Гражданское общество и государство. Под гражданским обществом понимается:
Под гражданским обществом понимается:
? человеческая общность на определенной стадии развития, включающая добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности общества;
? совокупность негосударственных – экономических, политических, социальных, семейных, национальных, духовных, религиозных, нравственных и других отношений;
? сфера самопроявления свободных индивидов и добровольно сформированных организаций и ассоциаций граждан, огражденная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны органов государственной власти.
Гражданское общество, будучи продуктом буржуазной эпохи, формировалось преимущественно снизу, как результат раскрепощения индивидов, их превращения из подданных государства в свободных граждан-собственников, обладающих чувством личного достоинства и готовых взять на себя хозяйственную и политическую ответственность.
Одним из первых, кто попытался провести разграничение понятий «гражданское общество» и «государство», был английский философ Дж. Локк (1632–1704). В его трактовке государство вправе претендовать лишь на тот объем полномочий, который санкционирован общественным договором между гражданами. Также в рамках концепции общественного договора различал эти понятия Ж.-Ж. Руссо (1712–1778), который противопоставлял государство («политическое тело») и ассоциацию граждан как феномены, имеющие собственную специфику.
В дальнейшем понятие «гражданское общество» получило развитие в работах Г. Гегеля и К. Маркса. В гегельянской трактовке гражданское общество предстает как совокупность лиц, групп, сословий и институтов, взаимодействие которых обусловлено их частными интересами. При этом оно должно определяться государством, которое только одно в состоянии выразить и реализовать общий интерес.
К. Маркс рассматривал гражданское общество как «подлинный источник и театр всей истории». Поэтому объяснение политических событий, изменения в праве и культуре необходимо искать в развитии структур гражданского общества. Государство с его бюрократическим аппаратом противостоит гражданскому обществу, суть которого – человек с его свободными, негосударственными ассоциациями и объединениями. В конечном счете, государство должно определяться гражданским обществом, а не наоборот, как считали гегельянцы.
В современных условиях гражданское общество выступает как многообразие неопосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. В отличие от государственных структур в гражданском обществе преобладают не вертикальные (иерархические), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.
В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия: кооперативы, товарищества, акционерные общества, компании, корпорации, ассоциации и другие добровольные хозяйственные объединения граждан, создаваемые ими по собственной инициативе.
Социально-политическая сфера гражданского общества включает:
семью как определяющую социальную ячейку гражданского общества, в которой пересекаются индивидуальные и общественные интересы;
общественные, общественно-политические, политические партии и движения, выражающие многообразие интересов различных групп гражданского общества;
органы общественного самоуправления по месту жительства и работы;
механизм выявления, формирования и выражения общественного мнения, а также разрешения социальных конфликтов;
негосударственные средства массовой информации.
В этой сфере складывается практика институционального оформления интересов, возникающих в обществе, и выражения их в ненасильственной, цивилизованной форме, в рамках конституции и законов государства.
Духовная сфера гражданского общества предполагает свободу мысли, слова, реальные возможности публично высказывать свое мнение; самостоятельность и независимость научных, творческих и других объединений от государственных структур.
В целом гражданское общество отдает приоритет правам и свободам человека, повышению качества его жизни. Это предполагает:
признание естественного права человека на жизнь, свободную деятельность и счастье;
признание равенства граждан в единых рамках для всех законов;
утверждение правового государства, подчиняющего свою деятельность закону;
создание равенства шансов для всех субъектов экономической и социально-политической деятельности.
Гражданское общество тесно соприкасается и взаимодействует с правовым государством, основные функции которого сводятся к следующему:
выработка общей стратегии общественного развития;
определение и обоснование приоритетов, темпов, пропорций развития экономических и социальных сфер общества;
стимулирование общественно полезной деятельности граждан и защита их прав, собственности и личного достоинства;
демократизация всех сфер жизнедеятельности общества;
защита границ и обеспечение общественного порядка.
За годы реформирования в России произошли существенные сдвиги в направлении формирования гражданского общества. Приватизация собственности, политический плюрализм, утверждение свободомыслия – все это позволило создать необходимую инфраструктуру гражданского общества. Однако ее качественные характеристики во многом имеют низкий уровень. Многие отечественные социологи приходят к выводу, что существующие в России политические партии не способны эффективно выполнять функцию посредника между властью и обществом, что уровень социальной ответственности бизнеса невысок, что степень защищенности трудовых прав наемных работников сопоставима с временами первоначального капиталистического накопления и т. д.
В итоге исследователи констатируют наличие значительных трудностей на пути построения гражданского общества в России, имеющих как объективный, так и субъективный характер. Одна из них связана с отсутствием традиций гражданской жизни в российском обществе, другая – с упрощенными представлениями о природе и механизмах формирования гражданского общества в постсоциалистических странах, с недооценкой роли государства в этом процессе.
Можно согласиться с мнением ряда социологов, считающих, что движение к гражданскому обществу сегодня невозможно без институционализации российского социума, наведения элементарного порядка, формирования целостной системы демократических правовых норм, способных регулировать важнейшие сферы социальной жизни.