Тема 11. Управление социальными процессами в организации. Личность менеджера
Содержание занятия
Тест
• Менеджер и его работа
• что такое менеджер и его обязательства
• умения и роли менеджера
• содержание работы менеджера
• качества менеджера
Практикующее упражнение
• Менеджер XXI в.
Домашнее задание
• Мой лучший менеджер
Тест[2]
Оцените и определите, к какому типу менеджера вы себя относите?
Каких принципов вы придерживаетесь?
Какие качества менеджера вам импонируют?
Менеджер-патерналист. Патерналист играл роль "главы семьи", к рабочим относился по-отечески. Философия менеджмента подчинялась формуле "Быть справедливым, но твердым». Рабочие в массе положительно реагировали на поведение таких менеджеров, что сказывалось на росте производительности труда.
Менеджер-маклер. Этот тип проявился в годы кризисных потрясений, когда капита-листические предприятия страдали от перепроизводства товаров. В то время фирмам потре-бовались оборотистые люди» умеющие сбывать продукцию и тем самым двигать производство» Такие люди становились во главе как мелких, так и крупных предприятий. Работа данного типа менеджеров во многом напоминала работу дипломатов. Руководящим началом здесь выступал принцип: «Делай все возможное, чтобы смягчить недовольство рабочих».
Менеджер-организатор. Под влиянием двух обстоятельств сформировался тип менеджера организатора. Во-первых, разросшиеся капиталистические предприятия сделали невозможным единоличное управления производством. Чтобы принимал» решения, менеджеру потребовалось мнение довольно большого круга лиц. В обиход вошли управленческие советы. Во-вторых, новые условия привели к тому, что во главе становился не основатель производства, а приглашенный специалист со стороны.
Менеджер-управляющий. Функция управления считается традиционной. Осуществляя ее, менеджер становится персоной, облеченной властью. И поскольку в современных условиях власть перестала быть безраздельной, то от властного лица сегодня ожидается проявление и твердости, и известной мягкости. Менеджер-управляющий должен быть честным, верным своему слову, иметь высокую профессиональную подготовку, владеть навыками делового общения, обладать мастерством оратора, консультанта, педагога и психолога.
Менеджер-дипломат. Сегодня менеджеры среднего и высшего звена тратят свое рабочее время в основном на установление и развитие человеческих контактов, углубление деловых связей, заключение сделок, разрешение споров, улаживание отношений с властями. Значительно возросла роль менеджеров в различного рода посреднических действиях. Для этого требуются специфические способности, аналогичные дипломатическим. Кроме того, вторая половина 80-х годов обозначила себя "бумом межгосударственных связей".
Менеджер-лидер. Современный менеджер осуществляет не только менеджерские функции, но и лидерские. Американские теоретики менеджмента давно провозгласили лозунг "Каждый менеджер должен быть лидером!" Функции менеджера и функции лидера не идентичны. Чтобы эффективно справиться с задачей, нужно быть способным вести за собой людей, т.е. быть лидером. В современном понимании лидерские функции складываются из двух компонентов - профессионально-технократических и эмоционально-личносгных.
Менеджер-воспитатель. По мере усложнения производственных процессов возрастают требования к персоналу. Появляется потребность в повышенной технологической эрудиции работников, в совершенствовании нравственных сторон их жизнедеятельности. Степень воспитанности» высокая нравственность работников является решающим условием перемещения пика экономического прогресса из региона в регион.
Период 1775-1875 it. - век Великобритании, господство классической христианской этики, период 1875-1975 it. - век США, протестантская этика; в 1975 г. обозначился век азиатско-тихоокеанского региона, конфуцианская этика. Этические системы оказываются мощнейшими факторами социально-экономического прогресса. Менеджер, претендующий на успех, обязан сделать для себя надлежащий вывод: этическое эмоциональное воспитание работников - существенная сторона всех менеджерских функций.
Менеджер-инноватор. В условиях третьей волны научно-технического прогресса, которую называют информационной (первая, волна связана с введением сельскохозяйственной культуры, вторая - с промышленным переворотом), одной из важнейших сторон менеджерских функций является деятельность по инновациям. Потребность в инновациях объясняется просто. Считается, что значительно легче и быстрее повышать производительность труда и качество продукции на базе принципиально новой техники и технологии, чем постоянно "латать заплаты на изношенном оборудовании'* и экономить на введении новшеств.
Менеджер-человек. Менеджер - не машина, которая работает от внешних источников энергии, - это человек и ничто человеческое ему не чуждо. Менеджер - личность, т.е. сложная система социальных качеств, взращенных в процессе воспитания. У каждого менеджера есть свой характер, спаянный из совокупности поведенческих черт. Однако далеко не каждая черта характера способствует осуществлению менеджерских функций.
Практикующее упражнение Менеджер XXI века
Цель: Научить студентов обнаруживать связь между изменениями внешней среды и теми требованиями, которые предъявляют эти изменения к работе менеджера в будущем.
Процедура
Шаг I. В течение 10—15 мин студенты индивидуально составляют «портрет» менеджера XXI в., принимая во внимание предстоящие изменения в деловом окружении.
Шаг II. В малых группах в течение следующих 20—30 мин студенты вырабатывают групповое решение в отношении «портрета» менеджера XXI в.
Шаг III. В классе под руководством преподавателя в течение 15— 20 мин проводится обсуждение и вырабатывается общее видение требований к менеджеру XXI в.
Домашнее задание Мой лучший менеджер
Необходимо указать качества менеджера, которые сформировали у вас данное представление о нем. Качества не только должны быть названы, но и «расшифрованы» в терминах поведения менеджера и его отношения к фактам и событиям. Для ранее наработавших студентов в качестве менеджера могут выступать работники или руководители учебных или спортивных учреждений, а также учреждений культуры.