ТЕМА 5. Социальная политика в системе общественных отношений
Основные понятия темы
Социальная жизнь разворачивается в различных сферах, и чаще всего речь идет о социальной сфере жизни общества. «Социальная сфера представляет собой самобытное, сложноорганизованное, упорядоченное целое, единое в своей сущности, в своем качестве, назначении и многофункциональное в силу сложности и многозначности процесса воспроизводства социальных субъектов с их способностями, потребностями, многообразием интересов. Процессы ее жизнедеятельности обусловлены объективными закономерностями и основываются на определенных принципах социального управления» (Г. С. Осадчая).
Социальная сфера в широком смысле объединяет множество институтов и учреждений – системы образования, здравоохранения, социальной защиты, социального обеспечения, сферу трудовых отношений, жилищную сферу, сферу культуры, спорт и туризм и т. д. В силу своей сложности социальная сфера порождает множество проблем. Необходимость их решения порождает деятельность, связанную с регулированием её состояния и развития – политику в социальной сфере/социальную политику.
В развитии общества особую роль играет сознательная, целенаправленная деятельность человека – социальная инициатива со стороны личности, социальной группы, общественной организации, класса, государства.
Социальная инициатива – это совокупность действий по выдвижению, распространению и практической реализации социально значимой идеи. Эти действия сознательно, самостоятельно и добровольно осуществляются субъектом. Как способ преодоления отжившей традиции и утверждения нового, социальная инициатива сближается с социальной инновацией, социальным творчеством («Российская социологическая энциклопедия»).
Реформа – преобразование, изменение, переустройство одной из сторон жизни общества (порядков, институтов, учреждений), которое не разрушает оснований социальной структуры в целом и является более или менее прогрессивным по характеру. Любая социальная реформа есть проявление социальной инициативы со стороны личности, социальной группы, общественной организации, класса, государства, общественного института.
Социальное реформаторство– целенаправленная сознательная рациональная деятельность, ориентированная на преобразование одной или ряда сторон социальной жизни через инновацию. Реформаторство имеет диалектический характер, так как направлено на синтезирование традиции и инновации, и включает в себя момент разумного и продуманного (но не стихийного) разрушения устаревших установлений. В идеале социальное реформаторство направлено против социального зла, на выяснение и искоренение его причин, а не только на борьбу с его следствиями. Социальное реформаторство отражает объективную историческую необходимость и вызывается конкретными причинами. Оно включает в себя три диалектически связанных аспекта. 1) Личностный, который отражен в деятельности инициатора инновации; любая реформа в области социальных отношений, как правило, связывается с именем реформатора. 2) Групповой аспект, проявляющийся в деятельности единомышленников реформатора. 3) Общественный аспект, отражающий отношение социума к инновации; он подразумевает широкий спектр реакций на реформаторскую деятельность – от полного недоверия и неприятия до понимания и одобрения.
В социальном реформаторстве можно увидеть две разновидности, постоянно взаимодействующие и взаимно стимулирующие друг друга. Первая – общественное реформаторство, связанное с активностью личностей и социальных групп на микро- и мезоуровне. Вторая разновидность – государственное реформаторство, связанное с социальной политикой.
Социальная сфера выполняет комплекс задач, связанных с обеспечением жизнедеятельности человека и удовлетворением индивидуальных и социальных потребностей. Потребности – осознанные запросы и нужды, удовлетворение которых необходимо для биосоциальной, трудовой и культурной жизни человека. В социальной действительности в потребностях человека воплощён комплекс материальных и нематериальных благ и услуг, удовлетворение которых служит воспроизводству человека как биологического и социального существа. Основу для возникновения и развития, стимулирования и удовлетворения потребностей образует общественное производство. Условия для реализации всего комплекса потребностей создаёт социальная политика в соответствующих областях социальной сферы.
Социальная политика может рассматриваться как социальный институт, поскольку упорядочивает деятельность по реализации потребностей общества в регулировании социальных отношений, в социальной безопасности, в поддержании благосостояния и стабильности. Цель социальной политики – поддержание социальной стабильности в интересах конкретных социальных групп или в интересах большинства населения. В основу социальной политики положены ценности гуманизма, достоинства человека, его прав и свобод. Нормы социальной политики, обеспечивающие перечисленные ценности – это, во первых, моральные нормы, которыми руководствуются люди и организации, группы и общности, во вторых – законодательные акты, регулирующие реализацию социальной политики. Социальная политика как институт выполняет следующие функции: содействие развитию личности, обеспечение социальной безопасности, защита прав граждан в социальной сфере, обеспечение прав граждан, обеспечение социальной стабильности, содействие процессам культурного воспроизводства. Осуществляя социальную политику, общество берет на себя обязательства предоставлять всем слоям населения возможность поддержания благосостояния, уменьшение существующей степени необеспеченности и социального неравенства.
Социальная безопасность – 1. Часть более общей категории «национальная безопасность»; 2. Состояние защищённости личности, социальной группы, общности от угроз нарушения их жизненно важных интересов, прав и свобод. В общем виде объект социальной безопасности – личность, её жизненно важные права, свободы в социальной сфере жизнедеятельности (Г. Г. Силласте).
В социальной политике современного общества присутствует два компонента – научно-познавательный и практически-организационный. Научно-познавательный компонент является результатом научного анализа актуальных социальных проблем и потребностей, тенденций развития, а также предшествующего социально-политического курса. Итогом этого анализа становится разработка методов и научных концепций социального развития и решения стратегических задач социальной политики. Изучение социальной политики научными методами продиктовано возрастанием её роли в общественном регулировании.
На рубеже XIX–XX вв. в европейской науке сложились основные трактовки социальной политики по объекту: 1) социальная политика – это «выражение общественных действий по решению проблем, затрагивающих всё общество» (О. фон Цвидинек); весь комплекс общественного регулирования; 2) политика в отношении рабочего класса, трудящихся в сфере общественного производства, которая имеет целью улучшение его положения через принятие и совершенствование трудового законодательства; 3) главный объект социальной политики – бедняки, деклассированные и нетрудоспособные члены общества, неспособные обеспечить своё благосостояние самостоятельно; 4) объект социальной политики – процесс перераспределения доходов в пользу групп, страдающих от негативных последствий действия рыночной системы; 5) объект социальной политики – все социальные группы, население в целом (принцип «общество за всех»).
Теоретический аспект социальной политики как науки представлен разработкой теоретико-методологических оснований исследования общественной и государственной социальной политики и концепций социального развития, позволяющих адекватно корректировать социально-политический курс в обществе. Прикладной аспект этой науки связан, во-первых, с исследованием взаимодействия социальных групп в обществе по поводу их социального положения и благосостояния, и, во-вторых, с анализом актуальных социально-политических потребностей общества, отражающих социальную ситуацию в стране и степень благосостояния различных групп и социальной системы в целом.
Практически-организационный компонент социальной политики связан с непосредственным осуществлением концептуальных положений и стратегических задач социальной политики, т. е. с практической реализацией удовлетворения человеческих потребностей, а также с организаторской деятельностью органов государственного и общественного управления в социальной сфере.
Этот компонент объединяет ряд измерений. 1) Экономическое – эффективность реализации социальной политики на любом уровне серьёзно зависит от экономики, бюджетного обеспечения, финансовых ресурсов всех её субъектов. 2) Социальное измерение социальной политики связано не только с уменьшением социального неравенства по доходам, но и с обеспечением достойных человека условий жизни и уровня благосостояния, с социальным развитием. 3) Организационное измерение – организация и производство социальных услуг населению, системы социальной защиты. 4) Правовое измерение проявляется в обеспечении прав граждан, в законодательно-правовом обеспечении социальной политики и всех социальных мероприятий, контроле за их осуществлением. 5) Экологическое измерение связано с обеспечением чистой и безопасной окружающей среды. 6) Культурологическое измерение отражает удовлетворение духовных потребностей населения, его творческое и культурное развитие. 7) Личностное измерение указывает цель создания условий для всестороннего развития личности.
План семинара
I. Социальная политика и социальная действительность.
1. Понятие социальной сферы и социального реформаторства. Потребности человека и социальная политика.
2. Социальная политика как социальный институт. Социальная безопасность.
3. Взаимосвязь экономической и социальной политики государства.
4. Компоненты и измерения социальной политики.
II. Социальная политика как наука.
1. Эволюция понятия «социальная политика».
2. Теоретическое и прикладное понимание социальной политики.
3. Задачи социальной политики как науки.
Методические рекомендации
Изучение социальной политики связано с определением её места в системе общественных отношений как в качестве социального института, так и в качестве науки – этим определяется цель семинара. Следует проследить процесс институциализации социальной политики, её взаимосвязь с потребностями людей, экономикой, социальным реформаторством и социальной безопасностью, а также становление социальной политики как практической социологической дисциплины, которая определяет средства для оптимального удовлетворения человеческих потребностей и совершенствования отношений между людьми.
Для раскрытия темы важно владеть такими категориями, как «социальная жизнь», «социальная среда», «социальная сфера», «социальная инициатива», «социальная реформа», «социальная модернизация», «экономическая политика» и др. Рассмотрение эволюции понятия социальной политики можно связать с явными и латентными её функциями, что позволит раскрыть сущность современных социально-политических процессов. При рассмотрении взаимосвязи социальной политики и социального реформаторства важно показать на конкретных примерах из современной российской социальной политики диалектическую связь трёх его аспектов: личностного, группового и общественного. Поможет и обращение к взглядам П. А. Сорокина на реформирование социальной жизни и канонам, которые он предлагает для успешного осуществления реформ.
Рассматривая вопрос о социальной политике как науке, рекомендуется обратить внимание на трактовки её предмета разными авторами и её задачи как в целом, так и в конкретной российской социально-экономической ситуации.
Анализировать взаимосвязь экономической и социальной политики государства поможет обращение к экономической теории и практике как в России, так и за рубежом. Для иллюстрации при рассмотрении компонентов (научно-познавательного и практически организационного) и измерений (экономического, организационного, правового, социального, культурологического, экологического и личностного) социальной политики желательно приводить конкретные примеры.
Список рекомендуемой литературы
1. Андреев Ю.П. Социальные институты: содержание, функции, структура. – Свердловск, 1989.
2. Гидденс. Э. Социология. – М., 1999.
3. Григорьева И.А. Социальная политика и социальное реформирование в России в 90-х годах. – СПб., 1998.
4. Дегтярь Л. С. Социальная цена реформ // От кризиса к росту (Опыт стран с переходной экономикой. – М., 1998.
5. Десять лет российских реформ глазами россиян. // Социологические исследования. 2002. № 10.
6. Дмитриев М. Социальная сфера в условиях финансового кризиса: проблемы адаптации // Вопросы экономики. 1999. № 2.
7. Жуков В.И. Реформы в России: 1985-1995 годы. – М.,1997.
8. Заславская Т. И. О социальном механизме посткоммунистических преобразований // Социологические исследования. 2002. №8.
9. Коровицына Н. В. Сравнительный опыт общественных преобразований в постсоциалистических странах. // Социологические исследования. 2002. № 5.
10. Кравченко А. И. Общество и социальные институты // Социология. Учебное пособие для вузов. М., 1997.
11. Левашов В. И. Общество и государство: стратегии взаимодействия //Наука. Политика. Предпринимательство. 1998. № 1–2.
12. Матвиенко В. И. Актуальные вопросы социальной политики России // Международная жизнь. 1999. № 4.
13. Мониторинг: доверие к социальным институтам // Социологические исследования. 2002. № 2–3.
14. Осипов Г. В., Андреев Э. М. Современные российские реформы: опыт социологической экспертизы // Социально-политический журнал. 1995. № 1.
15. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992.
16. Социальная политика современной России: проблемы реформирования. – М., 1998.
17. Социально-экономические проблемы России / Справочник. – СПб., 1999.
18. Социальные реформы в странах с переходной экономикой: Проблемы и опыт. – М.,1998.
19. Сидорина Н. Ю., Тихонова Н. Е., Шкаратан О. И. Методика исследования социальной политики в регионах // Мир России: Социология. Этнология. – 1998. – №1-2.
20. Скороходова Т. Г. Социальное реформаторство как инновация // 4 Социологические чтения преподавателей, аспирантов и студентов. – Пенза, 2002.
21. Смирнов С., Исаев Н. Социальная политика: новый курс // Вопросы экономики. 1999. № 2.
22. Торлопов В. Социальное государство: сущность и генезис // Человек и труд. 1998. № 5.
23. Тощенко Ж. Т. Социология. – М., 1991.
24. Турунцев Е. В. Социальная политика и интеграция общества // Общественные науки и современность. 1995. № 3.
25. Фролов С.С. Социология. – М., 1999.
26. Черныш М. Ф. Противоречия становления социального партнёрства // Социологические исследования. 2004. № 7.
27. Ярыгина Т., Антипова Т., Шалганова И. Дорога в никуда: Социальная политика правительства 1996-1997. – М.,1998.