В приоритетный компонент современной культуры? Аргументируйте свои выводы

Механизм преемственности лишь один из аспектов межпоколенческих отноше­ний. Анализируя их, нужно прежде всего разграничивать подходы: в статике или в динамике.В первом случае акцентируется сосуществование поколений.Во втором - их смена.При этом стираются возрастные и когортные различия. Осо­бенности молодежного возраста характерныдля каждого из поколений, но акту­альныони лишь для современной молодежи. Для взрослых они - в прошлом, для детей - в будущем, в перспективе.

Можно выделить следующие виды межпоколенческих отношений:

В СТАТИКЕ:

• сотрудничество,взаимопонимание (педаго­гика сотрудничества как принцип социальной пе­дагогики);

• воздействие взрослых на молодежь.

Сократ «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши. Она отли­чается дурными манерами, пре­зирает авторитеты, не уважает старших. Дети спорят с родите­лями. Жадно глотают пищу и изводят учителей»

Молодежь - объект воспитательного воздействия со стороны взрослых, общество взрослых осуществляет социальный контроль за молодежью;

• соперничество;

• сосуществование- две рядом текущие жизни, изолированные друг от друга; субкультуры как разные, иные культуры; взаимонепонимание;

• конфликт поколений- контркультура, молодежный протест, бунт против взрослых.

В ДИНАМИКЕ:

• преемственность поколенийв истори­ческом развитии. Диалектика преемствен­ности (пусть и с некоторой абсолютизацией ее социально-экономической природы) бы­ла в свое время выявлена К.Марксом и ф Энгельсом: «История есть не что иное, как последовательная смена отдельных по­колений, каждое из которых использует ма­териалы, капиталы, производительные си­лы, переданные ему всеми предшествующими

А. Моруа. «Открытое письмоноло дому человеку о науке жить». «Нельзя жить для себя.Думая только о себе, человек всегда найдет тысячу при­чин чувствовать себя несчастным... Раз­лад с самим собой - худшее из зол. Подлинный внешний мир - это под­линный внутренний мир... Надо действо­вать.Вместо того, чтобы жаловаться на абсурдность мира, постараемся преобра­зовать тот уголок, куда забросила нас судьба. Надо верить в силу воли.Не­верно, что будущее целиком и полностью предопределено. Великий человек может изменить ход истории. Тот, у кого доста­нет смелости захотеть, может изменить свое будущее... Надо хранить верность.Верность слову, обязательствам, другим, себе самому».

поколениями, с одной стороны, продолжает унаследованную деятельность при совершенно изменившихся условиях, а с другой, - видоизменяет старые усло­вия посредством совершенно измененной деятельности»1; . переоценка ценностей;

• разрыв поколений,обрыв связей. Важна и содержательнаясторона межпоколенческих отношений. Она проявля­ется в конкретных сферах социальной жизни (экономика, политика, культура, быт и т.д.), в конфетных установках, ценностных ориентациях, нормах и образцах по­ведения.

Наиболее изучена межпоколенческая культурная преемственность.В ее рамках выделяется ряд параметров:

• субъектный- от кого к кому идет трансмиссия культуры;

• объектный- что именно, какие материальные и духовные ценности, знания, навыки и установки подлежат передаче;

• процессуальный- каким способом (непосредственное взаимодействие, формальное обучение и т.п.) осуществляется передача;

• институциональный- посредством каких социальных институтов;

• ситуационно-исторический- в рамках какого исторически конкретного обще­ства это происходит.

Остановимся на некоторых моментах межпоколенческих отношений, акценти­руя внимание на актуальных проблемах социологии молодежи.

Важный аспект анализа межпоколенческих отношений (и более глубокого по­нимания закономерностей развития молодежи как социальной группы) выделен В.И. Чупровым и Ю.А. Зубок и связан с «адекватным определением её роли и места в общественном воспроизводстве,субъектом которого она является». «Включаясь в общество, интегрируясь в его структуры, - отмечают они, - моло­дежь не только унаследует условия жизни, оставляемые ей родительскими поко­лениями, но и преобразует их, реализуя свой инновационный потенциал. Тем са­мым осуществляется и развитие молодежи, и воспроизводство общества»2.

Плодотворен, хотя и сложен (особенно в организационно-методическом плане) лонгитюдный подход.Лонгитюдное исследование (от англ. Longitude - долгота) - «вид длительного исследования, в форме периодического, повторяющегося наблюдения

____________________

' Маркс К„ Энгельс Ф. Соч. Т.З. С.44-45.

7 Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М., 2000.

С.5.

блюдения за одними и теми же лицами или социальными объектами путем много­кратного получения информации о них»'. В отечественной социологии молодежи наиболее известны лонгитюды под руководством В.Н. Шубкина (20-летнее иссле­дование жизненных планов и профессиональных ориентации выпускников школ)г и MX. Титмы (исследование «Пути поколения» - изучение в 1982-1997 гг. процес­са включения молодежи в общественную жизнь - от окончания среднего учебного заведения до 30-летнего возраста)3.

Смена поколений в определенном смысле выступает и как естественный процесс превращения детей в отцов. Поэтому социологам важен ретроспектив­ный взгляд- воспоминания сегодняшних «отцов» о своей молодости. Интересен такой анализ в книге уральских социологов Л.Н. Когана и Б.С. Павлова4.

Другой аспект - сравнительный.Здесь возможны два варианта:

• изучение по единой методике ценностных ориентации «отцов» и «детей».Это позволяет сопоставить два поколения, выявить характер преемственности, происходит ли смена одного поколения другим или разрыв поколений;

• оценка молодыми себя в сравнении со своими родителями.

Наконец, плодотворен и прожективный аспектанализа - молодые оценивают перспективы своего развития и отвечают на вопрос: «Будет ли наше поколение отличаться от поколения наших родителей?»

Сегодня в социологии молодежи наиболее сильный и устойчивый интерес про­является к различию между молодостью и взрослостью,но очень редко рас­крывается сущность перехода от детства к молодости.Однако нечеткость, зыб­кость возрастных фаниц и особенно снижение «нижней фаницы» молодости тре­буют самого серьезного и всестороннего социологического анализа детства. И не только как «предмолодежного» периода, но и как самостоятельного социального феномена. Тем показательнее, что наряду с историко-этнофафическими5 и фило­софскими, социокультурными8 исследованиями проблем детства, начинают

, Социология: 336 словарных статей. Екатеринбург, 2004. С.49.

См.: Шубкин В.Н. Социологические опыты (Методологические вопросы социальных исследований). М., 1™ Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жюнь (Социологические исследования про­блем выбора профессии и трудоустройства). М., 1985.

См.: Титма М. (ред.). Жизненный путь поколения: его выбор и утверждение. Таллин, 1985; Начало пути: поколение со средним образованием /Отв. ред. М.Х. Титма. М., 1989; Титма М., Коклягина Л., Семенова В. (Ред.). Жизненные пути одного поколения. М., 1992; Социальное расслоение возрастной когорты. Выпуск­ники 80-х в постсоветском пространстве. М., 1997.

5 коган Л.Н., Павлов Б.С. Молодой рабочий: вчера, сегодня. Свердловск. 1976. , ~* И-С. Ребенок и общество (историко-этнографическая перспектива). М., 1988.

Кислое А.Г. Социокультурные смыслы детства. Екатеринбург, 1998.

появляться и социологические'.

Преемственность межпоколенческих отношений не должна рассматриваться однонаправленно: старшие учат уму-разуму младших. Не менее важно сформи­ровать у молодых умение жить в разновозрастной среде. Сегодня усиливается возрастная сегрегация (от лат. segregatlo - отделение). Это связано и с тем, что современное общество становится четырехпоколенным, а семья - двухпоко-ленной и - в основном - однодетной. В семье ребенок общается лишь с родителя­ми, но разрыв в возрасте не делает их опыт для него привлекательным. Да и в образовательных учреждениях (от детсада до вуза) преобладают одновозрастные коллективы. Взрослые же выступают в роли наставников. Наиболее наглядно не­гативные последствия этого процесса проявляются в «дедовщине», когда стар­ший по возрасту (точнее - по сроку службы в армии) как бы получает неписанное право унижать другого - «молодого». Трагизм ситуации в том, что за время служ­бы ролевые функции униженного и унижающего проигрываются поочередно од­ним и тем же молодым человеком. Но дедовщина - не только и не столько армей­ский феномен. Ее корни - в любых молодежных коллективах, где проявляется не­умение жить и общаться в разновозрастной среде. Стоит задуматься: так ли безо­пасно по своим социальным последствиям, когда мы в дошкольных и других обра­зовательных учреждениях в основном собираем одновозрастные коллективы? Не забываем ли мы: во взрослом мире совместно живут и работают обычно люди разного возраста?

ЗАДАНИЕ 2.24. Каково ваше отношение к расширению масштабов разно­возрастных коллективов в организации работы с молодежью? Какие вам видятся «+» и «-« в таком подходе? С чем лично вы связываете распро­странение «дедовщины» в молодежной среде? Как её преодолевать?_____

Характеристика взаимоотношений поколений требует более многомерного подхода к их анализу. Своеобразный вариант соотнесения поколений предложил французский исследователь В. Горц. По его мнению, необходимо делить всех лю­дей на «предшествующих» (старше 30 лет) и «последующих» (молодых). Над первыми довлеет груз прошлого, стереотипов, традиций. И лишь вторые в состоя­нии осуществить перемены к лучшему, преобразовать и обновить мир. Отсутст­вие жизненного опыта - объективно присущая молодежи черта - получает в рам­ках такого подхода позитивную оценку. Можно не соглашаться с этим, но нельзя не видеть серьезной проблемы: как сочетать ориентацию на перемены и недос-

1 Щеглова С.Н. Детство: методы исследования. М., 1999; Щеглова СМ. Социология детства. М., 1996.

очную зрелость - социальную, интеллектуальную, духовную? К этому добав­ляется и уже отмеченное удлинение продолжительности молодежного возраста, вракурсе четырехпоколенного обществаоно проявляется и в том, что молодые все дольше и дольше воспринимаются третьим и четвертым поколениями как «молодые» - даже в 35-40 лет. Это питает у части молодых инфантилистские(от лат. infantilis - детский) настроения. Тревожит не само по себе ощущение моло­дости у 35-40-летних, а то, что они стараются подольше не брать на себя всю полноту ответственности взрослого, социально зрелого человека.

На другую сторону этой проблемы обратил внимание ВТ. Лисовский, высказав тревогу по поводу растущего «генерационного негативизма»:в условиях сис­темного кризиса российского общества «молодежь начинают бояться и ненави­деть, искусственно противопоставлять ее «взрослому» обществу». «Социальные ценности, которыми жили «отцы», в новой исторической ситуации в подавляющем большинстве утратили практическое значение и в силу этого не наследуются «детьми», поскольку не пригодны им ни для настоящей, ни для будущей жизни». «Молодое поколение оказалось в ситуации, когда оно, логикой истории призван­ное продолжать развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления «отцов», их попыткам реставрировать прошлое»1. Возникает рассо­гласованность между различными функциями молодого поколения - вос­производственной, инновационной и трансляционной.Терминологически ряд исследователей определяет эту ситуацию как «разрыв поколений» (generation gap) - «прерывистость и прерывность взаимосвязи в различных сферах жизне­деятельности между поколением родителей и поколением потомков, которые жи­вут рядом друг с другом в одном и том же временном отрезке, но отделены друг от друга в жизненном опыте и различными общественными реалиями»2.

Ситуация усугубляется в связи с распространением феномена «социального исключения».Это - общесоциологическое понятие, характеризующее социаль-ные последствия (вплоть до отторжения) тех социальных препятствий, которые испытываются индивидами и группами в ходе их взаимодействия с социальной системой. Ю.А. Зубок показала плодотворность его использования применитель-но к анализу современной молодежи России. «Несмотря на то, что исключение

исраский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных исследований российской мило-

' Ил " СОииС- '"8-№5-С"

'инский И.М. Молодежь и молодежна» политика. Философии. Истории. Теория. М„ 2001. С.401.

молодежи не является целью общества, вектор социальных преобразований, го­сударственная политика и деятельность социальных институтов от образования до занятости могут быть неосознанно направлены в сторону офаничения прав и возможностей этой социально-демографической группы» «Молодежь попадает в сложную ситуацию выбора между самореализацией в социально-одобряемых формах (учеба, труд) и самоутверждением в рамках молодежной субкультуры, часто сопряженной с правонарушением и дестабилизацией общества»',

Материалы эмпирических исследований, казалось бы, дают основания говорить об обострении межпоколенческих отношений (особенно - в 1990-х гг.) в совре­менном российском обществе. Характерен опрос ВЦИОМ «Россияне об отноше­нии к молодежи» (декабрь 1998 г.)2:

В приоритетный компонент современной культуры? Аргументируйте свои выводы - student2.ru

Для понимания современных межпоколенческих отношений корректна оценка

В.Т.Лисовского3 результатов сравнительного исследования детей «оттепели»,

«застоя» и «перестройки»:

В приоритетный компонент современной культуры? Аргументируйте свои выводы - student2.ru

1 Зубок Ю.Л. Исключение в исследовании проблем молодежи // Социс. 1998. №8. C.5I.

Россияне об отношении к молодежи// Московский комсомолец- 1999. №2. J Лисовский В.Т. «Отцы» и «дети»: за диалог в отношениях// Социс. 2002. №7. С.112. Статья вышла уже после смерти выдающегося отечественного социолога-юнолога; это - его своеобразный «наказ» коллегам-Тем примечательнее, что соратники и ученики Лисовского выпустили его труды: Лисовский В.Т. О молоде­жи и молодежной политике. Избранные произведения. Т.1-2 / Под обшей ред. А.А. Козлова. СПб., 2005.

обобщая, ВТ. Лисовский сделал вывод: «Существенной разницы в оценке про­блемы «отцов» и «детей» у представителей разных возрастных групп нет. Около 80% респондентов считают эту проблему существующей. Значит, в общественном сознании одного поколения о>ормируются восприятия «другого» поколения, отно­шения с которым рассматриваются как проблемные. К счастью, проблема «отцов» и «детей» в современном российском обществе пока не носит выраженного анта­гонистического характера, и противоречия между ними не сопровождаются де­формациями отношений типа геронто - или ювенофобий».

ЗАДАНИЕ 2.25. А каково ваше мнение? Оцениваете ли вы наше время как эпоху «разрыва поколений»? Насколько острыми являются отношения между молодым и старшим поколениями в нашем обществе, на ваш взгляд? Как бы вы ответили на поставленные ИМ. Ильинским вопросы: вКак оценить сегодня взаимоотношения поколений старших и молодых? Единство? Взаимопонимание? Или - напряжение? Или - конфликт? Что и почему «дети» отвергают в наследии «отцов» в сфере идеологии, поли­тики, экономики, культуры? Насколько эффективен реально сущест­вующий механизм преемственности поколений? Как велики различия в оценках прошлого, настоящего и будущего разными поколениями?» Аргу­ментируйте свои оценки и мнения. Ощущаете ли вы воздействие «соци­ального исключения» и «генерационного негативизма»?

В ряду поставленных ИМ. Ильинским вопросов в предыдущем задании мы упустили один: «Каково соотношение объективнойи субъективнойсторон пре­емственности поколений?» А в нем затронут важный момент - межпоколенческие отношения должны рассматриваться на уровне не только группы, но и личности.Исследовательская задача здесь - изучение ориентации личности в межпоколен-ческих отношениях. Американский социолог Д. Рисмен выделил три типа таких ориентации, которые могут выступать исходными для такого анализа1:

• традиционная ориентация- человек в своем поведении преимущественно следует традициям, обычаям. В доиндустриальных обществах именно такая ориентация является ведущей. Это накладывает отпечаток и на межпоколенче­ские отношения. Главные агенты социализации - традиционные социальные ин­ституты - церковь и семья. В процессе социализации для молодого человека основным было усвоение норм и традиций старшего поколения;

• ориентация извне, другими- человек в своем поведении руководствуется мнениями и оценками других. Особую роль здесь приобретают те группы, кото­рые психологи и социологи определили как референтные. Это - группы, нормам и образцам которых человек стремится подражать, которые он принимает как

Рисмен Д. Некоторые типы характера и общества// Социс. 1993. J63-4.C.124

90 свои. Когда в качестве референтных выступают традиционные группы (или соци­альные институты), то реализуется предыдущий тип ориентации. Но все большую роль и значимость для молодежи приобретают иные, нетрадиционные референт­ные группы - группы сверстников;

• ориентация изнутри, самоориентация- человек руководствуется преимуще­ственно своими представлениями, оценками, установками. Значимость этой ори­ентации особенно возрастает в постиндустриальном обществе. Его культура ха­рактеризуется высоким творческим потенциалом. От личности все более требу­ется самостоятельность, способность делать правильный выбор в многообраз­ных ситуациях и нести за него ответственность. Эта ориентация наиболее проти­воречиво проявляется в молодежном возрасте. Ведь ему присущи две взаимо­исключающие и взаимообусловленные установки: стремление к самостоятельно­сти, самоориеитации и к подражанию другим (или взрослым, или, как сейчас, пре­имущественно сверстникам).

ЗАДАНИЕ 2.26. Определите, какой тип ориентации характерен лично для] вас, какой преобладает среди ваших сверстников? Как это сказывается на иежпоколенческих отношениях?

Завершая главу и теоретический раздел в целом, подчеркнем два момента. Методологический характер анализа предполагал акцент на теоретические обобщения. Соответственно идеи и взгляды социологов-юнологов рассматривались преимущественно в содержательном плане. Эмпирический материал использовался, хотя и адресно (с указанием, где и когда проводилось исследование), но в основном вне исторического контекста. Это предопределило и угол зрения. Социология молодежи рассматривалась как целостность, асоциальные проблемы молодежи, её социальный статус, межпоколенческие отношения - в статике.Между тем системный анализ требует - социальный феномен должен рассматриваться и в динамике.

РАЗДЕЛ III.

Наши рекомендации