Проблема 2 Выбор референтных групп и референтных личностей 4 страница
аспект явления, который они действительно обозначают, существенно меняется. До тех пор пока, например, «социальная интеграция» по-разному измеряется с помощью таких грубых показателей, как принятие групповых норм, «взаимная симпатия» членов группы, зарегистрированная с помощью метода социометрического выбора, чувство «принадлежности к группе» и т.д. — до тех пор сохраняется по крайней мере вероятность того, что один и тот же термин используется для обозначения различных, хотя и взаимосвязанных аспектов группы. С проблемой стандартизации номенклатуры и методов измерения сталкивается большинство научных дисциплин в тот или иной период своего развития; возможно, и социология подходит ктой стадии, когда нужно попытаться решить эту проблему в принципе, а не с помощью целого ряда нелегких, судорожных подгонок и корректировок. Однако, подчеркивая важность того, что нам еще неизвестно и что нам предстоит сделать, не следует пренебрегать многочисленными знаниями и свершениями, которыми мы располагаем. На протяжении жизни одного-двух последних поколений накоплен огромный запас знаний о многих (возможно, о большинстве) свойствах, которые мы перечислили выше. Более того, у социологов все заметнее наблюдается тенденция мыслить на языке элементов и свойств групповой структуры, а не довольствоваться чисто описательными оценками различных групп. Если все это и не дает поводов для чистого оптимизма, то для угрюмого пессимизма их еще меньше.
А теперь мы можем подытожить то, что могло показаться длинным экскурсом в характеристику групповых свойств, но что по зрелом размышлении предопределено невинными вопросами, открывающими обсуждение проблемы 4 современной теории референтных групп: «...когда индивиды ориентируются на людей из своих профессиональных групп, или из групп родственников, или из своих религиозных групп? Каким образом мы можем охарактеризовать структуру социальной ситуации, которая приводит к тому, что именно та, а не иная из этих групп принимается в качестве значимого контекста?»
Ибо, как теперь выяснено, эти вопросы предполагают, что полезнее всего классифицировать группы с точки зрения их институциональной деятельности — работы, игры и религиозности. Однако это предположение в лучшем случае спорно. Правда, в социологии, как и в процессе роста, разумнее (да и необходимо) сначала научиться ходить, прежде чем учиться бегать. И все же на какое-то время не только в прошлом, но и в будущем может оказаться и мудрым, и целесообразным изучение выбора референтных групп из конкретно описанных членских групп — из семьи, а не из группы ровесников, из профессиональных групп, а не из религиозных. Информация, полученная
благодаря исследованиям, выполненным именно в плане конкретности, несомненно, очень полезна. Но на будущее следует признать, что с точки зрения систематической теории референтно-группового поведения эти исследования являются только промежуточными: возможно, они служат необходимой прелюдией — но все же только прелюдией — к открытию некоторого единообразия при выборе (сделанном в определенных условиях) в качестве референтной группы, того или иного типа групп. Сделав эти оговорки, будет полезно продолжить обсуждение проблем, связанных с динамикой выбора референтной группы из нескольких членских групп, давая попутно обзор исследований, относящихся к этой проблеме. Какие вопросы ставятся в настоящее время, каков статус теории и фактического знания условий и процессов, определяющих выбор тех или иных членских групп в качестве нормативных и сравнительных референтных координат?
Проблема 4.3 Различные ценности и нормы — различные референтные группы
Уже давно было высказано предположение (хотя эта мысль медленно прокладывает себе дорогу в теории референтных групп), что разным сферам индивидуального поведения соответствуют разные группы. Это только означает, что референтные группы действуют в качестве таковых имплицитно (всегда, хотя эксплицитно и не всегда) в сочетании с определенными типами оценок и поведения. Как мы видели, когда рассматривали степень вовлеченности в группу ее членов (см. пункт 2), некоторые группы, по-видимому, считают приемлемым для себя широкий спектр поведения, а другие — нет.
В социологии существует множество указаний на подобный эффект. Например, в социометрии с самого начала было принято считать, что некоторые индивиды стремятся к тому, чтобы их коллеги оказывали им предпочтение в сфере работы, а другие — в сфере игры67. Рассуждая таким образом, нельзя молчаливо допускать, будто одни и те же группы постоянно служат референтными группами для одних и тех же индивидов на любом этапе развития их поведения. Понимаемое буквально, это высказывание имеет все признаки тривиального общего места, к тому же тяжеловесно сформулированного. Однако,
67 Это соображение — существенное и очевидное, когда о нем упоминают, а в противном случае легко теряющееся из виду — вошло в методику социометрического анализа, впервые введенного Морено. См.: Moreno J.L., Who Shalt Survive? (Washington, D.C.: Nervous and Mental Disease Monograph, Series No. 58, 1934). — Примеч. автора.
поскольку на практике мы постоянно упоминаем референтные группы, не связывая их сразу же с определенными формами поведения или оценок, нам удается избежать ограничений, заложенных в этой тривиальной формулировке. Более того, и профессионалы-социологи, и непрофессионалы, по-видимому, пока еще мало знают, каким образом общие принципы выбора в качестве референтной системы координат именно этой, а не какой-то другой группы связаны со специфическими типами поведения и оценок. Но то немногое, что известно об этом, подсказывает нам: здравое на первый взгляд предположение, согласно которому любая группа, подходящая в функциональном или субстанциональном отношении, обязательно станет референтной группой, далеко от истины. Выбор референтной группы отличается от таких ситуаций, когда, например, человек выбирает для себя какую-либо религию и этот выбор — и только он один — определяет, какая группа будет принята им в качестве нормативно-референтной системы координат по религиозным вопросам; или когда его профсоюз непременно будет определять его экономические взгляды. По-видимому, референтно-групповое поведение гораздо сложнее этой простой схемы вовлеченности.
Другие наблюдатели неоднократно подчеркивали, что одни и те же индивиды или группы в одних социальных сферах воспринимаются как ориентиры, определяющие поведение и оценки, а в других — нет. Со временем эти наблюдения вошли в описания деятельности лидеров. В качестве примера рассмотрим наблюдение, сделанное Солом Олин-ски: «Человек считается с кем-то как с лидером, чьим суждениям по политическим вопросам он доверяет, но когда он сталкивается с финансовыми проблемами, то обращается к одному из своих собратьев. И так во всем. В сфере его деятельности, возможно, существуют пять-шесть человек, к которым он будет обращаться по разным вопросам. Очевидно, те, кого можно определить как полного лидера, встречаются очень редко — один на 40—50 человек (которые являются его последователями) в любой сфере деятельности...»68 Так как в этом отрывке просто описываются впечатления, полученные Олински во время его полевых исследований, он выражает уверенность, что более систематические «исследования подтвердят» это наблюдение. Одно из таких исследований, описанное в следующей главе этой книги и посвященное изучению тех, кого, как я полагаю, лучше называть «люди, пользующиеся влиянием», а не «лидеры», обнаруживает, что
68 Alinsky S.D., Reveille for Radicals (Chicago: University of Chicago-Press, 1946), p-90. — Примеч. автора.
...лица, пользующиеся влиянием, различаются по числу сфер деятельности» в которых проявляется оказываемое ими межличностное влияние. Некоторые лица, пользующиеся влиянием — их можно назвать мономорфными, — упоминаются часто, но только в одной довольно узкой сфере деятельности — например, в сфере политики, или в качестве законодателей хорошего вкуса, или моды. Мономорфные влиятельные лица — это «эксперты» в какой-либо ограниченной области, и их влияние не распространяется на другие сферы принятия решений. Другие влиятельные лица — это относится к довольно большому числу деятелей высшего ранга — являются полиморфными: их влияние на других людей проявляется в самых различных (иногда, по-видимому, даже не связанных друг с другом) сферах.
Однако, как подсказывает нам это обсуждение, социологи уже готовы выйти за пределы эмпирического обобщения, согласно которому относительно небольшое количество влиятельных лиц оказывает самое разнообразное влияние в различных сферах деятельности, тогда как влияние их относительного большинства ограничивается только одной сферой. Очевидно, последующие исследования должны идентифицировать условия, при которых возникает одна из этих моделей влияния.
Наиболее всеобъемлющее исследование этой общей проблемы (унитарного или полиморфного влияния) можно найти в книге Кат-ца и Лазарсфельда69. Здесь снова утверждается, что эмпирически преобладающая форма влияния — это влияние, ограниченное какой-либо одной разновидностью норм и деятельности: «Тот факт, что женщина является лидером в одной области, еще не говорит о вероятности того, что она будет лидером в другой области».
Эта проблема — одна из тех, которые дают повод для консолидации70 имеющихся фактических данных и гипотез, относящихся к влиятельным лицам и лидерам общественного мнения, и, следовательно, к референтно-групповому поведению, в теорию среднего уровня. Ибо становится очевидным, что одна группа исследований в итоге изучает референтные группы и референтных личностей, принимая во внимание прежде всего тех, кто обеспечивает систему
69 Katz E. and Lazarsfeld P.F., Personal Influence, Part Two and, in particular, chapter
XV. В этой главе подводятся итоги исследования. — Примеч. автора.
70 Это — один из многочисленных примеров, позволяющих проследить консоли
дацию различных теорий, происходящую именно таким образом, как было сжато опи
сано в этой книге — во Введении и заключительных разделах главы IV. Возможность
Этой консолидации была замечена С.Н. Эйзенштадтом (см.: Eisenstadt S.N., Studies in
гФгепсе group behaviour, Human Relations, 1954,7,pp. 191-216, at pp. 204-206). Онудач-
но, к месту цитирует работу Мориса Яновитца (см.: Janowitz M., The Community Press in
°n Urban Setting (Glencoe: The Free Press, 1952)). — Примеч. автора.
координат для нормативной и сравнительной оценки. В этих исследованиях внимание концентрируется в первую очередь на типологии личностей и групп, деятельность которых служит ориентиром для других людей, и только во вторую — на условиях существования тех, на кого эти личности и группы оказывают влияние. Вторая группа исследований, напротив, обращает внимание на тех, кто принимает ту или иную группу, либо тех или иных личностей в качестве ориентира и направляющей силы и только во вторую очередь — на детальном аналитическом изучении личностей и групп, оказывающих это влияние. Но так как «референтно-групповое поведение» включает в себя социальные взаимосвязи, которые, разумеется, являются двусторонними, то, очевидно, на следующих этапах исследования этого поведения потребуется одновременно проанализировать как индивидов, выбирающих различные референтные группы, так и группы, обеспечивающие для них референтные ориентиры. Можно смело утверждать, что до сих пор относительная независимость этих двух направлений исследования действительно была благом для развития теории социального влияния, так как многие точки их конвергенции, которые теперь хорошо прослеживаются нами, были установлены благодаря нашему доверию к валидности обоих направлений исследования, натом основании, что идентичные ошибки, допущенные в двух независимых направлениях, гораздо менее вероятны, чем независимо установленные идентичные истины. Но чем бы это ни обернулось, многочисленные независимые исследования социальных влияний, обращающие внимание главным образом на личности и группы, оказывающие эти влияния, и исследования референтно-группового поведения, принимающие во внимание главным образом тех, кто испытывает эти влияния, должны, очевидно, консолидироваться в социологические концепции, рассматривающие оба этих вопроса одновременно.
На этом основании можно сделать вывод, что появление некоторых современных исследований, изучающих, почему в качестве референтной группы выбирается именно эта, а не какая-нибудь иная группа, приобретает дополнительное социологическое значение. Эти исследования считаются только началом работы в данном направлении, но, быть может, именно по этой причине они симптоматичны для его дальнейшего развития. Например, исследование Ральфа Тернера начинается со следующего вступления (очень уместного в пункте 2 нашего перечня групповых свойств): «В литературе, посвященной референтным группам, не всегда подчеркивается, что группы соответствуют индивидуальным ценностям только сегментарно, но не
целиком»71. Затем Тернер приступает к исправлению этого недостатка, изучая, какие членские группы выбираются в качестве референтных координат для самых разнородных ценностей: для ценностей, связанных с профессиональным успехом; для определения этических и моральных ценностей; для ценностей, относящихся к тому, что Тернер называет «полнотой жизни». Я не хочу суммировать здесь все его открытия; все они, как говорит сам Тернер, скорее наводят на размышления, чем вынуждают прийти к определенному выводу. Его наиболее существенная мысль заключается в том, что существуют различные формы выбора, при котором устанавливается связь между различными типами ценностей и различными типами референтных групп. Например, такое вступление в группу, которое является реальным достижением, а не вопросом социальных приписок, чаще всего служит уместным поводом для принятия ценностей, свойственных определенному типу людей — «людям, ориентирующимся на будущее» (именно этот тип исследует Тернер). И все-таки даже ценности и стандарты тех групп, к членству в которых люди стремятся, воспринимаются далеко не одинаково. Если эта последняя мысль может на первый взгляд показаться трюизмом, то при дальнейшем размышлении она может оказаться одним из тех трюизмов, которые лучше подвергнуть тщательному исследованию, чем оставить его без внимания как самоочевидный. Ибо она направляет наше внимание на изучение условий, порождающих противодействие нормам и ценностям потенциальной референтной группы, не ограничиваясь условиями, обеспечивающими принятие этих норм и ценностей; именно эту общую ориентацию мужественно пытался восстановить Соломон Эш72, придав ей подобающее значение по сравнению с преобладающей в социологии и психологии тенденцией — считать первичным побудительное или ограничительное влияние группы. Остается только предположить, что изучение «автономности личности» и социальных ограничений — это две разные стороны одной и той же теоретической медали, а не две противостоящие друг другу теоретические альтернативы («личность» vs.* «группа»).
" Turner R.H., «Reference groups of future oriented men», Social Forces, 1955, 34, pp. 130—136, at p. 131. — Примеч. автора.
n Из других его серьезных работ по этому вопросу см.: Asch S.E., Block H. and Hertzman M., «Studies in the principles of judgments and attitudes: 1. Two basic principles of Judgments», Journal of Psychology, 1938, 5, pp. 219—251; Asch S.E., «Studies in the principles ofjudgments and attitudes: II. Determination ofjudgments by group and ego standards», Journal °f Social Psychology, 1940, 12, pp. 433—465. Что касается полного изложения теоретических соображений, включенных в эти и последующие исследования, см.: Asch S.E., Social Psychology (New York: Prentice — Hall, Inc., 1952). — Примеч. автора.
* vs (versus) — в сторону; по направлению к, к. — Примеч. пер.
Анализ отношения «разные нормы и ценности — разные референтные группы», как оказалось, поднимается до уровня теоретического исследования. В том же самом номере журнала, где Тернер опубликовал свои сообщения, была опубликована также сходная по своей направленности, но независимая статья Розена (Rosen). Ее основное положение тоже утверждает очевидное, но он относится к трюизму серьезно и пытается его развить: «Значимые другие не обязательно являются референтами во всех сферах индивидуаного поведения»73. И в данном случае я тоже не буду суммировать все результаты исследования, а остановлюсь только на одном из них, который, по-видимому, имеет важное значение для дальнейших исследований. Розен приводит, казалось бы, аномальные данные: те индивиды, которые в действительности являются самыми большими «традиционалистами» в своих религиозных взглядах и поведении, меньше всего способны почувствовать, что они живут в соответствии с традиционными нормами, как можно было бы предположить на основе расхожего здравого смысла. Применение теории референтных групп проясняет этот кажущийся парадокс. Ибо наибольшими «традиционалистами» или «ортодоксами» в своем религиозном поведении стремятся быть те, чьи родители особенно строго требовали соблюдения религиозных стандартов, и именно в контексте этих строгих стандартов данные индивиды чаще всего оценивают, чего им не хватает для их точного соблюдения. Эти результаты хорошо совмещаются с укоренившейся теоретической концепцией, согласно которой самооценка зависит от разнообразных стандартов суждения, созданных группой. Заслуга этой концепции состоит в том, что она напоминает нам хорошо известное, но признаваемое только в экстренных случаях положение: испытываемое индивидом ощущение, что он находится «в согласии с самим собой», зачастую возникает только потому, что он находится «в согласии» со стандартами группы, в которую он вовлечен эмоционально. Чувство личной независимости не обязательно свидетельствует об отказе от нормативных ограничений, выработанных всеми группами вообще.
Третья — и больше всего наводящая на размышления — статья Эйзенштадта74 рассматривает проблему обусловленности выбора различных референтных групп характером ценностей и норм, связанных стой или иной конкретной ситуацией, наиболее всесторонне. Несмотря на то что выполненный Эйзенштадтом анализ этой проблемы ог-
73 Rosen B.C., «The reference group approach to the parental factor in attitude and
dehavior formation», Social Forces, 1955, 34, pp. 137—144. — Примеч. автора.
74 Eisenstadt S.N., Studies in reference group behaviour: I. Reference norms and the social
structure, Human Relations, 1954, 7, pp. 191—216. — Примеч. автора.
раничивается только его собственными данным, он все же явно представляет собой шаг вперед. Эйзенштадт начинает с создания типологии социальных норм, полностью признавая вместе с тем, что в его классификацию можно внести значительные усовершенствования. Пять типов норм, которые он выделяет (не буду упоминать их здесь, чтобы читатель мог обратиться к оригиналу), позднее были сведены к двум основным типам: 1) нормы, которые эксплицитно связывают «конечные ценности» группы с соответствующим ролевым поведением, создавая тем самым сложные переплетения социальных взаимодействий; 2) нормы, которые позволяют ранжировать различные роли или различные сферы поведения по их относительной важности, сглаживая тем самым потенциальные конфликты между их несовместимыми определениями. Подобно перечислению групповых свойств, которое, как мы только что убедились, есть прелюдия к классификации групп, классификация норм тоже предваряет постановку определенных теоретических проблем. Среди них основополагающей служит проблема определения условий, при которых тот или иной из этих общих типов референтных норм превращается в механизм социального контроля. Согласно пророческому предвидению Эйзенш-тадта, первый тип, который позволяет вновь и вновь подтверждать постоянно действующие ценности, лежащие в основе какой-либо специфической ситуации социального взаимодействия, обычно складывается в условиях, при которых установившийся в группе социальный порядок по тем или иным причинам серьезно нарушается. Слегка перефразировав это заключение, его можно выразить следующим образом: референтная ориентация на тип проникающих норм, связывающих конечные ценности с конкретными ситуациями социального взаимодействия, служит в качестве механизма социального контроля в условиях надвигающейся или действительно наступившей дезорганизации какой-либо одной подсистемы, а не в условиях потенциального конфликтамежду различными подсистемами (Eisenstadt, p. 202). Второй тип норм обычно вводится в действие, когда разнообразные и конфликтующие между собой определения социальной ситуации, даваемые различными группами, ставят индивида перед выбором между конфликтными ролями75.
" Именно эта проблема служит связующим звеном между теорией референтно-группового поведения и близкой ей теорией социальных ролей и ролевых конфликтов. Социальные структуры, культурные ценности и давление ситуаций взаимодействуют друг с другом и определяют выбор между альтернативными, а иногда и конфликтными ролями; модели этого выбора только начинают проясняться, и то лишь в общих чертах. См., например: Stouffer S., «An analysis of conflicting social norms», American Sociological Review, 1949, 14, pp. 707—714; а также его последующую статью, написанную совместно с Джексоном Тоби (Jackson Toby) и вытекающую из первой.
Мне следует допустить возможность того, что эти концепции кажутся мне такими важными потому, что в теоретическом отношении они очень близки некоторым концепциям, изложенным в предыдущей главе этой книги (на эту близость обратил внимание Эйзенштадт). Однако, независимо от этих чисто внешних соображений, данные концепции имеют совершенно очевидное достоинство: они концентрируют внимание на социологической теории референтно-группового поведения, на институциональных и структурных условиях, которые определяют тот или иной выбор референтных групп и, кроме того, выполняют для группы те или иные социальные функции76. И хотя авторы подобных исследований открыто признают, что эти работы носят предварительный характер, они тем не менее положили начало решению важной проблемы: каким образом именно те, а не другие членские группы выбираются в качестве референтных ориентиров для выработки взглядов, оценок и сравнений.
Проблема 4.4
Выбор референтных групп из статусных категорий
или подгрупп, включающих длительное взаимодействие
[...Каково] сравнительное значение общих статусных категорий и внутренних подгрупп, членом которых является данный индивид... Например, что больше влияет на формирование личных ожиданий рабо-
См. также анализ выбора роли в ситуации острого социального давления в: Killian L.M., «The significance of multiple — group membership in disaster», American Journal of Sociology, 1952, 67, pp. 309—314. — Примеч. автора.
76 Здесь содержится намек на проблемы, поставленные в предыдущей главе: «В этом пункте ставится теоретическая и исследовательская программа определения [т.е. выяснения) того, каким образом структура социальной ситуации способствует превращению некоторых сходных статусов в основу для подобных сравнений и в то же время приводит к игнорированию других сходных статусов как «не относящегося к делу». Вот еще один пример: проблема состоит в том, чтобы идентифицировать систему референ: тных координат, которой придерживается какая-то часть индивидов, относящихся к данной социальной категории, — часть достаточно большая, чтобы могли возникнуть определения ситуации, характерные для этой категории. Эти референтные координаты являются общими, потому что они формируются социальной структурой». Далее: «...именно институциональные определения социальной структуры могут привлечь внимание членов группы или носителей социального к некоторым общим для них референтным группам. Кроме этих общих референтных групп, могут существовать также всевозможные идиосинкразические референтные группы, различия которых совершенно хаотичны...» Эйзенштадт занимается спецификацией и разработкой именно этой социологической ориентации. Не будет большим преувеличением сказать, что в сфере действия теории референтных групп именно континуальность, а не дискретность становится преобладающим стилем мышления. — Примеч. автора.
чих по поводу перспектив их занятости в будущем — их (и их коллег по труду) нынешняя работа или высокий уровень безработицы, существующий в их профессии?
Этот эпизод из «Американского солдата» указывает, таким образом, на необходимость кумулятивного исследования относительной эффективности систем референтных координат, созданных товарищами данного индивида и более общими статусными категориями. Он подсказывает, какие ключевые наблюдения должны быть инкорпорированы в эти исследовательские проекты, так что эта проблема... возможно, станет доступной для исследования уже в не столь отдаленном будущем. Подобные исследовательские проекты могли бы включать в себя данные о нормах и ситуациях, преобладающих вданном статусе в целом. Последующий анализ можно было бы выполнить, систематически сравнивая индивидов, которые имеют один и тот же статус, но чьи ближайшие коллеги руководствуются противоположными нормами или находятся в противоположных ситуациях.
То, что рассматривалось в этом отрывке как исследовательский проект, с тех пор стало обретать черты реальности, воплотившись в исследование поведения избирателей под названием «исследование Эльмиры». Так, в одной из частей этого исследования, подробно рассматривающей референтно-групповое поведение77, отмечается, что именно содержание данного отрывка «обеспечило исследование голосования и что именно этот способ анализа» применялся повсюду, где только возможно. Эта монография включает целый ряд существенных результатов, которые я снова даже не пытаюсь суммировать в деталях. Чтобы проиллюстрировать общий смысл этих результатов, можно привести один пример. Было обнаружено, что взгляды рабочего на политическое лицо формальной организации (тред-юниона), к которой он принадлежит, формируются под влиянием его ближнего окружения по профсоюзу. Люди, чьи коллеги по профсоюзу являются республиканцами, гораздо больше склонны думать, что их профсоюз голосует по преимуществу за республиканцев, чем индивиды, чьи коллеги являются демократами. Тем не менее из собранных данных следует, что профсоюз как целое служит политической референтной группой только для некоторых его членов, тогда как для остальных референтные функции выполняют непосредственные товарищи по союзу. Этот результат приводит к постановке другой проблемы — проблемы идентификации условий, определяющих ту или иную модель выбора референтной группы.
77 Kaplan N., Reference Group Theory and Voting Behavior, pp. 79, 156 ff (эта работа Уже цитировалась раньше). — Примеч. автора.