Протестантизм и протестантская этика
Решающую роль в возникновении капитализма Вебер отводил протестантизму. Протестантизм (от лат. protestans, p. п. protestantis — публично доказывающий) — одно из главных направлений христианства (наряду с католицизмом и православием), представляющее собой совокупность многочисленных и самостоятельных церквей и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией — широким антикатолическим движением XVI в. в Европе. Этот термин подразумевает идейный протест против сложившегося церковного канона, господствующей идеологии или существующего социального устройства. Первоначальными формами протестантизма были лютеранство, цвинглианство и кальвинизм, унитарианство и социанство, анабаптизм и меннонитство, англиканство. В дальнейшем возник ряд течений, известных как поздний протестантизм, или неопротестантизм: баптисты, методисты, квакеры, адвентисты, пятидесятники, свидетели Иеговы, мормоны, или «Святые последних дней», Армия спасения, Христианская наука и др.
Большинство течений протестантства формировалось под идеей религиозного возрождения в виде ривайвелизма (движения духовного возрождения). В настоящее время протестантизм наиболее распространен в Скандинавских странах, США, Канаде, Германии, Великобритании, Нидерландах, Швейцарии. Сегодня общее число протестантов достигает почти 500 млн человек. Мировым центром протестантизма по праву считаются США, где обосновались штаб-квартиры баптистов, адвентистов, свидетелей Иеговы и других протестантских церквей и деноминаций. Протестантизм можно квалифицировать как одно из фундаменталистских движений, поскольку он, как и подобает подобным идейным направлениям, основан на стремлении воскресить «забытое и искаженное» вероучение первохристиан.
Стремление вернуться к истинным христианским ценностям и незамутненному сознанию отцов церкви получило весьма противоречивое оформление: протестанты сохранили основные догматы, в том числе представление о бытии Бога, о бессмертии души, рае и аде (отвергая при этом католическое учение о чистилище), об Откровении и др., но почти полностью изменили обрядовую часть. Протестанты старались во всем походить на первых христиан, не имевших роскошных храмов и икон, имущества и иерархии. Простота в отправлении культа у них сочетается с фанатичной преданностью Богу, образ которого, как они считают, надо носить в своем сердце, а не вешать на стены. Поэтому убранство протестантских церквей крайне
45 ФеврЛ.Укт. соч. С. 214.
простое и даже бедное. В молитвенных домах протестантов нет пышного убранства, алтарей, образов и статуй, сняты колокола. Протестантизм упразт-нил многие таинства, оставив только крещение и Евхаристию, отверг учение о благодати, упразднил молитвы за умерших, почитание святых и многочисленные праздники в их честь, почитание мощей и образов. Богослужение протестантов предельно упрощено и сведено к проповеди, молитве и пению псалмов и гимнов на национальных языках. Библия провозглашена единственным источником вероучения, а Священное Писание отвергнуто Библия была переведена на национальные языки, а ее изучение и толкование стало главной обязанностью каждого верующего. Принцип всеобщего священства заложил основу демократического устройства общин (равенство мирян и духовенства, выборность, отчетность и т.д.).
Протестантизм, по мнению С.С. Авериниева, создал культуру — мирскую и церковную, которая отличается от католической и православной: особый интерес к Библии (включая Ветхий Завет), библейские чтения в семейном кругу; перенос акцента с церковных таинств на проповедь, а с личного послушания духовным «предстоятелям» и практики регулярной церковной исповеди — на индивидуальную ответственность перед Богом; новая деловая этика, оценивающая бережливость, порядок в делах и уверенность в себе как род аскезы, а успех как знак Божьего благоволения; бытовая респектабельность, равно удаленная от монашеской суровости и аристократического великолепия. Такая культура воспитывала людей волевых, инициативных, внутренне уединенных — человеческий тип, сыгравший важную роль в становлении раннего капитализма и вообще цивилизации Нового времени.
Протестантизм отказался от противопоставления духовенства мирянам и сложной церковной иерархии, монашества и целибата, присущих католицизму, выступив
за упрощение религиозного культа. Обмирщая церковь, протестантизм упразднил монастыри и монашество. Каждый христианин, будучи избранным и крещеным, получает «посвящение» на общение с Богом, право проповедовать и совершать богослужение без посредников (церкви и духовенства).
Протестантизм активно прокладывал дорогу капитализму, а католицизм и православие все еще отражали эпоху феодализма (разумеется, социальная приписанность типа религии к типу общества всегда является условной и может использоваться лишь как научная метафора). Недаром протестантский север Европы (к которому позднее присоединятся США) по темпам индустриального развития обогнал южные регионы Европы — центры католицизма, не говоря уже о православной России, значительный вклад в капитализацию и индустриализацию которой внесли, как известно, старообрядцы, выработавшие свой аналог протестантской этики. Для новых течений протестантизма в XX в. характерна проповедь «религии без бога» (т.е. только как нравственного учения).
По мнению Вебера, изменение экономической структуры в Англии от феодализма к капитализму и частному предпринимательству произошло в XVI в. Одним из важных факторов такого изменения была специфическая протестантская этика.
Протестантская этика — неформальная система норм и ценностей протестантизма, регламентирующих человеческие отношения и общественное поведение и являющихся основанием социально-этических оценок. В отличие от евангельских заповедей правила протестантской этики строго не фиксированы и не входят в канон. Они содержатся в учениях идеологов Реформации или выводимы из них, отдельные правила включены в конкретные исповедания веры. Термин «протестантская этика» и его эквиваленты («кальвинистская мораль», «пуританская трудовая этика») не характерны для богословской лексики — они обрели понятийную строгость главным образом в социологических и религиоведческих исследованиях.
Теоретическую базу протестантской этики составляет протестантское понимание человека, конкретизированное в концепциях благодати, предопределения, призвания и т.п. Основанные на них принципы нравственности заметно расходились с христианской моралью Средневековья. Протестантская трактовка благодати представила жизненную судьбу и спасение человека заранее определенным немотивированным решением Бога, что автоматически отрицало автономию человеческой деятельности и значение для спасения «добрых дел» католицизма, среди которых главными были оказание поддержки церкви и выполнение ее предписаний. Согласно протестантизму, основными симптомами избранности к спасению являются сила веры, продуктивность труда и деловой успех. Стремление верующего доказать себе и другим свою богоизбранность создало сильнейший стимул к предпринимательству и базу новых моральных норм и критериев. Деловая сметка и богатство стали богоугодны. Согласно М. Лютеру, получить меньшую прибыль при возможности получения большей — значит согрешить перед Богом. Протестантская этика освятила труд и осудила праздность, практическим следствием чего в ряде стран было суровое законодательство против бродяг (главным образом экспроприированных крестьян), оказавшееся эффективным средством создания рынка дешевой рабочей силы.
Трактовка профессии как ответа на требование (призыв) Бога сделало обретение специальности и постоянное совершенствование в ней моральным долгом. Призрение нищих, рассматривавшееся в католицизме как одно из добрых дел, протестантизмом осуждалось — милосердие понималось прежде всего как предоставление возможности обучиться ремеслу и работать. Особой добродетелью считалась бережливость — расточительность или невыгодное капиталовложение были греховны. Протестантская этика регламентировала весь образ жизни: ее требования относились к производственной и социальной (законопослушание) дисциплине и качеству труда; она осуждала пьянство и разврат, требовала крепить семью, приобщать детей к труду и обучать читать и понимать Библию; истинный христианин обязан быть опрятным в быту, аккуратным и прилежным в труде, честным в выполнении обязательств и знать, что лучший способ угодить Богу — получать возможно большую прибыль.
Осуждение лености в протестантизме относилось и к людям, живущим лишь рентой, и к ростовщикам, но не распространялось на живущих за счет банковского процента. Грамотность была угодна Богу (в ряде пуританских колоний Америки в XVII в. были приняты законы об обязательном начать-ном образовании). Но, поскольку главным ее назначением было освоение Писания, протестантизм выступал против секуляризации школы. Антипросветительский характер протестантской этики проявился и в осуждении театра, живописи, светской литературы, развлечений как непродуктивной траты времени и средств, однако эти виды деятельности были нравственно оправданны, если становились источником дохода.
Протестантская этика, согласно Веберу, явилась духовным выражением новых тенденций в западноевропейском обществе и в таком качестве действительно сыграла важную роль в формировании дисциплины и культуры труда. Она отразила психологию и надежды широких слоев тружеников и воплотила общечеловеческие ценности: высокий социальный статус и достоинство труда, уважительное отношение к любому виду полезной для людей деятельности, необходимость профессионального совершенствования, честность и обязательность в человеческих отношениях и др. Современные протестанты ратуют за возвращение к традиционным ценностям трудолюбия, справедливости, бережливости, критикуют социальные программы помощи бедным за счет налогоплательщиков как несправедливые в отношении к работающим, защищают патриархальные идеалы (безраздельную власть отца в семье, неравноправие женщин и пр.), считают безработицу и бедность следствием лености и нежелания обрести профессию или хорошо трудиться.
Вебер отдавал себе отчет в том, что нарисованная им картина протестантской трудовой этики и ее влияние на зарождение капитализма — это всего лишь историческая реконструкция того, что было на самом деле. Но реконструкция сознательная, предпринятая им на основе его же методологии «идеальных типов». Эмпирическая реальность может и не соответствовать тому идеальному типу протестантизма, который изобразил Вебер. В частности, с критикой веберовской версии выступили протестантские теологи, считая, что он серьезно исказил суть дела46. По мнению Г. Робертсона, движущей силой капитализма был католицизм, а согласно теории Л. Брентано, таковой выступали политические идеи47.
Достоинством веберовской теории генезиса капитализма является увязка экономических и социальных аспектов. Вебер раскрыл влияние экономики на социальную структуру общества на примере современного капитали з-ма, обозначив два основных класса — буржуазию и пролетариат. Они привязаны к четвертому варианту, если следовать модели Ф. Паркина. Однако для других вариантов Вебер не дает столь четкой привязки, поэтому остается только догадываться о том, какая социатьная структура, какие классы, сословия и социальные группы соответствуют тому или иному историческому
типу капитализма.
4(' История буржуазной социологии XIX - начала XX в. М, 1979. С. 294.
47 Се.'шгмен Б. Основные течения современной экономической мысли. М., 1968. С. 43—44.
ЭВОЛЮЦИЯ КАПИТАЛИЗМА
В социологической литературе, как зарубежной, так и отечественной, еще не сложилось окончательного мнения относительно того, какое из двух понятий — капитализм или индустриальное общество — является более широким и включает другое как свою часть или аспект. Одни авторы полагают, что капиталистическое общество — это частный случай индустриального, что капитализм — лишь одна из форм выражения или один из этапов развития индустриального общества. Другие авторы утверждают прямо противоположное: индустриальный взлет был возможен лишь потому, что на определенном историческом этапе появился мощный класс собственников. Каких бы разных позиций ни придерживались социологи, но все они сходятся во мнении, что индустриальное общество и капитализм — два тесно связанных между собой понятия.
ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ
Капитализм означает такую систему производства, основная часть которой находится в частной собственности относительно немногочисленной группы людей, систему производства, организованную ради получения прибыли. Капиталистическим считается общество, где подавляющая часть людей (У4 занятого населения) является наемными работниками или нанимателями. Капитализм — специфический тип общества, которое образуют независимые друг от друга ассоциации (товарищества, компании, акционерные общества) и экономические институты (рынок, кредитная система, биржи, банки, собственность), созданные для выполнения основных экономических функций (изготовление товаров и оказание услуг), которые при других типах общества выполнялись бы семьей, родом, кланом, общиной или государством. Капитализм успешно функционирует только тогда, когда существуют частная собственность, свобода контракта, прибыль, накопление капитала и инвестиций, широкая кредитная система, свободный рынок труда, заработная плата и рынок товаров и услуг, на котором цены определяются спросом, предложением и конкуренцией.
Капитализмом двигает рынок, а рынком управляют спрос и предложение, которые в свою очередь зависят от уровня цен. Чем выше цены, тем меньше товаров люди стремятся купить, и наоборот. Таким образом, в каждый данный момент времени существует определенное отношение между рыночной ценой товаров и денежным выражением спроса на них. Цены назначают продавцы, а деньги предлагают покупатели. Продавец — посредник меж ту производителем и покупателем. Если производители решат произвести сегодня товаров больше, чем вчера, то возросшее количество предложенных товаров может быть продано только по более низким, чем вчерашние, ценам
Работа при капитализме обладает статусом оплачиваемого труда, а занятия распределяются через рынок труда, где рабочие подыскивают себе работодателей, готовых платить заработную плату или жалованье в обмен на ту пользу, которую они получают от применения навыков, знаний и физических усилий рабочего. Разъясним некоторые фундаментальные понятия, на которых строится курс обществознания.
При капитализме труд выступает товаром. Это означает, что наемный работник, обладающий определенными способностями к труду (он физически и психически здоров) и профессиональной квалификацией (подготовкой, знаниями и практическими навыками по конкретной специальности) предлагает свою рабочую силу предпринимателю в обмен за известное вознаграждение — заработную плату.
Для консервативных социологов типа Питера Бергера капитализм — основа процветания, равенства и свободы, для радикальных социологов типа Карла Маркса такой основой является социализм. Капитализм часто ассоциируется с высоким уровнем неравенства. Когда возможность зарабатывать — единственный путь получить товары и услуги, некоторые индивиды будут способны контролировать больше коллективных ресурсов, чем другие, независимо от их потребностей. Чтобы уменьшить политический эффект дестабилизирующего общество неравенства, капиталистические общества, особенно с демократическим правлением, должны отходить от принципов чисто рыночной системы распределения к инкорпорированию социальных программ благосостояния, медицинского страхования, пенсий и т.д.
Современный капитализм представляет собой тип смешанной экономики. где частная инициатива развивается под «присмотром» государства, конкуренция ограничена влиянием монопольных механизмов. Такая система состоит из двух частей — рыночной и планируемой. Рыночная состоит из мелких фирм и индивидуальных предприятий, цены регулируются только конкуренцией. Планируемую систему образуют крупные корпорации, которые контролируют действия мелких фирм и цены.
Обществом смешанного типа собственности на средства производства является Израиль. Здесь существуют три хозяйственных сектора: государственный, на который приходится 21,5% валового национального продукта, профсоюзный (предприятия Гистадрута) — 20,3% и частный — 58.2 г валового национального продукта. В государственной собственности находятся все электро- и водоснабжение страны и 40% транспорта. Доля государства в обшей сумме внутренних инвестиций превышает 50%. По мнению американского ученого М. Харрингтона, преобразования в плане «нового социализма» на Западе будут сопровождаться «периодическими структурными кризисами капитализма». Харрингтон не предвидит в ближайшие 50 лет такого «последнего» кризиса, который привел бы к замене капитализма социализмом. К середине XXI в. развитые страны, как и сегодня, будут иметь смешанную экономику. На пороге «нового социализма» она будет более человечной, но полностью еще не трансформируется'.
Современные формы капитализма включают: краткосрочное (антициклическое, антиинфляционное) и долгосрочное (макроэкономическое) государственное регулирование; отраслевые и региональные программы (планы), носяшие рекомендательный характер; прямое (законодательные и административные акты) и косвенное регулирование (налоги, расходы государственного бюджета, амортизационная политика). Постепенно утвердившаяся во многих странах социально-ориентированная рыночная экономика и парламентская демократия обеспечили во второй половине XX в. повышение уровня жизни и культуры населения, смягчение социальных противоречий и выработку правового механизма их разрешения.
Если ранний капитализм XIV—XVIII вв. представлял собой лишь один из элементов общества, то современный превратился в общественную систему. Если в прежние времена распространение капитализма ограничивалось отдельными регионами, то современный капитализм охватил всю Западную и Северную Европу всего лишь за 100 лет — с 1750 по 1850 г., а в последующие 50 лет распространился на всю обитаемую территорию планеты. Он стал глобальным, и его принято называть мировым капитализмом.
По мнению П. Друкера, капитализм прежних эпох был уделом небольших, замкнутых общественных групп. Он почти не затрагивал аристократию, землевладельцев, военных, крестьян, представителей свободных профессий, ремесленников, даже наемных рабочих. Капитализм Нового времени активно проникал во все слои общества и трансформировал их. Он привел к быстрому внедрению новых орудий труда, производственных технологий, материалов, сельскохозяйственных культур, методов — всего, что сегодня входит в понятие «технология».
С ростом интернационализации хозяйственной жизни, развитием транснациональных корпораций усиливаются региональная и мировая экономическая интеграция, межгосударственное регулирование экономики. Это нашло отражение в возникновении таких организаций, как Организация экономического сотрудничества и развития, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, Европейское сообщество и др. Они активно помогают нашей стране двигаться по пути рыночных и демократических преобразований. Хотя далеко не всегда нам нравятся их методы «воспитания» (указания, предупреждения, одергивания, экономические санкции и др.), учиться рыночной экономике нам все равно придется.
Коломиицев В. «Конца истории» не будет (К концепции «Цивилизации XXI века»). — http:// www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/00/336/6l.htmi.