Социология Вильгельма Дильтея
12. Социология Эмиля Дюркгейма
13. Социология Макса Вебера
14. Политическая социология Алексиса де Токвиля
15. Социология политики Гаэтано Моска и Роберта Михельса.
16. Социология Вильфредо Парето
17. Прагматизм американской социологии (на примере Чикагской школы)
18. Эволюция концепции Т.Парсонса и прививка европейского рационализма. Первая попытка построения интегральной социологии.
19. Уроки Франкфуртской школы. Значение свободы. Развитие представлений об отчуждении.
20. Особенности французского структурализма и его трансформация в 20 веке. От Дюркгейма к Бурдье.
21. Энтони Гидденс как английский теоретический социолог – нарушение традиций или закономерный этап развития функционалистски ориентированной английской социологии.
3. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинарские занятия по дисциплине «История социологии» связаны со всеми другими формами организации учебного процесса, прежде всего с лекциями и самостоятельной работой студентов.
Семинарские занятия предполагают более глубокое освоение наиболее важных и сложных тем данной дисциплины.
Формы проведения семинарских занятий:
· семинар – дискуссия;
· семинар – коллоквиум;
· прослушивание докладов студентов с последующим их обсуждением;
· комментированное чтение источников
· смешанная форма;
Подготовка к семинарским занятиям включает в себя:
1. Изучение теоретических положений курса, предполагающее анализ и сопоставление существующих концепций.
2. Чтение учебной литературы.
3. Чтение источников.
4. Конспектирование рекомендованной литературы по данной теме
5. Подготовка к выступлению на семинарском занятии по теоретическим проблемам учебной дисциплины.
6. Подготовка докладов по предложенным темам.
Раздел 1.
Тема 1. Огюст Конт – основатель социологии.
1. Идейные истоки позитивизма О.Конта.
2. Предмет и задачи социологии. Методы социологии. Классификация наук.
3. Социальная статика и динамика.
4. Позитивная политика и позитивная религия. Научное и утопическое в учении Конта.
5. Последователь О.Конта Дж. С. Милль о социологии как эмпирической и теоретической науке.
6. Значение контовской социологии.
Источники
Конт О. Дух позитивной философии. Курс положительной философии. Общий обзор позитивизма.Система позитивной политики//Западно-европейская социология XIX века: Тексты. М., 1996. С. 7-242.
Учебники и учебные пособия.
Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992. С. 86-147.
История социологии в Западной Европе и США. М., 1993. Глава 1.
Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1995. Лекция третья.
Громов И., Мацкевич А., Семенов В. Западная теоретическая социология. С.-Пб., 1996. Гл. 1, #3.
Статьи.
Голосенко И.А. Оглядываясь на Огюста Конта//Социс.1999. №1.
Лапин Н.И. Когда и как Огюст Конт ввел термин «sociologie»//Социс. 2003. №4.
Синютин М.В. Огюст Конт и наше время//Социс. 1999. №1.
Шпакова Р.П. Вместе с Огюстом Контом и вопреки ему//Социс. 1999. №3.
Тема 2. Социология Герберта Спенсера
1. Г.Спенсер и его время. Понимание предмета социологии.
2. Эволюционизм, органицизм и функционализм Герберта Спенсера.
3. Анализ социальных институтов и истории общества, личность и государство в социологии Г.Спенсера.
Источники
Спенсер Г. Основания социологии//Западно-европейская социология XIX века: Тексты. М., 1996. С.279-321.
Спенсер Г. Социология как предмет изучения//Там же. С.322-341.
Спенсер Г. Обычаи и приличия//Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия для вузов. М.: Академический проект, 2002. С.676-719.
Спенсер Г. Грехи законодателей//Социс. 1992. №2.
Учебники и учебные пособия.
Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996. С. 28-38.
История социологии в Западной Европе и США. М., 1993. Глава 2.
История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 1. М., 1997. С. 241-290.
Култыгин В.П. Классическая социология. М.: Наука, 2000. С. 202-214
Статьи.
Москвин С.А. Герберт Спенсер против тоталитаризма.// Социологические исследования. 1992. №2. С.125-129
Коломийцев В.Ф. Социология Герберта Спенсера//Социс. 2004. №1.
Тема 3. Натурализм в социологии.
1. Социал-дарвинистская школа в социологии.Взгляды Уолтера Беджгота и Людвига Гумпловича. Другие представители социал-дарвинизма: Г.Ратценхофер, А.Смолл, У.Самнер.
2. Географическая школа (А.Бокль, К.Риттель, К. Хаусхофер).
3. Расово-антропологическая школа (А.де Гобино, Х.Чемберлен, Ж. де Ляпуж).
4. Биорганическая школа (П.Лилиенфельд, А.Шеффле).
Источники
Гумплович Л. Основания социологии//Западно-европейская социология XIX – начала XX веков. М., 1996.с.33-94.
Лилиенфельд П.Ф. Социальная патология/ЛКО, 2000. Т.2. Вып. 2(3).
Учебники и учебные пособия.
История социологии в Западной Европе и США. М., 1993. Глава 2,3,10.
История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 1. М., 1997. С. 291-309, 364-367, 370-371.
Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М.: 1995. Лекция пятая.
Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. С.-Пб. 1996. Гл.1. #4,5, Гл. 2.
Статьи
Павел Лилиенфельд – классик мировой и отечественной социологии//ЛКО, 2000. Т.2. Вып. 2(3).
Тема 4. Психологизм в социологии ХIX века.
1. Психологический эволюционизм Ф.Гиддингса и Л.Уорда.
2. Инстинктивизм (У.Мак-Дуголл)
3. «Психология народов» (В.Вундт).
4. Процессы заражения, подражания и внушаемости в работах Г.Лебона. Толпа как социально-психологический феномен.
5. Социологическая система Г.Тарда. Понимание предмета социологии, законов подражания и особенностей публики.
Источники
Вундт В. Проблема психологии народов//Западно-европейская социология XIX – начала XX веков. М., 1996. С.5-32.
Гиддингс Ф. Основания социологии//Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994. С.293-315.
Лебон Г. Психология народов и масс. С.-Пб. 1995.
Лебон Г. Психология народов и масс//Западно-европейская социология XIX – начала XX веков. М., 1996. С.95-145.
Лебон Г. Психология масс//Психология масс: Хрестоматия. Самара, 2001.
Лебон Г. Психология социализма. С.-Пб., 1996.
Тард Г. Социальная логика. М., 1996. Ч.1. Гл.2 «Социальный ум».
Тард Г. Социальная логика//Западно-европейская социология XIX – начала XX веков. М., 1996. С.146-155.
Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М., 1996.
Фрейд 3. Будущее одной иллюзии; Недовольство культурой. // Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1991.
Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1989.
Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. М., 1992.
Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я» // Преступная толпа. М., 1998.
Фрейд З. Массовая психология и анализ человеческого «Я»//Психология масс: Хрестоматия. Самара. 2001.
Фрейд З. Неудовлетворенность культурой//Западно-европейская социология XIX – начала XX веков.- М., 1996. С.191-255.
Учебники и учебные пособия.
История социологии в Западной Европе и США. М., Наука. 1993. Глава 3.
История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 1. М., 1997. С. 310-313,359-363,368-369
Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1995. Лекция пятая.
Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996. Глава 2. С. 44-55.
Култыгин В.П. Классическая социология. М., Наука. 2000. С. 41-56, 133-138, 328-336.
Статьи
Подвойский Д.Г., Хайруллина Л.М. Социологические идеи Вильгельма Вундта // Социологический журнал. 2001. №2.