Разновидности социологических исследований
ЛЕКЦИЯ 3
ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
(Методология социологического исследования)
План
Понятие, цели и задачи, разновидности социологических исследований
Этапы социологического исследования
Программа социологического исследования.
4. структура и композиция анкеты – инструмента социологического исследования.
ПИТАННЯ ДО СЕМІНАРУ:
1. Загальна характеристика методів збору соціологічної інформації
2. Метод опитування: різновиди, специфіка. Вимоги до анкетера (інтерв’юера)
3. Методи аналізу документів: різновиди та їх специфіка. Контент-аналіз.
4. Метод спостереження: різновиди, особливості застосування
5. Метод експерименту: різовиди, особливості застосування
В широком смыслесоциологическое исследование — это специфический вид систематической познавательной деятельности, направленной на исследование социальных объектов, отношений и процессов с целью получения новой информации и выявления закономерностей общественной жизни на основе теорий, методов и процедур, принятых в социологии.
В более узком смысле социологическое исследование представляет собой систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные и объективные данные об изучаемом социальном объекте, явлении или процессе.
В.А. Ядов
В. А. Ядов предлагает следующие определения:
Метод- основной способ сбора, обработки и анализа данных.
Техника – совокупность специальных приемов для эффект-го использования того или иного метода.(дневниковые записи, фотосъемка, киносъемка, работа инкогнито, включенность в группу полностью, работа через ключевого информанта)
Методика социологического исследования - это совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая местные операции, их последовательность и взаимосвязь. (инструкция интервьюеру, инструкция исследованию) называют тактику исследования, тот есть систему операций, процедур, приемов установления социальных фактов, их систематизации и средств анализа.
Главная цель социологического исследования
– изучение социального объекта для формирования общего его видения (социального портрета группы), анализ и систематизация информации для выработки мер по разрешению выявленной проблемной ситуации.
Примеры целей:
- сформировать общее целостное представление об объекте исследования
- определить структурные части объекта (блоки)
- эмпирически измерить исследуемый объект (составление вопросов к анкете по оасновным блокам)
Задачи социологического исследования - система конкретных шагов, направленных на анализ и решение поставленных целей. Какую конкретно информацию предполагается собрать в ходе исследования?
В. А. Ядов выделяет 3 основные функции методологии социологического исследования - ориентирующую; предсказательную; классифицирующую. Первая сосредотачивает усилия исследователя в отборе данных, вторая опирается на установление связей, зависимостей в исследуемой области, третья помогает систематизировать факты путем выявления существенных свойств и связей
Разновидности социологических исследований
По способу познания, по характеру использования конечных результатов различают исследования:
по характеру добываемого социологического знания различают:
1- теоретические исследования (фундаментальные) – это совокупность исследований, основным содержанием которых является построение концептуальных моделей, описывающих и объясняющих социальные явления. Как правило такие исследования носят фундаментальный характер – направлены на развитие науки. Эти исследования осуществляются по инициативе ученых, кафедр, университетов и проводятся академическими учреждениями для проверки теоретических гипотез и концепций
2 - эмпирические исследования (прикладные). Основным содержанием таких исследований являются сбор и анализ фактических, реальных данных об объекте (изучаемом явлении), они направлены на решение практических задач. Чаще всего заказчиками эмпирических исследований выступают коммерческие структуры, руководители предприятий и корпораций, тполитические партии, государственные учреждение, органы местного самоуправления.
В зависимости от повторяемости исследований выделяют:
1- разовые (точечные) – позволяют получить представления о состоянии, положении, статике какого-либо социального объекта, явления или процесса в данный момент;
2- повторные – используются для выявления динамики, изменений в их развитии.
Также по количеству единиц наблюдения различают:
1 - сплошные
2 - выборочные исследования в зависимости от величины выборки.
В случае выборочного социального исследования изучается часть совокупности и результаты распространяются на всю совокупность;
Повторные в свою очередь делятся на:
· панельные, когда изучаются одни и те же объекты принадлежащие какой-то совокупности через разные промежутки времени;
· кагортные когда изучаются более специфические совокупности в течение определенного времени (например, группа людей одного поколения или одного года рождения);
· трендовые, когда изучаются одни и те же объекты, принадлежащие какой-то совокупности через равные промежутки времени;
· мониторинговые - лонгитюдные, когда изучаются определенные объекты принадлежащие какой-то совокупности через определенные промежутки в процессе развития (обычно молодежь в процессе развития).
Мониторинговые исследования - один из наиболее эффективных способов повторного социологического исследования. Он представляет собой целостную систему отслеживания происходящих в обществе или в его отдельных структурах и общностях (группах) изменений на основе изучения и анализа массовых представлений о них, осуществляемого через небольшие (квартал, год) промежутки времени.
По характеру поставленных целей и задач, а также по ширине и глубине анализа социального явления или процесса социологические исследования подразделяются на: