувственному познанию и которые будут представлять цель данного исследования на эмпирическом уровне.
- Чем теоретический объект отличается от эмпирического объекта в социологическом исследовании? Приведите примеры теоретического объекта и эмпирического объекта в социологическом исследовании.
Содержательные свойства явлений, рассматривая с теоретических позиций – как явления и свойства,рассматриваемые вообще, как идеальная модель. Однако си предполагает эмпирическую оценку явлений, те оценку на основе чувственного опыта.
- Что такое определение методов сбора первичных эмпирических данных и зачем оно необходимо при разработке программы социологического исследования?
Метод сбора первичных данных - совокупность способов измерения, позволяющих зафиксировать состояние единиц исследования. Выбор зависит от того, каким должны быть представительность и точность измерения данных , какова доступность индивидов, выступающих в качестве эмпирич объекта.
- Что такое определение методов обработки и обобщения первичных эмпирических данных и зачем оно необходимо при разработке программы социологического исследования?
Метод обработки и обобщения первичных данных- совокупность математических методов преобразования первичных эмпирических данных во вторичные и способов их представления в обобщенном виде. Для достижения цели и решения задач необходимо обобщение первич
- Что такое определение методов анализа и обобщения вторичных эмпирических данных и зачем оно необходимо при разработке программы социологического исследования?
Метод анализа и обобщения вторичных данных- совокупность математических методов преобразования вторичных эмпирических данных, позволяющих провести оценку состояния исследуемого явления, его свойств, взаимосвязей. В процессе анализа вторичных эмпирических данных необходимо определить значение всех тех показателей, содержание которых позволяет оценить состояние исследуемых свойств явления и их взаимосвязей. Может происходить обобщение вторич эмпирич данных, чтобы сократить их количество и повысить информативность показателей.
- Что такое научная новизна темы социологического исследования, и каковы её разновидности?
Научная новизна - содержательные характеристики не исследовавшейся ранее проблемы, или не использовавшихся ранее теоретических подходов к исследованию проблемы, или характеристика результатов, полученных в новый временной период или в условиях другой проблемной ситуации.
1) методологическая новизна, если используется теоретический подход, отличающийся от используемых ранее.
2) теоретико-методическая новизна, если используются методическая стратегия и методы,отличающиеся от использовавшихся ранее.
3) содержательная новизна, если результаты получены в другой временной период и в условиях другой проблемной ситуации.
- Что такое практическая значимость темы социологического исследования, и каковы её разновидности?
Практическая значимость темы - содержательная характеристика той стороны исследуемой проблемы, практическое решение которой могут обеспечить результаты проводимого с.и. (разновидности не нашла)
- Каковы понимание и роль концепции социологического исследования?
Концепция с.и. - это система теоретических взглядов на объект и предмет исследования, способ их понимания и объяснения. Роли: позволяет выступать в качестве основополагающей идеи и объединять в логически связанную последовательность действий теоретич, методич, аналитич и содержат процедуры исследования.
- Каковы понимание выбора теории для определения концепции социологического исследования и логика этого выбора?
Выбор концепции - рассмотрение, отбрасывание и принятие теории(ий),определяющей способ понимания и объяснения теоретического объекта и предмета исследования.
Логика выбора
1)насколько теория соответствует природе исследуемого явления и типу проблемы
2)определить описательно-объяснительный охват данной теории
3)выявить объяснительную силу теории
4) определить объяснительную глубину теории
5)определить конкретность рассматриваемой теории
6) определить насколько эмпирически разработана теория
47. Каковы понимание концептуальной модели социологического исследования и её составляющих?
Концептуальная модель с.и. - система взаимосвязанных понятий(понятийная сетка),характеризующая состояние теор. объекта и предмета исследования с точки зрения анализа исследуемой проблемы
Составляющие.
Исходная теоретич основа – совокупность выведенных в теории понятий и утверждений с их доказательствами и логический аппарат - правила логического вывода и доказательства. эти составляющие теории обусловливают построение концептуальной модели си
48. Каково понимание построения концептуальной модели социологического исследования и способов конструирования её понятий?
построение концептуальной модели с.и. - процесс отбора и определения тех понятий, которые необходимы для характеристики свойств объекта и предмета, подлежащих исследованию в соответствии с его целью и задачами.(определить родовые, видовые признаки). Выражают наибольший уровень обобщения исследуемого явления.
Простое концептуальное понятие определяет видовые признаки одного явления, выступающего в качестве объекта или предмета. Чтобы его определить, надо: 1) задать родовые признаки и 2) ЗАДАТЬ ВИДОВЫЕ ПРИЗНАКИ.
Сложное концепт понятие определяет видовые признаки нескольких явлений одновременно, выступающих в качестве объекта и предмета. Конструирование представляет собой соединение нескольких определений простых понятий в одно понятие.
При отсутствии соц теории:
Использовать определения понятий, сформулированных в рамках несоциолог теорий.
Использовать определение значений слова, выступающего в качестве названия понятия, существующего в толковом словаре.
49. Каковы требования к определению концептуальных понятий?
· 1)определение концептуального понятия не должно строиться с использованием самого себя
· 2)определение концептуального понятия не должно строиться через родовое понятие более высокого уровня, чем то общее понятие, в которое входит само определяемое понятие.
· 3)опр. концептуального понятия не должно строиться через неопределяемое родовое понятие
50. Каковы понимание исходных понятий для построения концептуальной модели социологического исследования и её сущностного определения? Каково назначение сущностного определения?
Исходные понятия концептуальной модели с.и. –это те понятия, посредством которых происходит выделение исследуемых явлений – объекта и предмета – из класса однородных явлений социальной действительности.
Сущностное определение исходного понятия –это выделение такого(таких) видового свойства явления, обозначаемого этим понятием, без наличия которого данное явление не может существовать как особый вид явления и которое отделяет его от других явлений данного рода, им не обладающих.
Задача сущностного определения– обозначить социальную границу исследуемого явления, т.е. посредством выделения сущностного видового свойства отделить исследуемое явление от других явлений данного рода.
51. Каковы подход к содержательному определению исходных понятий для построения концептуальной модели социологического исследования и назначение этого определения?
Содержательное определение исходного понятия –выделение таких частных проявлений сущностного видового свойства или подвидов исследуемого явления, которые связаны с данным свойством по признаку соответствия.
Раскрытие частных сущностных видовых свойств исследуемых явлений необходимо для того, чтобы1)получить целостное представление о содержательных свойствах исследуемого явления;2)уточнить те стороны исследуемых явлений, которые могут быть включены в данное исследование.
52. Как определяются параметры концептуальной модели социологического исследования и каковы принципы выбора выбор этих параметров?
В результате построения структуры содержательных свойств исследуемых явлений, и анализа характера их взаимосвязи происходит выделение тех свойств, которые включаются в концептуальную модель исследования - параметров концептуальной модели с.и.
Приципы для построения концепт. модели с.и.:
1)допустимой сложности;
2)допустимой длительности;
3)допустимых финансовых затрат;
4)новизны исследования;
5)наименьшей взаимообусловленности
53. Каково понимание понятий с различным уровнем обобщения?
Уровень обобщенияопределяется объемом понятия. Объемом понятия называется класс обобщаемых в понятии предметов. В формальной логике различают понятия с пустым объемом, единичные понятия и общие понятия.
54. Каковы понимание операционализаций концептуальных понятий, её процедуры и способов её осуществления?
Операциональное определение –определение относительно абстрактных теоретических понятий через конкретные термины, которые обозначают то, что поддается наблюдению.
Под процедурой операционализации –поиск частных проявлений содержания концептуального понятия, поддающихся наблюдению.
Способы её осуществления:
1)в рамках теорий, используемых в качестве основ с.и., или в рамках смежных теорий
2)в рамках статистических наблюдений
3)в аналитических отсчетах по результатам социологических и других исследований.
4)в публицистической, худож. и мемуарной лит-ре, толковых словарях русского языка.
5)из собственных наблюдений и обобщений.
55. Каково понимание переменной социологического исследования и её роли?
переменая с.и. –операциональное свойство предмета или объекта исследования, поддающееся наблюдению и принимающее два и более значений.
Переменная с.и. позволяет:
1)раскрыть множество его наблюдаемых состояний;
2)установить наличие или отсутствие зависимости между его состоянием и состоянием других явлений.
56. Каковы требования к операциональным понятиям как к переменным и каково понимание модели переменных социологического исследования?
_
Модель переменных социологического исследования- это понятийная модель, которая представляет совокупность тех понятий операциональной модели, которые принимают два и более значений, имеют эмпирически наблюдаемые различия и включены в данное исследование.
57. Каковы понимание сетки переменных и её разновидностей?
Сетка переменных - система таких переменных, которые на эмпирическом уровне характеризуют свойства объекта и предмета в рамках исследования и позволяет установить закономерные связи между состояниями этих свойств. Линейная сетка переменных- это сетка переменных, которые характеризуют отдельные свойства исследуемого явления.
Многолинейная сетка- это сетка переменных, которые характеризуют два или более свойства исследуемого явления.
Многомерная сетка- это сетка переменных, которые характеризуют причинную связь двух и более свойств одного или нескольких исследуемых явлений.
Двухмерная сетка- выражает непосредственную причинную связь между двумя свойствами одного или нескольких исследуемых явлений в каждом отдельном случае.
Трехмерная сетка- выражает непосредственную причинную связь между тремя свойствами одного или нескольких исследуемых явлений, каждое из которых связано друг с другом непосредственной причинной связью.
58. Каковы разновидности переменных в зависимости от способов их измерения?
Явные переменные –это такой вид переменной, состояние которой можно оценить по непосредственно наблюдаемым признакам.
Скрытая (латентная) переменная – вид переменной, состояние которой нельзя оценить непосредственно по наблюдаемым признакам.
59. Какие характеристики индивида относятся к явным переменным, их содержание?
Явные переменные –это такой вид переменной, состояние которой можно оценить по непосредственно наблюдаемым признакам.
Социально-демографическое положение индивида: пол, возраст, семейное положение. Точность оценки возрастной принадлежности индивида не столь высока по сравнению с половой принадлежностью.
Социально-трудовое положение индивида: профессия, должность, квалификация.
Социально-политическое и социально-общественное положение индивида: членство в партии и в общественной организации, партийная и общественная должность
Социально-материальное положение индивида: предпринимательский доход, заработная плата, доход семьи, банковские вклады, ценные бумаги, недвижимое и движимое имущество.
Социально-образовательное положение индивида: вид, уровень образования, профиль учебного заведения, специальность.
Социальные действия людей.
60. Какие характеристики индивида относятся к скрытым переменным, их содержание?
Скрытая переменная – вид переменной, состояние которой нельзя оценить непосредственно по наблюдаемым признакам.
Переменные, характеризующие состояние сознания личности: сознание – это способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. (ценности, нормы, принципы, идеалы, самооценка своего духовного сознания)
Переменные, характеризующие активность сознания личности: избирательность и целенаправленность восприятия в выборе возможных направлений и мотивов, выдвижении новых целей и задач, преодоление препятствий при их достижении.
61. Каковы разновидности переменных в зависимости от их роли в объяснении отношений между объектом и предметом исследования?
Зависимая – это такой вид переменной, изменение состояния которой выступает в качестве следствия изменения состояния другого явления
Независимая – это такой вид переменной, изменение состояния которой выступает в качестве причины изменения состояния другого явления.
Объяснительная – это такой вид переменной, состояние которой зависит от изменения состояния независимой переменной и влияет на состояние зависимой переменной.
Контрольная -
62. Каково понимание зависимой/независимой?
При оценке состояния исследуемого явления часто требуется понять то, под воздействием ч его, какого другого явления, каких его свойств формируется данное состояние. В рамках такого рода исследования состояние свойства данного явления зависит от состояния свойства другого явления и выступает в качестве следствия его воздействия. В свою очередь состояние свойства другого явления берется как независимое и выступает в качестве причины формирования состояния свойства исследуемого явления. Переменная, обозначающая свойство, состояние которого формируется как следствие воздействия другого свойства, называется зависимой переменной. Переменная, обозначающая свойство, являющееся причиной формирования состояния другого свойства, называется независимой переменной.
Зависимая переменная - это такой вид переменной , изменение состояния которой выступает в качестве следствия изменения
состояния другого явления.
Независимая переменная - это такой ВИД переменной, изменение
состояния которой выступает в качестве причины изменения
состояния другого явления.
В социологическом исследовании зависимая инезависимая переменные занимают вполне определенное м есто. Зависимой п ере менной обозначается свойство того явления, которое выступает в качестве объекта социологического исследования. Независимой переменной обозначается свойство того явления, которое выступает в качестве его предмета.
63. Каковы понимание контрольной переменной и её разновидностей?
Причинно-следственная связь между зависимой и независимой переменными, которая выявляется с помощью эмпирических данных социологического исследования, во -первых, не всегда оказывается истинной; во-вторых, не всегда характеризует связь между исследуемыми явлениями в целом, а только между их отдельными составляющими. Для выявления истинности причинно-следственной связи между зависимой и независимой переменными и уточнения характера этой связи используется контрольная переменная.
В зависимости от роли в анализе истинности и характера причинно-
следственной связи между зависимой и независимой переменными можно выделить две разновидности контрольной переменной: факторная и социалыю-групповая.
64. Каково понимание факторной контрольной переменной и способы её определения?
Факторная контрольная переменная – это такой вид переменной, которая позволяет выявить истинность причинно-следственной связи между независимой и зависимой переменными.
Поиск факторной переменной может осуществляться в рамках теорий или а рамках статистических наблюдений, если из теории невозможно определить скрытую переменную.
65. Каково понимание социально-групповой контрольной переменной и способы её определения?
Социально-групповая контрольная переменная с.и. – это такой вид переменной, которая позволяет выявить степень общности причинно-следственной связи между независимой и зависимой переменными.
Чтобы выявить степень общности зависимости между 2 исследуемыми переменными, надо определить существование данной зависимости для отдельных соц. групп.
66. Каково понимание гипотезы в социологическом исследовании и её функции?
Гипотеза с.и. – это предположение о форме отношений между поддающимися наблюдению явлениями, которое представляет собой научно обоснованное умозаключение о связи переменных, характеризующих состояние данных явлений.
Функции:
· Является тем ядром, которое объединяет в единое целое все части программы с.и.
· Подтверждение или опровержение гипотез является смыслом и результатом с.и.
· Выведение гипотезы из теории означает, что проверка гипотезы представляет собой проверку самой теории.
67. Каковы содержание и разновидности форм описательной гипотезы социологического исследования?
Описательная гипотеза с.и. – предположение о форме отношений между поддающимися наблюдению явлениями, которое представляет собой научно обоснованное умозаключение о характере соотношения свойств данного явления и других явлений или свойств составных частей данного явления.
Разновидости форм:
· Явление А имеет свойство Б1
· Только явление А1 имеет свойство Б1
· Явление А обладает определенным количеством свойства Бi
· Явление А1 обладает большим количеством свойства Б по сравнению с явлением А2
68. Каковы содержание и форма описательно-объяснительной гипотезы социологического исследования?
Описательно - объяснительная гипотеза с.и. - это такого рода предположение о форме отношений между поддающимися наблюдению явлениями , которое представляет собой научно обоснованное умозаключение о характере причинно-следственной связи между свойствами данного явления и других явлений или между свойствами составных частей данного явления.
В общем виде логическая форма описательно-объяснительной гипотезы
социологического исследования выглядит следующим образом:
«Чем ЯВЛЕНИЕ 1. тем ЯВЛЕНИЕ 2». Связка «чем .... тем ... » выражает
процесс порождения ЯВЛЕНИЕМ 1 ЯВЛЕНИЯ 2, т. е. причинно-следственную
связь между данными явлениями.