Выполнение научно-исследовательской работы
Содержание и этапы выполнения научно-исследовательской работы
Научное исследование - это целенаправленный процесс производства новых знаний, которые раскрывают новые явления в обществе и природе, для использования их в практической деятельности людей. Методология научных исследований в естественных, технических и других науках имеет много общего, однако процесс научного исследования социально-экономических явлений имеет некоторые отличия.
Научно-исследовательский процесс - это совокупность организационных, методических и технических приемов, которые осуществляются с помощью определенных процедур.
Все работы при проведении конкретного социального (социально-экономического) исследования (КСИ) можно разделить на три стадии.
Первая стадия – организационная – включает подготовительные работы, важнейшая компонента которых - создание общей программы исследования.
Программа социологического исследования состоит из двух основных частей: методологической и процедурной. В идеальном варианте программа содержит следующие разделы: постановка проблемы, цели и задачи исследования, объект и предмет исследования, интерпретация основных понятий, методы исследования, план исследования.
Программа социологического исследования – документ, который организует и направляет в определенной последовательности исследовательскую деятельность, намечая пути ее осуществления. Подготовка программы социологического исследования требует высокой квалификации и затрат времени. От качества программы во многом зависит успех эмпирического социологического исследования. На ее основе могут быть разработаны более конкретные программы применения избранных методов сбора, обработки, анализа информации, создаются необходимые средства, инструменты для работы.
Это очень важная стадия в социологическом исследовании, так как от ее грамотного проведения зависят результаты и вообще все исследование в целом. Программа социологического исследования - основная частьотчета о проведенном исследовании,в котором документируется полученная информация, результаты КСИ.
Вторая стадия–оперативно-процедурная.Здесь происходит непосредственное воздействие на объект исследования в виде применения определенных процедур, т. е. собственно эмпирическое обследование, главная цель которого – сбор данных об изучаемом объекте.
Третья стадия–результирующая.Она включает обработку, анализ, обобщение полученных данных, результатов действий, разработку рекомендаций, оценку эффективности использования метода.
Завершается социально-экономическое исследование созданием научного отчета по его результатам.
В наиболее общем виде социально-экономическое исследование как процесс производства знаний включает в себя следующие этапы:
1) определение цели и задач;
2) изучение теории и методики;
3) выделение объекта, единиц исследования, их признаков;
4) получение информации и оценка ее по достоверности, однородности, сравнимости и полноте, т. е. непосредственное проведение исследования;
5) обработка полученной информации, ее анализ с применением математико-статистических методов;
6) формулирование выводов по результатам проведенного анализа;
7) оформление рекомендаций и предложений по внедрению в практику результатов исследования.
Описание проблемной ситуации и формулировка проблемы КСИ - первый раздел в исследовании. Он влечет за собой выбор конкретного объекта исследования. Объект социологического исследования – это то, что явно или неявно содержит социальное противоречие и порождает проблемную ситуацию. То есть, объект – носитель проблемной ситуации. На объект исследования направлен процесс познания. В процессе разработки программы КСИ необходимо не только указание на объект исследования, но и его описание в системе факторов, которые влияют на его функционирование и создают проблемную ситуацию.
За выбором объекта следует определение предмета КСИ.Предмет изучения — это те наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Правильный выбор предмета КСИ обеспечивается строгой формулировкой проблемы.
Далее определяются и формулируются цели и задачи КСИ.
Цель социологического исследования- это модель его ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может быть достигнут только с помощью проведения исследования. Цель исследования прежде всего определяет ориентацию исследователя на решение либо теоретических, либо методических, либо прикладных проблем.
Определению объекта, предмета, его целей и задач должна предшествовать предварительная исследовательская работа на уровне теоретического поиска.
В случае теоретического КСИ - это изучение литературы по теме, построение гипотетической общей концепции предмета исследования, интерпретация исходных понятий, выделение научной проблемы и логический анализ рабочих гипотез. Для практического КСИ предварительная работа над программой должна начинаться с изучения специфики данного социально-экономического объекта и уяснения практических задач, подлежащих исполнению. После этого возможно обращение к литературе в поисках ответа на вопрос: имеется ли типовое решение возникших задач (имеется ли специальная теория, относящаяся к предмету)?
Задачи социологического исследования представляют собой систему конкретных требований,предъявляемых к анализу и решению сформулированной проблемы. Они формулируют вопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей КСИ. Задачи указывают на потенциальные возможности достижения цели с помощью процедур исследования.
Задачи подразделяют на основные, частные и дополнительные.Основные и частные задачи логически связаны, они являются средствами решения главных вопросов исследования. Дополнительные касаются отдельных аспектов проблемы, способов ее решения.
Далее разрабатывается общая концепция КСИ, которая начинается с уточнения и интерпретации основных понятий. Интерпретация понятий – это процедура истолкования, уточнения смысла понятий, составляющих концептуальную схему исследования.
Этот этап осуществляется на основе исторического подхода, когда учитываются взгляды, которые существовали в прошлом, при этом необходимо подвергать критической оценке этих взглядов, исходя из условий современности. Этот этап методологически базируется на утверждении об относительности и динамичности всех знаний.
На второй стадии проводится научное исследование.
Процесс научного исследования достаточно продолжительный и сложный. Он начинается из возникновения идеи, а завершается внедрением результатов в практику.
Главными этапами научного исследования являются:
Выбор темы научного исследования -один из ответственных этапов. Тема, которую выбирает для исследования студент, должна быть связана с основными направлениями развития отрасти (индустрии гостеприимности, гостиничного, ресторанного хозяйства, международного туризма) и научными исследованиями, которые проводятся в вузе.
Выбор той или другой темы исследования осуществляется на основании таких критериев: актуальность темы, новизна темы, перспективность, соответствие профилю обучения студентов, тематической направленности научной работы кафедр.
Под актуальностью темы понимают ее народнохозяйственную ценность, т.е. необходимость и неотложность ее решения для потребностей развития народного хозяйства.
Важным требованием к выбору темы исследования является ее перспективность или стабильность: исследователь должен понимать тенденции развития явлений и процессов, которые он собирается исследовать.
Выбранная студентом тема должен отвечать профилю обучения. Соответствие избранной темы профилю обучения студента диктуется чаще всего необходимостью использования основных результатов исследования при написании курсовых и дипломных работ, отчетов по практике, при выступлениях на семинарах, конференциях и т.п.
Большую роль при выборе темы студентом играет степень ее соответствия тематической направленности научно-исследовательской работы соответствующей кафедры. Например, тема разрабатывается студентом под руководством преподавателя (научного руководителя). Студент сможет получить квалифицированную помощь лишь тогда, когда этот преподаватель на протяжении какого-то времени выполнял исследование по этому направлению, кроме того, ускоряется процесс поиска методов работы и внедрения результатов НИР.
Нужно иметь в виду, что выбору темы должно предшествовать тщательное ознакомление студента с соответствующими отечественными и зарубежными литературными источниками своей и сопредельной специальности, в частности с периодическими изданиями. Это является первым этапом научного исследования.
На втором этапе студент, согласно выбранной теме, самостоятельно подбирает соответствующие литературные источники (книги, брошюры, статьи), официальные документы, ведомственные материалы по теме и обрабатывает их.
Данные о литературном источнике заносятся на библиотечные карточки или перфокарты. На каждый литературный источник заполняется отдельная карточка. Таким образом формируется картотека литературных источников по теме исследования. Карточки желательно сгруппировать по соответствующим вопросам, рассматриваемым в научной работе.
Третий этап - уточнение проблемы (темы) и составление содержания научно-исследовательской работы. При составлении содержания работы прежде всего необходимо обосновать тему, определить ее актуальность, новизну, поставить цель, разработать задачу(и) и т.п.
Цель исследования - это то, что в наиболее общем виде нужно достичь в конечном результате исследования. Формулирование цели по обыкновению начинается словами: «разработать методику (модель, критерии, требования, основы, и т.п.)», «обосновать...», «проявить...», раскрыть особенности... », проявить возможности использования...» и т.п..
Четвертый этап - формулирование гипотезы, научного прогноза, предположения, выдвинутого для объяснения любых явлений, процессов, причин, которые обусловили данное следствие.
Гипотеза является компасом, который определяет направление деятельности исследования. Удачно сформулированная гипотеза учитывает неопределенность результата исследования и направляет исследование на доказательство реальности существования предвиденного предположения.
Пятый этап. Определение задач, которые нужно решать в процессе работы. Чаще всего они звучат так: 1) изучить; 2) выявить; 3) разработать и т.п. Желательно, чтобы ответом на поставленные задачи было содержание соответствующих разделов работы.
Шестой этап - определение методологии исследования. В научно-исследовательской работе применяются преимущественно методы наблюдения в его разнообразных формах, анализ и обобщение собственного практического опытаи опыта других работников, проводится научный эксперимент, анализ результатов работы предприятий, учреждений, разнообразные специальные исследовательские методы, а также методы математической статистики, моделирование, и т.п.
Седьмой этап – накопление научных фактов и работа по систематизации накопленного материала согласно плана работы, проведение анализа научных работ, практического опыта, обобщение и т.п.
Во избежание примитивности и ошибок в анализе литературы, нужно внимательно систематизировать взгляды ученых в таком порядке:
- сущность данного явления, процесса (позиция нескольких авторов совпадает в определенном аспекте);
- что представляет содержание данного процесса или явления (его компоненты, цепи, стадии, этапы развития);
- взгляды ученых по поводу путей решения определенной проблемы на практике (кто и что предлагает);
- какие трудности, выявленные в предыдущих исследованиях, случаются в практике;
- какие факторы, условия эффективного развития процесса или явления в конкретной области выделены учеными.
На третьей стадии собранные при экспериментальном исследовании материалы обрабатывают статистически. На основе полученных материалов о частных изучаемых явлениях определяют данные, которые характеризуют исследуемый комплекс явлений в целом. Эта стадия предусматривает наличие у исследователя определенного набора знаний математико-статистических методов. Эти методы положены в основу экономического анализа, который предусматривается методикой и методологией экономических исследований. Собранная на предыдущем этапе информация должна быть приведена к удобному и наглядному виду. Наглядность информации обеспечивается составлением исследователем таблиц и занесением в них собранной информации, объединением данных нескольких таблиц в одну сгруппированную и т.д. Обработка собранной информации осуществляется и через ее обобщение (расчет средних величин, выделение групп, классов информации, систематизация информации по структуре объекта исследования и т.д.). Только статистически и математически обработанная информация может быть непосредственным ресурсом для проведения аналитических расчетов.
Литературное оформление результатов исследования является завершающим в исследовании. Он показывает, насколько умело были объединены результаты знаний теории и практики исследователем, сформулированы выводы как результат обобщения. Последний этап находит свое отражение в апробации результатов научного исследования. Исходя из того, что исследования в конкретных экономиках носят прикладной характер, данный этап освещает результат исследования. Все материалы исследования систематизируют и готовят к обобщению и литературному оформлению, формулируются общие выводы по научно-исследовательской работе. При оформлении работы нужно руководствоваться требованиями ВАК.
Внедрение результатов исследования в практику- это начало применения результатов исследования в реальных практических условиях в образовании, на производстве и т.п.