Общество как целостная система
Общество – это обособившаяся от природы но тесно связанная с ней часть материального мира, который состоит из индивидов, обладающих волей и сознанием и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Дюркгейм считал общество индивидуальной духовной реальностью, основанную на коллективных представлениях. По Веберу общество это взаимодействие людей, ориентированных на социальные действия людей. Парсенс определял общество как систему отношений между людьми, которая связывает друг с другом определенные нормы и ценности. Следовательно, все вышеназванные социологи рассматривали общество как систему. Такой подход к обществу называют системным.
Системным признаком общества является целостность, структурированность, сложность, функциональность и динамизм. Общество как социальная система это целостное образование, основными элементами которого являются люди их связи, взаимодействия и отношения, которые носят устойчивый характер. Целостность отражает автономность системы объектов. Структура общества обеспечивает его целостность, то есть сохранять основные свойства при внешних и внутренних изменениях. Структура – это совокупность элементов системы, сложность которой показывает, что общество включает в себя множество элементов и бесконечное количество связей между ними. Основные элементы: люди (ли личности), новые группы, нации, этносы, государства и т.п. Функциональность – каждый из элементов общества выполняет определенную функцию, все функции направлены на поддержание устойчивости и целостности общества. Функции каждого элемента системы удовлетворяют какой-либо общественной потребности. Динамизм – общество в целом и отдельно его подсистемы постоянно изменяются, изменения происходят в каждой отдельной подсистеме и обществе в целом.
Признаки общества.Категория “общество” - самая широкая абстракция, первичное теоретическое понятие не сводимое к другим.1.это исторический результат естественно складывающихся отношений людей2.это самая большая из проживающих на данной территории группа людей, существующая относительно автономно от всей совокупности людей3.обладает качествами, которыми не обладают составляющие его элементы.Э. Дюркгейм определял общество, как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях.М. Вебер определял общество, как взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, то есть ориентированных на других действий. К. Маркс определял общество, как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий. Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру. Э. Шилз выделил следующие признаки общества: оно не является органической частью какой-либо более крупной системы, браки заключаются между представителями данной общности, оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности, оно имеет свою территорию, у него есть самоназвание и своя история, оно обладает своей системой управления, оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида, его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил. Признакам Шилза отвечает следующее определение: общество - это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей. Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.
Понятие “общество” следует отличать от понятий “государство” (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и “страна” (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства). Общество представляет из себя целостную естественно функционирующую систему. Это означает, что все аспекты его воспроизводства функционально взаимосвязаны и не существуют отдельно один от другого. Такой подход к рассмотрению общества называют функциональным. Функциональный подход был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т.Парсонса. Кроме функционального различают детерминистский (Марксизм) и индивидуалистический подходы (интеракционизм).
Изменение общественных систем.Изменение о.с. - это переход общества из одного состояния в другое. Изменение в ходе которого происходит необратимое усложнение о.с. называют социальным развитием. Различают эволюционный и революционный путь развития.С понятием социальной эволюции связывают:постепенное накопление изменений,естественно обусловленный характер этих изменений,органический характер процессов, обуславливающий развитие всех процессов на основе естественных функциональных взаимосвязей.С понятием социальной революции связывают:относительно быстрые изменения,субъективно направляемые изменения на основе знания,неорганический характер процессов.Существуют 2 точки зрения на процессы развития о.с.: 1. Развитие об-ва имеет линейно-восходящий характер 2. Оно есть, но носит циклически преходящий характер.
Теории линейно-восходящего развития.Основным тезисом является утверждение о наличии процессов глобальных изменений присущих всем общественным системам, образующего мировую тенденцию развития. В этой тенденции изменяются способы накопления и передачи социального опыта (“дописьменные”, “письменные”, < “электронные” технологии >), уровни коммуникации ( “река”, “море”, “океан”, < “ближний космос”>), способы добычи средств существования ( “охота и собирательство”, “скотоводство и земледелие (огородничество)”, “индустриальное общество”, <“постиндустриальное общество”>), уровень сложности общества (простые и сложные общества). Перечисленные аспекты изменений выступают основаниями для простейшей типологии общественных систем по уровню их развития.
Теории циклического развития общества.Один из недостатков теорий линейно-восходящего развития - рассмотрение типологии обществ вне их культурно-исторического разнообразия - только по принципу “хуже-лучше” или “менее развитое - более развитое”. Между тем человечество представлено культурным разнообразием различных обществ. Одним из первых это было замечено русским социологом Н.Я.Данилевским, который выделил 13 самобытных цивилизаций: египетская, китайская, ассирийско-вавилонская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, аравийская, романо-германская, славянская, мексиканская и перуанская. К. и.т. Данилевского различаются по преобладанию одного из четырех видов деятельности: религиозной, культурной, политической и экономической. Каждая цивилизация проходит определенный круг развития: бессознательный, государственный, период расцвета и упадка.Своеобразную культурно-историческую типологию предложил П.Сорокин, который вычленил три основных типа социокультурных систем: спириуталистический (ценности сверхчувственной реальности и истина), сенсуалистический (ощущения и внешняя реальность), идеалистический (синтез интуиции, разума и чувственных ощущений). Эти типы являются характеристиками суперсистем, которые определяют эпохи развития культуры и общества, последовательно сменяющие друг друга.