Социальное исследование как диагностика и практика
Американский центр выборочных исследований (Survey Research Center — SRC) под руководством Ф. Манна провел диагностическое и практическое (improvement) исследование на шести заводах и в центральном офисе крупной фирмы. Под диагнозом понимался процесс изучения различных характеристик организации и персонала с целью получения точного описания того, как обстоят дела в фирме. Методология диагностики предполагала не только первичное обследование объекта, но и последующую перепроверку (повторное исследование) степени надежности полученных данных, установление приоритетов практических мероприятий. В данном случае цели определялись сотрудниками Центра совместно с руководством заводов и администрацией фирмы. Первоначальные цели были признаны недостаточно точными, поэтому для их конкретизации провели устные интервью и сбор письменных пожеланий. После чего ученые SPC откорректировали цели исследования, которые на следующих стадиях были согласованы с профсоюзами.
В конечном счете выяснилось, что цели — это то, что интересует каждую из сторон. Компанию интересовало улучшение психологического климата и морали работников, изменение установок людей и их отношения к работе. Профсоюз хотел получить комплекс практических мероприятий,
улучшающих положение дел на производстве. Ученых интересовали такие переменные, как контроль, коммуникация, эффективность, координация, процесс устаревания технологии, склонность к риску, удовлетворенность и организационные изменения. В процессе долгих согласований были выработаны взаимоприемлемые цели. Исследование включало несколько фаз. В первой фазе создали специальный комитет, состо-
Главное — не просто выявить набор болевых точек, а обнаружить их взаимную связь, которая не видна невооруженному глазу. А собеседование с директором или вторыми лицами (а также привлеченными к беседе функциональными специалистами) поможет социологу получить дополнительную информацию, уточнить и откорректировать результаты диагностики. Кроме того, нельзя забывать коммуникационную функцию постдиагностической беседы: вовлекая администрацию в обсуждение результатов диагностики, консультант просвещает, раскрывает глаза, формирует новую, более емкую картину мира, одновременно создавая себе сторонников, активных помощников в лице руководства организации.
Далеко не всегда консультант по управлению создает науко- и трудоемкие внедренческие проекты или полгода занимается социальной диагностикой.