Привести пример социального события и раскрыть факторы, повлиявшие на него (экономический, политический, культурный).
В ходе истории мы можем выделить множество социальных событий, а так же факторов повлиявших на их образовании, например: Отмена крепостного права 1861 года
Экономические факторы:
-помещичье хозяйство, основанное на труде крепостных крестьян, все более приходило в упадок
-правительство было вынуждено тратить огромные средства на поддержку помещиков, что не нравилось им.
- крепостничество мешало также индустриальной модернизации страны
Социальный фактор:
- крестьяне открыто протестовали против крепостного права
- недовольство крестьян своим положением выражаЮЩЕЕСЯ в разных формах: отказ от работы на барщине и выплаты оброка, массовые побеги, поджоги помещичьих имений и др. дестабилизировали ситуацию в стране
Политический фактор:
-Поражение в Крымской войне
-Отсталость политической системы в стране.
3. Привести примеры элементов культуры на конкретном социальном событии: ценности, нормы, язык, идеология, традиции, обычаи, ритуалы, символы, модели поведения.
Каждое социальное событие несет в себе определенные элементы культуры, возьмем к примеру то же событие: Отмена крепостного права 1861 года.
Ценности-это ядро культуры; поведение человека в обществе определяется его ориентацией на них. Под ценностями понимаются социально значимые и одобряемые обществом явления действительности, таким образом делаем вывод, что главной ценностью было достижение свободы крестьянами, после продолжительного рабства и отсутствия права голоса
Нормы-это правила, образцы и стандарты поведения, регулирующие взаимодействия людей в соответствии с ценностями определенной культуры отмена крепостного права является первым шагом к изменению социальных норм общества из за резкого изменения жизнедеятельности крестьян, отмена крепостного права привела к созданию новых законов и четких установок определяющие условия применения той или иной нормы.
Язык- объективная форма аккумуляции, сохранения и передачи человеческого опыта. После отмены крепостного права образование начало развиваться, было открыто многжество школ ,это способствовало развитию науки . уровень Образование людей возрастало , что привело к изменению в использования лексики устной речи, просторечная лексика начала отходить на 2 план, появлялись литературные знание языка.
Идеология-Система взглядов и идей, мировоззрение. Если говорить об идеологии по можно разделить . Говоря об идеологии, следует отметить идеи либерализма зарождающиеся в России в тот период. Александр II осуществил ряд реформ либерального характера. Важнейшей из них была отмена крепостного права 19 февраля 1861 г., при этом крестьяне получили право на выкуп земли
Традиции -это элементы социального и культурного наследия, которые передаются из поколения в поколение и сохраняются в течение длительного времени.Во время крепостного права шла перетрубация всех аспектов жизни, так же и традиций, но крестьяне старались в максимальной степени сохранить свои традиции, передавать их из поколения в поколение, тем самым делая народ культурнее..
Обычаи-означают исторически сложившиеся массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять. С отменой крепостного права распространялись общие постановления законов гражданских о правах и обязанностях семейных . На этом основании для вступления крестьян в брак и распоряжения в их семейственных делах не требуется разрешения помещиков, что существенно облегчило жизнь крестьян и существенно изменило ранее бытующие обычай
Ритуалы -это совокупность символических коллективных действий, обусловленных обычаями и традициями и воплощающих в себе определенные нормы и ценности. Обряды сопровождают наиболее важные моменты человеческой жизни: крещение, помолвку, свадьбу, погребение, отпевание и т. После отмены крепостного права в 1861 году потребовалось особо оговорить вопрос о российском крестьянстве. В день восхождения на престол императора Александра III 1 марта 1881 обнародовали именной указ «о приведении крестьян к присяге», а формой присяги было клятвенное обещание.
Символы- это знак, изображение какого-нибудь предмета или животного, для обозначения качества объекта; условный знак каких-либо понятий, идей, явлений.
Модели поведения - это совокупность всякого рода знаков, которые направлены на создание какого-либо определенного образа. Могут быть при создании образа использованы неречевые, речевые, знаки, поведенческие. Поведенческая модель может выбираться осознано или формируется самопроизвольно. С отменой крепостного права наступает коренной переворот в жизни крестьян, они выходят из под влияния бояр, начинают получать образование, их модель поведения соответственно меняется, их речь ставится правильнее, поведение культурнее, и , разумеется, мысли яснее и понятнее.