Правовая система и ее принципы
Идею использования категории система в отечественной правовой науке одним из первых предложил в 1975 г. Д. А. Керимов, который справедливо отмечал, что «целостно-системное познание позволяет представить изучаемый объект во всей его полноте».
Рассмотрение правовой системы общества возможно с различных методологических позиций, с точки зрения деятельностного подхода
(В. Н. Карташов, Р. В. Шагиева), структурно-функционального
(Г. И. Муромцев, А. П. Семитко), информационного (Р. О. Халфина,
М. М. Рассолов) и т. д. Однако в настоящий период развития общества и юридической науки назрела необходимость в исследовании отечественной правовой системы в историческом и этно-цивилизационном аспекте, что позволяет ответить на самые наболевшие и острые вопросы. В этой связи, мы согласны с В. Н. Синюковым, который говорит, что мы подошли к такому периоду, когда можно и нужно отнестись к имеющимся фактам отечественной правовой жизни с несколько иных, нежели мы привыкли, позиций. Не с «чисто» формально-юридических, социологических, психологических, кибернетических или абстрактно-общечеловеческих, а через призму национально-исторической и культурно-типологической природы отечественного правового мира, в интересах познания его конкретной целостности и системности, а не классовой, экономической или какой-то другой разъединенности.
Этой задаче в достаточной мере отвечают системный и исторический методы познания. Опираясь на эти методы, можно установить более точный смысл термина «правовая система», определить ему место в системе других научных понятий, выяснить элементный состав этого социального явления, проследить те фазы развития, которые прошла правовая система. При этом мы должны учитывать, что юриспруденция обладает собственной логикой и методологией, определяемой спецификой ее предмета, для которого системность составляет имманентное качество.
Категория «правовая система» – относительно новая в нашей литературе, она вошла в научный обиход лишь в 80-е гг. и раньше практически не использовалась, хотя зарубежные исследователи, особенно французские и американские, уже давно и активно оперируют этим понятием. Сама эта конструкция почти не представлена в учебных программах и курсах по теории государства и права, другим дисциплинам. Наиболее крупной работой, посвященной современным правовым системам является книга известного французского юриста Р. Давида, выдержавшая у нас три издания. В советское время был издан двухтомник, в котором давалась подробная характеристика существовавшей тогда правовой системы социализма. Историко-культурные и генетические аспекты российской правовой системы исследованы В. Н. Синюковым. Эти работы дают обильную информацию об этом сложном и важном социальном феномене.
В настоящий момент, современная правовая теория стремится подняться на такой уровень обобщения знаний, который позволит ей более глубоко и всесторонне анализировать и оценивать сегодняшнюю правовую реальность как целостный феномен. Это даст возможность различным ее субъектам, в том числе и законодателю, более эффективно разрешать возникающие противоречия в социальной жизни.
В теоретическом плане система определяется как минимум исходя из четырех свойств:
· целостность, состоящая из элементов;
· наличие функциональных связей в системе;
· определенная организация элементов, формирующих структуру;
· существование интегративных качеств у системы в целом, которыми не обладают никакие отдельно взятые ее элементы.
Правовая система считается органической системой, т. е. системой высшего организационного и институционального порядка. Основной принадлежностью всех органических систем являются компоненты, части и элементы, именно то, из чего непосредственно образовано целое и без чего оно невозможно. Элементами правовой системы, с точки зрения системного метода, выступают ее субъекты, объекты и правовые связи, т. е. правоотношения. Таким образом, правовая система складывается, прежде всего, из взаимодействующих в правовой сфере субъектов правоотношений. Так как главным элементом любой общественной системы являются люди (объединения людей), то центральным звеном ее структуры выступают отношения (связи) людей.
Основным или центральным элементом правовой системы является субъект правовой системы. Субъектом называют того, кто целенаправленно действует, т. е. носителя позитивной (или негативной) социальной активности. Субъектами правовой системы могут быть физические и юридические лица, выступающие носителями субъективных прав и юридических обязанностей в рамках конкретных правоотношений. В данном случае признание субъектом правовой системы юридического лица является так называемой фикцией (признанием). Поскольку в социологии считается, что организации, объединения и государство в этой роли выступать не могут, постольку реальную деятельность все равно осуществляют люди, но от имени юридического лица. Признание юридического лица субъектом правовой системы общества представляет собой формально-юридическое допущение в целях внесения организованности и упорядоченности во все его связи, особенно правовые.
Необходимо отметить, что ранее в юридической науке при анализе правовой системы субъект не выделялся в качестве центрального элемента. Личность занимала производное и второстепенное место в обществе. В правовой системе она была производна от позитивного права (системы социальных норм) и лишь изредка проявлялась как элемент исследования некоторых вопросов: правоотношения, правореализации, правотворчества и т. д. В настоящее время субъект выдвигается на первый план и выступает в качестве ведущего компонента всей правовой реальности, что в итоге продиктовано всем ходом сложного развития правовой системы (в том числе и представлений о ней) и особенно в связи с изменениями последних десяти лет.
Действующая Конституция 1993 г. провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита этих ценностей — обязанность государства (ст. 2). Это есть юридическая констатация центрального места личности в российской правовой системе, все остальные субъекты признаются производными структурами. Правосознание, считающееся в науке самостоятельным элементом правовой системы, не может выступать в качестве такового, так как не существует в отрыве от субъекта. Именно оно (правосознание) наполняет и определяет качество субъекта, что придает ему и его деятельности статус лидирующего компонента.
Следующим элементом правовой системы является объект (предмет) правовой системы. В юридической науке этот элемент также не выделялся в качестве самостоятельного компонента правовой системы. Объектом считается то, на что направлена активность субъекта, все то, что вовлечено в его деятельность в качестве средства ее осуществления. Предметом деятельности выступает объект в тех специфических связях и отношениях, которые вовлечены в данную деятельность. Однако следует различать объект правовой деятельности и объект правовой системы. Непосредственным объектом правовой деятельности выступают реальные блага, наличие которых вызывает повышенный интерес субъектов правовой системы, и порождают живую заинтересованность лиц обладать таковыми. Собственно говоря, правовая система позволяет в рамках, приемлемых для всех субъектов, в том числе и государства, приобретать, охранять (использовать) и отчуждать различные блага.
Субъекты правовой системы могут иметь в собственности такие объекты, как:
· вещи (движимые, недвижимые);
· действия (услуги, работа);
· символы (информация, ценные бумаги).
В Конституции России закреплено право всех субъектов иметь в собственности землю и другие природные ресурсы (ч. 2, ст. 9), что является существенным шагом в расширении перечня объектов, вовлеченных в правовую сферу отношений.
Объектом правовой системы общества выступает внешняя среда, на которую она воздействует. В качестве таковых объектов выступают различные подсистемы общества. Этот момент очень важен в понимании предназначения и роли правовой системы общества. Правовая система общества возникла и существует не для себя самой. Она оказывает организационное и управляющее воздействие на духовную, политическую, экономическую и социальную системы общества, тем самым организуя и их функционирование.
Иногда правовой системе общества противопоставляют такой феномен (объект), как организованную преступность, также имеющую свою системную организованность. Организованная преступность как социальное явление представляет собой антипод правовой системы общества. Это «антисоциальное» образование, которое пытается подменить собой существование и функционирование последней и которое напрямую нарушает права и свободы всех субъектов правовой жизни. Деятельность субъектов организованной преступности считается противоправной, что вытекает из формальных составов таких преступлений, как терроризм
(ст. 205 УК РФ), бандитизм (ст. 209 УК РФ), организация преступного сообщества (преступной организации) (ст. 210 УК РФ). Например, достаточно лишь входить в преступное сообщество в любом качестве, чтобы быть уголовно преследуемым лицом. К тому же, данные правонарушения находятся во главе преступлений против общественной безопасности и общественного порядка, что говорит об особом отрицательном отношении правовой системы к этим явлениям. В настоящий период правовая система, со своими подсистемами, прилагает много усилий для борьбы с этим преступным явлением, которое «поражает» весь общественный и государственный организм. И итог этой борьбы зависит от эффективного функционирования каждой подсистемы правовой системы, от каждого ее элемента, правовой деятельности всех субъектов. Таким образом, правовая система не есть нечто скрытое и лишнее в обществе, она защищает и регулирует нормальный образ поведения людей.
Последним элементом правовой системы выступают правовые отношения. Необходимо заметить, что правовые отношения в правовой науке в качестве элемента правовой системы также не выделялись. Их выделение в качестве такового очевидно и бесспорно, так как в системном описании именно эти составляющие элементы обладают объективно выраженной природой. В зависимости от того, какие правовые отношения осуществляются в обществе, такая правовая система и будет обслуживать все общество. Правовые связи (отношения) являются специфичным элементом правовой системы общества, который нельзя увидеть глазами и ощутить, но без которого ни субъекты, ни объекты никогда не составят целостной правовой системы. Для этого необходимо существование субъектно-объектных, объектно-объектных и субъектно-субъектных связей, объединяющих все виды социальных элементов. Связь между субъектами может иметь случайный, неустойчивый и временный характер. Если она не случайна, постоянна и устойчива, то налицо общественное отношение. Таким образом, устойчиво воспроизводимая зависимость между людьми, которая порождается совпадением их интересов по поводу объекта (предметов) в рамках правового общения, образует каркас правовой системы общества.
В отечественной науке правовые отношения характеризуются как социальные связи, возникающие на основе норм права между субъектами по поводу присвоения каких-либо объектов, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности. В обществе правоотношения выступают в качестве основного связующего звена правовой системы. Именно в правоотношении правовая система и находит свое реальное воплощение и реализацию. Если мы представим себе задействованных в этой системе субъектов и объекты, а также правовые отношения, то мы получим искомую правовую систему общества в ее непосредственном институциональном и функциональном состоянии. Иначе говоря, правовая система – есть подлинно человеческая, специфично-универсальная организация всего общества, состоящая из действующих в ней субъектов, реализующих свои интересы социально приемлемым (правовым) способом бытия, целью которого является содействие духовным, политическим, экономическим и социальным отношениям. Многовековые, устойчивые, преемственные, закономерно сменяемые правовые отношения между субъектами, порождаемые интересами к объектам (предметам), в рамках одной правовой традиции создают правовую систему общества.
Однако описание правовой сферы общества будет неполным, если не выделить присущие ей признаки (свойства) как целостной органичной системы.
· Главным признаком целостной системы является наличие именно системного, интегративного качества, отличного от свойств и качеств образующих его компонентов. Особенностью правовой системы считается то, что в ней взаимодействие элементов (субъект, объект и правовая связь) способно породить новое свойство. Таким свойством в правовой системе является правовая власть. Власть как социальный феномен является качеством не индивидов, она – характеристика или свойство общественных отношений и действительна только во взаимодействии или взаимоотношении, по меньшей мере, двух индивидов, до этого взаимодействия и вне его она исключительно потенциальна, существует только в возможности. Таким образом, с позиции системного подхода в правовой системе общества системным свойством, т. е. объединяющим все элементы в нечто целостное, выступает правовая власть.
· Правовая система общества как органическая система всегда стремится к достижению своей главной цели функционирования. Это стремление системы к цели своего существования, а она существует в полном смысле слова лишь тогда, когда функционирует, называют целесообразностью. В юридической науке в основном выделяют несколько самых главных целей правовой системы: правопорядок, справедливость, мир, подобающее поведение, служение человеку и обществу.
· Исследователи полагают, что цель требует средств, т. е. действий по ее достижению. Так, люди для удовлетворения своих разнообразных потребностей и интересов правильным и справедливым способом вступают в специфические отношения, становясь обладателями субъективных прав и обязанностей (частные цели). В качестве способа или средства для достижения цели выступает правовая деятельность, основанная на способности субъектов в целях удовлетворения разнообразных интересов свободно реализовывать свою волю в рамках, признанных обществом. Будучи специфической целью субъектов правоотношений как элементов правовой системы, правовая деятельность есть не что иное, как средство достижения общей цели правовой системы, т. е. ее функция. И поскольку для достижения своих специфических целей субъекты правоотношений осуществляют свои субъективные права и юридические обязанности, то само функционирование правовой системы не может ни быть ничем иным, кроме правореализации.
· Каждая органическая система постоянно испытывает на себе возмущающие воздействия, как внутренние (например, правовые отклонения), так и внешние (противоречия между различными общественными подсистемами). В тоже время, система живет, функционирует, развивается, подчас весьма и весьма длительное время. Наряду с целью, составом и структурой существуют и другие системообразующие, системосохраняющие факторы. Эти факторы называют интегративными, независимо от того, объективны или субъективны они по своей сущности. В частности, особо выделяется управленческий фактор.
· Управление, в особенности в обществе, немыслимо без информации, тех данных, сведений, которые характеризуют состояние системы в каждый данный момент. Они показывают, какова глобальная цель системы и достаточно ли точно она идет к цели, каковы отклонения от заданной цели и в чем их причина. Информация – способ связи компонентов системы друг с другом, каждого из компонентов с системой в целом, а системы в целом со средой. Как справедливо утверждается в научной литературе, правовая система – это социальное образование, существующее относительно независимо от ее символической структуры, выраженной посредством языка, ее нельзя отождествлять с системой юридических норм, т. е. нормативно-правовых предписаний или установлений, символически воспроизводящих правовую систему. Правовая система — это не просто мысленный образ, зафиксированный в структуре юридических текстов, но, прежде всего, социальная реальность, включающая в себя и объекты, и людей.
Таким образом, правовая система представляет собой комплекс взаимодействующих элементов (субъект, объект, правовая связь), порождающих правовую власть в обществе для достижения общезначимых целей. В этом определении в системном виде охарактеризованы все составляющие правовую сферу жизни элементы, которые и образуют структуру правовой системы. Тем не менее, этого недостаточно для того, чтобы понять, чем же отличается одна правовая система от другой. А первоначальное отличие систем кроется в той основе, вокруг которой концентрируются различные элементы. В качестве таковой выступает идеологическая система взглядов, т. е. определенные идеи, начала и принципы, которые выступают в качестве движущей организующей и направляющей силы. В правовой системе общества существует определенная связь между ее элементами и принципами: эти понятия не следует смешивать, так как принципы, от которых происходят юридические правила, питают и обеспечивают все элементы системы главными идеями о стратегической цели функционирования всей правовой системы общества.