Структура мифа как проблема социальной антропологии
4. Специфика мифа как явления культуры.
5. Структура мифа и бинарные оппозиции человеческого сознания.
6. Логика мифа и диалектика.
Литература:
1. Лосев А.Ф. Диалектика мифа //Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.
2. Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1993. – гл. XI и XII.
3. Бутинов Н.А. Леви-Строс – этнограф и философ (Раздел «Структура мифа») //Леви-Строс К. Структурная антропология. – М., 1983. – с. 461-466.
4. Мелетинский Е.М. Мифология и фольклор в трудах К. Леви-Строса //Там же. – с. 467-522.
5. Пропп В.Я. Морфология сказки. – М., 1969.
6. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л., 1946.
7. Тайлор Э.Б. Первобытная культура – М., 1989. (гл. V, VI и VII – “Мифология”).
8. Гекман Л.П. Мифопоэтика народов Сибири: персоносфера и модель мира. – Барнаул, 2005.
9. Кэмпбелл Дж. Мифический образ. – М., 2002.
Семинарское занятие № 2
Мифология как регулятор человеческого поведения.
4. Мифологическое программирование повседневной жизни.
5. Механизмы мифологизации политической сферы жизни людей.
6. Архетипы и метаморфозы научного мышления. Современная наука и мистицизм.
Литература:
1. Мелетинский Е.М. Миф и XX век /Мелетинский Е.М. Избранные статьи и воспоминания. – М., 1998.
2. Косарев А.Ф. Философия мифа: мифология и ее эвристическая значимость – М., 2000.
3. Цивьян Т.В. Мифологическое порграммирование повседневной жизни. //Этнические стереотипы поведения. – Л., 1985.
4. Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. – М., 1998. – с. 182-185.
5. Баранов А.Н. Политический дискурс: прощание с ритуалом? //Человек – № 6 – 1997.
6. М.-Л. фон Франц. Наука и бессознательное //Человек – № 5 – 1996.
7. Налимов В.В. В поисках иных смыслов. – М., 1993.
8. Кулятин А.И., Скубач О.А. Мифы железного века: семиотика советской культуры 1920-1940-х гг. – Барнаул, 2005.
9. Осипов Г.В. Социальное мифотворчество и социальная практика. – М., 2000.
Примерный перечень вопросов для самостоятельной подготовки
1.Перспективы создания единой науки о человеке.
2.Специфические признаки человеческого бытия.
3.Человек как творец и творение культуры.
4.Варианты сочетания различных моделей антропогенеза.
5.Борьба идей вокруг эволюционизма.
6.Специфика человеческого общества в сравнении с формами социальности высших животных.
7.Место и роль повседневности в жизни человека.
8.Архетипические бинарные оппозиции освоения мира на уровне повседневности.
9.Проблема существования искусственного интеллекта.
10.«Позитивные» и «негативные» эффекты игрового поведения человека.
11.Соотношение любви и агрессии как модусов человеческого бытия.
12.Проблема степеней свободы для человека любящего.
13.Проблема соотношения доброкачественной и злокачественной агрессии.
14.Проблема примирения человека с неизбежностью смерти.
15.Ритуалы гармонизации отношения человека к природе.
16.Архетипичные и современные формы внутренней и внешней оппозиции «мы и они».
17.Проблема мифотворчества в современном мире.
18.Проблема бессмертия, особенности ее постановки и решения в религиозном, научном и паранаучном сознании.
19.Семантика погребального обряда в культуре различных народов.
20.Пути и возможности преодоления агрессии в современном российском обществе.
21.Культурно-исторические особенности этнической самоидентификации россиян.
22.Этнический образ «русского человека» и его социально-исторические трансформации.
23.Соотношение мифа с позднейшими формами общественного сознания и элементами культуры (наукой, идеологией, рекламой).
24.Миф и сказка: структурное единство и различия.
25.Близнечные мифы и их роль в объяснении социо-культурного многообразия мира.
26.Ритуалы «перехода» и их аналоги в современном мире.
27.Системы родства в архаичном обществе и их связь с типологией современной семьи.
28.Этноцентризм: сущность и культурно-исторические формы проявления.
29.Проблема смысла жизни в философии, антропологии и социологии.
30.Архетипы человеческого мышления и поведения в контексте массовой культуры современного общества.