Развитие социологии в Беларуси
Социологическая мысль в Беларуси, развиваясь в общем потоке гуманитарных исследований, имеет давние традиции, основы которых закладывались еще в ХУШ-Х1Х веках в трудах Ф. Богушевича, К. Калиновского, А. Пашкевич и других известных ученых и общественных деятелей. В работах этих мыслителей закладывались основы белорусской национальной самобытности и особого белорусского менталитета. Социологическая мысль в этот период тяготела к общим теоретическим построениям, сливаясь, с одной стороны, с социальной философией, а с другой - с работами этнографического и демографического характера.
Октябрьский переворот и гражданская война, трагично изменившие жизнь России, оказали свое воздействие и на судьбу белорусского народа,
получившего в рамках Союза ССР хотя и призрачную, но все же свою государственную определенность. Одной из форм ее проявления стало создание самостоятельных научных центров, в рамках которых отводилось определенное место и социологическим подразделениям. Так, во вновь созданном Белорусском государственном университете (1921) сразу же была открыта кафедра с четкой социологической ориентацией - кафедра социологии и первобытной культуры. В преподавании социологических дисциплин активно участвовали профессора В. И. Пичета, С. 3. Каценбоген, В. Н. Ивановский, С. М. Василейский и др. Для студентов факультета общественных наук читались курсы лекций по социологическим проблемам экономики и труда, государства и права, семьи и брака, истории и теории культуры. Уже в 1923 году был опубликован первый в республике курс по социологии (Труды БГУ. Мн., 1923, № 4-5).
Масштабы исследовательской работы значительно расширились после создания в январе 1922 года Института белорусской культуры, преобразованного в 1929 году в Академию наук Беларуси. Уже в первые годы деятельности Инбелкульта были организованы систематические исследования в области социально-экономических и социально-культурных проблем развития белорусской нации (Е. Ф. Карский, С. М. Некрашевич), динамика социальной структуры Беларуси (В. И. Игнатовский, М. В. Довнар-Запольский), социологии семьи, религии (С. Я. Вольфсон, Б. Э. Быховский), образования и воспитания (С. М. Василейский, А. А. Гайваровский, С. М. Ривес). Целый ряд работ по социологии, опубликованных в 20-е годы, получил широкую известность как в республике, так и за ее пределами (Вольфсон С. Я. Социология брака и семьи. Мн., 1929; Он же. Современная религиозность. Мн., 1919; Каценбоген С. 3. Марксизм и социология. Саратов, 1926; Ивановский В. Н. Методологические введения в науку и философию. Мн., 1923; Ривес С. М. Религиозность и антирелигиозность в детской среде. Мн., 1930; Василейский С. М. и др. Из теории и практики профориентации и профконсультации. Мн., 1929; Касперов1ч М. I. Краязнауства. Мн., 1929 и др.). Правда, нельзя не отметить и того обстоятельства, что теоретико-методологические установки белорусских социологов в целом не отличались оригинальностью. Они либо воспроизводили идеи популярных школ западной социологии начала XX века, либо продолжали марксистскую социологическую традицию. На протяжении 20-х годов в академической среде весьма влиятельными были позитивистские и натуралистические идеи, различные варианты биопсихологических концепций общественных явлений.
В историко-социологическом плане значительный интерес представляет опыт развития социографии и разработки методов эмпирических исследований. В частности, в 1927 году в Минске вышла первая в марксистской литературе и единственная в довоенный период монография С. М. Василейского «Введение в теорию и технику психологических, педагогических и психотехнических исследований», посвященная систематическому анализу методов сбора и обработки эмпирической социальной информации. Предпринятая автором попытка модификации процесса социального исследования отражала растушую потребность в методическом обеспечении многочисленных социальных обследований, проводившихся в Беларуси в 20-е - начале 30-х годов. В этот период Центральное Бюро краеведения Инбелкульта публиковало многочисленные программы, на основе которых составлялись стандартные монографические описания в стиле популярной в конце XIX века «социальной гигиены». Многие из таких описаний отличались достаточно высоким методическим уровнем и воспроизводили широкую панораму общественной жизни и быта сельских и местечковых поселений республики. В настоящее время они представляют ценный источник исторической информации.
Особенно важную роль в развитии эмпирических социальных исследований сыграла система статистической информации. В Беларуси формирование органов государственной статистики завершилось уже в 1922 году. Многие статистические обследования и по предмету и по методу представляли собой по существу социологические исследования. В их организации видную роль сыграли известные белорусские статистики А. В. Кибаев, М. Н. Кириевич. С. Н. Слунский, Б. Я. Смулевич и др.
В 1927 году в Минске вышла в свет коллективная монография «Рабочая молодежь Белоруссии. Численность, состав, быт, условия труда и физическое состояние», подготовленная Б. Я. Смулевичем и другими преподавателями кафедры социальной гигиены. В работе обобщались материалы крупномасштабного обследования влияния социально-экономических условий труда и быта на физическое развитие молодежи. В 1927 году под руководством С. М. Василейского было проведено выборочное исследование ценностных ориентации и уровня культурного развития социальных групп молодежи Беларуси. С помощью анкет и тестов было обследовано более четырех тысяч респондентов. В том же году под руководством П. Я. Панкевича проводилось выборочное исследование образа жизни, состояния нравственного сознания, быта студенческой молодежи. Анкетным опросом было охвачено более 1600 студентов (Асвета. 1928. № 4). В 20-е годы активно разрабатывались проблемы профориентации и проф-отбора, изучались мотивы выбора профессий, жизненные планы молодежи, престиж профессий (Василейский С. М.). В конце 20-х - начале 30-х годов был проведен ряд крупных выборочных опросов, посвященных изучению религиозности и антирелигиозных установок населения. (Вольфсон С Я. Современная религиозность. Мн., 1930).
Эмпирические социальные исследования 20-30-х годов в большинстве своем имели прикладной характер и были мало связаны с теоретическими концепциями. Обычно они проводились по описательному плану, без предварительной формулировки гипотез. В этих исследованиях применялись наиболее элементарные уровни измерения социальных признаков. Социологические анкеты включали главным образом открытые вопросы, что определяло низкий уровень стандартизации процедуры сбора информации. Нетрудно найти и другие слабые звенья в практике социологических исследований тех лет. Вместе с тем несомненен и значительный успех белорусской социологической мысли, попытавшейся в новых исторических условиях осмыслить дух революционного преобразования общества, его положительные и отрицательные моменты. Последнее, видимо, не устраивало официальную власть, которая стала с подозрением смотреть на научные разработки в области истории, социологии, статистики и др.
К середине 30-х годов, по мере экспансии тоталитарного мировоззрения, социологические исследования как в стране в целом, так и в Беларуси стали постепенно свертываться. Обрушившиеся на белорусскую интеллигенцию в начале 30-х годов массовые репрессии привели не только к моральному, но и физическому уничтожению ее наиболее квалифицированного ядра. Эту трагическую участь разделило и большинство белорусских социологов, обвиненных в «контрреволюционных заговорах», «антикоммунистической деятельности», в «сотрудничестве с польской, германской, французской и т. п. разведками». Фактически в 1937-1938 годах социология как специфическая отрасль научного знания перестала существовать. Чудом уцелевшие социологи были вынуждены переквалифицироваться, многие вообще ушли из сферы научной и педагогической деятельности.
Интересный эмпирический и теоретический материал, накопленный в указанные годы белорусскими исследователями, стал постепенно забываться, оказавшись в закрытых фондах архивов и библиотек, находившихся долгий период под бдительным оком спецслужб и КГБ. Разрушительный вал Великой Отечественной войны, прокатившийся по территории республики, нанес еще один сокрушительный удар по социологии и ее кадрам. Поэтом)' в период с середины 30-х и до середины 50-х годов социологическая мысль в Беларуси практически полностью отсутствовала.
И все же расширяющиеся потребности социального развития республики настоятельно требовали восстановления и развития на новой, качественно более высокой методологической и теоретической основе социологической науки. Очень медленно, но неуклонно с середины 60-х годов начинается новый этап развития социологических исследований в республике.
В 1968 году в составе Института философии и права АН БССР был создан сектор конкретных социальных исследований, куда перешла основная часть сотрудников бывшего сектора исторического материализма во главе с заведующим - профессором Г. П. Давидюком. Создание сектора, рост числа квалифицированных сотрудников дали возможность расширить тематику социологических исследований, в частности по таким темам, как социальные последствия научно-технической революции на селе, проблемы изменения духовной жизни крестьянства, научное управление и социальное планирование в городе и на селе.
Исследования по этим темам велись много лет в Жлобинском, Кореличском, Несвижском, Пружанском, Толочинском, Шкловском, Слуцком, Пинском районах, на Барановичском хлопчатобумажном комбинате, а также на заводах г. Минска (автомобильном, заводе автоматических линий, мотовелозаводе и др.). Исследования на предприятиях велись преимущественно на хоздоговорной основе.
В 1969 году по просьбе городских властей академические социологи организовали на многих предприятиях Минска исследования по социальному планированию. С целью оказания помощи практическим работникам в выполнении этой задачи социологи в 1970 году разработали методику социального планирования - «Перспективное социальное развитие производственного коллектива». В ней были раскрыты цели, задачи и сущность социального планирования, структура плана социального развития предприятия, значение и необходимость социологической информации в социальном управлении, методы сбора такой информации. В 1972 году вышло второе дополненное издание этой методики.
Объективная потребность социального развития, рост престижа социологических исследований поставили перед президиумом Академии наук Беларуси задачу дальнейшего развития и укрепления социологических подразделений. В 1970 году в составе академического института философии и права был открыт отдел социальных исследований с секторами: социальное управление, социальное планирование, социальные проблемы села, которые в 1975 году были объединены в один отдел - управления социальными процессами.
В 1965 году на общественных началах в г. Минске был открыт институт социальных исследований. Он имел совет и секции, состоявшие из научных работников Академии, преподавателей ряда кафедр общественных наук вузов. Институт выполнял функции научного центра, координирующего социологические исследования, проводимые в республике, много сделал в плане пропаганды социологических знаний. При институте работали курсы по подготовке социологов. Слушателями были научные работники, преподаватели, работники советских и общественных организаций . Лекции читали известные социологи из Москвы, Ленинграда и других научных центров страны. Когда в Академии наук был создан отдел социальных исследований, на который возлагалась обязанность координационного центра социологических исследований в республике, потребность в институте социальных исследований на общественных началах отпала, и он прекратил свое существование в 1970 году.
В 1967 году начали функционировать проблемные социологические лаборатории в Белорусском государственном университете и Институте народного хозяйства. В эти же годы на кафедрах общественных дисциплин стали создаваться социологические группы, в частности в Белорусском политехническом институте, Минском пединституте, Белорусской сельскохозяйственной академии, Гродненском педагогическом и Гродненском сельскохозяйственном институтах, Брестском педагогическом институте, которые на хоздоговорной основе осуществляли ряд крупных исследовательских программ на ряде промышленных предприятий республики.
В 60-70-е годы социологические группы в Беларуси функционировали во всех ведущих вузах. Начавшие исследование проблем социального планирования в 60-е годы социологи Брестского пединститута в 70-е годы успешно стали исследовать проблемы социологии культуры, молодежи, образования. Под научным руководством профессора В. В. Коклюхина социологи этого института выполнили много исследовательских проектов по проблемам: учитель и школьник, школьник и семья, сознание молодежи в современном изменяющемся мире. Накопленный материал, опыт проведения исследований позволил брестским социологам ежегодно проводить научно-практические конференции по социологическим проблемам молодежи, куда охотно приезжали социологи не только из Беларуси, но и с Украины, из России и других республик.
Позднее социология стала развиваться в Гомеле и Гродно. Разрозненные одиночки-социологи в этих городах объединились в исследовательские группы, а затем и в лаборатории после открытия там университетов в начале 70-х годов. В Гродно социологи разрабатывали первое время проблемы социального планирования села, социологию религии. Позже, в 80-е годы, они активно взялись за исследование проблем социологии образования, молодежи, духовного развития студенчества. Провели несколько республиканских конференций по проблемам духовного развития молодежи. С образованием социологической лаборатории в Гродненском университете здесь сосредоточили усилия на исследовании проблем социологии высшей школы.
В Гомеле социологи много сделали по разработке планов социального развития крупнейших предприятий города. В конце 70-х и в 80-е годы здесь исследовались проблемы социальных потребностей, управления и т. д. Это явилось основанием проведения нескольких республиканских конференций по проблемам решения социальных вопросов города и промышленных предприятий. После аварии на Чернобыльской АЭС гомельские социологи заняты исследованием социальных последствий этой аварии. Материалы этих исследований опубликованы ведущими социологами Гомеля А. Г. Злотниковым и А. Л. Касьяненко в работе «Гомельчане в экстремальных условиях: социально-психологический климат в постчернобыльский период» (Гомель, 1991).
На фоне небольших групп, кафедральных социологических лабораторий выделялась Проблемная научно-исследовательская социологическая лаборатория Белорусского государственного университета, которая была образована в 1967 году. Первым ее руководителем был член-корреспондент Академии наук Беларуси И. Н. Лущицкий, затем последовательно - профессора Ю. Г. Юркевич, Г. П. Давидюк, С. Д. Лаптенок. Начав со штата из 4 человек, лаборатория выросла в крупное научное подразделение, включающее более 50 сотрудников. В 1991 году лаборатория была преобразована в Социологический центр Белгосуниверситета.
В начале 1978 года оформился и стал набирать темпы и масштабы работы Сектор методологических проблем социологических исследований в Институте философии и права Академии наук Беларуси, возглавил который тогдашний директор института, член-корреспондент АН Республики Беларусь Е. М. Бабосов.
Работа сектора была связана с проведением социологических исследований республиканского масштаба, ориентированных на анализ и обобщение разных сторон и сфер жизнедеятельности рабочего класса, интеллигенции, крестьянства. Анализировались характер и содержание труда основных социально-демографических и социально-профессиональных групп, занятых в народном хозяйстве республики; выяснялись условия их труда, материально-бытовые и культурные условия жизни; рассматривались особенности семейного и бытового уклада, изучались свободное время в бюджете времени трудящихся, их образование и уровень культуры, их социальная активность и трудовые перемещения.
Основная задача республиканских исследований состояла в корректировке и дополнении системы экономических показателей народнохозяйственного развития системой социальных показателей, отражающих основные тенденции социально-экономического, социально-политического и социокультурного развития, интеллектуального потенциала республики. Результаты исследования большого круга социальных проблем связывались с деятельностью человека, его объективным положением в конкретных условиях труда и быта, с его потребностями и интересами, ценностными ориентациями и степенью их реализации, с его субъективным восприятием социального положения и его отношением к различным социальным явлениям и процессам, происходящим в обществе.
В январе 1989 года Сектор методологических проблем социологических исследований был преобразован в Центр социологических исследований.
Большой опыт социологических разработок, сложившаяся школа белорусских социологов, создание фундаментальных работ в области теоретической социологии и богатый опыт проведения прикладных социологических исследований республиканского масштаба сформировали основу для организации в рамках республиканской академии самостоятельного Института социологии, который был создан в 1990 году под руководством члена-корреспондента АН Республики Беларусь, профессора Е. М. Бабосова.
Создание института как самостоятельной организации способствовало укреплению базы социологических исследований и развитию основных направлений социологической мысли. Большое внимание продолжает уделяться теоретическому анализу методологических проблем научного знания, уточнению объекта, предмета, методов социологического исследования, построению концептуальных социологических систем.
В республике активно развертывается процесс освоения, критического осмысления и заимствования опыта мировой социологической мысли, в первую очередь американской и западноевропейской. Ведущие социологи (Е. М. Бабосов, Г. Н. Соколова и др.) принимали участие в работе X, XI и XII Всемирных социологических конгрессов, являются членами исследовательских комитетов Международной Социологической Ассоциации.
В качестве одного из направлений в институте активно развиваются теоретико-методологические основы учения о народонаселении, которое рассматривается как объект социально-экономического планирования: изучается демографическая политика в системе общественных отношений, занятость, образование и жизненные условия населения в системе отраслевого планирования; исследуется специфика разных социально-демографических групп и формируются демографические прогнозы, а также создаются модели трудового потенциала и потребления населения.
Активно разрабатываются новые методологические подходы к исследованию социальных проблем труда, обогащен понятийный аппарат теории социологии труда разработкой и введением в научный оборот ряда основополагающих понятий, разработана философско-социологическая концепция феномена культуры труда, проанализировано культуроформирующее воздействие труда на социальное и духовное развитие рабочего класса и технической интеллигенции.
Формирование рыночных отношений обусловило переход из традиционного русла социологии труда в сферу экономической социологии, где исследователями формируется концепция рынка рабочей силы, социальная направленность которого будет тем очевиднее, чем эффективнее социальные механизмы будут регулировать все виды трудовых перемещений, способствуя реализации позитивных тенденций общественного прогресса.
Кризис, а затем и развал тоталитарной системы власти, развитие многообразных процессов демократизации общества, обретение Беларусью суверенитета и государственной независимости резко усилили интерес общественности к исследованию главного субъекта и объекта социологии - человека, его формирования в процессах социализации и культурализации, основных аспектов его жизнедеятельности в различных социокультурных, экономических и политических условиях, особенностей его идентификации в различные социальные группы и общности.
Проблемы социологии политики разрабатывает группа социологов под руководством доктора социологических наук, профессора И. В. Котлярова. С 1990 года она осуществляет мониторинг социально-политической ситуации в Республике Беларусь. В Центре социально-экономических и политических исследований Белорусского института информации и прогноза, который возглавлял И. В. Котляров, постоянно выявлялось отношение населения Беларуси к политическим субъектам и политическим процессам, анализировались способы и методы стабилизации социально-политической ситуации в республике, разрабатывались прогнозные сценарии и модели ее изменения
Продолжает развиваться традиционное для Беларуси научное направление - социология культуры. Основным здесь становится органическое взаимодействие деятельного, сущностного, ценностного и целевого подходов, синхронного и диахронного аспектов в исследовании развития культуры как процесса опредмечивания и распредмечивания сущностных сил человека. В широкой социокультурной панораме изучаются и интерпретируются объективирование и субъективирование особенностей культурного процесса, экстериоризация (творцами) и интериоризация (потребителями) ценностей культуры, стабильность и динамичность в ее развитии. С применением специфических социологических методов осуществляется теоретическая экспликация единства культуры, вариантности и многообразия ее сфер, уточняются ее основные функции, виды, особенности взаимодействия с философией, наукой, религией, нравственностью. Прослеживается социодинамика культуры в ее национальных традициях и особенностях в контексте взаимодействия со становлением и проявлениями специфически белорусского менталитета и национальных традиций, национального самосознания белорусского народа как в прошлые эпохи, так и в современный период обретения республикой государственной независимости, раскрывается роль культуры в становлении и развитии личности. Результаты этих исследований отражены в ряде коллективных монографий, среди которых выделяются такие, как «Социалистическая культура и духовный мир человека» (1985), «Место славянских культур в духовном наследии и современность» (1990), «Культура и личность: социокультурные исследования в Беларуси» (1990).
Широким фронтом ведутся исследования в области социологии науки. Определены методологические принципы исследования научной деятельности в контексте ее социальных и социокультурных условий, в единстве ее индивидуальных и коллективных детерминант, синхронных и диахронных аспектов формирования, преобразования, практической реализации, соотношения фундаментальных и прикладных компонентов. Выявлены основные особенности организационных структур в исследовательской деятельности, социодинамики научных коллективов, проявления и разрешения конфликтов в них.
Много внимания уделяется изучению социальных общностей. Наиболее серьезно в белорусской социологии оказались исследованы такие первичные социальные общности, как семья и трудовой (главным образом, производственный) коллектив. Известно, что идеологическая критика европейской и американской социологии имеет глубокие корни и традиции во всей отечественной социологии. Наряду с этим в работах белорусских социологов, среди которых особое место занимают работы И. И. Антоновича [2; 3], имеет место фундированное и обоснованное введение в научный оборот нового материала и новых имен западных исследователей, с которыми ранее не был знаком белорусский читатель. В последнее время происходит перемещение акцентов критики: от идеологизированной интерпретации ко все более обоснованному и логически строгому усвоению реальных достижений западной методологии социальной науки.
Важным моментом институализацни белорусской социологии является начало профессиональной подготовки социологов в Беларуси. Если в прошлые годы штат социологов в основном формировался за счет выпускников философского отделения исторического факультета Белгосуниверситета, то начиная с 1989 года с открытием отделения социологии на вновь созданном философско-экономическом факультете и открытием кафедры социологии (зав. кафедрой профессор А. Н. Елсуков) осуществляется специализированная подготовка социологов-профессионалов.
Открытие отделения социологии заметно оживило социологическую мысль. Расширился диапазон исследовательских программ, совершенствуется методика и техника социологических исследований, шире используются технические средства обработки социологической информации, увеличивается количество учебных и учебно-методических публикаций. Подготовка социологов охватывает все ступени формирования творческой личности от школьных кружков и олимпиад до аспирантуры и докторантуры, выпускники которых защищают свои диссертации в специализированных советах, открытых при Институте социологии АН Республики Беларусь и Белгосуниверситете.
Важным шагом в развитии социологической мысли республики стало учреждение в сентябре 1976 года Белорусского отделения Советской социологической ассоциации, преобразованного в 1991 году в самостоятельную Ассоциацию белорусских социологов.
Большой смысл для развития науки имеют творческие связи, устанавливаемые между учеными разных стран. Активное участие белорусских социологов в работе международных конгрессов, конференций и коллоквиумов, творческие связи с коллегами из ближнего и дальнего зарубежья, обмен студентами, аспирантами, преподавателями и сотрудниками позволяют надеяться, что социологическая мысль Беларуси развивается в общем фарватере мировой научной мысли и ее достижения имеют не только региональное, но и международное значение.