Методические рекомендации к проведению пилотажного социологического исследования
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Изучение студентами дисциплины «Социология» сопровождается выполнением практических заданий. С помощью анкетного опроса или интервью, анализа документов, наблюдения или эксперимента возможно проведение пилотажных (разведывательных) исследований на следующие темы, разработку которых Вы можете продолжить в курсовых работах и дипломах:
1. Социологические методы исследования в PR-деятельности, рекламе и смежных специальностях.
2.Структура занятости и безработица в Республике Татарстан.
3.Региональные особенности демографической ситуации в Татарстане (2000-е годы).
4. Социологическое исследование инвестиционного поведения населения.
5. Жилищная проблема как предмет социологического исследования.
6. Анализ рынка товаров и услуг города.
7. Культурная жизнь и досуг студентов КГАУ.
8. Проблемы общественного питания в вузе.
9. Материальное положение современного студенчества.
10. Отношение студентов к предпринимателям и предпринимательской деятельности.
11. Взаимосвязь учебы и спорта у студентов КГАУ.
12. Отношение студентов к своей будущей профессии.
13. Изучение мнений студентов по вопросам современной политической жизни в России.
14. Политические ориентации студенческой молодежи.
15. Изучение социально-психологического климата в студенческом коллективе.
16. Социальные проблемы студенческого общежития.
17. Отношение студентов к учебному курсу «Х».
18. Профессиональная этика в рекламе.
19. Отделы по рекламе в организации.
20. Рекламные агентства в России и за рубежом: сходства и различия.
21. Организация производственных систем в условиях кризиса.
22. Трудовая карьера специалиста.
23. Использование кадрового потенциала фирмы.
24. Эффективность деятельности управленческой команды в организации.
25. Жизненные цели и выбор карьеры менеджера.
26. Адаптация молодого специалиста в организации.
27. Эффективность труда руководителя.
28. Текучесть кадров на предприятии.
29. Испытательный срок работника при приеме на работу.
30. Дисциплина труда на предприятии.
31. Мотивация труда сотрудников организации.
32. Адаптация сотрудников к инновациям в организации.
33. Внутрифирменные социальные программы.
34. Корпоративная культура фирмы.
35. Лидер и коллектив.
36. Формальная и неформальная структуры коллектива.
37. Качество трудовой жизни.
38. Оценка потенциала работника.
39. Аттестация кадров.
40. Подготовка и повышение квалификации кадров.
41. Эффективность использования рабочего времени руководителя.
42. Социальный портрет женщины-менеджера.
43. Резервы повышения работоспособности менеджера.
44. Организация труда менеджера и оценка ее уровня.
45. Оценка деловых качеств управленческого персонала фирмы.
46. Социально-психологический портрет неформального лидера.
47. Причины социальной девиации в трудовом коллективе.
48. Участие персонала в управлении организацией.
49. Конфликты в трудовом коллективе и пути их разрешения.
50. Деловая оценка персонала.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ПИЛОТАЖНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Формулировка и обоснование проблемы- исходный пункт любого исследования. Обратите внимание, что Вы должны зафиксировать реально возникшее противоречие как частного, так и общего характера. Желательно не выдвигать проблем широкого плана.
Определите цель и задачи исследования -то, ради чего проводится исследование и что Вы хотите получить в результате. Решите, каков будет объектВашего исследования, то есть какую группу населения Вы будете опрашивать или какие документы анализировать. Помните, что Ваш объект должен содержать важные для Вашего исследования характеристики пола, возраста, и т.п.
Уточните основные понятия,которыми Вы собираетесь пользоваться - они однозначно должны толковаться как Вами, так и Вашими респондентами.
Продумайте систему индикаторов, то есть показателей, которые позволят Вам количественно представить важные для исследования теоретические положения. Эти индикаторы в свою очередь можно представить в виде нескольких более мелких. Чем тщательнее Вы распишите индикаторы, тем проще Вам будет формулировать вопросы анкеты или интервью.
Четко сформулируйте гипотезы, то есть предположения о причинной связи между двумя группами фактов. Помните, что гипотезы должны быть просты и проверяемы. Постарайтесь даже в небольшом исследовании выдвинуть не менее пяти гипотез. По окончании Вашего исследования Вы должны в выводах зафиксировать, подтвердились Ваши гипотезы или нет.
Решите, какой тип выборки вы будете использовать. Выборка должна быть строго репрезентативна. Даже если Ваше исследование носит пилотажный характер, то Вы должны опросить не менее 50 респондентов. Обоснуйте методы сбора и анализа информации, причины, по которым Вы выбрали тот или иной метод.
Если в своем исследовании Вы используете метод опроса, то особое внимание необходимо обратить на составление вопросов и конструкции вопросника. Анкета имеет определенную структуру.
Вводная часть представляет собой непосредственное обращение к респонденту. В ней кратко говорится о целях и задачах исследования, называется организация, его проводящая, сообщается, как будут использованы ее результаты. Здесь же разъясняются правила заполнения анкеты. Здесь Вам необходимо расположить к себе респондента и убедить его в необходимости участия в опросе.
Основная часть содержит вопросы, направленные на получение необходимой информации. Поскольку в исследовании, как правило, ставится несколько задач, то решение каждой из задач должен соответствовать свой блок вопросов.Вопросы должны быть:
а) понятны и четко сформулированы,
б) удобны для записи,
в) иметь соответствующую шкалу.
В формулировании вопросов анкеты наблюдаются следующие типичные ошибки:
· большое количество вариантов возможных ответов - число вариантов должно быть максимум 7-9 с обязательным свободным вариантом либо позицией «затрудняюсь ответить»;
· отсутствие «проверочных» вопросов, т.е. иной формулировки одной и той же проблемы в разных вопросах; - назначение контрольных вопросов состоит в проверке логической непротиворечивости, достоверности, искренности ответов респондента;
· неясная формулировка вопроса - вопросы и ответы должны быть сформулированы максимально конкретно и точно, без двусмысленностей - так, чтобы опрашиваемый правильно их понял, выбрал адекватный, по своему мнению и степени своей информированности ответ, смог правильно выразить ответ в словах;
· использование эмоционально окрашенных слов, поощряющих или негативных отзывов - социологу важно обеспечить нейтральность предлагаемой анкеты, так как соответствующими формулировками можно подталкивать респондентов к желаемым ответам;
· неравномерное соотношение положительных и отрицательных вариантов ответов на вопрос (количество тех и других должно точно соответствовать друг другу).
В заключительной части содержится так называемая «паспортичка», где выясняются социально-демографические характеристики опрашиваемого: его пол, возраст, национальность, семейное положение, образование, социальное происхождение, профессия, место жительства или работы и т.д. Здесь же, как правило, респонденту предлагается высказать свое мнение по теме опроса и выражается благодарность за участие в исследовании.
Итак, в ходе Вашей работы Вы должны создать такую систему вопросов, которая бы позволила неявно для респондента раскрыть и описать основной спектр мнений опрашиваемых.
Для того чтобы полученная Вами информация начала активно служить, Вы должны ее обработать и проанализировать.Представленное по результатам социологического исследования обобщение должно отвечать на следующие вопросы:
· по каким признакам можно сгруппировать результаты и какие социальные характеристики являются определяющими в Вашей группировке;
· каковы наиболее интересные результаты исследования (для того, чтобы наилучшим образом представить результаты вашей работы, Вы можете использовать схемы, графики и таблицы. Однако, следите, чтобы ваша работа не была чересчур перегружена ими. Решение включить таблицу или диаграмму подчеркивает особое значение заключенной в них информации);
· какие гипотезы подтвердились и в какой степени (приведите некоторые результаты из Вашего исследования);
· каковы Ваши практические рекомендации по использованию полученных данных и какие возможности Вы видите для выхода из обозначенной проблемной ситуации.
Образец оформления титульного листа социологического исследования