Другие сложности и, проблемы построения выборки

Если иссле­дуется генеральная совокупность по качественному признаку, име­ющему всего лишь две градации (да — нет; имею — не имею и т. п.), то возможно применение вышеизложенного аппарата статистических оценок. Но если качественный признак имеет несколько градаций или вообще не разработана его классификация?

Другие сложности и, проблемы построения выборки - student2.ru


В первом случае необходимо предварительно укрупнить имею­щиеся градации, сведя их к двум более широким классам. Напри­мер, если исследуется признак с тремя градациями: не выполнив­шие план, выполнившие план и перевыполнившие план, то инфор­мация собирается по признаку, измеренному по дихотомической шкале, скажем, в виде: не выполнившие план — одна градация и выполнившие и перевыполнившие план — другая.

Значительно сложнее обстоит дело, если качественный признак оказывается даже не измеренным по номинальной шкале. Напри­мер, как применить выборочный метод для исследования образа жизни, общепринятой типологии которого пока еще нет?

Выборку для исследования подобного вопроса нельзя организо­вать, не имея некоторых показателей, так или иначе связанных с исследуемой качественной характеристикой.

Иногда удается решить вопрос об использовании определенного показателя для организации выборки по качественному признаку путем разработки соответствующих исследовательских гипотез. На­пример, при исследовании кино аудитории социолог может выдви­нуть гипотезу о зависимости вкусов и предпочтений кинозрителя от его образования. Тогда, зная, что в исследуемой генеральной со­вокупности 15% лиц с высшим образованием, 40% со средним и 45% с неполным средним он должен выдержать эти пропорции в выборке. Если исследовательская гипотеза предполагает также, что вкусы кинозрителя зависят в среднем от его возраста, то в выборке должны быть пропорционально представлены те возрастные группы генеральной совокупности, которые интересуют исследователя. Однако сравнительно редко удается ограничиться двумя-тремя показателями для адекватного представления качественной характе­ристики. Значительно чаще, прежде чем приступить к использова­нию выборочного метода (так же как и любого другого статисти­ческого наблюдения), необходимо разработать систему показателей, отражающих качественную характеристику.

Построение системы показателей— сложнейший с методической точки зрения этап всего социологического исследования. Сложность усугубляется отсутствием каких бы то ни было формальных кри­териев для отбора показателей в систему, отражающую данную ка­чественную характеристику. Вопрос в каждом случае решается на основании тщательного содержательного рассмотрения проблемы социологического исследования.

Но трудности не заканчиваются с построением системы социаль­ных показателей для исследуемой качественной характеристики. Возникает вопрос о построении выборочной совокупности по разра­ботанной системе показателей.

Если количество показателей системы невелико, то в принципе возможно последовательное применение изложенного аппарата вы­борочного метода для одной переменной. Однако этот путь требует значительных усилий, так как приходится по-новому организовы­вать выборочную совокупность при переходе от одного показателя к другому.

Перспективным оказывается принципиально другой подход при планировании выборочной совокупности, основанный на примене­нии всей разработанной системы показателей одновременно. Особен­но эффективным он оказывается, когда число показателей системы велико. А именно этот случай весьма характерен для многих социо­логических исследований.

Описываемый подход реализуется в социологических исследова­ниях с помощью того или иного метода многомерного анализа эм­пирических данных. Его сущность состоит в предварительной стра­тификации всей генеральной совокупности по всей системе показа­телей. Здесь приобретают важное значение различные методы авто­матической классификации, например таксономия, метод структурной классификации, а также причинный анализ и методы многомер­ной статистики15.

Организацию выборочного исследования с применением методов многомерного анализа социологу целесообразно проводить в тесном контакте, со специалистом по многомерной статистике. Все усилия, затраченные социологом при подготовительной работе при органи­зации выборочной совокупности по системе показателей с помощью многомерных методов, окупятся на стадии сбора социологической информации по рассчитанной таким образом выборке и анализу их результатов.

Литература для дополнительного чтения

Введение в теорию порядковых статистик/Под ред. А. Я. Боярского. М. Ста­тистика, 1970. 414 с.

Венецкий И. Г.. Теоретические и практические основы выборочного метода Учеб. пособие. М.: МЭСИ, 1975. 67 с. -

Вороное Ю. П. Распознавание образов и выборка в социологических иссле­дованиях.— В кн.: Социология и математика. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1970, с. 69—76.

Горяченко Ё. Е. Планирование выборки для комплексного социально-экономи­ческого изучения деревни— Социол. исслед., 1975, № 3, с. 45—52.

Дружинин Н. К. Выборочное наблюдение и эксперимент: Общие логические принципы организации. М.: Статистика, 1977. 176 с.

Йейтс Ф. Выборочный метод в переписях и обследованиях. M. Статистика, 1965. 434 с.

Кокрен У. Методы выборочного исследования. М.: Статистика, 1976. 440 с.

Королев Ю. Г. Выборочный метод в социологии: Учеб. пособие. М.: МЭСИ, 1975. 66 с.

Ноэль Э. Массовые, опросы. М.: Прогресс, 1978. Гл. 3. 381 с.

Проектирование и организация выборочного социологического исследования, М.: ИСИ АН СССР, 1977. 167 с. Ротапринт.

Процесс социального исследования. М.: Прогресс, 1975. Разд. I, § 3.2.

Райх А., Волков А. О методе распространения выборочных данных Всесоюз­ной переписи населения.— Вести, статистики, 1980,.№ 3, с. 19—31,

Территориальная выборка всоциологических исследованиях. М.: Наука; 1978. 218с.

Чернышева Т. М. О повышении точности оценки результатов выборочных обследований.— В кн.: Опыт применения прикладных методов математики и вычислительной техники в народном хозяйстве. М.: Статистика. 1978. е. Ш-188.

Шереги Ф. 9. Методические проблемы выборки и репрезентативности в социологической практике.— Социол. исслед., 1977, № 1, с, 112—122.

Глава седьмая

Наши рекомендации