Роль средств массовой информации в оценке значимости олимпийского спорта

Роль СМИ в развитии олимпийского спорта очень высока. Именно они, формируя общественное мнение, могут как повы­сить интерес к олимпийским играм, так и понизить его, что осо­бенно ярко видно в самом начале XXVII Олимпийских Игр в Сиднее. Тогда неудачное выступление наших спортсменов вызва­ло отрицательную реакцию в российской прессе. Раздувание пер­вых провалов и построение негативных прогнозов вызвало пора­женческое настроение среди россиян и спортсменов олимпийс­кой сборной. Буквально на глазах у мировой и отечественной об­щественности падал авторитет российского спорта. Самые мрач­ные прогнозы со стороны журналистов сопровождали выступле­ния российских спортсменов. Все меньше телезрителей верили в успех нашей команды, все реже смотрели олимпийские телепрог­раммы. Однако день за днем Олимпиада набирала ход, все чаще в роли победителей стали появляться россияне. Спортивная и ху­дожественная гимнастика, борьба, фехтование, игровые виды спорта, стрельба расставили все на свои места. В итоге российс­кие спортсмены завоевали самое большое количество медалей — 88, среди которых 32 золотые, уступив по количеству золотых медалей только команде США. Тем не менее российские СМИ нанесли тяжелый удар по национальному самосознанию населе­ния страны.

Нами была предпринята попытка выработки системы меропри­ятий, обеспечивающих акцентированное отражение в массовом сознании россиян успешных выступлений и смягчение реакций на неудачные выступления российских спортсменов на Олимпийских играх. Для этого было проведено социологическое исследование, которое показало, что способы влияния на общественное мнение, применяемые российскими СМИ в период Олимпиады, не всегда были объективными и профессиональными. Нами были выявлены и обобщены наиболее часто использовавшиеся пропагандистские приемы, вольно или невольно формировавшие негативное отно­шение к выступлению российской команды.

Первый прием в теории «паблик релейшнз» назван «навешива­ние ярлыков». Суть его заключается в придании людям или явле­ниям отрицательного или положительного оттенка. Так, напри­мер, из сообщений некоторых СМИ мы не раз могли слышать о неолимпийском возрасте такого спортсмена, как Вячеслав Еки-мов, о травмах и неудачной предолимпийской подготовке Ирины Приваловой. В их победу не верили журналисты, более того, осуж­дали руководство и тренеров за включение их в олимпийскую ко­манду. Олимпиада показала обратное: и Екимов и Привалова стали олимпийскими чемпионами.





Роль средств массовой информации в оценке значимости олимпийского спорта - student2.ru Роль средств массовой информации в оценке значимости олимпийского спорта - student2.ru Второй прием — «смещение акцента». Рекламная заставка Олим­пийских игр акцентировала внимание на продукции спонсора транс­ляций Игр — компании «Самсунг», хотя главный акцент нужно было бы сделать именно на самой Олимпиаде или по крайней мере на рекламе спортивных услуг и товаров.

Третий прием — «свидетельства». В отличие от предыдущего приема этот был направлен на определенное акцентирование вни­мания. Это распространенный рекламный ход, когда профессио­нальных спортсменов используют для того, чтобы стимулировать потребителей покупать товар, подчеркивая, что его одобряют при­глашенные знаменитости. Например, известный во всем мире бо­рец Александр Карелин участвовал в рекламе обычного сока «Наш чемпион». Также многие знаменитые спортсмены появились в рек­ламе компании «Самсунг».

Четвертый прием — «подтасовка карт». Обсуждение лишь одной стороны события, освещение фактов, отражающих лишь одну точку зрения, замалчивание других фактов или мнений. В итоге мы име­ем дело с искажением и неправильным освещением сути происхо­дящего. Это было ярко продемонстрировано в самом начале ин­формирования о сиднейской Олимпиаде. Панические настроения прессы, непрофессиональная оценка программы Игр, отсутствие компетентного комментария к календарю Игр были вызваны од­носторонним взглядом на происходящие события.

Пятый прием — «запрещенное замалчивание». Мастерская форма пропаганды, типа тонкого намека, предположения, инсинуации. Примером этого приема могут послужить прогнозы неизбежного провала, даваемые всей, даже довольно далекой от спорта прессой.

И последний прием, названный «подрывной риторикой», про­слеживался на всем протяжении освещения Игр. Давая отрица­тельные оценки выступлению российской сборной, СМИ ставили под сомнение саму идею олимпизма, принижали значимость олим­пийских игр и необходимость развития олимпийского спорта в России.

Факт поражения в самом начале Игр российской команды, опустившейся 17 сентября до 11-го места в неофициальном ко­мандном зачете (НКЗ), отрицать нельзя, однако даже в такой си­туации можно было формировать позитивное общественное мне­ние при наличии у спортивных журналистов двух главных состав­ляющих: глубоких профессиональных знаний и профессиональ­ной этики.

Как профессионал спортивный журналист должен быть, во-пер­вых, широко и разносторонне образованной личностью с высоким уровнем знаний. Владея фундаментальными журналистскими зна­ниями и умениями (русский язык, литература, связи с обществен­ностью и др.), он должен понимать спортивную психологию, пе­дагогику, культурологические и социологические аспекты спорта.

Во-вторых, настоящий спортивный журналист должен прой­ти школу спорта, понять специфику спортивной деятельности, поиграть в спортивной команде, почувствовать успех и пораже­ние, испытать трудности строгого спортивного режима, доско­нально познать все беды и радости, которые приносит спорт. Только тогда в спортивных материалах мы не увидим фальши, . неискренности, оторванности от реальной жизни, узнаем на­стоящий спорт со всей его привлекательностью и со всеми его проблемами.

Так как в высших физкультурных учебных заведениях только сейчас разворачивается система подготовки кадров по специаль­ности «спортивная журналистика», выпуска настоящих спортив­ных журналистов следует ждать только через несколько лет, одна­ко уже сегодня нужно формировать их профессиональную этику.

Как известно, в каждой профессиональной деятельности суще­ствует некий этический кодекс, нормы поведения специалиста, как, например, «клятва Гиппократа», которую дают молодые вра­чи. Очевидно, что уже практикующим спортивным журналистам совместно со специалистами по этике следует разработать свод принципов и правил, которые станут главным ориентиром их про­фессии и будут призваны регулировать этическую сторону их даль­нейшей деятельности.

На наш взгляд, кодекс должен включать в себя такие пунк­ты, как:

—ответственность;

—достоверность и объективность;

—правила честной игры;

—клятва журналиста.

Возможно, появление специалистов, обладающих вышепере­численными качествами, позволит сделать освещение последую­щих Олимпийских игр и спортивных соревнований более объек­тивным и эффективным для пропаганды ценностей олимпизма, спорта, создания моды на здоровье, повышения национального престижа России.

Вопросы и задания

1.Какую характеристику вы дадите содержанию ценностного потен­циала физической культуры и спорта?

2. Докажите интегративную сущность валеологических ценностей фи­зической культуры и спорта.

3. Покажите существенные различия в содержании физкультурного и физического воспитания.

4. Обоснуйте преемственность содержания олимпизма, олимпийской культуры и олимпийского воспитания.

5. Как вы оцениваете деятельность СМИ в пропаганде олимпийского спорта?





Роль средств массовой информации в оценке значимости олимпийского спорта - student2.ru Роль средств массовой информации в оценке значимости олимпийского спорта - student2.ru Литература

1. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. — М., 1988.

2. Бальсевич В.К., Лубышвва Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. — 1995. — №4.

3. Визитей Н.Н. Физическая культура личности. — Кишинев, 1989.

4. Виноградов П. А. Социокультурные аспекты пропаганды ЗОЖ, физи­ческой культуры, олимпизма // Социокультурные аспекты физической культуры и ЗОЖ. — М., 1996.

5. Лубышева Л. И. Концепция формирования физической культуры че­ловека. — М., 1992.

6. Лубышева Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 6.

7. Лубышева Л. И., Бальсевич В. К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // Материалы международной конференции «Со­временные исследования в области спортивной науки». — СПб., 1994.

8. Лубышева Л. И. Концепция физкультурного образования: Методоло­гия развития и технология реализации // Физическая культура: воспита­ние, образование, тренировка. — 1996. — № 1.

9. Парсонс Т. Человек в современном мире: Пер. с англ. / Под общ. ред. В.А.Кувакина). — М., 1985.

10. Столяров В. И. Ценности спорта и пути его гуманизации. — М., 1995.

11. ЭндрюсД. К. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии // Теория и практика физической культуры. — 1993. -№1.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА,

ИХ ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ И ПУТИ ИНТЕГРАЦИИ

Историко-культурологические предпосылки возникновения спорта и физической культуры

Современное представление о культуре физической тесно свя­зывается со спортом, спортивной деятельностью как единым со­циальным феноменом.

Целью данной лекции является попытка проанализировать сущ­ность физической культуры и спорта с историко-социологических позиций, выявить их основные различия и найти пути интеграции в реализации социальных функций.

Для того чтобы понять природу и закономерности развития любого явления, необходимо обратиться к его истокам и генезису. Однако исторические аспекты, как правило, являются дискусси-

онными. Спорт и физическая культура в этом смысле не являются исключением.

Анализируя причины происхождения спорта, можно выделить несколько достаточно аргументированных суждений, объясняю­щих истоки его развития. Так, в научных трудах советских ученых возникновение спорта объясняется развитием трудовой деятель- • ности и социальной потребностью в эффективных средствах и спо­собах формирования у подрастающего поколения необходимых физических и духовных качеств [9, 10]. Такая постановка вопросов в значительной мере послужила основанием для утверждения о единой природе культуры физической и спорта.

Однако историко-социологическое исследование Н.Р.Ермак и Р. А. Пилояна [4] доказывает, что спорт появился в первобытнооб­щинном обществе в первую очередь как один из способов разре­шения личностных конфликтов путем состязания в силе, ловкос­ти, выносливости. Тем не менее зачастую эти состязания (бег, стрельба из лука) происходили с использованием ведущей трудо­вой деятельности — охоты. По свидетельству историков, в культу­ре племен, живущих в первобытнообщинном строе, не удается обнаружить признаков физического воспитания. Аборигены нача­ли использовать игры и состязания как способ мирного противо­борства в отличие от кровопролития. Обряды выбора вождя, заво­евание невесты как мирное противоборство появились значитель­но раньше, чем подготовка к состязаниям [4].

Известный философ М.Я.Сараф [11] связывает возникнове­ние современного спорта также не с потребностями физического совершенствования и нетрадиционными формами праздников, а с преимущественными возможностями спортивной деятельности как досужего развлечения.

Близка к его точке зрения позиция историка Л. Куна, который отмечает, что наиболее существенную роль в возникновении и развитии спорта в Англии сыграли скачки. Более того, сам термин «тренинг» первоначально означал подготовку лошадей к соревно­ваниям [5].

Интересные, на наш взгляд, суждения о генезисе спорта выс­казывают зарубежные ученые. Так, испанский философ Ortega-y-Gasset [13] главенствующую роль в жизни человека и общества отводит игре, утверждая, что все виды деятельности, связанные с достижением утилитарных ценностей, — это явления второго по­рядка. Поэтому именно спорт, как утверждает философ, является основой культуры и цивилизации.

Несмотря на некоторую категоричность данного тезиса, пози­ция испанского философа нам кажется достаточно убедительной и обоснованной. Действительно, человек вырастает из мира игры. Игра для ребенка — это познание мира и осознание себя. Первые осознанные движения — это тянущаяся к игрушке рука ребенка,





игровое содержание наполняет жизнь ребенка с первых месяцев его появления на свет. Большинство людей не расстается с игрой всю жизнь. В спорте человек, как ни в какой другой деятельности, подчиняясь духу игры и состязательности, находит возможности для выражения эмоций, самореализации, добивается признания, а самое главное, овладевает природным миром посредством раз­вития собственного тела и духа.

Существуют явные различия в подходах к объяснению вопроса, для чего наши предки начали состязаться между собой, однако все они сходятся в одном: спорт изначально возник как самостоятель­ный феномен, а затем постепенно превратился в систему физи­ческого воспитания. Спорт становится важнейшим ее элементом, формой и способом физического совершенствования человека, его подготовки к трудовой и другим видам деятельности.

Исторически физическая культура складывалась прежде всего под влиянием практических потребностей общества в полноцен­ной физической подготовке подрастающего поколения и взросло­го населения к труду. В то же время по мере становления систем образования и воспитания физическая культура превращалась в базовый фактор формирования двигательных умений и навыков. При этом она использует спорт как одно из важных и эффектив­ных средств для достижения целей физического воспитания. *

Прикладность физкультурной деятельности по отношению к главным сферам жизнедеятельности индивида и общества пред­ставляется очевидной. Под прикладностью подразумевается ее при­годность и полезность в подготовке человека к жизненной практи­ке и деятельности. Основу прикладное™ составляет действенность факторов физической культуры, которые повышают результатив­ность возможностей организма человека и как следствие — раз­личных видов деятельности [9]. Исследователи генезиса физичес­кой культуры сходятся в том, что ее становление и развитие обус­ловлены использованием присущих ей факторов для обеспечения физической подготовленности подрастающего поколения к трудо­вой и военно-служебной деятельности.

Таким образом, совершенно очевидно, что физическая культура возникает и развивается как один из первых и наиболее существен­ных способов воспитания и социализации, а спорт — как средство и форма выявления социального признания высших физических, психических и духовных способностей индивида или команды.

Социальная природа спорта и физической культуры

Современный спорт — это довольно сложное и полифункцио­нальное социальное явление, которое, конечно, претендует на особое место в общественной жизни и требует отдельного научно­го изучения.

Достаточно сказать, что современный спорт нельзя рассматри­вать как моноявление, учитывая его многогранность и полифунк­циональность. Уже с начала XX в. существуют следующие разно­видности спорта:

— массовый спорт, в котором действует соревнование и ценит­ся высокий спортивный результат, причем в большей степени он рассматривается как средство физического воспитания, физичес­кой рекреации и двигательной реабилитации;

— профессиональный спорт, обусловленный коммерчески­ми интересами и являющийся источником существования спорт­сменов;

— олимпийский спорт, содержащий в своей основе высокие гуманистические традиции, реализующие идеалы олимпизма.

Если подойти к феномену спорта с позиций дифференциации, то имеет место многоликость социальной природы спорта, по­скольку она включает в себя самые разнообразные виды деятель­ности: Олимпийские игры, шахматы, бильярд, игра в карты, пу­тешествие на яхте... Если говорить о спортивном инвентаре, то в одних видах спорта — это автомашина, мотоцикл, самолет, мо­дель, в других — мяч, городки, лента, обруч, винтовка, лыжи, коньки...

Площадки и место спортивных занятий — каток, канал, поле, корт и т.д. Занятия могут проходить на открытом воздухе, в залах, стрелковых тирах, на гребных каналах, велотреках, трассах и т.д.

Поэтому очень трудно сформулировать единое понятие «спорт». Так, известный в мире теоретик спорта Н.И.Пономарев пишет: «Спорт — это социальный институт воспитания, имеющий харак­тер игровой физической деятельности» [10]. Более точное опреде­ление, подчеркивающее соревновательную сущность спорта, дает В.М.Выдрин: «Спорт — это игровая деятельность, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях со­перничества» [3]. Именно соревновательная деятельность и подго­товка к ней являются основными признаками, отличающими спорт от физической культуры.

В. И. Столяров подчеркивает, что в ходе соревнований, подго­товки к ним и деятельности соответствующих институтов склады­ваются определенные социальные отношения, которые опирают­ся на конкретную систему ценностей и осуществляются на основе определенных норм, принципов и т.д. [12].

Учитывая многообразие этого явления, Л.П.Матвеев [8] дал определение спорта в широком и узком смысле. Он предлагает по­нятие «спорт» (в широком смысле слова) использовать для обо­значения всего комплекса взаимосвязанных со спортом явлений: собственно соревновательную деятельность, специальную подго­товку к ней, а также межчеловеческие отношения и поведенчес­кие нормы, складывающиеся на основе этой деятельности.





Такое понимание спорта существенно отличается от восприя­тия его как занятий физическими упражнениями в массовых фор­мах физической культуры.

Будучи одной из человеческих и социальных ценностей, физи­ческая культура выступает с программой совершенствования при­родной основы человека, его физической организации, а также как культура образа жизни людей, человеческого общества в це­лом. Поэтому в определенном смысле она становится предпосыл­кой других уровней общекультурного бытия: культуры мировоз­зренческой, политической, нравственной и т. п. Более того, физи­ческая культура специфически способствует проявлению индиви­дуальности и тем самым участвует в реализации главной цели об­щества — совершенствовании человека. Она создает условия для его духовного обогащения, по существу выполняет те же функ­ции, которые характерны для общечеловеческой культуры в це­лом. Физическая культура ориентирует человека на разнообразные формы социальной активности.

Физическая культура выполняет специфически личностную функцию — компенсационную, обеспечивающую формирование индивидуального интереса к физическому совершенству как со­циально и культурно осознаваемой потребности. Можно утверж­дать, что на современном этапе общественного прогресса начина­ет действовать закон возрастания общечеловеческой потребности в различных видах физической культуры в качестве стимулятора гармонизации человека, преодоления его частичности, воссозда­ния целостности его личной структуры.

Физическая культура по природе своей полифункциональна. Круг ее социально-экономических функций постоянно расширяется, во многом качественно трансформируется.

Физическую культуру нельзя рассматривать с чисто утилитар­ных позиций, поскольку занятия различными ее видами просто увлекательны, приносят человеку радость, удовлетворяют его ес­тественную потребность в движении, полноценном отдыхе, обще­нии и т. п.

Дефицит двигательной активности и стрессы в современных условиях развития общества являются важнейшими причинами тех негативных изменений в состоянии здоровья населения, ко­торые наблюдаются сегодня во всех экономически развитых стра­нах. Гиподинамия и нервные перегрузки не только ослабляют со­противляемость организма человека, но и служат причиной тя­желых патологических явлений, в значительной мере обусловли­вая рост сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, психичес­ких и целого ряда других «болезней века». Медики в этой связи единодушно указывают на развитие физической культуры как одного из основных направлении профилактической работы. За­нятия различными видами физической культуры рассматривают-

ся как фактор борьбы с гиподинамией и путь к здоровой психо­эмоциональной деятельности. Систематические занятия постепен­но превращаются в обязательное условие нормального функцио­нирования человека.

Наши рекомендации