Тема 4. Общество: типология обществ и социальные институты
1. Понятие общества и его основные характеристики. Типология обществ.
2. Социальные институты: виды, признаки, особенности и функции.
3. Социальная организация: понятие, механизмы образования, социальные свойства и основные типы;
4. Семья как социальный институт: генезис, типология, функции.
Основные понятия: общество,социальная система,социальный институт,институционализация, социальная роль, социальная организация, формальная организация, неформальная организация, бюрократия, семья, брак, полигамия, полигиния, полиандрия, структура семьи, нуклеарная семья, функции семьи.
Темы докладов и сообщений
· П.Бергер и Т.Лукман о психологических, социальных, культурных источниках институализации;
· Социальные институты и социальные роли.
· Явные и латентные функции социальных институтов.
· Традиционное и современное общество.
· Социальная организация: условия и предпосылки возникновения.
· Природа неформальной организации.
· Организационные патологии.
· Законы Паркинсона.
· Особенности российской бюрократии.
· Жизненный цикл семьи.
· Деинституализация брака.
· Семейная жизнь в России и западных обществах: сравнительный анализ.
Контрольные вопросы и задания
1.Американские социологи П.Бергер и Т.Лукман в качестве важнейшего условия формирования социального института называли необходимость его легитимации, т.е. «объяснение» и «оправдание» его существования для новых поколений. Они отмечали, что дети не могут осмыслить окружающий социальный мир, опираясь на воспоминания о тех обстоятельствах, при которых он или его части были созданы, поэтому возникает необходимость в интерпретации значения социального института. Так, господство мужчины объясняется-оправдывается либо физиологически – «он более сильный и поэтому может обеспечить свою семью ресурсами», - либо мифологически – «бог сотворил вначале мужчину, а уж затем из его ребра – женщину».
Развивающийся институциональный порядок вырабатывает навес из таких объяснений и оправданий, с которыми новое поколение знакомится в процессе социализации. Таким образом, анализ знания людей об институтах оказывается существенной частью анализа институционального порядка. Причём это могут быть как знания на дотеоретическом уровне в виде собрания максим, поучений, поговорок, верований, мифов, так и сложные теоретические объяснения. При этом не имеет особого значения, соответствуют они реальности или нет. Существенно то согласие, которое они приносят в группу.
Приведите известные вам объяснения, (услышанные от родителей или друзей, транслируемые средствами массовой информации или придуманные вами), оправдывающие и доказывающие необходимость: регистрации брака; получения образования; выборов депутатов; сохранения института президента; учреждения национальных праздников.
2. Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции (например, спортивный комитет, который не занимается организацией спортивной жизни; комитет по делам национальностей, который не оказывает влияние на решение межнациональных проблем)?
3. Назовите общие тенденции процесса институализации в современном обществе.
4. Почему люди создают неформальные организации?
5. М.Вебер выделил в качестве обязательных условий «идеального типа» бюрократии несколько характеристик. В приводимой ниже таблице перечислены эти характеристики и приведено их описание. Назовите пропущенные и сформулируйте их содержание.
Характеристика «идеального типа» бюрократии | Описание характеристики |
1) специализация | каждому подразделению вменяются определенные обязанности и ответственность, вся деятельность регламентирована системой последовательных правил и указаний, которые координируют основные задания и единообразие их выполнения независимо от изменений в персонале |
2) иерархия | Каждый чиновник имеет четко определенную сферу полномочий в иерархической структуре, имеющий вид пирамиды, и подотчетен в своих действиях вышестоящему начальству |
3) ? | ? |
4) безопасность | Работа производится в соответствии с правилами, которые исключают произвол или фаворитизм, а обо всех действиях даётся письменный отчёт |
5) ? | ? |
6. Американский социолог Т.Парсонс попытался представить структуру семьи в виде совокупности ролей: муж/отец, жена/мать, сын/брат, дочь/сестра. Роль муж/отец связана с инструментальным лидерством, а роль жена/мать - с экспрессивным. Прокомментируйте приведённую теоретическую позицию Т.Парсонса. Найдите её сильные и слабые стороны.
7. В приведённой таблице указаны основные сферы семейной деятельности. Укажите соответствующие им функции семьи. Раскройте их содержание. Заполните таблицу.
Сфера деятельности семьи | Социальные функции | Индивидуальные функции |
Репродуктивная | ||
Сексуальная | ||
Социализации | ||
Первичного социального контроля | ||
Социально-статусная | ||
Социокультурная | ||
Экономическая | ||
Эмоциональная |
8. Исполнение роли родителей (мать, отец) в семье связано с занимаемыми родителями позициями относительно детей. Определите влияние этих позиций на способ поведения родителей и на развитие ребёнка. заполните приводимую таблицу, выбрав соответствующие положения из предлагаемого ниже перечня.
Тип позиции | Словесные выражения | Способ поведения | Влияние на развитие ребёнка |
Принятие и любовь | Ребёнок – центр моих интересов | ||
Явное отвержение | Ненавижу этого ребёнка, не буду тревожиться о нём | ||
Излишняя требовательность | Не хочу ребёнка такого, какой есть | ||
Чрезмерная опека | Всё сделаю для ребёнка, посвящу ему себя |
а) неуверенность в себе, фрустрация;
б) чрезмерные поблажки или ограничение свободы;
в) чувство безопасности, нормальное развитие;
г) агрессивность, эмоциональная недоразвитость;
д) нежность, занятия с ребёнком;
е) невнимательность, жестокость, избегание контактов;
ж) отсутствие похвал, придирчивость, критика;
з) инфантилизм, особенно в социальных отношениях, неспособность к самостоятельности.
9. Какие факторы могут вызывать изменение такого социального института, как семья?
Библиографический список
1. Панкратова, Н. В. Социальный и биологический аспекты родительства/ Н.В. Панкратова // Социс. – 2006. – №10. – С. 116-123.
2. Осадчая, Г. И. Социология социальной сферы : учеб. пособие для вузов по специальности "Социология" / Г. И. Осадчая. – 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Академ. Проект, 2003. – 334 с.
3. Королев, И. Ю. Формирование института социальных технологов в геронтологической социальной работе Вологодской области/ И. Ю.Королев //Стратегия и тактика развития социально-экономических реформ: региональный аспект: материалы У1 Междунар. науч. – практ. конференции, г. Вологда, 6 – 8 октября 2011 г.: в 3 ч.. – Ч. 2 / ИСЭРТ РАН. – Вологда, 2011. – С. 372 – 380.
4. Пригожин, А.И. Организационные управленческие патологии/ А.И. Пригожин // Общественные науки и современность. – 1998 . – № 3. – С.28-27.
5. Полтавская, Е.И. О понятии «социальный инститцт»/ Е.И. Полтавская// Социологические исследования.- 2009.-- № 3.- С.68-71.
6. Харченко, К. Социологическая аналитика и принятие управленческих решений / К. Харченко// Проблемы теории и практики управления.- 2010.- №8.- С.39-49.
7. Социология семьи : учебник для вузов / под ред. А. И. Антонова . - 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ИНФРА-М , 2005. – 640 с.