Социальное манкирование и социальная дилемма.
Социальные технологии в отрасли связи.
Вопросы.
Объект и предмет дисциплины.
2. Социализация, десоциализация и ресоциализация.
Cоциализация
Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Десоциализация — утрата индивидом, по каким-либо причинам, социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде.
Ресоциализация
В некоторых ситуациях взрослые люди могут переживатьресоциализацию, т. е. разрушение ранее принятых ценностей и моделей поведения личности с последующим усвоением ценностей, радикально отличающихся от предыдущих. Одна из таких ситуаций — пребывание вкарцерных организациях: клиниках для душевнобольных, тюрьмах, казармах, в любых местах, отделенных от внешнего мира, где люди попадают под действие новых суровых порядков и требований. Изменения мировоззрения в ситуациях крайнего напряжения могут быть весьма драматичными. Изучение такихкритических ситуаций дает нам возможность более глубоко познать процессы социализации, протекающие в обычных условиях.
3. Понятие культуры, компоненты культуры.
Понятие культуры
Понятиекультуры, как и понятиеобщества, — категории, наиболее широко используемые в социологии. Культура включает в себяценности, носителями которых являются члены определенной группы,нормы, которым они следуют, И материальные блага, производимые ими. Ценности являют собой абстрактные идеалы, в то время как нормы — это определенные принципы или правила, которые, как ожидается, люди будут соблюдать.
Используя термин “культура” в повседневном общении, мы часто подразумеваем лишь “высокие создания ума” — искусство, литературу, музыку, живопись. В социологии понятие культуры включает в себя не только эти виды творческой деятельности, но и многое другое. Культура относится ко всему образу жизни членов общества. Она включает манеру одеваться, брачные ритуалы и семейную жизнь, трудовую деятельность, религиозные церемонии и проведение свободного времени. В нее входят также предметы, созданные людьми и представляющие для них ценность: луки и стрелы, плуги, фабрики и машины, компьютеры, книги и жилища.
КОМПОНЕНТЫ КУЛЬТУРЫ
Нормы
Нормы – это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействия между людьми, указывающие на дозволенное и недозволенное поведение в определенных ситуациях. Они предписывают нам, что мы “должны”, что нам “следует” и чего мы “не должны” или чего нам “не следует” делать. Во всех культурах существует достаточно большой свод правил, касающийся таких вопросов, как сексуальные отношения, собственность и безопасность.
Обычаи и представления относятся к привычным и обыденным условностями, которых мы придерживаемся в своей повседневной деятельности. Мы принимаем ванну, чистим зубы, причесываемся, носим туфли или сандалии, машем рукой в знак приветствия, косим траву на лужайке перед домом и спим в кроватях. Людей, которые нарушают условности, мы рассматриваем как “чужаков” и даже как людей “странных”.
Нравы. Менее благосклонно относятся к нарушителям нравственных норм. Убийства, кражи, изнасилования, педофилия встречают в цивилизованных странах резкое неприятие и строго наказываются. Нравственность рассматривается как существенный элемент для обеспечения благосостояния и жизненности общества. Нравственности обычно придается важное значение, и те, кто ее нарушает, считаются безнравственными, злыми и порочными. Поэтому наказание нарушителей нравственных норм общества весьма сурово; их могут заключить в тюрьму, изгнать, искалечить или подвергнуть пыткам и даже казнить.
Законы. Нравы общества являются важным источником законов. Законы – это правила, которые проводятся в жизнь специальной политической организацией людей, пользующихся правом применять силу.
Ценности
Если нормы – это правила поведения, то ценности – это общие представления, разделяемые большей частью общества, относительно того, что желательно, правильно и полезно. Ценности носят общий и абстрактный характер и не указывают конкретно, какие типы поведения приемлемы, а какие нет. Ценности дают критерии, с помощью которых оценивают события, предметы и людей по их относительным достоинствам, красоте или моральным качествам. Ценности не выбиваются в граните на все времена. Они изменяются от поколения к поколению. Многие мальчишки в 1960-х гг., под влиянием полета Ю. Гагарина в Космос хотели стать космонавтами. В 1990-х гг. престижным стало занятие бизнесом, умение заработать большие деньги. Коренным образом также различаются взгляды на взаимоотношения полов (например, добрачные половые связи) у поколения ветеранов и нынешней молодежи.
Символы и язык
Нормы и ценности – это то в социальной жизни, чего мы физически не ощущаем. Социологи называют их нематериальной культурой. Символы – это действия или объекты, которые воспринимаются обществом как эквивалент чего-то другого.
(жесты – позы или телодвижения, которые обладают социальной значимостью)
Самые важные символы содержатся в языке – социально структурированной системе звуковых образов (слов и предложений) с конкретным и неоднозначным смыслом. Язык – это краеугольный камень любой культуры. Это главное средство, с помощью которого люди передают друг другу идеи, информацию, взгляды и эмоции. Это основной способ для человечества создавать культуру и передавать ее из поколения в поколение.
4. Основные теории стратификации (М.Вебер, К.Маркс, Эрик Олин Райт, Френк Паркий).
Первыми попытались объяснить природу социальной стратификации Карл Маркс и Макс Вебер. Маркс считал, что в капиталистических обществах причиной социального расслоения является разделение на тех, кто владеет и управляет важнейшими средствами производства,– класс капиталистов-угнетателей, или буржуазия, и тех, кто может продавать только свой труд,– угнетенный рабочий класс, или пролетариат. По мнению Маркса, эти две группы и их несовпадающие интересы служат основой расслоения. Таким образом, для Маркса социальная стратификация существовала только в одном измерении.
Вебер утверждал, что в обществе существуют и другие линии раздела, которые не зависят от классовой принадлежности или экономического положения, и предложил многомерный подход к стратификации, выделив три измерения: класс (экономическое положение), статус (престиж) и партию (власть). Каждое из этих измерений является отдельным аспектом социальной градации. Однако по большей части эти три измерения взаимосвязаны; они подпитывают и поддерживают друг друга, но все же могут не совпадать.
Эрик Олин Райт: теория классов
Позиция американского социолога Эрика Олина Райта во многом основывается на учении Маркса, однако включает и ряд идей Вебера3). Согласно концепции Райта, в современном капиталистическом производстве существует три вида контроля над экономическими ресурсами, что позволяет идентифицировать основные существующие классы.
1. Контроль над инвестициями или финансовым капиталом.
2. Контроль над физическими средствами производства (землей, предприятиями, офисами).
3. Контроль над рабочей силой и властью.
Та часть населения, которая принадлежит к классу капиталистов, контролирует хотя бы одну из этих трех составляющих производственной системы. Представители рабочего класса лишены возможности что-либо контролировать. Однако помимо этих важнейших классов существуют группы, позиция которых неопределенна. Для таких людей, говорит Райт, характернопротиворечивое классовое положение, поскольку они способны влиять на некоторые аспекты производства, но лишены контроля над остальными.
Фрэнк Паркий: веберовский подход
Подход, предложенный британским автором Фрэнком Паркином, в большей степени основывается на учении Вебера, чем Маркса4). Паркин, как и Вебер, соглашается с Марксом, что в основе классовой структуры лежит собственность на средства производства, однако собственность, по Паркину, лишь один изсоциальных барьеров, которые могут быть монополизированы меньшинством и использованы для достижения власти. Возведение социальных барьеров можно определить как процесс, в результате которого группы пытаются обеспечить себе исключительный контроль над ресурсами, ограничивая доступы к ним. Кроме богатства и собственности на средства производства, по мнению Вебера, для создания социальных барьеров могут быть использованы статусные различия, такие, как этническая принадлежность, язык или религия.
В основе формирования социальных барьеров лежат два типа процессов. Первый — это стратегия исключения, с помощью которой группам удается изолировать чужаков, перекрывая им доступ к ценным ресурсам. Так, например, белые профсоюзы в США раньше не допускали в свои ряды черных, стремясь тем самым обеспечить свои собственные привилегии. Ко второму типу — узурпация — относятся попытки менее привилегированных слоев овладеть ресурсами, ранее принадлежавшими другим; такой была борьба негров за получение равных прав в профсоюзах.
В некоторых обстоятельствах обе стратегии могут использоваться одновременно. Профсоюзы, например, могут выступать в качестве узурпаторов по отношению к работодателям (идя на забастовки, чтобы увеличить получаемую ими долю доходов фирмы), и в то же время они могут не допускать в свои ряды представителей этнических меньшинств. Паркин называет это двойным барьером. Здесь взгляды Паркина и Райта сходны. Двойной барьер в существенной степени отражает те же процессы, которые рассматривались Райтом при обсуждении противоречивого классового положения.
5. Социальный статус, социальная роль.
Социальный статус – это тот относительный ранг, со всеми вытекающими из него правами, обязанностями и жизненными стилями, который индивид занимает в социальной иерархии. Статус может приписываться индивидам при рождении независимо от качеств индивида, а также на основании пола, возраста, семейных взаимосвязей, происхождения, или может являться достигнутым в конкурентной борьбе, что требует особых личных качеств и собственных усилий.
Социальная роль— модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений. Социальная роль — это не что-то внешне связанное с социальным статусом, а выражение в действии социальной позиции агента. Другими словами, социальная роль — «поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус»
6. Ролевой набор, ролевой конфликт, ролевая напряжённость.
Роль – ожидаемые от человека действия (права и обязанности), определяющие поведение, которое люди рассматривают как соответствующее или несоответствующее обладателю статуса.
Ролевой набор – несколько ролей, ассоциируемых с одним статусом.
Ролевой конфликт – ситуация, при которой индивиды сталкиваются с противоречивыми требованиями, обусловленными необходимостью одновременно исполнять две роли или более.
Ролевое напряжение – ситуация, при которой индивиды находят требования, предъявляемые к какой-то одной роли, несовместимыми и им становится трудно исполнять эту роль.
7. Группа: признаки, функции, виды.
Социальная группа — объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.
Характерными признакамисоциальной группы являются:
• определенный способ взаимодействия между ее членами, обусловленный их общими интересами и делом;
• осознание членства или чувство принадлежности к данной группе, которое проявляется в защите интересов группы в целом;
• осознание единства или восприятие всех членов группы как единого целого не только ими самими, но и окружающими их людьми.
Виды групп
Выделяются большие, средние и малые группы.
В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д.
К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).
К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.
Социальное манкирование и социальная дилемма.
Старинная пословица гласит: “Когда рук много, работа идет легче”. Однако, как выясняется, эта пословица не соответствует истине.
Например, можно было бы ожидать, что три человека будут тянуть канат в 3 раза интенсивнее, чем один, а восемь человек – в 8 раз сильнее, чем один человек. На деле выходит совершенно не так. Исследования показывают, что если усилия одного человека, тянущего за веревку, равны 4 кг, то усилия каждого человека в группе из трех человек составляют уже 3,6 кг, а в группе из 8 человек – 1,9 кг. В качестве одной из причин можно назвать неправильно скоординированные усилия. Однако, когда участникам эксперимента завязывали глаза и убеждали в том, что они тянут канат не в одиночку, а вместе с группой людей, они тоже не перетруждали себя.
Очевидно, когда люди работают группами, они прилагают меньше усилий, чем в процессе самостоятельной работы, – этот феномен называется социальным манкированием.
Эффект социального манкирования позволяет предположить, что между размером группы и мотивацией индивидов существует обратная зависимость. Тесно связанный с этим феномен был определен как социальная дилемма– ситуация, в которой члены группы сталкиваются с противоречием между максимальным удовлетворением своих личных интересов и максимальным повышением коллективного благополучия.
9. Организация: признаки, функции, виды.
Термин “организация” используется в нескольких значениях: 1) как элемент социальной структуры общества; 2) как вид деятельности какой-либо группы; 3) как степень внутренней упорядоченности, согласованности функционирования элементов системы.
Признаки:
Социальные организации имеют ряд основных черт.
Во-первых, они обладают целевой природой, поскольку создаются для реализации определенных целей, стремятся как можно быстрее и эффективнее достичь этой цели.
Во-вторых, члены организации распределяются по иерархической лестнице соответственно ролям и статусам. Таким образом, социальная организация – это сложная система связанных между собой социальных позиций и ролей входящих в нее членов.
В-третьих, характерная черта организации, как считает Пригожий, обусловлена разделением труда, его специализацией по функциональному признаку. Организации строятся по вертикали и по горизонтали. В вертикальных структурах всегда имеются управляющая и управляемые подсистемы. Управляющая система координирует функционирование горизонтальных структур. Построение организации по вертикали обеспечивает достижение единства целей, придает организации эффективность и стабильность функционирования.
В-четвертых, управляющие подсистемы формируют свои механизмы и средства регулирования и контроля за деятельностью различных элементов организации. В числе важнейших средств значительную роль играют институциональные, или внутриорганизационные, нормы, которые создаются деятельностью институтов, обладающих особыми полномочиями. Эти институты проводят, реализуют нормативные требования в жизнь и для этого применяют свои санкции. Названные четыре фактора, по мнению Пригожина, детерминируют организационный порядок.
Виды:
I.Трудовая организация — это: организационно закрепленная совокупность людей, действующих по единому плану для достижения значимой для всех членов организации цели и для создания определенного общественно необходимого продукта или оказания услуг.
II. Производственная организация относится только к сфере материального производства, в ней объединяются работники с целью производства материальных благ.
III. Общественные организации — неправительственные/негосударственные добровольные объединения граждан на основе совместных интересов и целей. Выделяются экологические, политические, спортивные, досуговые, благотворительные, культурные и др.
По степени сплоченности среди социальные организаций выделяются следующие: организация-ассоциация, организация-кооперация, организация-коллектив, организация-корпорация.
10. Классы в современной России.
Класс – это большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям доступа к общественному богатству (распределению благ в обществе), власти, социальному престижу, обладающая одинаковым социально-экономическим статусом.
Согласно гипотезе, выдвинутой академиком РАН Т.И. Заславской, российское общество состоит из четырех социальных слоев: верхнего, среднего, базового и нижнего, а также десоциализированного “социального дна”.
1)Верхний слой включает прежде всего реально правящий слой, выступающий в роли основного субъекта реформ.
2)Средний слой является зародышем среднего слоя в западном понимании этого термина. Правда, большинство его представителей не обладает ни обеспечивающим личную независимость капиталом, ни уровнем профессионализма, отвечающим требованиям постиндустриального общества, ни высоким социальным престижем. Кроме того, пока этот слой слишком малочислен и не может служить гарантом социальной стабильности. В будущем полноценный средний слой в России сформируется на основе социальных групп, образующих сегодня соответствующий протослой. Это мелкие предприниматели, менеджеры средних и небольших предприятий, среднее звено бюрократии, старшие офицеры, наиболее квалифицированные и дееспособные специалисты и рабочие
3) Базовый социальный слой охватывает более 2/3 российского общества. Его представители обладают средним профессионально-квалификационным потенциалом и относительно ограниченным трудовым потенциалом.К базовому слою относится основная часть интеллигенции (специалистов), полуинтеллигенция (помощники специалистов), технический персонал, работники массовых профессий торговли и сервиса, большая часть крестьянства.
4) Нижний слой замыкает основную, социализированную часть общества, его структура и функции представляются наименее ясными. Отличительными чертами его представителей являются низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социально-экономическим условиям переходного периода. В основном этот слой состоит из пожилых малообразованных, не слишком здоровых и сильных людей, из тех, кто не имеет профессий, а нередко и постоянного занятия, места жительства, безработных, беженцев и вынужденных мигрантов из районов межнациональных конфликтов.
Социальное дно характеризуется главным образом изолированностью от социальных институтов большого общества, компенсируемой включенностью в специфические криминальные и полукриминальные институты. (Наше будующее,ребят)
11. Международный стандарт бедности.
Дать однозначное определение бедности достаточно сложно. Тем не менее, существуют общепризнанные международные стандарты, на основе которых выработаны различные показатели бедности.
Один считает себя бедным, потому что не может позволить себе отпуск заграницей, а другому не хватает средств на еду и крышу над головой. Где проходят границы бедности, и какими критериями можно описать это понятие? Международные эксперты говорят о трех концепциях определения бедности: абсолютной, относительной и субъективной.
Доллар в день
Абсолютно бедным считается тот, чей ежедневный доход не превышает одного доллара США. Этот показатель был введен Всемирным банком. В августе 2008 года банк предложил поднять отметку до 1,25 доллара, так как по результатам актуальных исследований затраты в развивающихся странах оказались выше, чем было принято считать.
При таком подходе покупательная сила доллара США рассчитывается по отношению к покупательной силе национальной валюты. Отметка в 1,25 доллара - это денежный минимум, который необходим человеку, чтобы выжить. По данным Всемирного банка в настоящее время количество абсолютно бедных в мире составляет более 1,2 миллиарда человек.
12. Что такое власть?
Власть—возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д. Считается, что власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.
13. S и О
Что это за хуйня?
14. Властный авторитет
Одной из наиболее благоприятных для власти мотиваций подчинения являетсяавторитет. Он формируется на базе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убежденности подчиненных в особых способностях руководителя.Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя и которые детерминируют их повиновение без убеждения или угрозы санкций.
Власть, основанная на интересах, убежденности и авторитете, часто перерастает видентификацию подчиненного с руководителем. В этом случае достигается максимальная сила власти и субъект воспринимается объектом как свой представитель и защитник.
(всё что нашёл)
15. Классификация властных ресурсов
Одну из наиболее распространенных в западной политологии классификаций ресурсов власти предложил американский социолог итальянского происхождения, последователь Макса Вебера Амитай Вернер Этциони. Он предложил выделять три группы ресурсов:
— утилитарные;
— принудительные;
— нормативные.
Утилитарные ресурсы – это материальные и социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения.
Принудительные ресурсы – это меры административного наказания, судебного преследования, силового принуждения. Они используются обычно в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.
Нормативные ресурсы включают средства воздействия на сознание человека, на формирование его убеждений, ценностных установок, на мотивацию его поведения. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов граждан и власти, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.
16. Что такое социальные технологии?
По мнению В.В. Щербины (1993), «социальные технологии представляют собой способ организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, совокупность приемов, направленных на определение или преобразование (изменение состояния) социального объекта, достижение заданного результата»
социальная технология – это определенный способ достижения общественных целей
Социальная технология — совокупность методов и приёмов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми, то есть по сути социальная технология — это структура коммуникативных воздействий, изменяющих социальные системы или ситуации.
В более широком смысле, социальная технология — последовательность этапов социального взаимодействия, в ходе которой каждый субъект, участвующий во взаимодействии, реализует собственную управленческую стратегию по отношению к другим и формирует социальную действительность. Социальные технологии, как правило, используются в управленческом консалтинге.
17. Формы, элементы и виды соц. технологий.
Формы:
Система общих технологий включает в себя диагностику, профилактику, адаптацию, реабилитацию, коррекцию, социальную терапию, социальную экспертизу, прогнозирование, проектирование, посредничество, консультирование, социальное обеспечение, социальное страхование, опеку и попечительство.
Социальные технологии могут быть:
- собственно социальными (достижение социальной справедливости ; защита незащищённых слоёв населения);
- экономическими (оценка способностей человека; интеллектуальная оптимизация труда работника; «рядовой выходит в управленцы», иными словами, персонал получает власть и ответственность);
- управленческими (развитие управленческих систем и порядка коллективной деятельности организаций; выделение личной стратегии);
- политической (гарантии дальновидности и взвешенности политических решений);
- духовной сфере (культурные запросы и интересы людей; реагирование на тенденции, связанные с общественной и культурной жизнью; наличие экономических предпосылок для решения существующих проблем).
Социальные технологии, которым все более уделяется внимание на государственном уровне, в свою очередь, могут быть связаны с работой с обществом в целом, с семьёй, подрастающим поколением, женщинами, пенсионерами, с технологиями социального предвидения, адаптации, творческого развития, профилактического значения и экономической поддержке людей, а также социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские.
18. Цели применения соц. технологий.
социальная технология – это определенный способ достижения общественных (социальных) целей
СОЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ - цели, которые вырабатывает государство для создания социально ориентированных параметров жизнедеятельности населения. Эти цели направлены на повышение уровня и качества жизни, улучшение условий труда, повышение квалификационного и образовательного потенциала населения, усиление охраны здоровья и прочие параметры, ориентированные на сильную социальную политику. Государство, деятельность которого направлена на приоритет социальных целей и их реализацию, называется социальным, или социально ориентированным государством.
Социальное государство разрабатывает целую систему показателей, характеризующих реализацию социальных целей. В их число входят уровень доходов и расходов населения; величина «продовольственной корзины», уровень потребления материальных благ и услуг; уровень безработицы; продолжительность жизни населения, уровень образования и т. д.
В соответствии с Конституцией (ст. 7) Россия в качестве главного направления своего развития определила путь создания социального государства, т. е. приоритет в своей деятельности социальных целей.
19. Объекты регулирования.
Объектами регулирования являются социальные процессы, социальные установки и отношения, социальные действия и социально-психологические состояния. (бля, всё что нашёл)
20. Этапы регулирования
Регулирование осуществляется в четыре этапа:
- установление норм и эталонов поведения;
- профилактика - устранение причин девиации;
- контроль;
- коррекция - изменение характеристик нежелательных социальных процессов.
21. Типы социальных технологий.
см. вопрос 17
22. Применение социальных технологий в отрасли связи.
Точного ответа нет, придумайте сами перед ответом. Только фристайл, только хардкор! Всем удачи!
(с) П.И.А.
Литература:
1. Социология управления. Ж. Тощенко М., 2011
2. Социология Волков
3. Социология Гидденс
4. Политология Соловьев и Пугачев
5. Коран. Пророк Мухамед 231г. до н.э.
6. Камасутра и Ко