Стратегия, программа и методы социологического исследования 5 страница

Применение эксперимента в социологическом исследовании связано с рядом трудностей, которые не позволяют в некоторых случаях добиться чистоты эксперимента, так как далеко не всегда оказываются учтенными воздействия на экспериментальные фак­торы дополнительных переменных или случайных факторов. Кро­ме того, социальный эксперимент, в той или иной мере затрагивает интересы конкретных людей, в связи с чем возникают определен­ные этические проблемы в его организации, а это сужает пределы применения эксперимента и требует повышенной ответственности от социологов при его подготовке и осуществлении.

Эксперимент в социологическом исследовании часто бывает органически связанным с наблюдением. Но если наблюдение ис­пользуется в первую очередь для формулирования гипотез, то со­циальный эксперимент ориентирован на проверку сформулиро­ванных гипотез, поскольку он позволяет установить причинно-следственные зависимости внутри изучаемых социальных объек­тов и (или) в их связях с другими объектами.

Значимость эксперимента в социологических исследованиях определяются тем, что он, во-первых, позволяет получать новые знания об изучаемых социальных объектах, во-вторых, дает воз­можность подтвердить или опровергнуть выдвигаемые исследова-

19 Зак 2030



стратегия, программа и методы социологического исследования 5 страница - student2.ru телями гипотезы, в-третьих, позволяет получать практически зна­чимые результаты, которые можно реализовать в целях повыше­ния эффективности функционирования изучаемого объекта, в-четвертых, дает исследователям возможность изучить не только ранее известные, явные функции изучаемого объекта, но и функ­ции латентные, ранее не проявляющиеся или скрытые от внимания специалистов, и, наконец, в-пятых, открывает для исследователей своими результатами новое социальное пространство для форму­лирования и обоснования новых теоретических концепций разви­тия тех или иных сфер, явлений и процессов социальной действи­тельности.

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. В чем заключена сущность социологического эксперимента?

2. Что такое независимая переменная (экспериментальный фактор) и
зависимая переменная в эксперименте?

3. Какова структура социального эксперимента?

4. Какие этапы включает в себя проведение социального эксперимента?

5. Какие типы социальных экспериментов вы знаете?

6. В чем проявляются особенности полевого эксперимента"7

7. Каковы особенности и значимость мысленного эксперимента?

8. Чем определяется значимость эксперимента в социологических ис­
следованиях?

Литература

1. Андреенков В.Г. Эксперимент //Социология /Под ред. Г.В. Осипова..
Гл. 11. §4. М., 1996.

2. Гречихин В.Г. Эксперимент в социологическом исследовании //Лек­
ции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.

3. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и
прикладных исследованиях. М., 1980.

4. Куприян А.П. Проблема эксперимента в аспекте общественной прак­
тики. М, 1981.

5. Эксперимент в конкретном социологическом исследовании //Рабо­
чая книга социолога. М, 1983.

6. Эксперимент в социологическом исследовании //Методы сбора ин­
формации в социологических исследованиях. Кн. 2. М., 1990.

7. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа,
методы. М., 1987.

Глава 39. МАССОВЫЙ ОПРОС

И ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ

Одним из наиболее распространенных и популярных мето­дов сбора первичной социологической информации является оп­рос. Как показывает анализ публикаций, содержащих результаты эмпирических социологических исследований, проведенных в Бе­ларуси, России, Украине, свыше 70 % из них содержат данные, полученные методом опроса. Широкая его распространенность, особенно в последние годы, когда опросы проводятся по различ­ным поводам — для выяснения мнения населения о кандидатах в президенты и депутаты, о предпочитаемых марках сигарет или моющих средств, о наиболее острых проблемах, волнующих лю­дей, о желательности или нежелательности распространения стра­ховой медицины и т.п., даже привела в довольно широких кругах общественности к совершенно неоправданному представлению, будто проведением опросов и ограничиваются задачи социологии. На самом же деле опрос представляет собой только один из мно­гих методов сбора эмпирической социологической информации, используемой социологами наряду, а иногда и вместе с другими ме­тодами. Широкая же его применимость объясняется, во-первых, тем, что вербальная, словесная информация, регистрируемая в про­цессе опроса, гораздо многообразнее и богаче невербальной, во-вторых, тем, что суждения, оценки, мнения людей, которых опра­шивают во время проведения данной исследовательской процедуры, никакими иными методами (наблюдением, экспериментом), кроме опроса, выяснить невозможно, в-третьих, возможностью его много­кратного повторения и тиражирования на различные группы людей, на различные регионы и в различное время, в-четвертых, относи­тельной дешевизной его проведения.

Что же такое опрос.

Опрос - это метод сбора первичной социологической инфор­мации посредством устного и письменного обращения исследова­теля к определенной совокупности людей (респондентов) с вопро­сами, содержание которых освещает изучаемую проблему на уров­не эмпирических показателей, последующей регистрации и стати­стической обработки полученных ответов, а также их теоре­тической интерпретации.

Поскольку опрос представляет собой процедуру, в процессе которой социолог обращается ко множеству людей (респондентов)



с вопросами с целью получения интересующих его сведений, важ­ное не только практическое, но и теоретическое и методическое значение приобретает выяснение инструментальной функции во­проса. В социологическом опросе респондентов вопрос - это включенное в анкету или бланк интервью высказывание исследо­вателя (чаще всего в форме вопросительного мнения), адресуемое респонденту и требующее от него более или менее содержательно­го ответа. В силу этого вопрос составляет запрограммированный исследователем акт взаимной коммуникации респондентами в письменной (анкетирование) или устной (интервью) форме. А ин­струментальная функция вопроса в обоих случаях состоит в том, чтобы получить информацию, необходимую для решения исследо­вательской проблемы. В качестве основного носителя информации выступают ответы респондентов на поставленные вопросы, их вербальные реакции на вопросительные высказывания исследова­теля. Список подобных высказываний, при помощи которых осу­ществляется запланированное получение ответов по интересую­щей исследователя проблеме, и представляет собой вопросник.

В большинстве случаев преобладание метода опроса обу­словлено особенностями изучаемых социальных явлений и про­цессов. В частности, в таких направлениях исследований, как изу­чение общественного мнения, конъюнктуры спроса на те или иные виды товаров, профессиональных ориентации молодежи, аудито­рии средств массовой информации, электоральных предпочтений тех или иных групп населения, именно опрос традиционно высту­пает ведущим методом сбора эмпирических социологических дан­ных. Этот метод реализует свои познавательные возможности с помощью непосредственных индивидуальных контактов каждого отдельного респондента с каждым отдельным вопросником (анке­той). Результаты социологического опроса складываются на базе определенного выборкой множества межличностных взаимодей­ствий диалогового типа, развивающихся по схеме: исследователь -вопросник- респондент, либо исследователь- вопросник- анке­тер (интервьюер)- респондент. Чтобы ответы респондентов обес­печили исследователя необходимой ему для решения исследова­тельской задачи, исследователь должен знать: о чем именно спра­шивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Добавив несколько других условий, как-то: кого спрашивать, где вести бе-



седу, как обрабатывать данные и нельзя ли узнать все эти вещи, не прибегая к опросу, мы получим более или менее полное представ­ление о возможностях этого метода.

Нет ничего более вредного и опасного для социологии, чем широко распространившееся в последнее время мнение о том, что составление программы обследования и вопросника (анкеты) — за­дача, доступная каждому желающему. Приступы анкетомании, особенно в период подготовки избирательных компаний по выбо­рам в парламент или местные органы власти, являются результа­том запросов и деятельности дилетантов, которые, во-первых, не могут привести к желаемому результату, а, во-вторых, способны только дискредитировать социологию. Для того, чтобы убедиться в том, насколько трудоемко и какой квалификации требует прове­дение анкетирования, остановимся подробнее на структуре анкеты и на типах вопросов, ее составляющих.

Структура социологической анкеты обычно состоит из сле­дующих блоков (групп вопросов): 1) событийная информация -вопросы о существующей в стране ситуации, происходящих в ней событиях или о деятельности респондентов; 2) оценки респонден­тами тех или иных явлений социальной жизни; 3) мотивы поведе­ния респондентов и высказываемых ими оценок; 4) данные о лич­ности респондента - пол, возраст, профессия и т.п. (так называе­мая паспортичка).

Наименьшие трудности обычно вызывают у респондентов вопросы первого блока. Например, в ответах на вопрос, какими сторонами своей жизни удовлетворены различные группы населе­ния, респонденты не испытывают трудностей при ответах на во­просы о материальной обеспеченности, удовлетворенности уров­нем заработной платы, охраной окружающей среды, медицинским обслуживанием и т.п. Более затруднительными для них иногда оказываются ответы на вопросы о том, как они оценивают уровень своего благосостояния, что больше всего осложняет их жизнь и др. Еще больше трудностей возникает при ответах на вопросы о моти­вах своего поведения или своих оценок каких-либо событий и лиц, например, при ответах на вопрос, почему решили остаться прожи­вать в районах, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, по­чему избрали при поступлении в вуз ту или иную специальность и т.д., т.е. при ответах на вопросы третьего блока анкеты, где чаще появляются ответы типа: "не знаю", "затрудняюсь ответить". По-


стратегия, программа и методы социологического исследования 5 страница - student2.ru


водстве, учебном заведении и т.п., о роде деятельности респондента. Например, при проведении опроса респондентам задают вопрос о месте их работы, а в предполагаемом ответе содержится несколько возможных вариантов: "на государственном предприятии", "в ком­мерческой организации", "на предприятии негосударственной фор­мы собственности", "нигде официально не работаю" и др.

2. Вопросы о мнениях, имеющие целью выяснение мнения
опрашиваемых относительно тех или иных социальных, экономи­
ческих, политических событий, существующей в стране, в регио­
не, на предприятии и т.п. ситуации. Скажем, во время проведения
опроса о приватизации собственности респондентам задают такие
вопросы: "Как, по Вашему мнению, изменится положение вашего

г предприятия в случае его приватизации?" или "Как Вы думаете, что значит "добиться успеха в жизни" в современных условиях?"

3. Вопросы о знаниях, ориентированные на выяснение того,
что и в какой мере знает респондент об интересующей исследова­
теля проблеме, ситуации и т.п. Например, в процессе опроса раз­
личных групп населения об отношении их к Союзу России и Бела­
руси, в анкете был сформулирован блок вопросов, имеющих це­
лью выяснить, из каких источников респонденты узнали об этом

^союзе, читали ли они Устав Союза, другие документы по этому поводу.

4. Вопросы об оценках, имеющие целью узнать оценку рес­
пондентами тех или иных явлений, процессов, событий. Примером
Ьдесь могут служить часто встречающиеся в анкетах вопросы ти-
• па: "Как бы Вы оценили современную социально-экономическую

ситуацию в Беларуси?" с вариантами ответов: "ситуация улучша­ется", "ситуация ухудшается", "ситуация стабилизируется", "за­трудняюсь ответить" и т.п. или вопрос: "Как Вы оцениваете дея­тельность местных органов власти?"

5. Вопросы об отношении респондентов к каким-либо про­
цессам, явлениям, органам власти, партиям и т.д. Примером может

■ служить блок вопросов: "Как Вы относитесь к частной собствен­ности на землю? К колхозно-совхозной собственности? К фермер­ским хозяйствам? К приватизации промышленных предприятий? К приватизации торговли и бытового обслуживания? К привлече­нию в экономику иностранного капитала? и т.п.

6. Вопросы о мотивах, ориентированные на выяснение субъ­
ективных представлений респондентов о мотивах их поступков

стратегия, программа и методы социологического исследования 5 страница - student2.ru или оценок. Например, респондентам анкетер задает такой вопрос: "Если Вы собираетесь сменить место работы, то чем это вызвано?" с возможными вариантами ответов, "неинтересная работа", "низ­кая зарплата", "плохие отношения с администрацией", "нет надеж­ды на профессиональное и должностное продвижение" и т.п. или у женщин выясняют, почему они не хотели бы увеличения количе­ства детей в семье с соответствующими подсказками. Как правило, именно такие вопросы вызывают наибольшие затруднения, так как пытаясь прямолинейными вопросами "в лоб" выяснить истинные мотивы поведения опрашиваемых, социолог хочет решить задачу, которая не всегда по силам не только респонденту, но и самому исследователю. Дело в том, что мотивация поступков и оценок оп­ределяется не только сознанием, что можно более или менее точно выразить в словах, но и подсознательными импульсами, трудно поддающимися вербализации. Поэтому именно данный блок во­прос наталкивается на ситуацию, когда респондент не может или не хочет искренне отвечать на поставленный в анкете вопрос.

По своей логической направленности вопросы в социологи­ческой анкете также делятся на несколько типов (рис. 73).

Основные вопросы - это такие высказывания в опроснике, на основе ответов на которые исследователь получает большую часть интересующей его информации об исследуемом социальном объ­екте. Именно такие вопросы составляют самую существенную по объему и по значимости часть анкеты, а потому ответы на них служат основным строительным материалом для выводов.

Контрольные вопросы используются для проверки устойчи­вости, правильности, непротиворечивости и искренности ответов респондента. Например, основной вопрос "Удовлетворены ли Вы своей работой?", сопровождаемый пятичленной шкалой ответов: "вполне удовлетворен", "в основном удовлетворен", "скорее не удовлетворен, чем удовлетворен", "скорее удовлетворен, чем не удовлетворен", "не удовлетворен", дополняется двумя контроль­ными вопросами: "Хотели бы Вы перейти на другую работу" (от­веты: "да" - "нет" - "не думал") и "Если бы Вы оказались временно безработным и Вам предложили бы несколько вариантов, в том числе и прежнюю работу, вернулись бы Вы на прежнее место ра­боты?" Учет ответов на эти контрольные вопросы позволяет выяс­нить насколько искренними, удовлетворенными и продуманными были ответы респондента на основной вопрос.

I

Вопросы-фильтры предназначены в тех случаях, когда ис­комая информация может быть получена не от всей совокупности опрашиваемых, а только от определенной ее части. Каждый такой блок вопросов открывается вопросом-фильтром, который сопро­вождается отсылкой - к заполнению какого вопроса следует пере­ходить интервьюеру, чтобы выделить носителей необходимой ин­формации. Допустим, проводится маркетинговое исследование, одной из задач которого является определение, какие марки сига­рет и почему предпочитают респонденты. В таком случае один из вопросов формулируется так:

Q2. "Какие из перечисленных продуктов Вы лично употреб­ляете в последнее время постоянно или время от времени? "

В качестве возможных ответов на прилагаемой карте называ­ются: жевательная резинка, печенье, сигареты, кофе, чай, конфеты и т.п. Затем используется вопрос-фильтр: "Если упомянуты сигаре­ты — продолжайте дальше, если сигареты не упомянуты — пере­ходите к Q4 ".

Q3. "Какие из перечисленных табачных продуктов Вы упот­ребляете? "

сигареты с фильтром £]

сигареты без фильтра Q

папиросы □

трубка или сигары Q]

самокрутка Q

Q4. "Вы когда-либо в прошлом курили сигареты фабричного производства или нет?"

да □нет Q

В случае "нет" переходите к разделу "Демография".

Q5. "Какую марку сигарет Вы чаще всего курите в настоя­щее время?"

По характеру ответов или технике заполнения анкеты вы­деляются следующие типы вопросов (рис. 73).

Закрытые вопросы, ответы на которые респондент выбирает из предложенных ему в анкете или интервьюером вариантов. Та­ким образом, закрытый вопрос - это вопрос с подсказками, когда отвечающий выбирает наиболее приемлемый для него вариант от­вета. В этом типе вопросов есть разновидности. Первая из них: во­прос-меню. Это такой вопрос, в котором респонденту предлагается



целый веер вариантов ответов и он может выбрать несколько из них, предположим, "обед из трех блюд", т.е. три варианта. Напри­мер, на содержащийся в анкете вопрос "Какие источники доходов использует Ваша семья?", респонденту предлагается следующий набор вариантов ответа: заработная плата по основному месту ра­боты, временные подработки, совместительство, собственное дело (предпринимательство), фермерство, пенсия, стипендия, пособие, помощь родственников, дачный участок. Предположим, он выби­рает три из названных позиций: 1. Заработная плата по основному месту работы; 2. Совместительство; 3. Дачный участок. Это и есть группа ответов на вопрос-меню.

Дихотомические (альтернативные) вопросы предполагают ответы опрашиваемых по принципу "да - нет", носят взаимоис­ключающий характер, а сами альтернативы должны быть уравно­вешены. Пример такого вопроса: "Случалось ли Вам за последний год попадать в ситуацию, когда ущемлялись Ваши права?", кото­рый предполагает только два дихотомических варианта ответа: либо "да", либо "нет".

Открытый вопрос дает респонденту возможность самостоя­тельно сформулировать ответ, отражающий неповторимую инди­видуальность знаний, оценок, мнений, убеждений опрашиваемого. В таком случае респондент вписывает свой ответ в несколько пус­тых строк анкеты, специально для этого предназначенных, или же, в случае проведения интервью, социолог-интервьюер записывает такой ответ в предварительно составленном классификаторе. Сле­довательно, в открытых вопросах респонденту не предлагается ни­каких подсказок, поэтому, отвечая на них, опрашиваемый совер­шенно самостоятелен в выборе содержания и формы ответа. При­мером вопроса такого типа является вопросительное суждение, адресуемое опрашиваемому или интервьюируемому лицу, - "Ка­кие профессии, специальности, на Ваш взгляд, наиболее престиж­ны в современных условиях?" В таком случае исследователь ожи­дает вполне самостоятельного ответа от опрашиваемого или ин­тервьюируемого. Однако в процессе обобщения ответов на откры­тые вопросы перед исследователем возникают дополнительные трудности, связанные с их классификацией и кодировкой, что не­избежно приводит к ограничению использования компьютера и замене его более громоздким и трудозатратным ручным счетом. Именно поэтому открытые вопросы используются в социологиче­ских исследованиях значительно реже, чем закрытые.

Полузакрытые вопросы - это такой тип вопросительных су­ждений, когда в перечне возможных ответов есть и такая позиция: "другое", "что еще", т.е. соединяются вместе признаки открытого и закрытого вопроса. Например, на вопрос "Как Вы думаете, что значит "добиться успеха в жизни"? Что здесь самое главное?" рес­понденту предлагается следующий веер вариантов ответа.

1. Зарабатывать много денег, иметь высокий доход.

2. Иметь все материальные блага: хорошую квартиру, дом,
машину и т.п.

3. Иметь высокое общественное положение.

4. Пользоваться значительным влиянием в обществе.

5. Реализовать свои способности в науке, политике, спорте
и т.п.

6. Добиться признания окружающих.

7. Прославиться, добиться широкой известности.

8. Жить без забот, в свое удовольствие.

9. Другое (напишите, пожалуйста).

Прямые вопросы — это такой тип вопросов, который позво­ляет выяснить позицию или отношение к какой-либо проблеме, событию, факту и т.п. Например, "Боитесь ли Вы оказаться безра­ботным?"

Косвенные вопросы - это такие вопросы, которые задаются в таких случаях, когда респондента не вполне удобно о чем-то спрашивать прямо или имеется предположение, что на них не бу­дет получено искренних ответов. Такие вопросы чаще всего выра­жаются в следующей форме: "Принято считать, что... А каково Ваше мнение на этот счет?"

Какую бы разновидность вопросов ни использовал социолог при составлении анкеты, он всегда должен обеспечить опраши­ваемому возможность отказаться от ответа или обойти его, если испытывает при этом определенные затруднения. Поэтому форму­лировки вопросов обычно предусматривают такие варианты отве­тов, как "не знаю", "затрудняюсь ответить" и др.

Процесс составления анкеты представляет собой не механи­ческое объединение различных вопросов, интересующих исследо­вателя, а логическое построение своеобразного "сценария" ситуа­ции опроса, в котором исследователь прямо или косвенно (через анкету) общается с респондентом, выступающим источником ин­формации. Поэтому эта операция поручается обычно наиболее

квалифицированным и опытным социологам: ведь от качества во-j просника в решающей степени зависит и качество, достоверность полученной в ходе опроса информации.

Важнейшее значение имеет конструкция анкеты, располо­жение в ней вопросов. Какого-либо единого алгоритма ее построе­ния не существует, однако в социологическом мире общепризнан­но, что в начале анкеты целесообразно помещать простые вопро­сы, оставив наиболее сложные на середину или даже на заключи­тельную часть (так называемый метод воронки). В той же после­довательности обычно размещаются общие и частные вопросы: здесь движение вопросительных предложений происходит от об­щего к конкретному. Особое внимание при разработке анкеты должно быть уделено первым вопросам, так как респондент может испытывать некоторый дискомфорт и даже настороженность в связи с выбором именно его как источника информации. Тем бо­лее, если ему неизвестны или непонятны цели исследования. Вполне возможные затруднения подобного характера призвано устранить обращение к респонденту, помещаемое в начале анкеты. Например, в проведенном в 1998 г. Институтом социологии На­циональной Академии наук Беларуси исследовании экономическо­го поведения населения в период перехода к рынку, отмечалось, что социально-экономическая ситуация в республике остается сложной и неустойчивой, чем вызвано множество различных суж­дений о перспективах экономического развития. В связи с этим исследовательский коллектив обращался к респондентам с прось­бой высказать свое собственное мнение по обсуждаемым вопро­сам, уточняя, что полученные материалы опроса будут обрабаты­ваться на ЭВМ и использоваться только в обобщенном виде, а это позволит сформулировать научно обоснованные рекомендации по улучшению рассматриваемой ситуации.

Все вопросы анкеты должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключить навязывание респонденту мнение социо­лога. Кроме того, они должны быть однозначно воспринимаемы всеми, не допускать различного толкования. При печати и наборе текста анкеты все вопросы нумеруются по порядку, а нумерацию вариантов ответов внутри каждого блока вопросов лучше нумеро­вать не цифрами, а порядковыми буквами алфавита. Следует ис­пользовать разный шрифт при печатании вопросов и ответов, для оживления текста анкеты и снятия психологического утомления

респондента рекомендуется использовать рисунки. Нельзя разры­вать текст вопроса и переносить его со страницы на страницу, по­тому что это затрудняет восприятие респондентом текста как цело­го. Анкета должна предусматривать место для записи ответов на от­крытые вопросы и иметь стрелки-указатели переходов от одних во­просов к другим в случае использования вопросов-фильтров.

Независимо от того, насколько тщательно разработана анке­та, желательно осуществить ее эмпирическую проверку в пробном (пилотажном) исследовании. Цель такого исследования - прове­рить, соответствует ли разработанный инструментарий целям и за­дачам исследовательской программы, эффективно ли срабатывают выделенные вопросы, однозначно ли они воспринимаются респон­дентами, способны ли ответы на них дать адекватную, достовер­ную информацию об изучаемом объекте. Для пилотажного иссле­дования из выборочной совокупности обычно выбирается подвы-борка объемом около 50 человек, в которую желательно включить представителей всех выделенных групп (например, рабочих, пред­принимателей, инженеров, учителей, пенсионеров, студентов). Од­ной из наиболее эффективных форм пилотажного опроса является групповое обсуждение текста анкеты с 3-4 респондентами, при ко­тором социолог инициирует критический разбор всех вопросов ан­кеты, чтобы выявить возможные разногласия в интерпретации фор­мулировок вопросов, степень "работоспособности" последних и, в случае необходимости, внести корректировки в текст вопросника.

Основной процедурой опроса является анкетирование. По числу опрашиваемых различаются групповое и индивидуальное анкетирование. Чаще всего применяется групповая его разновид­ность.

Групповое анкетирование - это метод единовременного письменного опроса группы опрашиваемых, собранных в опреде­ленное время и в определенном месте (аудитория) и осуществляе­мый в соответствии с требованиями выборочной процедуры. Обычно этот процесс проводится или по месту работы, но группо­вой опрос может проводиться в местах отдыха и развлечения, и в транспортных средствах (поездах, автобусах, пароходах), и в мес­тах ожидания (вокзал, аэропорт), и среди прохожих на улицах.

Использование группового опроса обычно бывает связано с типом выборки. Например, групповое анкетирование трудно и не­целесообразно совмещать со случайной выборкой на основе спи-

сков избирателей, так как объединить в одну группу респондентов, у каждого из которых известен только домашний адрес, очень сложно из-за различного времени и места их работы, нежелания людей изменять свои планы на тот или иной день, отсутствия под­ходящего помещения и т.п. Совсем иное дело, когда строится квотная или случайная выборка из работников одного предпри­ятия, так как гораздо легче собрать вместе людей, работающих вместе, в одно и то же время, выбрав подходящее для этого место и часы суток.

Непосредственное руководство групповым опросом осуще­ствляет профессиональный социолог. Наиболее удачно проходят, как свидетельствует опыт, групповые опросы при численности ау­дитории 10-20 человек. Если группа возрастает до 25-30 человек то руководителю желательно иметь и ассистентов. В задачу руко­водителя, проводящего опрос, входит краткое и четкое разъясне­ние целей и задач исследования, техники заполнения анкеты, соз­дание в аудитории социально-психологической атмосферы, спо­собствующей заполнению опросных лисов, организации возврата заполненных документов. Он должен обладать не только опреде­ленной квалификацией и опытом, но и навыками работы с аудито­рией (умение располагать к себе аудиторию, сосредоточить вни­мание людей на основных моментах, учитывать специфику соста­ва опрашиваемых, их настроение и т.п.). Функции ассистентов в таком случае заключаются в раздаче и сборе анкет, в контактах с отдельными членами группы, когда возникает необходимость в разъяснении непонятных для них вопросов и т.д. Ассистентами могут быть и непрофессиональные социологи, но обязательно лю­ди хорошо знакомые с содержанием проводимого опроса, техни­кой заполнения анкеты, правилами общения с респондентами в условиях опроса.

Групповые анкетные опросы в том случае, когда они хорошо подготовлены и организованы, проводятся на высоком профессио­нальном уровне- вполне надежное, эффективно действующее и не­заменимое средство изучения общественного мнения, жизненных позиций людей, мотивации их поведения и высказываемых ими оценок, их отношения к различным сферам общественной жизни, протекающим в них социальным явлениям, процессам и событиям.

При проведении индивидуального анкетирования с помощью раздаточной анкеты проводящий опрос социолог либо вручает ан-

кету респонденту, договариваясь о сроке возврата ее при повтор­ной встрече, либо, объяснив цели опроса и правила заполнения опросного листа, дожидается, когда респондент завершит эту про­цедуру и вернет анкету.

Наши рекомендации