Роль средств массовой информации в оценке значимости олимпийского спорта
Роль СМИ в развитии олимпийского спорта очень высока. Именно они, формируя общественное мнение, могут как повысить интерес к олимпийским играм, так и понизить его, что особенно ярко видно в самом начале XXVII Олимпийских Игр в Сиднее. Тогда неудачное выступление наших спортсменов вызвало отрицательную реакцию в российской прессе. Раздувание первых провалов и построение негативных прогнозов вызвало пораженческое настроение среди россиян и спортсменов олимпийской сборной. Буквально на глазах у мировой и отечественной общественности падал авторитет российского спорта. Самые мрачные прогнозы со стороны журналистов сопровождали выступления российских спортсменов. Все меньше телезрителей верили в успех нашей команды, все реже смотрели олимпийские телепрограммы. Однако день за днем Олимпиада набирала ход, все чаще в роли победителей стали появляться россияне. Спортивная и художественная гимнастика, борьба, фехтование, игровые виды спорта, стрельба расставили все на свои места. В итоге российские спортсмены завоевали самое большое количество медалей — 88, среди которых 32 золотые, уступив по количеству золотых медалей только команде США. Тем не менее российские СМИ нанесли тяжелый удар по национальному самосознанию населения страны.
Нами была предпринята попытка выработки системы мероприятий, обеспечивающих акцентированное отражение в массовом сознании россиян успешных выступлений и смягчение реакций на неудачные выступления российских спортсменов на Олимпийских играх. Для этого было проведено социологическое исследование, которое показало, что способы влияния на общественное мнение, применяемые российскими СМИ в период Олимпиады, не всегда были объективными и профессиональными. Нами были выявлены и обобщены наиболее часто использовавшиеся пропагандистские приемы, вольно или невольно формировавшие негативное отношение к выступлению российской команды.
Первый прием в теории «паблик релейшнз» назван «навешивание ярлыков». Суть его заключается в придании людям или явлениям отрицательного или положительного оттенка. Так, например, из сообщений некоторых СМИ мы не раз могли слышать о неолимпийском возрасте такого спортсмена, как Вячеслав Еки-мов, о травмах и неудачной предолимпийской подготовке Ирины Приваловой. В их победу не верили журналисты, более того, осуждали руководство и тренеров за включение их в олимпийскую команду. Олимпиада показала обратное: и Екимов и Привалова стали олимпийскими чемпионами.
Второй прием — «смещение акцента». Рекламная заставка Олимпийских игр акцентировала внимание на продукции спонсора трансляций Игр — компании «Самсунг», хотя главный акцент нужно было бы сделать именно на самой Олимпиаде или по крайней мере на рекламе спортивных услуг и товаров.
Третий прием — «свидетельства». В отличие от предыдущего приема этот был направлен на определенное акцентирование внимания. Это распространенный рекламный ход, когда профессиональных спортсменов используют для того, чтобы стимулировать потребителей покупать товар, подчеркивая, что его одобряют приглашенные знаменитости. Например, известный во всем мире борец Александр Карелин участвовал в рекламе обычного сока «Наш чемпион». Также многие знаменитые спортсмены появились в рекламе компании «Самсунг».
Четвертый прием — «подтасовка карт». Обсуждение лишь одной стороны события, освещение фактов, отражающих лишь одну точку зрения, замалчивание других фактов или мнений. В итоге мы имеем дело с искажением и неправильным освещением сути происходящего. Это было ярко продемонстрировано в самом начале информирования о сиднейской Олимпиаде. Панические настроения прессы, непрофессиональная оценка программы Игр, отсутствие компетентного комментария к календарю Игр были вызваны односторонним взглядом на происходящие события.
Пятый прием — «запрещенное замалчивание». Мастерская форма пропаганды, типа тонкого намека, предположения, инсинуации. Примером этого приема могут послужить прогнозы неизбежного провала, даваемые всей, даже довольно далекой от спорта прессой.
И последний прием, названный «подрывной риторикой», прослеживался на всем протяжении освещения Игр. Давая отрицательные оценки выступлению российской сборной, СМИ ставили под сомнение саму идею олимпизма, принижали значимость олимпийских игр и необходимость развития олимпийского спорта в России.
Факт поражения в самом начале Игр российской команды, опустившейся 17 сентября до 11-го места в неофициальном командном зачете (НКЗ), отрицать нельзя, однако даже в такой ситуации можно было формировать позитивное общественное мнение при наличии у спортивных журналистов двух главных составляющих: глубоких профессиональных знаний и профессиональной этики.
Как профессионал спортивный журналист должен быть, во-первых, широко и разносторонне образованной личностью с высоким уровнем знаний. Владея фундаментальными журналистскими знаниями и умениями (русский язык, литература, связи с общественностью и др.), он должен понимать спортивную психологию, педагогику, культурологические и социологические аспекты спорта.
Во-вторых, настоящий спортивный журналист должен пройти школу спорта, понять специфику спортивной деятельности, поиграть в спортивной команде, почувствовать успех и поражение, испытать трудности строгого спортивного режима, досконально познать все беды и радости, которые приносит спорт. Только тогда в спортивных материалах мы не увидим фальши, . неискренности, оторванности от реальной жизни, узнаем настоящий спорт со всей его привлекательностью и со всеми его проблемами.
Так как в высших физкультурных учебных заведениях только сейчас разворачивается система подготовки кадров по специальности «спортивная журналистика», выпуска настоящих спортивных журналистов следует ждать только через несколько лет, однако уже сегодня нужно формировать их профессиональную этику.
Как известно, в каждой профессиональной деятельности существует некий этический кодекс, нормы поведения специалиста, как, например, «клятва Гиппократа», которую дают молодые врачи. Очевидно, что уже практикующим спортивным журналистам совместно со специалистами по этике следует разработать свод принципов и правил, которые станут главным ориентиром их профессии и будут призваны регулировать этическую сторону их дальнейшей деятельности.
На наш взгляд, кодекс должен включать в себя такие пункты, как:
—ответственность;
—достоверность и объективность;
—правила честной игры;
—клятва журналиста.
Возможно, появление специалистов, обладающих вышеперечисленными качествами, позволит сделать освещение последующих Олимпийских игр и спортивных соревнований более объективным и эффективным для пропаганды ценностей олимпизма, спорта, создания моды на здоровье, повышения национального престижа России.
Вопросы и задания
1.Какую характеристику вы дадите содержанию ценностного потенциала физической культуры и спорта?
2. Докажите интегративную сущность валеологических ценностей физической культуры и спорта.
3. Покажите существенные различия в содержании физкультурного и физического воспитания.
4. Обоснуйте преемственность содержания олимпизма, олимпийской культуры и олимпийского воспитания.
5. Как вы оцениваете деятельность СМИ в пропаганде олимпийского спорта?
Литература
1. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого. — М., 1988.
2. Бальсевич В.К., Лубышвва Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теория и практика физической культуры. — 1995. — №4.
3. Визитей Н.Н. Физическая культура личности. — Кишинев, 1989.
4. Виноградов П. А. Социокультурные аспекты пропаганды ЗОЖ, физической культуры, олимпизма // Социокультурные аспекты физической культуры и ЗОЖ. — М., 1996.
5. Лубышева Л. И. Концепция формирования физической культуры человека. — М., 1992.
6. Лубышева Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теория и практика физической культуры. — 1997. — № 6.
7. Лубышева Л. И., Бальсевич В. К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни // Материалы международной конференции «Современные исследования в области спортивной науки». — СПб., 1994.
8. Лубышева Л. И. Концепция физкультурного образования: Методология развития и технология реализации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1996. — № 1.
9. Парсонс Т. Человек в современном мире: Пер. с англ. / Под общ. ред. В.А.Кувакина). — М., 1985.
10. Столяров В. И. Ценности спорта и пути его гуманизации. — М., 1995.
11. ЭндрюсД. К. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии // Теория и практика физической культуры. — 1993. -№1.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА,
ИХ ОСНОВНЫЕ РАЗЛИЧИЯ И ПУТИ ИНТЕГРАЦИИ
Историко-культурологические предпосылки возникновения спорта и физической культуры
Современное представление о культуре физической тесно связывается со спортом, спортивной деятельностью как единым социальным феноменом.
Целью данной лекции является попытка проанализировать сущность физической культуры и спорта с историко-социологических позиций, выявить их основные различия и найти пути интеграции в реализации социальных функций.
Для того чтобы понять природу и закономерности развития любого явления, необходимо обратиться к его истокам и генезису. Однако исторические аспекты, как правило, являются дискусси-
онными. Спорт и физическая культура в этом смысле не являются исключением.
Анализируя причины происхождения спорта, можно выделить несколько достаточно аргументированных суждений, объясняющих истоки его развития. Так, в научных трудах советских ученых возникновение спорта объясняется развитием трудовой деятель- • ности и социальной потребностью в эффективных средствах и способах формирования у подрастающего поколения необходимых физических и духовных качеств [9, 10]. Такая постановка вопросов в значительной мере послужила основанием для утверждения о единой природе культуры физической и спорта.
Однако историко-социологическое исследование Н.Р.Ермак и Р. А. Пилояна [4] доказывает, что спорт появился в первобытнообщинном обществе в первую очередь как один из способов разрешения личностных конфликтов путем состязания в силе, ловкости, выносливости. Тем не менее зачастую эти состязания (бег, стрельба из лука) происходили с использованием ведущей трудовой деятельности — охоты. По свидетельству историков, в культуре племен, живущих в первобытнообщинном строе, не удается обнаружить признаков физического воспитания. Аборигены начали использовать игры и состязания как способ мирного противоборства в отличие от кровопролития. Обряды выбора вождя, завоевание невесты как мирное противоборство появились значительно раньше, чем подготовка к состязаниям [4].
Известный философ М.Я.Сараф [11] связывает возникновение современного спорта также не с потребностями физического совершенствования и нетрадиционными формами праздников, а с преимущественными возможностями спортивной деятельности как досужего развлечения.
Близка к его точке зрения позиция историка Л. Куна, который отмечает, что наиболее существенную роль в возникновении и развитии спорта в Англии сыграли скачки. Более того, сам термин «тренинг» первоначально означал подготовку лошадей к соревнованиям [5].
Интересные, на наш взгляд, суждения о генезисе спорта высказывают зарубежные ученые. Так, испанский философ Ortega-y-Gasset [13] главенствующую роль в жизни человека и общества отводит игре, утверждая, что все виды деятельности, связанные с достижением утилитарных ценностей, — это явления второго порядка. Поэтому именно спорт, как утверждает философ, является основой культуры и цивилизации.
Несмотря на некоторую категоричность данного тезиса, позиция испанского философа нам кажется достаточно убедительной и обоснованной. Действительно, человек вырастает из мира игры. Игра для ребенка — это познание мира и осознание себя. Первые осознанные движения — это тянущаяся к игрушке рука ребенка,
игровое содержание наполняет жизнь ребенка с первых месяцев его появления на свет. Большинство людей не расстается с игрой всю жизнь. В спорте человек, как ни в какой другой деятельности, подчиняясь духу игры и состязательности, находит возможности для выражения эмоций, самореализации, добивается признания, а самое главное, овладевает природным миром посредством развития собственного тела и духа.
Существуют явные различия в подходах к объяснению вопроса, для чего наши предки начали состязаться между собой, однако все они сходятся в одном: спорт изначально возник как самостоятельный феномен, а затем постепенно превратился в систему физического воспитания. Спорт становится важнейшим ее элементом, формой и способом физического совершенствования человека, его подготовки к трудовой и другим видам деятельности.
Исторически физическая культура складывалась прежде всего под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. В то же время по мере становления систем образования и воспитания физическая культура превращалась в базовый фактор формирования двигательных умений и навыков. При этом она использует спорт как одно из важных и эффективных средств для достижения целей физического воспитания. *
Прикладность физкультурной деятельности по отношению к главным сферам жизнедеятельности индивида и общества представляется очевидной. Под прикладностью подразумевается ее пригодность и полезность в подготовке человека к жизненной практике и деятельности. Основу прикладное™ составляет действенность факторов физической культуры, которые повышают результативность возможностей организма человека и как следствие — различных видов деятельности [9]. Исследователи генезиса физической культуры сходятся в том, что ее становление и развитие обусловлены использованием присущих ей факторов для обеспечения физической подготовленности подрастающего поколения к трудовой и военно-служебной деятельности.
Таким образом, совершенно очевидно, что физическая культура возникает и развивается как один из первых и наиболее существенных способов воспитания и социализации, а спорт — как средство и форма выявления социального признания высших физических, психических и духовных способностей индивида или команды.
Социальная природа спорта и физической культуры
Современный спорт — это довольно сложное и полифункциональное социальное явление, которое, конечно, претендует на особое место в общественной жизни и требует отдельного научного изучения.
Достаточно сказать, что современный спорт нельзя рассматривать как моноявление, учитывая его многогранность и полифункциональность. Уже с начала XX в. существуют следующие разновидности спорта:
— массовый спорт, в котором действует соревнование и ценится высокий спортивный результат, причем в большей степени он рассматривается как средство физического воспитания, физической рекреации и двигательной реабилитации;
— профессиональный спорт, обусловленный коммерческими интересами и являющийся источником существования спортсменов;
— олимпийский спорт, содержащий в своей основе высокие гуманистические традиции, реализующие идеалы олимпизма.
Если подойти к феномену спорта с позиций дифференциации, то имеет место многоликость социальной природы спорта, поскольку она включает в себя самые разнообразные виды деятельности: Олимпийские игры, шахматы, бильярд, игра в карты, путешествие на яхте... Если говорить о спортивном инвентаре, то в одних видах спорта — это автомашина, мотоцикл, самолет, модель, в других — мяч, городки, лента, обруч, винтовка, лыжи, коньки...
Площадки и место спортивных занятий — каток, канал, поле, корт и т.д. Занятия могут проходить на открытом воздухе, в залах, стрелковых тирах, на гребных каналах, велотреках, трассах и т.д.
Поэтому очень трудно сформулировать единое понятие «спорт». Так, известный в мире теоретик спорта Н.И.Пономарев пишет: «Спорт — это социальный институт воспитания, имеющий характер игровой физической деятельности» [10]. Более точное определение, подчеркивающее соревновательную сущность спорта, дает В.М.Выдрин: «Спорт — это игровая деятельность, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях соперничества» [3]. Именно соревновательная деятельность и подготовка к ней являются основными признаками, отличающими спорт от физической культуры.
В. И. Столяров подчеркивает, что в ходе соревнований, подготовки к ним и деятельности соответствующих институтов складываются определенные социальные отношения, которые опираются на конкретную систему ценностей и осуществляются на основе определенных норм, принципов и т.д. [12].
Учитывая многообразие этого явления, Л.П.Матвеев [8] дал определение спорта в широком и узком смысле. Он предлагает понятие «спорт» (в широком смысле слова) использовать для обозначения всего комплекса взаимосвязанных со спортом явлений: собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также межчеловеческие отношения и поведенческие нормы, складывающиеся на основе этой деятельности.
Такое понимание спорта существенно отличается от восприятия его как занятий физическими упражнениями в массовых формах физической культуры.
Будучи одной из человеческих и социальных ценностей, физическая культура выступает с программой совершенствования природной основы человека, его физической организации, а также как культура образа жизни людей, человеческого общества в целом. Поэтому в определенном смысле она становится предпосылкой других уровней общекультурного бытия: культуры мировоззренческой, политической, нравственной и т. п. Более того, физическая культура специфически способствует проявлению индивидуальности и тем самым участвует в реализации главной цели общества — совершенствовании человека. Она создает условия для его духовного обогащения, по существу выполняет те же функции, которые характерны для общечеловеческой культуры в целом. Физическая культура ориентирует человека на разнообразные формы социальной активности.
Физическая культура выполняет специфически личностную функцию — компенсационную, обеспечивающую формирование индивидуального интереса к физическому совершенству как социально и культурно осознаваемой потребности. Можно утверждать, что на современном этапе общественного прогресса начинает действовать закон возрастания общечеловеческой потребности в различных видах физической культуры в качестве стимулятора гармонизации человека, преодоления его частичности, воссоздания целостности его личной структуры.
Физическая культура по природе своей полифункциональна. Круг ее социально-экономических функций постоянно расширяется, во многом качественно трансформируется.
Физическую культуру нельзя рассматривать с чисто утилитарных позиций, поскольку занятия различными ее видами просто увлекательны, приносят человеку радость, удовлетворяют его естественную потребность в движении, полноценном отдыхе, общении и т. п.
Дефицит двигательной активности и стрессы в современных условиях развития общества являются важнейшими причинами тех негативных изменений в состоянии здоровья населения, которые наблюдаются сегодня во всех экономически развитых странах. Гиподинамия и нервные перегрузки не только ослабляют сопротивляемость организма человека, но и служат причиной тяжелых патологических явлений, в значительной мере обусловливая рост сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных, психических и целого ряда других «болезней века». Медики в этой связи единодушно указывают на развитие физической культуры как одного из основных направлении профилактической работы. Занятия различными видами физической культуры рассматривают-
ся как фактор борьбы с гиподинамией и путь к здоровой психоэмоциональной деятельности. Систематические занятия постепенно превращаются в обязательное условие нормального функционирования человека.