Выделяют 2 вида опроса: анкетирование и интервью.
Респондент – лицо, участвующее в опросе в качестве коммуникатора, источника социальной информации. Респонденты имеют определенное социальное положение, социально-психологические особенности, уровень информированности по поводу содержания поставленных вопросов.
Классификация видов.
Опросы можно классифицировать по разным основаниям:
1) По форме контакта. Спрашиваются и отвечающего опросы делятся на: интервью и анкетирования
Интервью - непосредственный контакт. Анкетирование - контакт опосредован инструментом опроса - анкетой. Считается, что с помощью интервью можно получить более глубокую надёжную информацию, чем с помощью анкетирования за счёт непосредственного общения.
2) По характеру респондентов, опросы делятся на:1)Массовые, респондентом выступают представители объекта исследования.2)Экспертный опрос. В качестве респондентов выступают эксперты (лица, компетентные в изучаемой теме. 3)По охвату (ГС): а) сложные. б) выборочные 4) по процедуре опросы бывают: групповые и индивидуальные.
Групповые - выясняют мнения группы людей.
3) По количеству исследовательских туров опросы бывают бесповторные и повторные (несколько циклов). Повторные бывают: 1)панельные (по одной и той же методике опрашивания одна и та же группа респондентов. 2)Мониторинговые( используются на объекты представлен разными единицами ( например выпускники школ разных лет) 6) по процедуре опросы делятся на: очные и заочные. Очные- это всё , что были –интервью и анкетирование. Заочное- телефонные интервью ,почтовые опросы, прессовые опросы, интернет опросы.
- Опрос как процесс, фазы опроса. Способы создания мотивации к участию в опросе.
Метод опроса применяется, когда необходимо получить информацию о явлениях и
процессах, которые недоступны прямому наблюдению и недостаточно полно отражены в
анализируемых документах.
Опрос – это метод непосредственного или опосредованного сбора первичной ин-
формации, путем ответа на вопросы анкеты или интервьюера.
Опросы классифицируются по различным основаниям. Прежде всего, выделяют
анкетные опросы и интервью. По характеру взаимосвязи социолога и респондента опросы
делятся на очные (личные), в процессе которых осуществляется непосредственный кон-
такт исследователя с респондентом, и заочные, в процессе которых контакта не происхо-
дит. К очным обычно относят интервью; к заочным – анкетные опросы.По степени
формализации – на стандартизированные, то есть такие, которые проводятся по заранее
подготовленному плану, и не стандартизированные,то есть свободные. По месту прове-
дения различают опрос по месту жительстваи месту работы.По степени охвата гене-
ральной совокупности различают сплошныеи выборочные.При сплошныхопраши-
вают всю совокупность единиц наблюдения, то есть число опрашиваемых равно числу
членов генеральной совокупности. При выборочныхчисло опрашиваемых составляет ка-
кую-то определенную часть от числа изучаемой генеральной совокупности. По частоте
проведения опросы делят на одноразовыеи многоразовые.Специфическим видом опро-
са является опрос экспертов –специалистов в исследуемой области.
Достоинства метода опроса.Опрос – это незаменимый прием получения инфор-
мации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях, цен-
ностных ориентациях. Опрос позволяет мысленно моделировать любые нужные экспери-
ментатору ситуации. Это нужно, чтобы выявить устойчивость мотивов, интересов,
предпочтений людей, которые лежат в основе их поведения и влияют на их жизненные
планы, структуру отношений в трудовых коллективах, семейную жизнь и т.д.
С помощью метода опроса мы можем за относительно короткий период опросить
большое число респондентов и достаточно быстро получить большие объемы информации.
Анкету легко обрабатывать на компьютере, потому что ответы на вопросы кодируются до опроса, т.е. анкета формализована.
Если выборка сделана правильно и грамотно, то можно говорить об экономической
выгоде от использования метода опроса, потому что на основании опроса небольшой совокупности лиц можно получить информацию о состоянии и тенденциях развития изу-
чаемого объекта в целом.
Для опросов используют анкеты и опросные листы. Анкета – это определенным