Основные теории личности в социологии
В ХХ в. в социологии сложилось несколько теорий, по-разному объясняющих сущность и процесс формирования личности. Рассмотрим некоторые из них.
Психоаналитическая теория З. Фрейда основана на представлении о человеке как системе нужд (преимущественно биологического характера) и обществе как системе запретов (табу), направленных на их ограничение. Структура личности включает три уровня (см. рис. 10). Нижний и верхний уровни "атакуют" сознание человека, порождая невротический тип поведения. В процессе общественного развития верхний уровень (Super-Ego) постоянно увеличивается, вследствие чего вся история человечества может быть представлена как история нарастающего психоза.
Поведенческая теория Б. Скиннера и Дж. Хоманса рассматривает личность как систему реакций на различные стимулы. Основной вывод теории: чем выше стимул, чем ценнее вознаграждение, тем чаще человек будет демонстрировать поощряемое поведение (17.8).
Деятельностная теория Л. Выготского исходит из понимания человека как деятельностного существа, которое преследует свои цели, и чье поведение невозможно объяснить только с точки зрения рациональности. Изучение личности в рамках данной теории основывается на анализе доминирующего вида ее деятельности (профессиональная, познавательная, вынужденная, свободная и т.д.).
Наиболее популярной сегодня является ролевая теория личности Дж. Мида и Т. Парсонса (17.2; 17.7). Основные понятия теории: 1) социальный статус (4.2); 2) социальная роль – совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус в социальной системе; 3) ролевое ожидание – мнение общества относительно содержания данной роли; 4) ролевое исполнение – фактическое исполнение человеком той или иной роли (отец исполняет роль отца, директор – роль директора и т.д.). Основная идея теории: каждый человек, занимающий тот или иной статус, должен исполнять роли, соответствующие данному статусу (так, статус студента предполагает обязательное посещение занятий, ведение конспектов лекций, сдачу зачетов и экзаменов). Однако на практике нередко возникает ситуация, когда человек по разным причинам не может или не хочет их выполнять. Ролевое ожидание не соответствует ролевому исполнению. Тогда вступает в силу социальный контроль (11.3), побуждающий человека вести себя в соответствии со статусом. Если этого не происходит, его статус в обществе изменяется (статус понижается (нерадивый студент отчислен) или повышается (талантливый студент стал специалистом досрочно)).
Нередко мы сталкиваемся с необходимостью исполнения двух и более ролей, которые противоречат (или не соответствуют) друг другу. В этом случае возникает ролевой конфликт. Создатели ролевой теории личности предлагают несколько способов его преодоления: 1) рационализация ролей – скрытие реальности конфликта путем бессознательного поиска неприятных сторон желаемой, но недостижимой роли (роль удачливого бизнесмена связывается с риском быть убитым киллером); 2) разделение ролей – временное изъятие из жизни одной из ролей и выключения ее из сознания индивида (один и тот же человек в разных ситуациях: на работе – требовательный руководитель, дома – заботливый муж и отец); 3) регулирование ролей – осознанная личностью и преднамеренная процедура освобождения от личной ответственности за последствия выполнения той или иной роли (я выполнял приказ, следовал должностным инструкциям и т.д.).
Социальный статус и роль
Статус(от лат. status — положение, состояние) — положение гражданина.
Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе.
Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.
Существует широкий диапазон статусов: предписанные, достигаемые, смешанные, личные, профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровно-родственные, которые относятся к разновидности основных статусов.
Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния.
Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений.
Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным.
Социальная роль— это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.
В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей. Социальная роль состоит:
• из ролевого ожидания (экспектации) и
• исполнения этой роли (игры).
Социальные роли могут быть институционализированными и конвенциональными.
Институционализированные: институт брака, семьи (социальные роли матери, дочери, жены).
Конвенциональные: принимаются по соглашению (человек может отказаться принять их).
Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого. Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.
Рассмотрим некоторые определения социальной роли:
· фиксация отдельного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений;
· функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;
· общественно необходимый вид деятельности и способ поведения личности, которые несут печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т. д.);
· поведение личности в соответствии с ее общественным статусом;
· обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия;
· устойчивый стереотип поведения в определенных социальных ситуациях;
· совокупность объективных и субъективных ожиданий (экспектаций), производных от социально-политической, экономической или какой-либо другой структуры общества;
· социальная функция личности, соответствующая принятым представлениям людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений;
· существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами;
· система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т. е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами;
· открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение;
· представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации;
· предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию;
· набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения.
Таким образом, социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция и даже набор норм. Мы рассматриваем социальную роль как функцию социального статуса личности, реализуемую на уровне общественного сознания в экспектациях, нормах и санкциях в социальном опыте конкретного человека.
Виды социальных ролей
Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.
Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.
Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.).
Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом. Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.
1. По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.
2. По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
3. По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
4. По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.
Социальные взаимодействия
Социа́льное взаимоде́йствие — «способ осуществления социальных связей и отношений в системе, предполагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условия и факторы его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности, социальной системы, изменение их всоциальной структуре общества и т. п.»[1] Социальное взаимодействие родственно понятию «социальное действие».
Социальное взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связей.
Социальное взаимодействие - это любое поведение личности или группы лиц, имеющее значение для других людей.Оно определяется социальными статусами и ролямиличности и социальных групп.
Социальное взаимодействие - любое поведение человека или социальной группы, имеющее значение для других людей в данный момент и в будущем. Оно включает передачу информации, получение, реакция на неё её переработка и возврат её, а так же реакция на новую информацию первого лица. Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны:
· Объективная сторона - факторы независимые от взаимодействующих, но влияющие на них.
· Субъективная сторона - сознательное отношение индивидов друг к другу в процессе взаимодействия,основанное на взаимных ожиданиях.
Механизм С.В. включает участников и их действия, изменения вызванные этими действиями, влияние этих перемен на людей и окружение и обратная реакция.
Классификация социального взаимодействия
· Первичные, вторичные(идеологические, религиозные, нравственные),
· по количеству участников: взаимодействие 2х людей; 1ого человека и группы людей; между 2мя группами,
· Разнонациональные,
Между людьми разного достатка, и т. д.