Кейеворкпосле включения психоаналитической теории

Развитие психоаналитической теории -— смещение акцентов в сторо­ну жизненных стадий и путей разрешения «эг о» кризисов развития «эго» сталонаиболее значимой для социальной работы.

Главным представителем психосоциальной работы, начиная с 1960-х годов, можно считать Флоренс Холлис. За несколько десятков лет она выпустила ряд книг по социальной работе, которые можно отнести к пси­ходинамическим моделям. В работе «Кейеворк: психосоциальная тера­пия (1972)» она попыталась показать, что психосоциальная теория — это нечто совсем отличное от психотерапии, что социальные работники дол­жны занимать самостоятельное место среди психотерапевтов. Холлис стремилась подчеркнуть, что социальные работники — это еще и «по­мощники», действующие на благо людей. Ее модели базировались на кей-сворке под сильным влиянием психоаналитической теории. Позднее она признала роль среды, а во втором (1972) и третьем изданиях, которое она написала совместно с Вуд (1981), включила в свои модели теорию сис­тем, подчеркивая, что пациента необходимо рассматривать во всей сово-mqTi0CеГ° свяэей и отнс>шений с окружающей средой. Холлис и Вуд 1) используют теорию систем для анализа внешней ситуации и пони-

1кя сути «давления». На индивида влияют внешние «давления» и внут-V "'не <<стрессы», происходящие от конфликтов внутри него самого. Вза-

Действие внешних воздействий и внутренних стрессов является очень

пони"13'" лис и ВУД используют психоаналитическую теорию для

ша сути стресса. Стресс в их модели считается более важным,

<<д<Шление» извнеи анализе источников проблем и путей совер-Щенствованич работы.

Главная роль во взаимодействии с внешней средой принадлежи! ханизмам защиты. Причины проблемных жизненных ситуаций, по и» нию, можно обнаружить в следующих факторах:

• слабом «я» или слабом «сверх я»;

• задержке на предыдущих фазах, когда потребность небыли*
ным образом удовлетворена;

• давлении со стороны среды, низком благосостоянии, плохих
лищных условиях.

Внешнее давление можно сбалансировать, оказав нуждающе^ материальную помощь (деньги, жилье, практическая помощь и так д: либо помогая пациенту самостоятельно осуществить такие измене Внутренний стресс можно снять, изменив соотношение сил, вступивш конфликт внутри пациента, а это можно осуществить, работая над поведением и воспоминаниями. Основные используемые для этого дики:

1. Вентилирование. Клиенту предлагается «вынести наверх» вы
ненные чувства, связавшие его мысли и чувства и повлиявшие на
поведение.

2. Корректирующее отношение. В атмосфере уверенности у клие
формируется отношение к социальному работнику, ко горос тюзвол
ему справиться с мешающими ему чувствами или неприемлемым пове
нием. Отношения между клиентом и социальным работником сопоста
мы с отношениями между матерью и ребенком. В атмосфере спокой
уверенности, которую социальный работник обязан создать, клиент^
жен получить возможность вновь пережить свой прошлый опыт.

3. Оценка нынешних отношений, в которые входит клиент: глай
стратегией здесь является рефлексия. Социальный работник долже
мочь клиенту осмыслить его прошлый опыт и увидеть, каким образом
влияет на его настоящие взаимоотношения с другими.

Отталкиваясь от этих методик, клиент, совместно с социальны ботником, должен найти для себя новые способы действия, основан на его обновленном понимании. Холлис прежде всего интересует и. рация семейной терапии в социальную работу. Холлис (Hollies, 1 формулирует принципы психосоциальной работы следующим образ>

1. Социальный работник должен заботиться о клиенте, приним
уважать его.

2. Потребности клиента должны быть в центре внимания,

3. Понимание клиента должно иметь под собой научную оси
быть объективным.

л Социальный работник должен уважать право клиентапринимать состоятельные решения.

S сывают случаи, когда человек должен принять ответственность бя с тем^ чтобы клиент не нанес вред себе или другим. Как v«e отмечалось, Холлис использует понятия, связанные с психо­патической теорией, для понимания природы стресса и уточнения на-тоавления работы. Мы считаем, что акцент на работе с семьей, привне-енный Ричмонд, привел в значительному развитию психодинамической адиции.

Скандинавские представители психосоциальной работыГлавными скандинавскими представителями психосоциальной рабо-гы считаются шведы Гуннар Берлер н Л избег Йонсон. Бернлер и Йонсон Bernler og Johnsson, 1988) считают что, взаимодействие человека и сре-цы играет решающую роль для понимания того, как развивается само­идентификация индивида и как проблемы возникают и действуют. Они считают, что теория должна способствовать выяснению причин психосо­циальных проблем. Исходя из понимания причин проблем, можно сфор­мировать гипотезы, которые предложат действия, направленные на ре­шение проблемы. Это пример линейных объяснений причин. Бернлер и Йонсон утверждают, что часто мы имеем дело с двусторонней связью между причиной и следствием, когда трудно выяснить, что является при-иной, а что — следствием. Вместо этого предлагается попробовать ос-ыслить условия и процессы, создавшие причину психосоциальных про-лем. Для понимания причинных условий они используют теорию систем. Кроме того, они представляют модель, нацеленную на действие. Психо­социальная работа определяется как общее понятие для всех методов со­циальной работы, которые применяются в отношении индивидов, семей |или групп для профилактики или лечения. Общественная работа, админи­стративная деятельность и планирование не признается ими в качестве психосоциальной работы, хотя и в этом могут быть определенные элемен-ы психоаналитической теории. Бернлер и Йонсон используют в своей >оте понятия «оно», «я» и «сверх я», «противостояние», «сублимация», итилирование» и «механизмы защиты». Все эти понятия заимствова­ны из психоаналитической теории.

а ютас-людьми, находящимися в депрессии после ранее пережитых

вли ^Ю1цихкРи311сС'В,была воспринята социальной работой ипо-

инл ' ^ РазВитие- Модели кризисов объясняют кризисы отдельных

Ой и ТУ"11- Они призваны объяснить состояние и поведение лю-



Кейеворкпосле включения психоаналитической теории - student2.ru яей в пограничных ситуациях, то есть ситуациях, требования превышают способности человека. Шведский исследователь Юхан У берг (Cullberg, 197S) заимствовал понимание развития человека, ей та и периодов ранимости из психоаналитической теории. Он про» разграничение между кризисами развития, связанными с жизненным^ нами, в понимании Эриксона, и травматическими кризисами. Он ря ботал теорию, объясняющую реакции человека в кризисных ситу аци последствиях выхода из кризиса за допустимые границы. Из психоло «Эго»были заимствованы знания о необходимых условиях челов^ ких ресурсов и условиях роста.

Методы лечения тесно связаны с фазами реакции на кризис. Гпа роль здесь отводится эмоциональной поддержке и выходу эмоций. Ц такой работы является не допустить начала лечения, исходя из вну ней реальности и прошлых переживаний. Кульберг подчеркивает,-при понимании ситуации необходимо уяснить, какое значение для в реннего мира данного человека имело то или иное событие, чтобы со вить биографию пациента и историю проблемы. Два человека могут всем по-разному отреагировать на одно и то же событие, напри потерю близкого человека. «История болезни» конкретного паци. может отчасти объяснить разницу в реакциях. Далее различия мо: объяснить жизненной ситуацией пациента. Кроме того, имеют значе социальные условия, ситуация в семье и система связей индивида.

В работе над кризисами часто подчеркивается, что кризисы и криз! ные реакции являются не болезненным состоянием, а здоровой реакци когда фундамент «трясет». Целью работы с людьми в состоянии крши является укрепление внутренних сил пациента, чтобы кризис могеа ственно перейти к своему разрешению и переориентации. Цель состо не в том, чтобы способствовать отрицанию ситуации и попыткам в1 нуться к ранее потерянному, а в том, чтобы поддерживать пациента сопротивлении реальности и противодействии ее искажению. Челов* ставший жертвой кризиса, должен получить возможность пережить бо и другие тяжелые чувства, которые кризис может вызывать, наприч чувство вины. Социальный работник должен играть для пациента р01 стабилизирующего фактора и давать ему надежду на то. что соверШв ный хаос и буря возбуждения, вызванные кризисом, утихнут со в

В последнее десятилетие оформилась психиатрия кризисов как ме* дика работы слюдьми, пострадавшими от событий настолько сильна что они вызывали выход наружу кризисных реакций у большинства " циентов. Развитие методов работы с людьми в кризисных ситуациях ^

на междисциплинарной основе, где социальная работа является Гшь одной из целого ряда специальностей.

Знания и идеи работы с кризисами используются в других сферах со-ьнои работы и влияют на общее понимание проблем и диспозиции к 'ействию. g последние годы огромное внимание уделяется социальной нфраструктуре(Fyrand,!994).

В 1950-60-х годы наблюдался рост интереса к формам социальной аботы, ориентированным на семью.

Модели действия при работе с семьей имеют под собой различные еоретические корни. В моделях, отталкивающихся от психоаналитичес-ой теории, центральным является понятие «дисфункциональной семьи». ;десь прослеживается связь с теорией систем, однако в общем контексте сиходинамических моделей дисфункция родителей, ненадлежащее вы-олнение ими своей роли рассматривается в свете их предшествующих ереживаний. Чтобы понять причины проблем, которые испытывают дети таких семьях, проводится изучение дисфункции семьи с акцентом на арактер выполнения родителями своей роли, с одной стороны, и преды-.ущего опыта родителей, с другой. Бессознательные процессы, механиз-1ы защиты, развитие личности по психосоциальным фазам и теория отно-ения к объектам занимают центральное место в моделях работы с семьей. Кари Киллен Хип (Heap, 1988) в своей диссертации «Ухудшение заботы о детях и неправильное обращение с детьми» описывает модель, которую также можно отнести к психосоциальной традиции. Она подчер­кивает, что предлагаемая ею модель использует целостный подход, имея в то же аремя корни в традиции кейеворка, и в частности деятельности Коллис.

В работе с детьми, получающими недостаточную опеку, она считает амым главным проведение психосоциальных исследований и диагнос­тики ситуации ребенка и всей семьи. Важно, подчеркивает она, чтобы это №ла не просто констатация факта, но полноценное описание проекта, acei о, что происходит и уже произошло в семье. Центральное место в ее ^ одели занимают психодинамические понятия. Она пишет следующее о ли психологии «эго» в своей модели: «Важно понять, как люди —дети . рослые — относятся к своему окружению и развиваются во взаимо-LrvTo И С НИМ' ^СИХОЛОГ1ИЯ <<я>> занимает центральную и интегрирую-м'ч>ЛЬ В М°дели'то есть она создает устойчивую связь между понима-рктивн еч1_еСкого восприятия своих связей с окружающим миром и его Ролевы Д6ИСТВИИ в Римках этих отношений, психологическим грузом, ожиданиями и способами управления человека своим внутрен-

5!

Кейеворкпосле включения психоаналитической теории - student2.ru ним миром и своим взаимодействием с другими людьми. Теории психологии «я», касающиеся формирования личности, имею г основл лагающее значение для нашей модели. Мы имеет в виду идеи Ф «я» и механизмах его защиты, а также теории формирования лично» сформулированные Эриксоном» (Heap, 1998:137).

Детские переживания самих родителей и их прошлый опыт заним* центральное место в модели Хип для понимания частящей жизнен) ситуации. Хип, также как и Холлис и другие создатели современных! ходинамических моделей, использует теорию систем для анализа фу ции семьи в формировании отношения к остальному миру.

Ценностные ориентации сфокусированы на внутренних процесс»

Классическая теория психоанализа (изначально предложенная р дом) строится вокруг идеи психического детерминизма, что озкач; что наше поведение, чувства, действия и реакции имеют свою прими Эти причины всегда можно обнаружить в прошлом опыте. Подави щее большинство этих причин неосознано, но тем не менее их роль оч велика. Узнать о своем бессознательном можно, анализируя сньдворки и ассоциации. Часто используются сравнения с айсбергом, ко на поверхности мы видим лишь незначительную его часть, верхушк основная масса льда скрыта от нас. Тем не менее реально существ весь айсберг, и это имеет для нас свои последствия. Фрейд утвержд что ни одно из наших действий не явлнется случайным, несмотря на что невозможно мгновенно обнаружить связь между причиной и ел ствием (Freud, 1972).

Фрейд считал, что человеком в очень значительной степени управ ют эти процессы, большинство из которых является неосознанными считал, что осознанные силы а человеке находятся в подчиненном па жении по отношению к бессознательному. Энергия дается человеку рождении, а рост происходит как бы изнутри, Окружающие условия гут препятствовать росту или замедлять его, в то время как отношен другими людьми и обществом не имеют столь важного значения. Тео инстинктов Фрейда базируется на идее о том, что биологические инст кты являются определяющими в поведении человека. Свободная в< человека не имеет места в этой теории. Человек пассивно следует евс инстинктам и своим психическим процессам, большинство из кото? бессознательны (там же).

Фрейд считал, что общество является препятствием, не нозвоЛ щим человеку жить в соответствии с принципом удовольствия. ОбШеС

■нностямии нормами «останавливает» индивида и заставляет его еГ° снять или смягчать свои инстинкты. blTfn рйд пишет о «хороших возможностях» первобытного человека соответствии с принципом удовольствия, в то время как сама жизнь КйТЬ -ораадо более случайной и полной неопределенностей. Тяжелые ЫЛ вия жизни не позволяли счастью длиться долго. «Культурный чело-обмен на лучшие условия жизни отказался от своего счастья. В то

оемя втеории Фрейда открыта идея о необходимости контроля обще­ства над инстинктами людей ради недопущения хаоса.

В ходе развития психоаналитической теории и как следствие влия-

теории Эриксона человек стал пониматься как активно формируемое -ущеетво. Эриксон называет три типа процессов, управляющих поведе­нием человека: эго-процессы, процессы организма и социальные процес-ы (Erikson, 1974). Человек понимается как биологический организм, который обладает «эго» и является в то же время членом общества. Он читает, что эти три аспекта необходимо рассматривать в их взаимосвя-ш, хотя возможно описать их и по отдельности. При описании кризисов )азвития он уделяет большое внимание позитивным возможностям разви­тия индивида.

Этот более активный взгляд на человека, предложенный Эриксо-1ом, укрепился в современных психодииамических моделях социальной эаботы. Человек признается продуктом биологических, психологичес­ких и социальных процессов. В то же время считается, что человек сам :очдает окружающие условия, которые, в свою очередь, также влияют 4й индивида. Важное место в социальных процессах занимает взаимо­действие с ближайшим окружением и непосредственным окружающим чиром. В этих моделях в фокусе внимания находится индивид, а струк­турные отношения в обществе не играют сколько-нибудь значительной роли, кроме того, что определяют границы и предоставляемые челове­ку возможности.

Наши рекомендации