Другие сложности и, проблемы построения выборки
Если исследуется генеральная совокупность по качественному признаку, имеющему всего лишь две градации (да — нет; имею — не имею и т. п.), то возможно применение вышеизложенного аппарата статистических оценок. Но если качественный признак имеет несколько градаций или вообще не разработана его классификация?
В первом случае необходимо предварительно укрупнить имеющиеся градации, сведя их к двум более широким классам. Например, если исследуется признак с тремя градациями: не выполнившие план, выполнившие план и перевыполнившие план, то информация собирается по признаку, измеренному по дихотомической шкале, скажем, в виде: не выполнившие план — одна градация и выполнившие и перевыполнившие план — другая.
Значительно сложнее обстоит дело, если качественный признак оказывается даже не измеренным по номинальной шкале. Например, как применить выборочный метод для исследования образа жизни, общепринятой типологии которого пока еще нет?
Выборку для исследования подобного вопроса нельзя организовать, не имея некоторых показателей, так или иначе связанных с исследуемой качественной характеристикой.
Иногда удается решить вопрос об использовании определенного показателя для организации выборки по качественному признаку путем разработки соответствующих исследовательских гипотез. Например, при исследовании кино аудитории социолог может выдвинуть гипотезу о зависимости вкусов и предпочтений кинозрителя от его образования. Тогда, зная, что в исследуемой генеральной совокупности 15% лиц с высшим образованием, 40% со средним и 45% с неполным средним он должен выдержать эти пропорции в выборке. Если исследовательская гипотеза предполагает также, что вкусы кинозрителя зависят в среднем от его возраста, то в выборке должны быть пропорционально представлены те возрастные группы генеральной совокупности, которые интересуют исследователя. Однако сравнительно редко удается ограничиться двумя-тремя показателями для адекватного представления качественной характеристики. Значительно чаще, прежде чем приступить к использованию выборочного метода (так же как и любого другого статистического наблюдения), необходимо разработать систему показателей, отражающих качественную характеристику.
Построение системы показателей— сложнейший с методической точки зрения этап всего социологического исследования. Сложность усугубляется отсутствием каких бы то ни было формальных критериев для отбора показателей в систему, отражающую данную качественную характеристику. Вопрос в каждом случае решается на основании тщательного содержательного рассмотрения проблемы социологического исследования.
Но трудности не заканчиваются с построением системы социальных показателей для исследуемой качественной характеристики. Возникает вопрос о построении выборочной совокупности по разработанной системе показателей.
Если количество показателей системы невелико, то в принципе возможно последовательное применение изложенного аппарата выборочного метода для одной переменной. Однако этот путь требует значительных усилий, так как приходится по-новому организовывать выборочную совокупность при переходе от одного показателя к другому.
Перспективным оказывается принципиально другой подход при планировании выборочной совокупности, основанный на применении всей разработанной системы показателей одновременно. Особенно эффективным он оказывается, когда число показателей системы велико. А именно этот случай весьма характерен для многих социологических исследований.
Описываемый подход реализуется в социологических исследованиях с помощью того или иного метода многомерного анализа эмпирических данных. Его сущность состоит в предварительной стратификации всей генеральной совокупности по всей системе показателей. Здесь приобретают важное значение различные методы автоматической классификации, например таксономия, метод структурной классификации, а также причинный анализ и методы многомерной статистики15.
Организацию выборочного исследования с применением методов многомерного анализа социологу целесообразно проводить в тесном контакте, со специалистом по многомерной статистике. Все усилия, затраченные социологом при подготовительной работе при организации выборочной совокупности по системе показателей с помощью многомерных методов, окупятся на стадии сбора социологической информации по рассчитанной таким образом выборке и анализу их результатов.
Литература для дополнительного чтения
Введение в теорию порядковых статистик/Под ред. А. Я. Боярского. М. Статистика, 1970. 414 с.
Венецкий И. Г.. Теоретические и практические основы выборочного метода Учеб. пособие. М.: МЭСИ, 1975. 67 с. -
Вороное Ю. П. Распознавание образов и выборка в социологических исследованиях.— В кн.: Социология и математика. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1970, с. 69—76.
Горяченко Ё. Е. Планирование выборки для комплексного социально-экономического изучения деревни— Социол. исслед., 1975, № 3, с. 45—52.
Дружинин Н. К. Выборочное наблюдение и эксперимент: Общие логические принципы организации. М.: Статистика, 1977. 176 с.
Йейтс Ф. Выборочный метод в переписях и обследованиях. M. Статистика, 1965. 434 с.
Кокрен У. Методы выборочного исследования. М.: Статистика, 1976. 440 с.
Королев Ю. Г. Выборочный метод в социологии: Учеб. пособие. М.: МЭСИ, 1975. 66 с.
Ноэль Э. Массовые, опросы. М.: Прогресс, 1978. Гл. 3. 381 с.
Проектирование и организация выборочного социологического исследования, М.: ИСИ АН СССР, 1977. 167 с. Ротапринт.
Процесс социального исследования. М.: Прогресс, 1975. Разд. I, § 3.2.
Райх А., Волков А. О методе распространения выборочных данных Всесоюзной переписи населения.— Вести, статистики, 1980,.№ 3, с. 19—31,
Территориальная выборка всоциологических исследованиях. М.: Наука; 1978. 218с.
Чернышева Т. М. О повышении точности оценки результатов выборочных обследований.— В кн.: Опыт применения прикладных методов математики и вычислительной техники в народном хозяйстве. М.: Статистика. 1978. е. Ш-188.
Шереги Ф. 9. Методические проблемы выборки и репрезентативности в социологической практике.— Социол. исслед., 1977, № 1, с, 112—122.
Глава седьмая