Кто такой культурный человек?

Кто такой культурный человек? - student2.ru

Итак, заметны достаточно существенные изменения в понимании культуры:

• возрастает значимость нравственных аспектов культуры; но они привлекают не столько в абстрактной форме высокой нравственности, сколько в конкретных поведенческих проявлениях (тактичность, порядочность);

• растет значимость широты, разнообразия жизненных интересов;

• усиливается значимость межличностного общения, культуры общения;

• сохраняется недооценка труда как культурной ценности, его восприятие в основном как источника дохода и заработка, хотя уже каждый пятый соотносит культурного человека с его творческим отношением к труду. Преодолевается сте-

отип: творчество не соотносится с трудом, с работой;

Усиливается значимость образования, эрудиции и кругозора как основного зателя культурного развития человека, хотя образованность и уступает нравственности;

храняется недооценка искусства как сферы культурной деятельности

Вишневский Ю-Р- Шапко ВТ- Коробейникова А.П. Культурные запросы населения и оптимизация уирав-ДЯтельностью учреждений культуры. М., 2005. С.39-40

(хотя в обыденном сознании оно нередко отождествляется с культурой

вообще).

• любая односторонность, идеологическая зашоренность (политическая или

религиозная) не находит значимой поддержки - ни религиозность, ни идейная

убежденностъ не воспринимаются большинством как признаки культурного чело

Общая характеристика культурных ориентации молодежи может был кретизирована. С этой целью в опросе студентов Свердловской области бы пользована социологическая процедура «взгляд со стороны»1:

Кто такой культурный человек? - student2.ru

Рис. 4.68. Что руководит поступками ваших сверстников? Достаточно явно прослеживается общая линия. Конечно, «взгляд со роны» и самооценки - не одно и то же, жестче оценивать других проще. Но опрос отразил коренное изменение парадигм поведения молодежи: старая (ответе венность, коллективизм, труд, единодушие) сменилась новой (личная жизнь, с* гатство, беззаботность, прагматизм). Конкретизировать эти тенденции оказа] возможно с помощью иной методики, когда студентам предлагалось оцен» мотивацию поведения, а те типичные личностные качества, которые характе

' Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи. Екатеринбург, I997.

их сверстников'.

Что характерно для сверстников?

Кто такой культурный человек? - student2.ru

В шкале студенческих оценок представлены две группы качеств - деловые и нравственно-коммуникативные. Соотношение этих качеств в портрете современного студента в определенной мере противоречиво. Как и в опросе 1999 года, высокий рейтинг сохраняется за деловыми качествами. Юношеский оптимизм, деловая предприимчивость и энергичность, инновационная готовность - по мнению респондентов, являются приоритетными. Юмор и жизнерадостность отмечается каждым вторым респондентом. Каждый третий студент указывает на наличие деловых способностей, предприимчивость и энергичность. Каждый пятый фиксирует интерес к жизни, готовность воспринимать все новое.

Что касается нравственно-коммуникативных характеристик личности молодого человека, их оценка крайне низкая. Отсутствие коммуникативной культуры (25% респондентов отмечают проявления хамства, грубости, агрессивности в общении) совпровождается равнодушием, нежеланием помочь, завистью и недоброжелательностью. Не отличается молодежь (по оценкам респондентов) высокой порядочностью, честностью, добросовестностью. Экономическая и профессиональная маргинальность молодых людей отражается на формировании определенной мировоззренческой позиции, установок и убеждений.

Ориентации молодых персонифицируются, соотносятся с людьми, на которых хотели бы походить, которым хотели бы подражать. Среди образцов для подражания молодежи - представители публичных профессий: бизнесмены (20%), звезды шоу-бизнеса и кино (18%), известные спортсмены (4%). Среди окружаю-их люДей предпочтения распределились практически поровну между родите-

Студент 2003 Екатеринбург, 2003. С.42-43.

лями (16%) и сверстниками (14%). В качестве вариантов ответов s я

анкете ппийг. дились еще политические деятели, лидеры; учителя, преподавател

деятели культуры. Но ни один респондент их не отметил. Речь идет

на поведение молодежи, а о выборе образца для поведения. Но и с чти

им Уточне­нием ответы респондентов говорят о многом. Кризис идеалов и ценносте-

доверия нашел свое отражение в деперсонификации ценностных ориент Почти каждый третий считает, что у сверстников вообще нет конкретного об для подражания. Если к этому добавить «нулевые» оценки таким образцам политики, ученые, преподаватели, то нигилизм молодых будет выглядеть еще лее явно выраженным. Симптоматичен и приоритет различных образцов Раз тие рынка ставит на первый план людей, добивающихся успеха, причем в созн-нии молодежи путь к успеху у этих людей (и бизнесменов, и рок-звезд) - воспри­нимается как быстрое и легкое восхождение.

ЗАДАНИЕ 4.76. Как бы на эти вопросы ответили вы? Насколько вашиоль веты совпадают или отличаются от приведенных? Кто является об­разцом для подражания для вас? В какой мере ваше мнение типично для окружающей молодежной среды?

Стиль жизни современной молодежинаиболее проявляется в молодежном досуге. Свободное времявыступает в известном смысле полем реализации мо­лодым человеком его ценностно-нормативных ориентации, увлечений и интере­сов. Отсюда и многолетнее внимание социологов к молодежному досугу.Изуче­ние его структуры, приоритетных досуговых занятий - одно из наиболее разрабо­танных направлений социологии молодежи. Исследования молодежного досуга отразили сложную динамику изменений социокультурных ориентации и образа жизни нашей молодежи'.

Ныне в молодежном досуге обостряется серьезное противоречие:С одной стороны, налицо объективные предпосылки для роста культурных запро­сов молодых. У нового поколения выше уровень образования, молодежь б< урбанизирована. Причем многие из молодых - горожане уже во втором покоя нии. Среди «родителей» доля родившихся в селе - значительно выше. Да и в п родах они родились преимущественно в небольших. Происходит становлее иного отношения к культуре, когда главное видится не только восвоении е

1 Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы раулирования. Свердлов Культурная деятельность. Опыт социологического исследования. М.. 1981; Молодежь: ее интерес • ^^ лення и идеалы. М-, 1969; Молодежь: труд, учеба, досуг. Вып.1-2. Свердловск, 1967.1969: Орлов Г.П. Свободное время и личность. Свердловск, 1983; Орлов Г.11. Культура и свободное время. Свердлове! Трегубое Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление. СПб., 1991; и ДР-

числа культурных ценностей, но и в личностном развитии. С другой

потребительски-развлекательная ориентация в досуге молодежи остает-ртороны, к

шей и даже усиливается. И если все настойчивее пробивается тенденция к □ной самореализации личности, то именно здесь проявляются наиболее ивные последствия перехода к рыночным отношениям: коммерциализация тупы несоответствие растущей платы за культурные услуги возможностям значительной части молодежи, сохранение и усиление (в условиях дефицита бюджета)остаточного подхода к государственному финансированию учреждений культуры. В итоге разрыв между культурными запросами молодых и возможно­стями их удовлетворения нарастает. В изучении досуга молодежи применяются различные методики и процедуры:

• изучение бюджета свободного времени, временных затрат на те или иные досу-говые занятия, изучение периодичности, частоты, регулярности занятий

• сопоставление реальных и желаемых моделей молодежного досуга

• выявление ориентации на те или иные досуговые занятия

• анализ молодежной аудитории учреждений культуры и средств массовой ин­формации, ее запросов и интересов

Каков же досуг современной молодежи России?Динамика свободного времени за последние несколько лет в среднем изменилась не сильно, но по воз­растным группам молодежи заметно, что у старших свободное время сокращает­ся, а у младших возрастает. Инфраструктура досуга молодых людей качественно различается в зависимости от возраста1.

Таблица 4.51 Чем вы чаще всего занимаетесь в свободное время?

Кто такой культурный человек? - student2.ru

Формы и содержание досуга у младшей возрастной группы менее структурированы и осмыслены, чем у старшей, и носят более пассивный характер. Старшие

Ручкин Б.А. Гришнна Е.А.. Серикова НА. Российская молодежь: 10 главных проблем. М, 1999. С.40.

больше читают, посещают выставки и концерты, младшие больше

ше смотрят телевизор, слушают музыку и гуляют с друзьями. Тенденция роста пассивных не требующих интеллектуальных затрат форм досуга прослеживается наибо примере подростков1:

Кто такой культурный человек? - student2.ru

Рис.4.69. Динамика основных досуговых занятий подростков Структура свободного времени учащихся в целом достаточно типична Си ди наиболее распространенных видов досуга - просмотр телепередач; чтение прогулки (фланирование) по городским улицам с друзьями, спорт. В целом можно выделить несколько блоков основных досуговых занятий и определить их удельный вес в структуре досуга:

• первый (по распространенности - 43%) - блок пассивно-развлекательных занятий, включающий просмотр телепередач, прогулки по городу с друзьями, общение с ними дома, посещение дискотек;

• на втором месте - блок занятий, требующих проявления активности, самодеятельности, целеустремленности (25%). Сюда можно отнести чтение, спорт, посещение кружков, студий, секций, курсов и т.д.;

• к третьему блоку занятий можно отнести те, что превращают свободное время в «полудосуг» (термин известного французского социолога Ж. Дюмазедье), поскольку они тесно связаны либо с учебой, либо с работой. Это самостоятельное и углубленное изучение предметов, особенно интересующих учащихся, их усиленная подготовка к учебным занятиям, которая почти не оставляет времени для досуга, работа с целью оказания помощи по дому и для получения дополните ного заработка (24%);

• четвертый блок включает такое использование свободного времени, кот< способно превратить его в сферу антисоциальной деятельности, - выгч приятелями и то, что называют «похулиганить с компанией» (8%).

Разумеется, такую социологическую процедуру не следует абсолютизир Но она дает представление о некоторых тенденциях в досуге учащихся

1 Ручкин Б.А., Гришина К.А., Серикова Н.Л. Российская молодежь: 10 главных проблем. М.,

няется преимущественно пассивный и развлекательный характер досуга; елилась группа учащихся, склонных к асоциальному поведению; мируется устойчивая группа учащихся, стремящихся к активной досуговой тельности развивающего характера.

Анализ мнений учащихся отразил две линии в молодежном досуге:

тание 0бщих черт, определяющих специфику молодежной субкуль-/с этим связано сходство ответов жителей разных регионов); серьезные различия в досуговых ориентациях и занятиях конкретных подежных компаний, групп (с чем связан разброс ответов учащихся - жителей разных микрорайонов, различия в ответах юношей и девушек). А каков досуг студента?'

Кто такой культурный человек? - student2.ru

Таблица 4.52

Подтверждается преобладание в досуге студентов стихийных, неорганизованных форм проведения. Поскольку каждый респондент отмечал несколько наиболее предпочитаемых занятий, можно отметить, что досуг характеризуется комби-наторностью, сочетанием различных занятий и увлечений. Как в целом по массиву, так и в отдельных группах, модель досуговой деятельности сориентирована 8 основном на потребление культурных ценностей - «слушаю музыку», «смотрю телевизор», «читаю» и т.п. Большой разброс оценок свидетельствует о том, что Реактивные (отдых) и развивающие формы досуга представлены в равной мере. а г°Ды мониторинга произошли определенные изменения в структуре студен-еского досуга, к сожалению, - чаще негативные. В 1,7 раза (за 8 лет) сократи-

Студент-2003. Екатеринбург, 2003. С.104-105.

Сократилось число студентов, посещающих театры, концерты, выставки конотеатры., другие учреждения культуры (хотя в 1999 - 2003 гг. снижения практичес»

ло); почти в 1,5 раза - число регулярно занимающихся спортом и туризмом за 1999 - 2003 г. оно чуть выросло). Сокращается, хотя и не очень значительно число студентов-читателей. Несколько иначе можно оценивать сокращение

тех студентов, кто как наиболее предпочтительное для себя занятие отмеетил по­сещение вечеринок и организацию их.

Наиболее часто в качестве любимого времяпровождения студенты назы прослушивание музыки. Оно сопровождает многие виды деятельности студен ской молодежи, даже учебу. Можно предположить, что возросшее количество различных викторин и розыгрышей, рассчитанных на молодежную радиоаудито­рию, инициирует этот вид досуга.

В 2003 г. (в сравнении с предыдущими этапами мониторинга) сократилась частота выбора почти всех предложенных видов досуга. Вероятно, это произошло за счет появления новых видов досуговой деятельности, изучить которые - важ­нейшая задача социологии молодежи.

Исследование бюджетов времени студентов позволило выявить тригруппы, располагающих различным объемом свободного времени:

• респонденты, составляющие первую группу, ежедневно имеют 5-6 часовсво­бодного времени. Это, как правило, студенты, живущие недалеко от места учебы, не имеющие семьи и детей и не занятые работой после учебы;

• ко второй группе относятся студенты, свободное время которых составляет 2-3 часав сутки, которым удается оптимально сочетать учебную и внеучебную дея­тельность;

• третью группу составляют студенты, у которых практически не остается с»

водного временипо ряду причин: занятость учебой (сказывается напряже

график занятий), семейные заботы (для определенной части студентов). Ко*

дефицит времени у этой группы студентов оказывает стрессогенное влиям

личность студента, создает особую напряженность жизни. Вместе с тем i

понять желание этих студентов поспеть всюду и одновременно. Для мноп

блематичным оказывается организация, регламентация и саморегуляция

деятельности, постановка нетрадиционных целей, освоение за студенчес*

какого-то нового дела параллельно с учебой.

1 • 6 : 3-В среднем соотношение между этими тремя группами студентов

Удовлетворены ли студенты тем, как они проводят свое свободное время

Каждый третий-да но преобладает (в лтветах каждого второго) средняя оценка «не очень» 13%полностью не удовлетваринны

ЗАДАНИЕ 4.77. Хватает ли вам свободного времени на предпочитаемые виды занятий ? Каковы эти занятия? Совпадает ли структура вашегодруга с общими тенденциями?

Свои особенности имеет структура досуга работающей молодежи1.Ее при-питетные досуговые занятия носят ярко выраженный домашнийхарактер (для каждого второго молодого работника предпочтительно - смотреть телевизор, слу­шать радио; слушать музыку; для каждых 2 из 5 - заниматься домашним хозяйст­вом, почитать книгу, журнал). Пассивные формы досуга явно превалируют над ак­тивными. Чем старше респонденты, тем пассивность досуга выражена сильнее. Среди тех, кому до 25 лет, 46% предпочитают смотреть дома телевизор, слу­шать радио,а среди 30-летних таких 58%. Обратная ситуация в оценках стрем­ления провести досуг на танцах, дискотеке.Среди выразивших такое желание 55% - ДО 20 лет и лишь 9% - старше 30 лет. Аналогичная ситуация, но не столь выразительная, в стремлении пойти в кино, клуб, театр(соответственно, 35% и 19%). Молодые люди предпочитает скорее ходить в гости,чем принимать их: далеко не каждый юноша или девушка могут привести к себе домой сверстников. Они предпочитают встречаться с ними «на стороне». Особенно часто такое же­лание проявляется у наиболее молодых. Среди тех, кому до 20 лет, 38% любят ходитьв гости, на вечеринки.Среди 30-летних таких - 20%. Важное место в до-суговых ориентациях молодежи (прежде всего, юношей) занимает спорт и заня­тия физкультурой.Многие из них увлекаются борьбой дзюдо, каратэ, самбо и др. Пошел на убыль интерес к художественной самодеятельности (в ней участвуют в основном девушки до 20 лет).

Общие оценки могут быть конкретизированы выявлением факторов, ме­шающих молодым в проведении культурного досуга.Характерны результаты опроса работающей молодежи и студентов Свердловской области. На вопрос: то мешает вам проводить свой досуг так, как хотелось бы?» студенты - участ­ники мониторинга ответили так:

из каждых б респондентов проводят досуг не так, как им бы хотелось (83% - в 20°3г.,85%-в1999г.);

Багирова Б.Б. и др. Молодежь в условиях российских реформ: эволюция экономических, политических идуховных ориентаций Екатеринбург, 1993; Социокультурный портрет молодого тагильчанина (семь лет спустя Екатеринбург, Н.Тагил, 2000; Железнякова СИ. Молодежь индустриального города 2004. Н. Та-

• неудовлетворенность чаще связана с традиционными причинами

четвертый ссылается на недостаток свободного времени Henenim ~м

ц ссылки на сутствие нормальных условии для общения в свободное время, на зат

учебой;

• но появились и новые негативные моменты.Среди них, прежде все рыночных отношений. Они двояко воздействует на культурную активность дежи: многие занятия становятся малодоступными из-за материальных зато ний (это отметил каждый третий студент). Культурные запросы отодвигаются периферию жизненных интересов (распространено мнение: «жизнь сейчас таю что не до культуры»). Досуговые ориентациисовременной молодежи не подд^ ются однозначной характеристике. В условиях углубляющейся стратификации общества, растущей социальной дифференциации молодежи, коммерциализации сферы культуры усиливаются различия между богатым, содержательным досугом у одной части молодежи и бедным досугом - у другой. У одних досуговые ориен­тации многообразны, у других отличаются бездуховностью, у третьих - никак не проявляются. Проблемы организации и содержательного наполнения досуговой деятельности занимают сегодня одно из последних мест в числе наиболее вол­нующих молодежь острых, социальных проблем. Однако вряд ли стоит недооце­нивать значимость досуговых проблем для молодежи. Безусловно, на фоне труд­ного материального положения, обеспокоенности по поводу возможной безрабо­тицы, личной и социальной безопасности, здоровья и других не менее острых личных и социальных проблем, досуг и его условия отходят на задний план. Вме­сте с тем, досуговая деятельность является одной из важнейших сфер саморег лизации, самоутверждения молодого человека, каналом вхождения в мир куль турных ценностей, своеобразной компенсационной нишей, в которой личн черпает силы, восстанавливает душевное равновесие, реализует психолог ский комфорт. Кроме того, невнимание к досуговым проблемам молодеж

вает возможности для реализации различных асоциальных, девиантн! проведения досуга - алкоголизму, наркомании, насилию, проституции и этом плане, студенчество в силу своей социальной и возрастной специфик ределенной мере принадлежит к группе риска;

• студенческая молодежь в основном предпочитает свободные дос; тия, связанные с приятельским общением и развлечениями, а не ор формы досуга (в этом проявляется ее отличие от работающей мол торой значимость этих форм досуга гораздо выше: у студентов ли:

тем как организован досуг в вузе; среди работающей молодежи - таковых вольны

ый четвертый). Вряд ли правомерны распространенные у взрослых упро-

ые и даже критические оценки неорганизованных досуговых занятий. Они

жают стремление молодежи к общению, особенно - к общению на своем

не со сверстниками, в общей компании (неизменно в рамках мониторинга у

% респондентов главная причина неудовлетворенности досугом - отсутствие

мпании). Но и малосодержательность молодежного досуга, общения остается

проблемой.

ЗАДАНИЕ 4.78. А вы и ваши друзья проводите ли досуг, как хотелось бы? Если нет, то что мешает? Оцените: в какой мере это связано с объек­тивными причинами, в какой - с неумением организовать свой досуг?

Досуг - явление многомерное.Содержательно интерес может удовлетво­ряться с помощью различных культурных институтов, учреждений культуры. Сами эти интересы обычно «в чистом виде» не выступают. Неоднозначны и многие до­суговые занятия. Наконец, большинство из культурных институтов и учреждений культуры - многофункциональны. Все это позволяет рассматривать досуговые ориентации молодежи в разных плоскостях.

Такой анализ должен учитывать общие изменения в сфере культуры, в дея­тельности учреждений культуры за 1990-е гг.': сокращение численности зрителей театров и посетителей музеев почти вдвое; зрителей кинотеатров - в 33 раза; чуть меньшим (в 1,5 раза) было сокращение численности читателей массовых библио­тек. Причем доля тех, кто стал в эти годы (по их оценкам) реже бывать в театрах, музеях, библиотеках, в молодежной группе гораздо выше, чем в среднем. Лишь в начале 2000-х гг. наметилась тенденция возвращения молодых зрителей, чита­телей, посетителей в учреждения культуры2.

В современных условиях научно-технической и информационной революции роолема развития информационной культуры молодежи выдвигается как одна из

1 лее важных и актуальных. Однако, по данным общефедерального исследо-. ' 0 /о молодых россиян испытывает при решении своих проблем недоста-формации.За последние годы существенно изменилась роль различныхНалов в информировании молодых людей.

Дубин Б. Группы институты массы: культурная репродукция и культурная динамика сегодняшней Российский Мониторинг общественного мнения, 1998. №4;

Вишневский Ю.Р., Шапко ВТ., Коробейникоаа А.П. Культурные запреты насееления и оптимизация управления деятельностью учреждений культуры. М., 2005.

Современные положения молодежи и реализация Государственной молодежной политики в Российской Федерации: положение, выбор пути. М., 2000;

Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2000 - 2001 гг. М„ 2002

Телевидение устойчиво занимает у молодежи ведущее место в п ков информации. В начале 1990-х гг. сравнительно регулярно тел смотрели 86-87% мужчин и 87-93% женщин из молодежных возрастных с разным уровнем образования (от «ниже среднего» - до высшего) Радиопредачи - соответственно слушали - 28-42% и 31-42%, а газеты регулярно читали 27,30% и 28-29%. К концу 1990-х гг. ситуация изменилась (хотя оценить в мере эти изменения трудно, так как исследовательские методики различают данные достаточно показательны). В молодежной возрастной группе практич* не смотрят телевизионные новостные программы 14%, не читают газеты oerv но - 22%, редко слушают радиопередачи - 33%'.

Какие же телепередачи наиболее привлекают молодых? Что в запросах молодежной телеаудитории изменилось за эти годы? Определенное представление о происшедших изменениях дают сравнения результатов разных исследований:

Кто такой культурный человек? - student2.ru

Рис. 4.70.Наиболее предпочитаемые молодыми телепередачи

(1994 г.)

' Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения, 1994. № 1. стр 21 С.77-78.

! Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнеиия,''1994. № 1. стр 21. Ручкин Б.А.,Гришина ЕЛ., Серикона Н.А. Российская молодежь: 10 главных проблем. М., 1999 стр.41.Подчеркиваем установленостъ и известную ограниченность избранной в каждом из этих исследований тип . (хота вряд ли сегодня можно было бы найти «самую удачную» подобную типологию).

Таблица 4.53 Какие телепередачи вы предпочитаете смотреть? (1999 г.)

Кто такой культурный человек? - student2.ru

Каковы же тенденции развития интересов молодых телезрителей? Телевидение во многом вытесняет кинопрокат: просмотр кинофильмов (тем более сериалов) на домашнем экране предпочтительнее. В последнее время телевидение и радио в информационном плане серьезно потеснили газеты, подписка на которые резко сократилась (правда, одновременно спектр поступающих в розницу или распространяемых бесплатно газет стал значительно шире). Устойчив интерес молодежи к музыкальным, развлекательным и игровым передачам. Возрос интерес к отечественным фильмам (за 1990-е гг. - в 1,5 раза).

Молодых телезрителей нельзя рассматривать как единое целое. В их приоритетах отчетливо сказываются возрастные различия. На первом месте у старшей возрастной группы - информационные программы (разрыв с подростками - 5:1), у младшей - развлекательные и музыкальные (их разрыв со старшими -1,5:1). Наибольший разрыв (7:1 - в «пользу» подростков) между возрастными группами - в отношении к телерекламе. И здесь - применительно к подросткам - можно говорить о новом явлении в молодежной культуре. Подростки в целом проявляют интерес к рекламе (лишь 11% равнодушны к ней, остальные проявляют избирательный интерес, а 15-20% нравятся все рекламные ролики и клипы). Таким образом,рекламные клише формируют стиль в моде, музыкальные вкусы, оказывают серьезное влияние на язык подростков.

Дователи отметили в последнее время растущую ориентацию россиян на

в источники информации. В частности, в крупных и средних городах Урала

пятый молодой респондент отдает предпочтение передачам местного и

ильного телевидения. А это значит что их влияние на молодежную культуру становится все более весомым.

В целом электронные средства массовой информации контролируют значи-ь Досуга молодежи и выступают как важнейший инструмент формирования

духовного мира, ценностных ориентации и социальных устам дых людей. Выбор телепередач часто носит «принудительный» характер так как выбирать можно лишь из того, что предлагает телевидение (даже увелечение числа каналов не ведет к реальному расширению возможности выбора) то молодежи, особенно - подростков, - один из основных источников инЛо дающий в образной форме модели поведения и стереотипы восприятия Поэтому на ТВ лежит существенная доля ответственности за те искажения рые происходят в сознании и системе ценностей молодых людей.

ЗАДАНИЕ 4.79. Несколько вы - как телезритель - избирательны?Каковы ваши предпочтения в просмотре телепередач? Как относятся к вашему выбору родители, окружающие, друзья? Каких телепередач, на , ваш взгляд, сегодня недостаточно?

В ряду телепередач наиболее предпочтительными являются художёствёнй кино- и телефильмы. Кино может быть рассмотрено в двух аспектах: личностном институциональном. Применительно к первому аспекту внимание акцентируется на интересах, вкусах, предпочтениях кино- и телезрителей, применительно к второму - на первый план выходят проблемы кино- и видеопроката, киноиндустрии. В рамках социологии молодежи естественно сосредоточить внимание на личностном аспекте. Примечательно, что подтверждается давно зафиксированная социологами тенденция: спад посещаемости кинотеатров не означает снижения интереса к кино. С начала 1990-х гг. кинотеатры столкнулись с конкуренцией не только телевидения, но и видеосалонов. Правда, видеобум начал спадать, «одомашниваться». Резкое снижение посещаемости кинотеатров - явление о российское: в 1980 г. среднестатистический зритель бывал в кинотеатрах 16 раз год, в 1993-м - в 10 раз меньше, к концу 1990-х годов - в 50 раз меньше. Имение кинотеатрах наиболее негативно из всех учреждений культуры сказались изм ния за годы реформ. По данным социологов, сегодня в России треть н практически не посещает кинотеатры; 2 из 5 посещают их редко (2-4 раз каждый пятый - 1 раз в месяц, каждый десятый - 2-4 раза в месяц. С частота посещений кинотеатра сокращается. Надежды на возрождеж традиций, когда фильмы просматривались в кинотеатре, связана, прежде в молодежью, хотя и в этой группе 3 из каждых 4 посещают кинотеатр редке

Специальные исследования выявили и серьезную возрастную Д ^

циацию динамики киноаудитории2. В 1991-м г. (в сравнении с предыдушим

1 ВишневскийЮ.Р., ШапкоВТ., Коробейникова А.П. Культурныезапросы населен!» иопп ления деятельностью учреждений культуры. М., 2005. С.91-92.

2 Дубицкая В.П. Кинозритель: сквозь пелену иллюзий // Соцнс. 1993. №1,С. 68.

35% зрителей посещали кинотеатр реже и лишь 27% чаще. В молодежных группах ситуацця была иной - среди зрителей в возрасте 12-19 лет 43%стали ходить чаще а 23% реже. В группе зрителей 20-29 лет число тех и других

одинаково. Более поздние исследования показали, что рост моло-практич дитории (вероятно, привлеченной изменением репертуара) былне продолжительным. Более того, именно в силу большого удельного веса молодежной киноаудитории резкое снижение их интереса (по данным опроса «Молодежь97 практически никогда не ходили в кинотеатр 72-95 % молодых людей в разных возрастых группах) придало спаду посещаемости кинотеатров обвальный характер

интерес молодежи к кино за последние годы даже возрос. Это отрази-b даже в исследовательских методиках. Еще в начале 1990-х гг. социологи вымяли жанровые предпочтения кинозрителей1, к концу десятилетия сам вопрос стал формулироваться иначе: «Смотрите ли вы по телевидению, на видеомагнитофоне или в кинотеатре художественные фильмы? Если да, то какие фильмы вы любите смотреть?»

Кто такой культурный человек? - student2.ru

Рис.4.71. Наиболее предпочитаемые молодежью жанры кинофильмов (1993 г.)

Можно было, конечно, сожалеть об определенных перекосах в ориентациях м°лодежной киноаудитории начала 1990-х гг. Но в сопоставлении с реальным ки-«орепертуаром тех лет многое становилось понятным: зачастую убогий спрос

Багиров Б.Б Молодежь условиях российских реформ: эволюция экономических, политических и 'Экономических ориентаций - Екатеринбург, 1993.

омические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1998. №1. С.79.

Том.

рождал убогое предложение и наоборот.Конечно, речь шла не о том чтобы переключить всех на киноклассику. Но важно было учесть в массовой кинопродукции, как и в массовой культуре в целом, есть разные уровниИ листично было бы ориентироваться на массовую кинопродукцию бол профессионального уровня. Это позволило бы. откликаясь на эапросы молодых кинозрителей, одновременно и развивать их. И еще один сущестзенны" Аудиовизуальная культуразанимала все более заметное место в моло досуге. Изменения конкретных ее форм, и уже происходившие(видеоб перспективные(компьютерные игры, видеоигры) не меняют ее сути Нотающая роль этой культуры все более приходила в противоречие с безразличи' к формированию у молодых культуры теле- и кинозрителя.Данное противор. чие не разрешилось и по мере того, как зритель перемещался из кинотеатра к а рану телевизора или видеомагнитофона1:

Какие жанры фильмов предпочитают молодые

Таблица 4.54

Жанры кинофильмов 2000 г. 2003 г.
1. Комедии
2. Детективы, боевики, остросюжетные
3. Фильмы ужасов, мистические, триллеры
4. Старые советские и зарубежные фильмы
5. Фантастика
6. Мелодрама
7. Эротические
8. Мультфильмы
9. Исторические
10.Музыкальные
11. Документальные
12.Смотрю редко

В нашем исследовании (2003 г.) была возможность сравнить кинопредпочте молодежи и старшими поколениями. Влияние возраста проявляется двоя ной стороны, у молодых выше интерес к комедиям (в 1,5 раза), ужастика лерам (в 14 раз), фантастике (в 2 раза), эротике (в 3 раза). С другой cTopof же интерес к киноклассике, историческим фильмам (в 1,5-2 раза), му фильмам (в 2 раза), документальным фильмам (в 2,5 раза).

Если же брать динамику 2000-х гг. собственно молодежных кинопредпс

то достаточно заметно их совпадение не только в рейтинговом ряду. Но и по

-------------------------------------------

1 Вишневский ЮР., Шапко B.T., Коробейникова А.П. Культурные запросы населения и о ления деятельностью учреждений культуры. М„ 2005. С.77.

онкретным параметрам. Пожалуй, можно говорить лишь об одном значи-иногим

«иши - в соотношении интереса к детективам и ужастикам. Они поме­том изменении

рстэми. В целом же подтвердилась устойчивость интересов молодежи, нялись ме

Наши рекомендации