Анализ и интерпретация полученных данных
При обработке данных используются как общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция и пр.), так и общенаучные процедуры (систематизация, классификация, группировка, типологизация и т.д.). Рассмотрим такие процедуры анализа данных, как группировка, классификация и типологизация.
Стратегия анализа предполагает обнаружение неких общих закономерностей в различных явлениях действительности, а также выяснение причинно-следственных связей между разнородными фактами. С этой целью имеющиеся в распоряжении журналиста данные классифицируются и группируются по определенным признакам и критериям. «Группировка и классификация, – пишет В.А. Ядов, – элементарные процедуры упорядочения данных, предваряющих их анализ. С помощью этих действий мы “уплотняем” информацию, как бы расширяем области подобия и устанавливаем новые границы различий в массе эмпирических данных»77. Классификация направлена на выяснение связей и закономерностей развития исследуемых объектов. Конкретной формой классификации является группировка. Она позволяет разделить целостную совокупность объектов или данных на однородные группы таким образом, чтобы различия внутри группы были существенно меньше, чем между группами. При группировке важно обеспечить однородность и сопоставимость признаков, по которым осуществляется деление78.
Существует и перекрестная группировка (или перекрестная классификация) – связывание предварительно упорядоченных данных по двум признакам (свойствам, показателям) с целью: а) обнаружить какие-то взаимозависимости; б) определить направление влияния одного явления (характеристики, свойства) на другое. В журналистском анализе данных перекрестная группировка может быть направлена на поиск тенденций или изучение происходящих в обществе динамических процессов.
Метод типологизации ориентирован на поиск устойчивых признаков и свойств изучаемых объектов. Этот процесс начинается с момента отбора фактов. Для решения задачи журналисты могут использовать два способа. В первом случае характерные свойства ряда объектов переносятся на отдельное явление. Во втором – найденный в жизни тип (характер, судьба, стиль поведения) становится основой дальнейшей типизации. Журналист настойчиво ищет в жизни такие объекты и явления, в которых, как в неких «самородках», были бы сконцентрированы интересующие его черты. Метод типологизации активно используется в прессе. Именно благодаря ему становится возможным создание портретов героев нашего времени, обобщение социальных явлений.
* * *
Мы рассмотрели различные методы, используемые при сборе и анализе информации. Для каждого из них существуют свои процедурные правила, разрабатывается свой рабочий инструментарий, с помощью которого достигается цель исследования действительности. Особенности же их использования зависят, во-первых, от журналистских задач; во-вторых, от объекта, предмета изучения и описания; в-третьих, от масштаба организационных мероприятий, связанных с применением на практике того или иного метода. Добавим к этому последнее: сегодня наблюдается тенденция к взаимодополнению и взаимопроникновению методов, что повышает уровень культуры журналистского труда.
1 Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. Ростов н/Д, 1999. С. 168.
2 Словарь русского языка: В 4 т. М., 1986. Т. 2. С. 261.
3 Белановский С.А. Методика и техника фокусированного интервью. М., 1993. С. 30.
4 Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Журналистское образование: взгляд социолога. М., 1997. С. 154–168.
5 Резник Б. Ответственность за слово – выше слов // Журналист. 2001. № 5. С. 14.
6 Выжутович В. Под собою не чуя страны... // Журналист. 2000. № 11. С. 11.
7 Свитич Л.Г., Ширяева А.А. Указ. соч. С. 164.
8 Там же.
9 См.: Воскобойников Я.С., Юрьев В.К. Журналист и информация. Профессиональный опыт западной прессы. М., 1994; Журналист и информация/ Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб., 1994; Каппон Р. Как писать для Ассошиэйтед Пресс. М., 1993; Работа современного репортера. Обзор рекомендаций учебной литературы американских университетов/ Сост. М. Шостак. М., 1995; Рендалл Д. Универсальный журналист. М., 1996; Социология журналистики. Очерки методологии и практики/ Под ред. С.Г. Корконосенко. М., 1998; Справочник для журналистов Восточной Европы/ Ред.-сост. М. Меллет. М., 1993; Шостак М.И. Журналистика новостей: вопросы технологии. М., 1996.
10 Хэмилтон Дж. Что такое маркетинговое исследование // Социс. 1994. №5. С. 121.
11 По утверждению С.А. Белановского, первой крупной эмпирической работой, выполненной с позиций качественного подхода, является работа французского исследователя Ф. Ле Пле, составившего монографическое описание трехсот семей, принадлежащих к различным слоям общества (см.: Белановский С.А. Указ. соч.).
12 Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара, 1995. С. 38.
13 Там же.
14 Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества. М., 1988. С. 42.
15 Там же. С. 54.
16 Журналистика и социология/ Под ред. И.Д. Фомичевой. М., 1995 С. 111.
17 Никитин Н. Вариант работы – негласный // Журналист. 1997. № 2. С. 24–26.
18 Ядов В.А. Указ. соч. С. 129.
19 Кашинская Л.В. Эксперимент как метод журналистской деятельности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 1986. № 6. С. 26.
20 Труд журналиста: Методика и техника организации журналистского наблюдения/ Сост. В.П. Таловов. Л., 1983. С. 20.
21 Кашинская Л.В. Указ. соч. С. 32.
22 Белановский С.А. Указ. соч. С. 86.
23 Труд журналиста: Методика и техника журналистского общения (Интервью, беседа «за круглым столом»)/ Сост. В.П. Таловов. Л., 1983. С. 7.
24 Парыгин Б.Д. Анатомия общения. СПб., 1999. С. 28.
25 Там же. С. 32.
26 См.: Мельник Г.С. Психология профессионального общения в журналистике. СПб., 2001. С. 38.
27 Емельянов Ю.Н. Учиться мастерству общения // Психология управления/ Сост. А.М. Зимичев. Л., 1983. С. 69.
28 Сементовская В.К. Человек в деловой сфере. Л., 1985. С. 84–85.
29 Общая психология/ Под ред. А.В. Петровского. М., 1986. С. 130.
30 Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М., 1999. С. 164.
31 Ляско К. Феликс Медведев: Предпочитаю великих (интервью про интервью с интервьюером, которому благоволит Фортуна) // Журналист. 1991. № 9. С. 35.
32 См.: Рахманов А. Познать себя. М., 1981. С. 22.
33 Алексеев А.А., Громов Л.А. Поймите меня правильно, или Книга о том, как найти свой стиль мышления, эффективно использовать интеллектуальные ресурсы и обрести взаимопонимание с людьми. СПб., 1993.
34 Мельник Г.С. Указ. соч. С. 25, 26.
35 Там же. С. 26.
36 См.: Сементовская В.К. Указ. соч. С. 104.
37 Общая психология. С. 149.
38 Там же. С. 119.
39 Там же. С. 119.
40 Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Элементы практическойпсихологии. Л., 1988. С. 49.
41 Там же. С. 38.
42 Общая психология. С. 150.
43 Грановская Р.М., Крижанская Ю.С. Указ. соч. С. 81–82.
44 Уледов А.К. Общественное мнение советского общества. М., 1963. С. 195.
45 Скуленко М.И. Убеждающее воздействие публицистики. Киев, 1986. С. 136.
46 Грановская Р.М., Крижанская Ю. С. Указ. соч. С. 76.
47 Мельник Г.С. Указ. соч. С. 22.
48 Рокотянская Т.А. О подготовке специалистов к профессиональному общению в трудовом коллективе // Социально-психологические проблемы личности и коллектива. Краснодар, 1987. С. 59.
49 Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.; Воронеж, 2001. С. 48.
50 Там же. С. 48.
51 См.: Маделин Беркли-Ален. Забытое искусство слушать. СПб., 1997. С. 25–28.
52 См.: Как провести социологическое исследование/ Под ред. М.К. Горшковой, Ф.Э. Шереги. М, 1990. С. 74.
53 Шумилина Т.В. Не могли бы вы рассказать... М., 1976. С. 71.
54 Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987. С. 142.
55 Там же. С. 141.
56 Как провести социологическое исследование. С. 79.
57 Ядов В.А. Социологическое исследование... М., 1987. С. 145.
58 См.: Ефимов К. Возможности проективных техник в маркетинговых исследованиях /http://www.flogiston.ru/projects/compcult.shtml.
59 Там же.
60 Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М., 1997. С. 97.
61 Быков Д. Конец интервью // Огонек. 2002. №1, 2.
62 Тертычный А. Интервью вездесущего лик... //Журналист. 2002. № 3. С. 69.
63 Там же. С. 70.
64 Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2000. С. 14.
65 Дайте Грише пассатижи! // Общая газета. 2002. 11–17 апр.
66 Тертычный А.А. Жанры периодической печати. С. 83.
67 См.: Белановский С.А. Указ. соч. С. 322.
68 Там же.
69 Первые прессовые опросы стали проводиться в 70-е годы XX столетия Институтом общественного мнения при газете «Комсомольская правда» под руководством профессора Б.А. Грушина. В 1985 г. ИСЭП АН СССР выступил инициатором регулярных пресс-опросов. Первый отечественный опыт был проведен в Латвии, где редакции республиканских газет «Советская молодежь» и «Подомью Яунатне» с интересом откликнулись на предложение ленинградских социологов изучать социальные проблемы через прессу. Газета «Труд» 29 декабря 1988 г. поместила первую тематическую страницу (синдицированную колонку), основанную на материалах ВЦИОМ. С начала 1990 г. десятки центральных и местных газет страны стали активно проводить прессовые опросы, публиковать материалы социологического жанра, предоставлять научным центрам синдицированные колонки. См.: Слуцкий Е.Г. 1) Прессовые опросы: опыт, проблемы, перспективы использования. Л., 1990; 2) Исследовательская журналистика: история, опыт ...и перспективы // Смена. 1989. 12 февр.
70 Мезенцев М.Т. Публицистический прогноз. Ростов н/Д, 1983. С. 130.
71 Прогнозирование в социологических исследованиях. Методологические проблемы/ Отв. ред. И.В. Бестужев-Лада. М., 1978. С. 11.
72 Сидоров В.А. Прогноз в журналистике: Учебное пособие. СПб., 2001.
73 Биографический метод: История. Методология. Практика. М., 1994. С. 5, 6.
74 Повседневность середины 90-х годов глазами петербуржцев/ Отв. ред. И.И. Травин, Ю. Симпура. СПб., 1999.
75 Биографический метод... С. 6, 7.
76 Там же. С. 24–27.
77 Ядов В.А. Социологическое исследование... М., 1987. С. 202.
78 Экспертные оценки в социологических исследованиях/ Отв. ред. С.Б. Крымский. Киев, 1990. С. 76.
Глава 4. Социологическая журналистика (В.А. Сидоров)
Под социологической журналистикой понимается совокупность журналистских текстов, с одной стороны, включающих в себя социологические представления и факты, с другой – показывающих результаты журналистского познания действительности в качестве социологических выводов и фиксируемых явлений. Определение, которое не претендует на исчерпывающее обобщение, следует рассматривать в контексте практических результатов журналистской деятельности. Именно в таком аспекте особую значимость приобретают социологическое мышление, социологическая культура в целом как обязательные компоненты профессионализма творческого работника СМИ. Без этих составляющих не рождается сколько бы то ни было серьезное произведение в газете, журнале, теле- и радиоэфире. А социологическое мышление журналиста в своей сути объемно, многомерно, перспективно и в известном смысле слова ретроспективно, т.е. обладает предысторией, современным бытием и будущностью.
Сближение журналистики и социологии происходит по нескольким направлениям. Взятые по отдельности, они представляют собой хотя и разные, но родственные области познания. Потому и сложилось между институциональными их проявлениями это партнерское взаимодействие.
• Журналисты в том или ином виде распространяют по каналам массовой коммуникации новые социологические данные – так происходит социологическое информирование журналистскойаудитории.
• В журналистских выступлениях в качестве аргументации используются, зримо или незримо, определенные результаты исследований социологов – тем самым осуществляется социологическое обеспечение доказательной базы журналистского текста.
• Наконец, в определенной ситуации социологическое мышление журналиста способствует зарождению социологической публицистики –журналистского произведения особого качества, в котором осуществляется органичная «стыковка», синтез журналистики и социологии – родственных методов познания действительности.
Социологическая публицистика как высшее проявление социологической журналистики возникает, когда к непременным составляющим высокопрофессиональной деятельности творческого работника СМИ – социологическому мышлению и социологической культуре – прибавляются ярко выраженная способность автора к генерации свежих идей; предрасположенность к новому прочтению уже известного, мастерство исследователя в различении оригинального в банальном и составлении еще непривычных композиций фактов социальной действительности. В этой связи уместно выделить два аспекта социологической публицистики, как бы две стороны медали – социологию публициста и публицистику социолога, различающиеся по своему профессиональному генезису и приобретаемому статусу.
В одном случае журналист, отбирая наиболее убедительные для аудитории факты реальности и желая показать ей глубинные процессы общественной жизни в максимально обобщенных представлениях, обращается к тем или иным социологическим методам изучения реальности и результатам исследований социологов, философов, экономистов. В другом – граждански активный социолог берет на себя роль публициста, если видит, что результаты его исследований или труды его коллег заслуживают общественного внимания. При этом подразумевается не столько популяризация добытых наукой сведений (хотя она, так или иначе, необходима), сколько глубокое осмысление и выделение на их основе новых общественных идей.
В известном отношении социолог-публицист приподнимается над социологом-исследователем. Публицистическое обобщение по сравнению с конкретными итогами социологического исследования приобретает характер социально-философского прочтения общественно значимой проблемы – естественно, в доступной для аудитории форме, с использованием присущих журналистике художественно-выразительных особенностей изложения материала.
Такой видится основная тема этого раздела.