Стратегия, программа и методы социологического исследования 5 страница
Применение эксперимента в социологическом исследовании связано с рядом трудностей, которые не позволяют в некоторых случаях добиться чистоты эксперимента, так как далеко не всегда оказываются учтенными воздействия на экспериментальные факторы дополнительных переменных или случайных факторов. Кроме того, социальный эксперимент, в той или иной мере затрагивает интересы конкретных людей, в связи с чем возникают определенные этические проблемы в его организации, а это сужает пределы применения эксперимента и требует повышенной ответственности от социологов при его подготовке и осуществлении.
Эксперимент в социологическом исследовании часто бывает органически связанным с наблюдением. Но если наблюдение используется в первую очередь для формулирования гипотез, то социальный эксперимент ориентирован на проверку сформулированных гипотез, поскольку он позволяет установить причинно-следственные зависимости внутри изучаемых социальных объектов и (или) в их связях с другими объектами.
Значимость эксперимента в социологических исследованиях определяются тем, что он, во-первых, позволяет получать новые знания об изучаемых социальных объектах, во-вторых, дает возможность подтвердить или опровергнуть выдвигаемые исследова-
19 Зак 2030
телями гипотезы, в-третьих, позволяет получать практически значимые результаты, которые можно реализовать в целях повышения эффективности функционирования изучаемого объекта, в-четвертых, дает исследователям возможность изучить не только ранее известные, явные функции изучаемого объекта, но и функции латентные, ранее не проявляющиеся или скрытые от внимания специалистов, и, наконец, в-пятых, открывает для исследователей своими результатами новое социальное пространство для формулирования и обоснования новых теоретических концепций развития тех или иных сфер, явлений и процессов социальной действительности.
Вопросы для самоконтроля и повторения
1. В чем заключена сущность социологического эксперимента?
2. Что такое независимая переменная (экспериментальный фактор) и
зависимая переменная в эксперименте?
3. Какова структура социального эксперимента?
4. Какие этапы включает в себя проведение социального эксперимента?
5. Какие типы социальных экспериментов вы знаете?
6. В чем проявляются особенности полевого эксперимента"7
7. Каковы особенности и значимость мысленного эксперимента?
8. Чем определяется значимость эксперимента в социологических ис
следованиях?
Литература
1. Андреенков В.Г. Эксперимент //Социология /Под ред. Г.В. Осипова..
Гл. 11. §4. М., 1996.
2. Гречихин В.Г. Эксперимент в социологическом исследовании //Лек
ции по методике и технике социологических исследований. М., 1988.
3. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и
прикладных исследованиях. М., 1980.
4. Куприян А.П. Проблема эксперимента в аспекте общественной прак
тики. М, 1981.
5. Эксперимент в конкретном социологическом исследовании //Рабо
чая книга социолога. М, 1983.
6. Эксперимент в социологическом исследовании //Методы сбора ин
формации в социологических исследованиях. Кн. 2. М., 1990.
7. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа,
методы. М., 1987.
Глава 39. МАССОВЫЙ ОПРОС
И ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ
Одним из наиболее распространенных и популярных методов сбора первичной социологической информации является опрос. Как показывает анализ публикаций, содержащих результаты эмпирических социологических исследований, проведенных в Беларуси, России, Украине, свыше 70 % из них содержат данные, полученные методом опроса. Широкая его распространенность, особенно в последние годы, когда опросы проводятся по различным поводам — для выяснения мнения населения о кандидатах в президенты и депутаты, о предпочитаемых марках сигарет или моющих средств, о наиболее острых проблемах, волнующих людей, о желательности или нежелательности распространения страховой медицины и т.п., даже привела в довольно широких кругах общественности к совершенно неоправданному представлению, будто проведением опросов и ограничиваются задачи социологии. На самом же деле опрос представляет собой только один из многих методов сбора эмпирической социологической информации, используемой социологами наряду, а иногда и вместе с другими методами. Широкая же его применимость объясняется, во-первых, тем, что вербальная, словесная информация, регистрируемая в процессе опроса, гораздо многообразнее и богаче невербальной, во-вторых, тем, что суждения, оценки, мнения людей, которых опрашивают во время проведения данной исследовательской процедуры, никакими иными методами (наблюдением, экспериментом), кроме опроса, выяснить невозможно, в-третьих, возможностью его многократного повторения и тиражирования на различные группы людей, на различные регионы и в различное время, в-четвертых, относительной дешевизной его проведения.
Что же такое опрос.
Опрос - это метод сбора первичной социологической информации посредством устного и письменного обращения исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых освещает изучаемую проблему на уровне эмпирических показателей, последующей регистрации и статистической обработки полученных ответов, а также их теоретической интерпретации.
Поскольку опрос представляет собой процедуру, в процессе которой социолог обращается ко множеству людей (респондентов)
с вопросами с целью получения интересующих его сведений, важное не только практическое, но и теоретическое и методическое значение приобретает выяснение инструментальной функции вопроса. В социологическом опросе респондентов вопрос - это включенное в анкету или бланк интервью высказывание исследователя (чаще всего в форме вопросительного мнения), адресуемое респонденту и требующее от него более или менее содержательного ответа. В силу этого вопрос составляет запрограммированный исследователем акт взаимной коммуникации респондентами в письменной (анкетирование) или устной (интервью) форме. А инструментальная функция вопроса в обоих случаях состоит в том, чтобы получить информацию, необходимую для решения исследовательской проблемы. В качестве основного носителя информации выступают ответы респондентов на поставленные вопросы, их вербальные реакции на вопросительные высказывания исследователя. Список подобных высказываний, при помощи которых осуществляется запланированное получение ответов по интересующей исследователя проблеме, и представляет собой вопросник.
В большинстве случаев преобладание метода опроса обусловлено особенностями изучаемых социальных явлений и процессов. В частности, в таких направлениях исследований, как изучение общественного мнения, конъюнктуры спроса на те или иные виды товаров, профессиональных ориентации молодежи, аудитории средств массовой информации, электоральных предпочтений тех или иных групп населения, именно опрос традиционно выступает ведущим методом сбора эмпирических социологических данных. Этот метод реализует свои познавательные возможности с помощью непосредственных индивидуальных контактов каждого отдельного респондента с каждым отдельным вопросником (анкетой). Результаты социологического опроса складываются на базе определенного выборкой множества межличностных взаимодействий диалогового типа, развивающихся по схеме: исследователь -вопросник- респондент, либо исследователь- вопросник- анкетер (интервьюер)- респондент. Чтобы ответы респондентов обеспечили исследователя необходимой ему для решения исследовательской задачи, исследователь должен знать: о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Добавив несколько других условий, как-то: кого спрашивать, где вести бе-
седу, как обрабатывать данные и нельзя ли узнать все эти вещи, не прибегая к опросу, мы получим более или менее полное представление о возможностях этого метода.
Нет ничего более вредного и опасного для социологии, чем широко распространившееся в последнее время мнение о том, что составление программы обследования и вопросника (анкеты) — задача, доступная каждому желающему. Приступы анкетомании, особенно в период подготовки избирательных компаний по выборам в парламент или местные органы власти, являются результатом запросов и деятельности дилетантов, которые, во-первых, не могут привести к желаемому результату, а, во-вторых, способны только дискредитировать социологию. Для того, чтобы убедиться в том, насколько трудоемко и какой квалификации требует проведение анкетирования, остановимся подробнее на структуре анкеты и на типах вопросов, ее составляющих.
Структура социологической анкеты обычно состоит из следующих блоков (групп вопросов): 1) событийная информация -вопросы о существующей в стране ситуации, происходящих в ней событиях или о деятельности респондентов; 2) оценки респондентами тех или иных явлений социальной жизни; 3) мотивы поведения респондентов и высказываемых ими оценок; 4) данные о личности респондента - пол, возраст, профессия и т.п. (так называемая паспортичка).
Наименьшие трудности обычно вызывают у респондентов вопросы первого блока. Например, в ответах на вопрос, какими сторонами своей жизни удовлетворены различные группы населения, респонденты не испытывают трудностей при ответах на вопросы о материальной обеспеченности, удовлетворенности уровнем заработной платы, охраной окружающей среды, медицинским обслуживанием и т.п. Более затруднительными для них иногда оказываются ответы на вопросы о том, как они оценивают уровень своего благосостояния, что больше всего осложняет их жизнь и др. Еще больше трудностей возникает при ответах на вопросы о мотивах своего поведения или своих оценок каких-либо событий и лиц, например, при ответах на вопрос, почему решили остаться проживать в районах, пострадавших от Чернобыльской катастрофы, почему избрали при поступлении в вуз ту или иную специальность и т.д., т.е. при ответах на вопросы третьего блока анкеты, где чаще появляются ответы типа: "не знаю", "затрудняюсь ответить". По-
водстве, учебном заведении и т.п., о роде деятельности респондента. Например, при проведении опроса респондентам задают вопрос о месте их работы, а в предполагаемом ответе содержится несколько возможных вариантов: "на государственном предприятии", "в коммерческой организации", "на предприятии негосударственной формы собственности", "нигде официально не работаю" и др.
2. Вопросы о мнениях, имеющие целью выяснение мнения
опрашиваемых относительно тех или иных социальных, экономи
ческих, политических событий, существующей в стране, в регио
не, на предприятии и т.п. ситуации. Скажем, во время проведения
опроса о приватизации собственности респондентам задают такие
вопросы: "Как, по Вашему мнению, изменится положение вашего
г предприятия в случае его приватизации?" или "Как Вы думаете, что значит "добиться успеха в жизни" в современных условиях?"
3. Вопросы о знаниях, ориентированные на выяснение того,
что и в какой мере знает респондент об интересующей исследова
теля проблеме, ситуации и т.п. Например, в процессе опроса раз
личных групп населения об отношении их к Союзу России и Бела
руси, в анкете был сформулирован блок вопросов, имеющих це
лью выяснить, из каких источников респонденты узнали об этом
^союзе, читали ли они Устав Союза, другие документы по этому поводу.
4. Вопросы об оценках, имеющие целью узнать оценку рес
пондентами тех или иных явлений, процессов, событий. Примером
Ьдесь могут служить часто встречающиеся в анкетах вопросы ти-
• па: "Как бы Вы оценили современную социально-экономическую
ситуацию в Беларуси?" с вариантами ответов: "ситуация улучшается", "ситуация ухудшается", "ситуация стабилизируется", "затрудняюсь ответить" и т.п. или вопрос: "Как Вы оцениваете деятельность местных органов власти?"
5. Вопросы об отношении респондентов к каким-либо про
цессам, явлениям, органам власти, партиям и т.д. Примером может
■ служить блок вопросов: "Как Вы относитесь к частной собственности на землю? К колхозно-совхозной собственности? К фермерским хозяйствам? К приватизации промышленных предприятий? К приватизации торговли и бытового обслуживания? К привлечению в экономику иностранного капитала? и т.п.
6. Вопросы о мотивах, ориентированные на выяснение субъ
ективных представлений респондентов о мотивах их поступков
или оценок. Например, респондентам анкетер задает такой вопрос: "Если Вы собираетесь сменить место работы, то чем это вызвано?" с возможными вариантами ответов, "неинтересная работа", "низкая зарплата", "плохие отношения с администрацией", "нет надежды на профессиональное и должностное продвижение" и т.п. или у женщин выясняют, почему они не хотели бы увеличения количества детей в семье с соответствующими подсказками. Как правило, именно такие вопросы вызывают наибольшие затруднения, так как пытаясь прямолинейными вопросами "в лоб" выяснить истинные мотивы поведения опрашиваемых, социолог хочет решить задачу, которая не всегда по силам не только респонденту, но и самому исследователю. Дело в том, что мотивация поступков и оценок определяется не только сознанием, что можно более или менее точно выразить в словах, но и подсознательными импульсами, трудно поддающимися вербализации. Поэтому именно данный блок вопрос наталкивается на ситуацию, когда респондент не может или не хочет искренне отвечать на поставленный в анкете вопрос.
По своей логической направленности вопросы в социологической анкете также делятся на несколько типов (рис. 73).
Основные вопросы - это такие высказывания в опроснике, на основе ответов на которые исследователь получает большую часть интересующей его информации об исследуемом социальном объекте. Именно такие вопросы составляют самую существенную по объему и по значимости часть анкеты, а потому ответы на них служат основным строительным материалом для выводов.
Контрольные вопросы используются для проверки устойчивости, правильности, непротиворечивости и искренности ответов респондента. Например, основной вопрос "Удовлетворены ли Вы своей работой?", сопровождаемый пятичленной шкалой ответов: "вполне удовлетворен", "в основном удовлетворен", "скорее не удовлетворен, чем удовлетворен", "скорее удовлетворен, чем не удовлетворен", "не удовлетворен", дополняется двумя контрольными вопросами: "Хотели бы Вы перейти на другую работу" (ответы: "да" - "нет" - "не думал") и "Если бы Вы оказались временно безработным и Вам предложили бы несколько вариантов, в том числе и прежнюю работу, вернулись бы Вы на прежнее место работы?" Учет ответов на эти контрольные вопросы позволяет выяснить насколько искренними, удовлетворенными и продуманными были ответы респондента на основной вопрос.
I
Вопросы-фильтры предназначены в тех случаях, когда искомая информация может быть получена не от всей совокупности опрашиваемых, а только от определенной ее части. Каждый такой блок вопросов открывается вопросом-фильтром, который сопровождается отсылкой - к заполнению какого вопроса следует переходить интервьюеру, чтобы выделить носителей необходимой информации. Допустим, проводится маркетинговое исследование, одной из задач которого является определение, какие марки сигарет и почему предпочитают респонденты. В таком случае один из вопросов формулируется так:
Q2. "Какие из перечисленных продуктов Вы лично употребляете в последнее время постоянно или время от времени? "
В качестве возможных ответов на прилагаемой карте называются: жевательная резинка, печенье, сигареты, кофе, чай, конфеты и т.п. Затем используется вопрос-фильтр: "Если упомянуты сигареты — продолжайте дальше, если сигареты не упомянуты — переходите к Q4 ".
Q3. "Какие из перечисленных табачных продуктов Вы употребляете? "
сигареты с фильтром £]
сигареты без фильтра Q
папиросы □
трубка или сигары Q]
самокрутка Q
Q4. "Вы когда-либо в прошлом курили сигареты фабричного производства или нет?"
да □нет Q
В случае "нет" переходите к разделу "Демография".
Q5. "Какую марку сигарет Вы чаще всего курите в настоящее время?"
По характеру ответов или технике заполнения анкеты выделяются следующие типы вопросов (рис. 73).
Закрытые вопросы, ответы на которые респондент выбирает из предложенных ему в анкете или интервьюером вариантов. Таким образом, закрытый вопрос - это вопрос с подсказками, когда отвечающий выбирает наиболее приемлемый для него вариант ответа. В этом типе вопросов есть разновидности. Первая из них: вопрос-меню. Это такой вопрос, в котором респонденту предлагается
целый веер вариантов ответов и он может выбрать несколько из них, предположим, "обед из трех блюд", т.е. три варианта. Например, на содержащийся в анкете вопрос "Какие источники доходов использует Ваша семья?", респонденту предлагается следующий набор вариантов ответа: заработная плата по основному месту работы, временные подработки, совместительство, собственное дело (предпринимательство), фермерство, пенсия, стипендия, пособие, помощь родственников, дачный участок. Предположим, он выбирает три из названных позиций: 1. Заработная плата по основному месту работы; 2. Совместительство; 3. Дачный участок. Это и есть группа ответов на вопрос-меню.
Дихотомические (альтернативные) вопросы предполагают ответы опрашиваемых по принципу "да - нет", носят взаимоисключающий характер, а сами альтернативы должны быть уравновешены. Пример такого вопроса: "Случалось ли Вам за последний год попадать в ситуацию, когда ущемлялись Ваши права?", который предполагает только два дихотомических варианта ответа: либо "да", либо "нет".
Открытый вопрос дает респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, отражающий неповторимую индивидуальность знаний, оценок, мнений, убеждений опрашиваемого. В таком случае респондент вписывает свой ответ в несколько пустых строк анкеты, специально для этого предназначенных, или же, в случае проведения интервью, социолог-интервьюер записывает такой ответ в предварительно составленном классификаторе. Следовательно, в открытых вопросах респонденту не предлагается никаких подсказок, поэтому, отвечая на них, опрашиваемый совершенно самостоятелен в выборе содержания и формы ответа. Примером вопроса такого типа является вопросительное суждение, адресуемое опрашиваемому или интервьюируемому лицу, - "Какие профессии, специальности, на Ваш взгляд, наиболее престижны в современных условиях?" В таком случае исследователь ожидает вполне самостоятельного ответа от опрашиваемого или интервьюируемого. Однако в процессе обобщения ответов на открытые вопросы перед исследователем возникают дополнительные трудности, связанные с их классификацией и кодировкой, что неизбежно приводит к ограничению использования компьютера и замене его более громоздким и трудозатратным ручным счетом. Именно поэтому открытые вопросы используются в социологических исследованиях значительно реже, чем закрытые.
Полузакрытые вопросы - это такой тип вопросительных суждений, когда в перечне возможных ответов есть и такая позиция: "другое", "что еще", т.е. соединяются вместе признаки открытого и закрытого вопроса. Например, на вопрос "Как Вы думаете, что значит "добиться успеха в жизни"? Что здесь самое главное?" респонденту предлагается следующий веер вариантов ответа.
1. Зарабатывать много денег, иметь высокий доход.
2. Иметь все материальные блага: хорошую квартиру, дом,
машину и т.п.
3. Иметь высокое общественное положение.
4. Пользоваться значительным влиянием в обществе.
5. Реализовать свои способности в науке, политике, спорте
и т.п.
6. Добиться признания окружающих.
7. Прославиться, добиться широкой известности.
8. Жить без забот, в свое удовольствие.
9. Другое (напишите, пожалуйста).
Прямые вопросы — это такой тип вопросов, который позволяет выяснить позицию или отношение к какой-либо проблеме, событию, факту и т.п. Например, "Боитесь ли Вы оказаться безработным?"
Косвенные вопросы - это такие вопросы, которые задаются в таких случаях, когда респондента не вполне удобно о чем-то спрашивать прямо или имеется предположение, что на них не будет получено искренних ответов. Такие вопросы чаще всего выражаются в следующей форме: "Принято считать, что... А каково Ваше мнение на этот счет?"
Какую бы разновидность вопросов ни использовал социолог при составлении анкеты, он всегда должен обеспечить опрашиваемому возможность отказаться от ответа или обойти его, если испытывает при этом определенные затруднения. Поэтому формулировки вопросов обычно предусматривают такие варианты ответов, как "не знаю", "затрудняюсь ответить" и др.
Процесс составления анкеты представляет собой не механическое объединение различных вопросов, интересующих исследователя, а логическое построение своеобразного "сценария" ситуации опроса, в котором исследователь прямо или косвенно (через анкету) общается с респондентом, выступающим источником информации. Поэтому эта операция поручается обычно наиболее
квалифицированным и опытным социологам: ведь от качества во-j просника в решающей степени зависит и качество, достоверность полученной в ходе опроса информации.
Важнейшее значение имеет конструкция анкеты, расположение в ней вопросов. Какого-либо единого алгоритма ее построения не существует, однако в социологическом мире общепризнанно, что в начале анкеты целесообразно помещать простые вопросы, оставив наиболее сложные на середину или даже на заключительную часть (так называемый метод воронки). В той же последовательности обычно размещаются общие и частные вопросы: здесь движение вопросительных предложений происходит от общего к конкретному. Особое внимание при разработке анкеты должно быть уделено первым вопросам, так как респондент может испытывать некоторый дискомфорт и даже настороженность в связи с выбором именно его как источника информации. Тем более, если ему неизвестны или непонятны цели исследования. Вполне возможные затруднения подобного характера призвано устранить обращение к респонденту, помещаемое в начале анкеты. Например, в проведенном в 1998 г. Институтом социологии Национальной Академии наук Беларуси исследовании экономического поведения населения в период перехода к рынку, отмечалось, что социально-экономическая ситуация в республике остается сложной и неустойчивой, чем вызвано множество различных суждений о перспективах экономического развития. В связи с этим исследовательский коллектив обращался к респондентам с просьбой высказать свое собственное мнение по обсуждаемым вопросам, уточняя, что полученные материалы опроса будут обрабатываться на ЭВМ и использоваться только в обобщенном виде, а это позволит сформулировать научно обоснованные рекомендации по улучшению рассматриваемой ситуации.
Все вопросы анкеты должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключить навязывание респонденту мнение социолога. Кроме того, они должны быть однозначно воспринимаемы всеми, не допускать различного толкования. При печати и наборе текста анкеты все вопросы нумеруются по порядку, а нумерацию вариантов ответов внутри каждого блока вопросов лучше нумеровать не цифрами, а порядковыми буквами алфавита. Следует использовать разный шрифт при печатании вопросов и ответов, для оживления текста анкеты и снятия психологического утомления
респондента рекомендуется использовать рисунки. Нельзя разрывать текст вопроса и переносить его со страницы на страницу, потому что это затрудняет восприятие респондентом текста как целого. Анкета должна предусматривать место для записи ответов на открытые вопросы и иметь стрелки-указатели переходов от одних вопросов к другим в случае использования вопросов-фильтров.
Независимо от того, насколько тщательно разработана анкета, желательно осуществить ее эмпирическую проверку в пробном (пилотажном) исследовании. Цель такого исследования - проверить, соответствует ли разработанный инструментарий целям и задачам исследовательской программы, эффективно ли срабатывают выделенные вопросы, однозначно ли они воспринимаются респондентами, способны ли ответы на них дать адекватную, достоверную информацию об изучаемом объекте. Для пилотажного исследования из выборочной совокупности обычно выбирается подвы-борка объемом около 50 человек, в которую желательно включить представителей всех выделенных групп (например, рабочих, предпринимателей, инженеров, учителей, пенсионеров, студентов). Одной из наиболее эффективных форм пилотажного опроса является групповое обсуждение текста анкеты с 3-4 респондентами, при котором социолог инициирует критический разбор всех вопросов анкеты, чтобы выявить возможные разногласия в интерпретации формулировок вопросов, степень "работоспособности" последних и, в случае необходимости, внести корректировки в текст вопросника.
Основной процедурой опроса является анкетирование. По числу опрашиваемых различаются групповое и индивидуальное анкетирование. Чаще всего применяется групповая его разновидность.
Групповое анкетирование - это метод единовременного письменного опроса группы опрашиваемых, собранных в определенное время и в определенном месте (аудитория) и осуществляемый в соответствии с требованиями выборочной процедуры. Обычно этот процесс проводится или по месту работы, но групповой опрос может проводиться в местах отдыха и развлечения, и в транспортных средствах (поездах, автобусах, пароходах), и в местах ожидания (вокзал, аэропорт), и среди прохожих на улицах.
Использование группового опроса обычно бывает связано с типом выборки. Например, групповое анкетирование трудно и нецелесообразно совмещать со случайной выборкой на основе спи-
сков избирателей, так как объединить в одну группу респондентов, у каждого из которых известен только домашний адрес, очень сложно из-за различного времени и места их работы, нежелания людей изменять свои планы на тот или иной день, отсутствия подходящего помещения и т.п. Совсем иное дело, когда строится квотная или случайная выборка из работников одного предприятия, так как гораздо легче собрать вместе людей, работающих вместе, в одно и то же время, выбрав подходящее для этого место и часы суток.
Непосредственное руководство групповым опросом осуществляет профессиональный социолог. Наиболее удачно проходят, как свидетельствует опыт, групповые опросы при численности аудитории 10-20 человек. Если группа возрастает до 25-30 человек то руководителю желательно иметь и ассистентов. В задачу руководителя, проводящего опрос, входит краткое и четкое разъяснение целей и задач исследования, техники заполнения анкеты, создание в аудитории социально-психологической атмосферы, способствующей заполнению опросных лисов, организации возврата заполненных документов. Он должен обладать не только определенной квалификацией и опытом, но и навыками работы с аудиторией (умение располагать к себе аудиторию, сосредоточить внимание людей на основных моментах, учитывать специфику состава опрашиваемых, их настроение и т.п.). Функции ассистентов в таком случае заключаются в раздаче и сборе анкет, в контактах с отдельными членами группы, когда возникает необходимость в разъяснении непонятных для них вопросов и т.д. Ассистентами могут быть и непрофессиональные социологи, но обязательно люди хорошо знакомые с содержанием проводимого опроса, техникой заполнения анкеты, правилами общения с респондентами в условиях опроса.
Групповые анкетные опросы в том случае, когда они хорошо подготовлены и организованы, проводятся на высоком профессиональном уровне- вполне надежное, эффективно действующее и незаменимое средство изучения общественного мнения, жизненных позиций людей, мотивации их поведения и высказываемых ими оценок, их отношения к различным сферам общественной жизни, протекающим в них социальным явлениям, процессам и событиям.
При проведении индивидуального анкетирования с помощью раздаточной анкеты проводящий опрос социолог либо вручает ан-
кету респонденту, договариваясь о сроке возврата ее при повторной встрече, либо, объяснив цели опроса и правила заполнения опросного листа, дожидается, когда респондент завершит эту процедуру и вернет анкету.