Организационные принципы А. Файоля

Файоль представитель подхода «организация - машина». Представители этого подхода (Л. Урвик, М. Вебер) рассматривали организацию как безличный механизм, построенный из формализованных связей, статусов, целей в виде многоуровневой административной иерархии. Упор делается на единство командования, выделение функциональных звеньев ("департаментализация") и рычагов регулирования (планирования, координации, контроля и проч.). Организация в этом смысле есть прежде всего инструмент решения задач, человек в ней выступает не как личность, а лишь как абстрактный "человек вообще". Такая почти техническая система предполагает и полную управляемость, контролируемость ее деятельности.

ПРИНЦИПЫ ФАЙОЛЯ:

1. структурные принципы:

а) разделение труда

б) единство цели и руководства

в) соотношение централизации и децентрализации

г) власть и ответственность

д) цепь

2. принципы процесса:

а) справедливость

б) вознаграждение

в) дисциплина

г) единство команд

д) подчинение главному интересу

3. принципы конечного результата:

а) порядок в) инициатива

б) стабильность г) корпоративный дух

Бюрократическая теория организации М. Вебера.

Виды бюрократии в современных организациях.

Бюрократическая теория организации М. Вебера (1864 – 1920гг)

Каждое официальное лицо должно вести дела своего офиса безлично и формально;

Все задания должны разделяться на высокоспециализированные виды работ;

3. каждое задание должно выполняться в соответствии с интструкциями по его выполнению;

Цель команд

Виды бюрократии в современных организациях.Со времени изучения бюрократии Вебером она претерпела существенные изменения, развиваясь вместе со структурами организаций. В настоящее время различают три вида бюрократии.

1.Аппаратная (классическая) бюрократия- работники управления мало используют профессиональные знания, т.к. их основная обязанность - выполнение общих управленческих функций. Такому чиновнику, бюрократу все равно, чем руководить, ибо он владеет навыками и знаниями общего управления в очень узкой области, ограниченной рамками своей роли в организации.

Классическая бюрократия применяется: в министерствах, ведомствах и в учреждениях государственного или муниципального управления, а также может быть основой например, в страховых компаний.

Достоинства: 1. стабильность функционирования организации и работы органа ее управления. 2. Четкое разделение труда, стандартизация и унификация всей деятельности снижают вероятность ошибок и, следовательно, сокращают время ролевого обучения работников управления. 3. Формализация обеспечивает стабильность и слаженность работы, а централизация гарантирует надежность управления.

Недостатки: 1. опасность возникновения бюрократизма; 2. АБ организует работы так, что не появляется достаточной мотивации и не полностью используются умственные способности и психологические особенности работников; 3. АБ неэффективна в изменяющихся условиях и при возникновении нестандартных ситуаций, т.к. при этом принимает неадекватные и несвоевременные управленческие решения.

2. Профессиональная бюрократия - наличие у управляющих глубоких теоретических и практических знаний в узких областях деятельности, ограниченных ролевыми требованиями. Основные характеристики деятельности таких бюрократов — высокая степень специализации и высокая компетентность. Такие управляющие обращают внимание на процесс управления и на условия протекания этого процесса. В результате профессиональная бюрократия (по сравнению с аппаратной) в меньшей степени формализована, у управляющих появляется большая свобода в принятии управленческих решений в рамках своей роли, поскольку высший руководитель не столь осведомлен в решении узких, специфических вопросов деятельности. Как и в аппаратной бюрократии, рабочие места группируются по функциональному и иерархическому принципам, а принятие управленческих решений происходит централизованно.

Достоинства: 1. возможность решения неординарных задач, требующих применения профессиональных знаний, а также весьма высокую мотивацию работников на достижение целей организации или группы, а не личных целей. 2. ослабляется контроль за деятельностью со стороны высшего руководства, что дает большую свободу для творчества в решении проблем управления.

Недостатки: эффективность ПБ снижается, когда организация функционирует в неизменных условиях, основные компоненты организации не подвергаются постоянному воздействию со стороны внешней среды. Подбор, расстановка и обеспечение функционирования работников в таких организациях приобретает особое значение, так как уровень их профессионализма должен быть достаточно высоким. Это обстоятельство предполагает дополнительные затраты на обучение работников управления, так как от них требуются знания, необходимые для работы в условиях неопределенности, умение мобилизовать свои знания, умения и навыки в зависимости от ситуации.

3. Адхократия (возникла относительно недавно). «Адхократия» - от лат. ad hoc — специальный и греческого kratos — власть.

У. Беннис: адхократия - «быстро изменяющаяся адаптивная структура, организованная вокруг проблем, которые решаются группами специалистов с различными профессиональными знаниями, подобранными в соответствии с ситуацией». Она кардинально отличается от идеальной модели М. Вебера. 1. у управляющих такого рода отсутствует строгое разделение труда, четкая иерархия. 2. отмечается минимальная формализация деятельности. 3. основные управленцы - это профессионалы в чрезвычайно узких областях.

Адхократия - быстрое реагирование на любые изменения во всех компонентах организации и внешней среде. Ее девиз - максимальная гибкость и адаптивность по отношению к изменяющейся ситуации. Команды фактически всякий раз создаются для решения конкретных задач.

Основное отличие адхократии от других бюрократических форм: она имеет новые качественные отличия от идеальной модели Вебера, лишена многих недостатков, присущих этой модели, наиболее эффективна в современных условиях и имеет перспективное будущее.

Наши рекомендации