Семья в учениях Платона и Аристотеля
Предмет социологии семьи. Соц. семьи в системе наук о семье.
СС – наука о семье как семейно ролевой организации о социальной жизни.
СС – наука о браке, семье, родстве как специфических формах существования, сохранения и возобновления поколений.
Особенности СС как науки:
· СС изучает групповой, а не индивидуальный субъект.
· СС изучает отдельных индивидов не самих не по себе, а как членов семьи.
· СС изучает семейный образ жизни в сравнении с одиночно-холостяцким.
Объект и предмет
Объект – семья
Предмет: структра, функции
· Структурно динамические качества семьи, её внутренние и внешние связи как социального объекта.
· Это семья как базовое предусловие функционирования социума. (семья воспроизводит индивидов, семья воспроизводит личностей)
Как малая социальная группа (основанная на браке, кровном родстве или факте усыновления малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью).
Как социальный институт семья -
Совокупность исторически сложившихся социальных норм, санкций, образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками.
Структура социологии семьи:
1. Общая теория семьи
2. Прикладной аспект (конкретные проблемы, исследования, мониторинг)
3. Макро уровень (закономерности существования всей массы. Семья как посредник между личностью и обществом. Влияние семьи на социальный порядок)
4.Микро уровень (не всю совокупность, а поведение людей в конкретной семье. Жизненные циклы семьи. Возникновение, функционирование, распад отдельных семей. Жизненная история семьи/биография, жизненный путь, траектория семьи/. Виды семейного поведения людей)
Связь с другими науками:
1. С философией (методологический уровень (системный подход).
2. С общественными науками (демография, психология, экономика, антропология и тд) обменивается данными, заимствует методы, образует смежные науки.
3. С точными науками (статистика, математика, информатика) аппарат для эмпирического изучения.
демография семьи, социология семьи, психология семьи, педагогика семьи
Социология семьи сосредоточивает свое внимание на настоящем, на функционировании семьи как подсистемы общества в обращается к прошлому, чтобы точнее определить тенденции изменения семьи и вероятность их действия в будущем. Этнография семья ориентирована на прошлое, на реконструкцию семейного образа жизни на основе изучения материализованных элементов культуры прошлого (поскольку не только социологические, но и общенаучные и литературные описания прошлых эпох, как правило, отсутствуют) .
Семейное право изучает процессы узаконения, легитимизации, становления и распада семьи, функционирования семьи как самостоятельной субстанции, вступающей в сложные взаимодействия с другими социальными институтами и с государством. Вопросы семейной собственности при заключении браков и разводах и во всех случаях, когда затрагиваются интересы семьи в целом или ее отдельных членов, также являются частью предмета семейного права.
Чрезвычайное значение имеет конституционное закрепление взаимоотношений семьи и государства, прежде всего в связи с проблемами социальной и экономической политики государства. Социология семьи фиксирует внимание на всех этих сторонах жизнедеятельности семьи, вскрывая то, как юридические установления ограничивают или стимулируют автономную активность семьи, ущемляя иди укрепляя интересы семьи как института. Создание законодательных основ федеральной и региональной политики в области брачно-се-мейных отношений — одна из областей междисциплинарного сотрудничества социологов и юристов.
Социальная психология семьи исследует закономерности межличностных отношений в семье, внутрисемейные отношения с точки зрения их устойчивости и стабильности. Задачей социально* психологии является также изучение воздействия структуры семьи на внутрисемейные процессы, на семейное поведение личности. Социальная психология семьи изучает семью как малую группу, закономерности становления, функционирования в распада семьи как групповой целостности. Социально-психологические звания позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать в терапевтически перестраивать семейные взавмоотшения родителей и детей, супругов, братьев и сестер. Трудно провести граничу между психологическими исследованиями в рамках социологии семьи и психологии семьи, но социологов в большей степени интересует взаимосвязь институциональных и межличностных характеристик семьи, их взаимообусловленность и в меньшей — сама по себе внутрисемейная психодинамика.
Медицина и социология здоровья концентрируются на физиологических предпосылках репродуктивного поведения и планирования семьи, тогда как социология семьи обращена к семейному поведению и его социетальным последствиям, фиксируемым в коэффициентах рождаемости, детностй, абортов, применения контрацепции и т.д. Социализация детей в семье в направлении приобретения тех или иных навыков самосохранительного поведения, относящегося к сохранению здоровья и жизни, образует сферу пересечения интересов вышеназванных дисциплин с социологией семьи, рассматривающей здоровье и продолжительность жизни личности в контексте семейного образа жизни и жизненного цикла семьи.
Демография теснее всего связана с социологией семьи и анализирует семейную структуру населения во взаимосвязи с половозрастной структурой, используя данные демографической статистики о размере и составе семьи, распространенности тех или иных семейных структур, о тенденциях брачности, детностй, разводимости. Изучение роли семьи в воспроизводстве населения является неотъемлемой частью одновременно демографии и социологии семьи (где оно может именоваться социологией рождаемости). Демография семьи обобщает факты формирования, функционирования и распада семейно-родственных групп, тогда как социология семьи наряду с исследованием эффективности выполнения семьей репродуктивной функции интересуется также эффективностью социализации (воспитания—содержания—обучения) детей в семье, подготовки подрастающих поколений к принятию ролей взрослого человека, его социальных позиций и статусов.
Семья в учениях Платона и Аристотеля
Платон: общественная семья 9идея идеального общества) – единичное подчинено всеобщему (личное-общественному); равенство (по отношению к государству); общность имущества; общность жен.
Аристотель: семья – это естественная форма общежития, не изменявшееся во все времена существования. Критиковал общность имущества и общность жен. Общность жен приводит к гибели государства, не будет подлинного отцовства. Первичность государства перед семьей, однако первичная ячейка общества – семья.
Семья имеет 3 двойные части: господин-раб, муж-жена, отец-ребенок.