Правовые отношения следователя, руководителя следственного органа и прокурора при расследовании преступлений
В процессе расследования преступления следователь самостоятельно направляет ход расследования, принимает решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения, согласия руководителя следственного органа или прокурора.
Следует отметить, что законодатель наделил руководителя следственного органа правом возбудить уголовное дело в установленном порядке, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы (ч. 2 ст. 39 УПК РФ).
Не смотря на то, что подавляющая часть полномочий прокурора, в том числе связанных с дачей согласия следователю на осуществление определенных процессуальных действий, передана руководителю следственного органа, следователь и прокурор в рамках своих компетенций в процессе расследования преступлений вступают в правовые отношения по вопросам, связанным с принятием некоторых решений об ограничении конституционных прав и свобод участников уголовного судопроизводства, передачей уголовного дела по подследственности, окончания предварительного следствия.
Следователь вправе задержать лицо, по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы: когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения; когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление; когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 91 УПК).
После доставления задержанного к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания (ч. 1 ст. 92 УПК РФ), а в течение 12 часов с момента задержания об этом должно быть направлено письменное сообщение прокурору (ч. 3 ст. 92 УПК РФ), а также уведомлены близкие родственники подозреваемого, а при их отсутствии – другие родственники или представлена возможность такого уведомления самому подозреваемому (ч. 1 ст. 96 УПК РФ).
В свою очередь прокурор, в соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации № 136 от 06.09.2007 г. «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия», обязан своевременно принять меры к пресечению необоснованного и незаконного применения к подозреваемым и обвиняемым мер процессуального принуждения, проверить законность задержания подозреваемых по уголовным делам и жалобы на незаконность задержания и нарушение прав задержанных. В случаях несоблюдения установленного ч. 3 ст. 92 УПК РФ срока сообщения прокурору о произведенном задержании, принимаются соответствующие меры прокурорского реагирования.
В процессе расследования преступления у следователя возникают случаи, когда в интересах следствия, требуется сохранить в тайне факт задержания конкретного лица. В соответствии с ч. 4 ст. 96 УПК следователь имеет право не производить уведомление близких родственников подозреваемого (за исключением задержания несовершеннолетнего), однако ему в обязательном порядке следует получить согласие прокурора.
В этом случае следователь выносит постановление о неразглашении факта задержания подозреваемого, в котором излагается основание необходимости принятия такого решения в интересах следствия. После дачи согласия прокурором сохранить в тайне факт задержания, следователь под роспись объявляет об этом подозреваемому. В случае отказа прокурора дать согласие следователю на сохранение в тайне факта задержания, следователь правомочен обжаловать его решение вышестоящему прокурору (ч. 4 ст. 124 УПК).
В процессе осуществления надзора за процессуальной деятельностью следователя полномочия прокурора в основном реализуются посредством требования устранить нарушения федерального законодательства, допущенные в ходе предварительного следствия. Однако в ч. 2 ст. 10 УПК РФ прокурору предоставлено право своим постановлением немедленно освобождать всякого незаконно задержанного или лишенного свободы, а также незаконно помещенного в медицинский или психиатрический стационар либо содержащегося под стражей свыше срока, предусмотренного УПК РФ.
Руководитель следственного органа не входит в число субъектов, указанных в ч. 2 ст. 10 УПК РФ и имеющих право освобождать лиц, незаконно задержанных следователем. Однако, в таких случаях руководитель следственно подразделения может воспользоваться своим правом давать обязательные для исполнения указания.
Вместе с тем, согласие следователю на возбуждение ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного действия, которое допускается на основании судебного решения, дает только руководитель следственного органа. Помимо этого законодатель предоставил руководителю следственного органа право лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого без принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении данного вопроса (п. 4 ч. 1 ст. 39 УПК РФ).
Следует отметить, что прокурор не устраняется от участия в этом процессе. Более того, он уполномочен участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном ст. 125 УПК (п. 8 ч. 2 ст. 37 УПК).
По вопросу получения согласия прокурора на обращение в суд для избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, в теории уголовного процесса существуют два противоположных мнения. Одни авторы полагают, что согласие прокурора являлось своего рода «фильтром», предварительно оценивающим законность и обоснованность ходатайства следователя перед судом. Другие авторы считают, что подобные действия ущемляют процессуальную самостоятельность следователя, ведут к бюрократической волоките и снижению эффективности судопроизводства.
Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ удовлетворил в определенной мере обе точки зрения: усилил процессуальную самостоятельность следователя и его оперативность, а также ввел своеобразный «фильтр» в лице руководителя следственного органа.
В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ № 136 от 06.09.2007 г. прокурорам предписывается своевременно вырабатывать обоснованную позицию по заявленному следователем ходатайства в суд. Для этих целей они должны предлагать руководителю следственного органа направлять в прокуратуру копию согласованного с ним ходатайства следователя, а также копии материалов, подтверждающих его обоснованность.
Мотивированное постановление следователя о возбуждении ходатайству перед судом о производстве процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и приложенные к нему материалы, подтверждающие основания применения мер, ограничивающих права граждан, в обязательном порядке рассматриваются единолично судьей районного или военного суда соответствующего уровня. В судебном заседании принимают участие подозреваемый или обвиняемый, защитник, если он участвует в деле, а также прокурор, который и обосновывает это ходатайство.
По нашему мнению, все вносимые изменения в уголовно-процессуальное законодательство имеют тенденцию к усилению процессуального контроля за исполнением законов на предварительном следствии и обеспечением прав участников уголовного судопроизводства. Так, Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 2008 г. № 226-ФЗ установил обязательность участия подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника, если последний участвует в уголовном деле, при рассмотрении судьей постановления о возбуждении ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. Кроме того, законодатель, наряду со следователем, предоставил право принимать участие в судебном разбирательстве по данному вопросу и руководителю следственного органа.
Следует отметить, что распоряжением начальника Следственного комитета при МВД России №17/1-15453 от 23.08.2007 г. «Об усилении процессуального и ведомственного контроля» следователям предписано принимать обязательное участие в судебных заседаниях по рассмотрению ходатайств о производстве процессуальных и иных следственных действий и обеспечивать надлежащее качество их подготовки к поддержанию этих ходатайств.
Законодатель, определив полномочия участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения, оставил без внимания вопрос, связанный с обеспечением необходимыми материалами прокурора для обоснования в суде законности и обоснованности избрания или продления меры пресечения в виде заключения под стражу. Данный пробел в законодательстве был урегулирован ведомственными нормативными правовыми актами прокуратуры и органов внутренних дел.
Вместе с тем, в Федеральном законе от 2 декабря 2008 г. № 226-ФЗ было определено, что данные, не удостоверенные в ходе судебного заседания, в частности результаты оперативно-розыскной деятельности, представленные в нарушение ст. 89 УПК РФ, не являются обстоятельствами влекущими избрание меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. 1 ст. 108 УПК РФ).
Прокурор, принимающий участие в судебном заседании по рассмотрению ходатайств о производстве процессуальных и иных следственных действий, составляет письменное заключение об обоснованности заявленного ходатайства, которое приобщает к надзорному производству. В случае, если прокурор сделает вывод об отсутствии оснований для поддержания ходатайства, то такое решение он согласовывает с руководителем прокуратуры.
В случае неудовлетворения судом ходатайства следователя об избрании меры пресечения, продления срока содержания под стражей, а также о производстве иных следственных действий, которые допускаются на основании судебного решения, прокурор, при наличии к тому законных оснований, принимает меры к своевременному обжалованию решений суда.
В соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2008 г. № 226-ФЗ, прокурор получил право по мотивированному запросу знакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела (ч. 2-1 ст. 37 УПК РФ). Кроме того, за ним сохранилось право изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).
При изъятии уголовного дала у органа дознания для производства предварительного следствия, прокурор, руководствуясь п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, направляет уголовное дело в следственное подразделение, в котором руководитель следственного органа непосредственно поручает производство расследования следователю. При передаче уголовных дел от одного органа дознания другому прокурор руководствуется правилами ст. 151 УПК РФ о предметной (родовой) подследственности, а также общественной значимостью расследуемого преступления.
Заслуживает внимания вопрос о соединении уголовных дел, находящихся в производстве следователя. В соответствии с законом, основанием для выполнения этого действия является постановление руководителя следственного органа. Новеллой УПК РФ в части принятия решения о соединении уголовных дел о преступлениях, подследственных в соответствии со статьями 150 и 151 УПК РФ разным органам предварительного расследования, стало указание о том, что его принимает руководитель следственного органа на основании решения прокурора об определении подследственности (ч. 3 ст. 153 УПК РФ).
Правовые отношения следователя, руководителя следственного органа и прокурора наиболее ярко проявляются в рамках вновь созданного правового института, связанного с заключением с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве, введенного в УПК РФ Федеральным законом от 29 июня 2009 г. № 141-ФЗ. Под досудебным соглашением о сотрудничестве понимается соглашение между сторонами обвинения и защиты, в котором указанные сторона согласовывают условия ответственности подозреваемого или обвиняемого в зависимости от его действий после возбуждения уголовного дела или предъявления обвинения (п. 61 ст. 5 УПК РФ).
Подозреваемый или обвиняемый с участием защитника вправе заявить ходатайство о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве, которое подается в письменном виде прокурору через следователя. При этом следователь, получив указанное ходатайство, в течение трех суток с момента его поступления направляет его прокурору вместе с согласованным с руководителем следственного органа мотивированным постановлением о возбуждении перед прокурором ходатайства о заключении с подозреваемым или обвиняемым досудебного соглашения о сотрудничестве (ст. 317 УПК РФ). В случае отказа в удовлетворении ходатайства, следователь выносит соответствующее постановление, которое может быть обжаловано подозреваемым или обвиняемым, его защитником руководителю следственного органа.
Прокурор, получив от следователя указанные документы, в течение трех суток рассматривает их и принимает решение об удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве или об отказе в удовлетворении этого ходатайства (ст. 317-2 УПК РФ). При положительном решении вопроса прокурор, пригласив следователя, подозреваемого или обвиняемого и его защитника, составляет досудебное соглашение о сотрудничестве (ч. 1 ст. 317-3 УПК РФ).
Федеральный закон от 29 июня 2009 г. № 141-ФЗ предоставил следователю право выделить из уголовного дела другое уголовное дело в отношении подозреваемого или обвиняемого, с которым прокурором заключено досудебное соглашение о сотрудничестве (п. 4 ч. 1 ст. 154 УПК РФ). Кроме того, следователь получил право, в случае возникновения угрозы безопасности подозреваемому или обвиняемому, его близких родственников, родственников и близких лиц, изымать из возбужденного уголовного дела материалы, идентифицирующие его личность, и приобщать их к выделенному в отдельное производство уголовному делу (п. 4 ч. 1 ст. 154 УПК РФ), а также хранить эти материалы в опечатанном конверте (ч. 3 ст. 317-4 УПК РФ).
При расследовании преступлений следователь, в установленных законом случаях, обращается к руководителю следственного органа для утверждения постановлений о прекращении уголовных дел. Следует иметь в виду, что руководитель следственного органа утверждает не все постановления следователя о прекращении уголовного дела, а только те, которые предусмотрены законом.
К таким случаям относятся: прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон (ст. 25 УПК РФ), прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием (ст. 28 УПК РФ), прекращение уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего с применением принудительной меры воспитательного воздействия (ст. 427 УПК РФ).
Решение о приостановлении производства по уголовному делу следователь принимает самостоятельно. Однако руководителям следственного органа предписано не реже одного раза в полугодие проверять законность и обоснованность приостановления предварительного следствия. Кроме того, руководитель следственного подразделения, осуществляя процессуальный контроль за расследованием преступлений, вправе отменить это постановление и дать следователю письменное указание о производстве необходимых следственных действий, если обнаружит, что не исчерпаны все возможности для собирания доказательств, установления и розыска лиц, совершивших преступления.
В соответствии с ч. 2 ст. 208, ч. 1 ст. 213 УПК РФ, прокурор контролирует поступление в прокуратуру копий постановлений о прекращении уголовного дела или уголовного преследования, а также постановления о приостановлении предварительного следствия. В течение месяца после получения этих процессуальных документов он проверяет законность и обоснованность принятых решений, истребуя для этих целей материалы уголовных дел.
В случае признания решения о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), приостановлении производства по делу незаконным или необоснованным, прокурором выносится мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю следственного органа для решения вопроса об отмене соответствующего постановления следователя. Если постановление о прекращении уголовного дела утверждал руководитель следственного органа, то материалы о его отмене направляются вышестоящему прокурору для решения вопроса о направлении постановления руководителю вышестоящего следственного органа.
Процедура прекращения уголовного преследования и направление уголовного дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера имеет свои особенности. В подобных случаях следователь самостоятельно принимает решение и направляет уголовное дело прокурору, который в соответствии с ч. 5 ст. 439 УПК РФ после тщательного изучения всех обстоятельств совершения общественно опасного деяния, утверждает постановление следователя и направляет уголовное дело в суд либо возвращает уголовное дело следователю для производства дополнительного расследования или прекращает уголовное дело.
После производства необходимых следственных и иных процессуальных действий и составления обвинительного заключения, следователь немедленно направляет уголовное дело прокурору. Уголовно-процессуальный кодекс не предусматривает процедуру согласования оконченного уголовного дела с обвинительным заключением у руководителя следственного органа. Вместе с тем, законодатель отметил, что уголовное дело направляется прокурору с согласия руководителя следственного органа (ч. 6 ст. 220 УПК РФ).
При ознакомлении с материалами уголовного дела с обвинительным заключением, прокурор в соответствии ч. 1 ст. 221 УПК РФ получает реальную возможность изучить и проанализировать собранные доказательства, а затем в течение 10 суток принять одно из следующих решений:
об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд (прокурор не вправе лично составлять новое обвинительное заключение);
о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями (об этом выносится соответствующее постановление);
о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если дело подсудно вышестоящему суду (об этом выносится соответствующее постановление).
Материалы уголовного дела с обвинительным заключением тщательно изучаются прокурором с точки зрения соответствия выводов следователя установленным в ходе расследования обстоятельствам дела, правильности квалификации содеянного, соблюдения уголовно-процессуальных норм при производстве следственных действий, принятия процессуальных решений и только затем утверждаются. После утверждения обвинительного заключения прокурор направляет уголовное дело в суд.
При выявлении в уголовном деле доказательств, полученных с нарушением норм уголовно-процессуального законодательства, прокурор, в соответствии с ч. 3 ст. 88 УПК РФ, выносит постановление о признании таких доказательств недопустимыми и подлежащими исключению из обвинительного заключения.
В случае выявления прокурором обстоятельств, препятствующих рассмотрению уголовного дела судом, отсутствия достаточных доказательств виновности обвиняемого, неправильной квалификации содеянного, он имеет право возвращать уголовное дело следователю для дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемого или составления нового обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков. Свое решение прокурор оформляет мотивированным постановлением, в котором содержатся указания об устранении следователем выявленных нарушений и недостатков.
Следует отметить, что прокурору предоставлено право отмены ранее избранной обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу, в случае нарушения следователем требований ч. 5 ст. 109 УПК РФ и истечения предельного срока содержания обвиняемого под стражей (ч. 2 ст. 221 УПК РФ).
В том случае, когда следователь не соглашается с решением прокурора о возвращении ему уголовного дела для производства дополнительного следствия, постановление прокурора может быть обжаловано следователем с согласия руководителя следственного органа вышестоящему прокурору. При несогласии с решением вышестоящего прокурора жалоба направляется Генеральному прокурору Российской Федерации с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти).
В соответствии с ч. 4 ст. 221 УПК РФ, вышестоящий прокурор в течение 72 часов с момента поступления соответствующих материалов выносит одно из следующих решений: 1) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя; 2) об отмене постановления нижестоящего прокурора. В этом случае вышестоящий прокурор утверждает обвинительное заключение и направляет уголовное дело в суд.
Гарантируя процессуальную самостоятельность следователя, закон предоставил ему право обжаловать указания руководителя следственного органа (за исключением указаний о выполнении требований прокурора об устранении нарушений федерального законодательства), а также действия и решения прокурора.
По общему правилу, обжалование указаний руководителя следственного органа не приостанавливает их исполнения за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления уголовного дела в суд или его прекращения. При этом следователь представляет руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа. Рассмотрев представленные материалы, руководитель следственного органа отменяет указания руководителя нижестоящего следственного подразделения или передает уголовное дело другому следователю (ч. 3 ст. 39 УПК РФ).
Право следователя не соглашаться с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, определяет его процессуальную самостоятельность. В случае несогласия с требованиями прокурора, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2008 г. № 226-ФЗ рассматривает в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо о несогласии с требованиями прокурора (ч. 4 ст. 39 УПК РФ).
Законодатель наделил руководителя следственного органа правом рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения следователя, проверять изложенные в обращении заявителей доводы и принимать адекватные меры.
Прокурору также предоставлено право обращения к руководителю следственного органа, в непосредственном подчинении которого находится следователь, чьи действия (бездействие) обжалуются, руководителю вышестоящего в порядке подчиненности следственного органа или в районный суд по месту производства предварительного следствия с требованием о признании действия (бездействия) или решения следователя противоречащим законодательству.
По результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном либо частичном ее удовлетворении или об отказе в удовлетворении, о чем уведомляет заявителя. Копию постановления об удовлетворении жалобы прокурор направляет руководителю следственного органа с требованием об устранении выявленных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия.
В случае несогласия с мнением органов предварительного следствия прокурор имеет право обратится к вышестоящему руководителю следственного подразделения, потом к Председателю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации или руководителю следственного органа федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и, наконец, к Генеральному прокурору Российской Федерации, решение которого является окончательным (ч. 6 ст. 37 УПК РФ).
Подводя итог, необходимо отметить, что правовые отношения следователя с руководителем следственного органа и прокурором осуществляется в строгом соответствии с законом в процессе принятия процессуальных решений и при производстве следственных действий.