Социальная группа: понятие и виды

— Ты раньше где-нибудь работала?
— Нет ещё…
— Едут тут всякие… Ни профессии, ни подушек — одна морока с вами!
— Профессия у меня есть!

К/ф «Девчата»

Социальная группа

– это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей.

– любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям: пол, возраст, национальность, расовая принадлежность, место жительства, профессия, уровень дохода, образование и некоторые другие

Традиционно выделяют первичные и вторичные группы. К первым относятся небольшие по составу коллективы людей, где устанавливается непосредственный личный эмоциональный контакт. Это семья, компания друзей, рабочие бригады и др. Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти нет личного эмоционального отношения, их взаимодействия обусловлены стремлением к достижению определенных целей, общение носит преимущественно формальный, обезличенный характер.

Социальная группа: понятие и виды - student2.ru 1. В зависимости от того, в какой мере объективная принадлежность индивида к данной группе предполагает субъективное осознание этой принадлежности, различаются номинальные группы, реальные группы и агрегаты.

Номинальные группы – социальные категории, искусственно выделенные с целью статистического анализа структуры населения (например, пассажиры пригородных поездов, семьи, проживающие в отдельных или коммунальных квартирах и т. д.). Межличностные отношения в номинальных группах практически не опосредствованы никакой деятельностью.

Реальные группы называются так потому, что принадлежность индивидов к этим группам определяется по признакам, важным с точки зрения социальной идентификации личности. К числу этих признаков относятся: пол (мужчины и женщины); уровень дохода (богатые, бедные и зажиточные люди); национальность (русские, американцы, эвенки, турки и т. д.); возраст (дети, подростки, молодежь, взрослые, старики); семейное положение (холостые, женатые, разведенные, вдовые); профессия (водители, учителя, военнослужащие и т. д.); место жительства (горожане, сельские жители). У представителей одной и той же реальной группы схожие стереотипы поведения, образ жизни, ценностные ориентации.

На границе между номинальными и реальными группами находятся агрегаты (квазигруппы) – совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков. Они сочетают в себе черты реальных и номинальных групп. К ним относятся аудиторные группы, некоторые разновидности толпы.

2. В зависимости от размера выделяются большие, средние и малые социальные группы. Большие социальные группы – это совокупности людей, существующие в масштабе всего общества: классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.). Малые группы – небольшие по численности совокупности людей, объединенных общими целями, интересами, ценностям, нормами и правилами поведения. Сюда относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Границы малой группы определяются качественными признаками, основными из которых являются контактность и целостность. Помимо качественных признаков малой группы, выделяют ее количественные показатели. Нижняя граница размеров малой группы – три человека, поскольку в группе из двух человек (диаде) групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняя граница малой группы определяется ее качественными признаками и обычно не превышает 20–30 человек. Оптимальный размер малой группы зависит от характера выполняемой совместной деятельности и находится в пределах 5– 12 человек.

Типология малых групп

1) По характеру преимущественной направленности активности групп различают два их типа.

Активность группы типа «internal» (int-группы) направлена внутрь группы, на ее членов (всех вместе или по отдельности). Это детские клубы, психотерапевтические группы и т. п.

Активность группы типа «external» (ext-группы) направлена вовне ее. К этому типу принадлежат объединения волонтеров, масонские ложи и т. п.

2) Малые группы также разделяют на формальные и неформальные. Впервые это деление было предложено Э. Мэйо при проведении им знаменитых Xоторнских экспериментов. Согласно Мэйо формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Неформальные группы – объединения людей, возникающие на основе внутренних, присущих индивидам потребностей в общении, принадлежности, понимании, симпатии и любви.

3) Очень часто для индивида первичная группа, к которой он принадлежит, выступает одной из референтных важнейших групп. Этим термином обозначают ту группу (реальную или воображаемую), система ценностей и норм которой выступает для индивида своеобразным эталоном. Референтная группа выполняет для индивида функции: статусную, регулятивную, мировоззренческую.

4) По времени существования выделяются группы временные, в рамках которых объединение участников ограничено во времени (это могут быть участники одной конференции, соседи в салоне самолета или туристы, составляющие тургруппу). Стабильные, относительное постоянство которых определяется их предназначением и долговременными целями функционирования (семья, сотрудники одного отдела и студенты из одной группы).

5) Для изучения неформальной структуры малой группы наиболее часто используют метод социометрии, предложенный Д. (Я.) Морено.

Социальная организация – общность людей, искусственно сконструированная с какой-либо легитимной целью (например, производство товаров или оказание платных услуг) при помощи институционализированных механизмов подчинения (власть и подчинение, вознаграждение и наказание).

ПРИЛОЖЕНИЕ

ИНФОГРАФИКА

Социальная группа: понятие и виды - student2.ru

Социальная группа: понятие и виды - student2.ru

[1] Кордонский С. Г. Сословная структура постсоветской России (часть 2)// Мир России. 2008. №4. С. 3-36

[2] Самсон И. Средний класс в России: зарождающаяся реальность или старый миф?// Вестник общественного мнения: Данные, анализ, дискуссии. 2010. Т. 106. №4. С. 61-72.

Наши рекомендации